Доклад "Формирование нравственных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности"
статья по теме

 Воеводина  Наталья  Петровна

 

В последние годы- отличительные  изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад к семинару

«Формирование нравственных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности»

 

«Кто рассчитывает на год – сеет рис,

на десять лет – сажает сад,

а кто рассчитывает на сто лет –

воспитывает человека»

Восточная мудрость.

В последние годы- отличительные  изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

Проблема нравственного воспитания, формирование компетенции актуальна на всех этапах  развития общества. Важнейшая задача современного воспитания- формирование у школьников духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Цель воспитания тесно связана с ценностями, которые выделяет общество на данном этапе. Если меняются ценности в обществе, то и меняются цели воспитания. Тем не менее, есть ценности, которые остаются неизменными, независимыми от места жительства, национальности, пола и др.- это общечеловеческие, нравственные.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по- разному. Еще в древней Греции Конфуций подчеркивал, что у человека нет лучшего призвания, чем осознать себя человеком. Сократ оценивал человека, как носителя доброго начала от природы внутренне свободную личность, всё поведение которой определяется решением разума. Платон сформулировал требование о воспитании личности через положительный пример: прекрасное  воспитывается на прекрасном. Песталоцци считал, что основа нравственного развития детей- привитие им сочувствия и сострадательности к людям.

К.Д. Ушинский считал, что нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность, трудолюбие, любовь и уважение к родине, к людям и родителям, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства  наряду со скромностью, искренностью и доброжелательностью

Современные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Отводят деятельности особую роль в работе по формированию нравственных компетенций. Именно она является одной из важных составляющих развития личности в целом, т.к. через деятельность  осуществляется все отношения человека с окружающим миром, а также происходит преобразовании е самой личности.

Под компетенцией мы понимаем совокупность определенных знаний, умений и навыков, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать в определенной ситуации.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

Компетентный человек, а в нашем случае ученик, должен не только понимать существо проблемы, но и уметь решать её практически, т.е обладать способами и методами решения. Одна из самых главных задач учителя начальной школы: формировать  нравственную  компетенцию -  готовность ученика, его способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

 Для освоения ребенком нравственных представлений, норм и формирования на их основе ценностных ориентации большим потенциалом обладает повышенная восприимчивость младшего школьного возраста к внешним влияниям; вера в истинность всего, чему учат; способность к освоению образца; способность к эмоциональной идентификации со значимыми другими; становление интеллектуальных, эмоциональных, деловых коммуникативных качеств личности,  обуславливающих возможность активно- деятельностного взаимодействия с окружающим миром.

 Для ориентации младших школьников на нравственные ценности необходимо органично соединить все формы жизнедеятельности: учебную внеклассную , «семейную».

На заседании МО учителей начальных классов в мае 2010г педагоги обсудили одну из  проблем нашей школы: участились конфликты между учащимися (ссоры, ябедничество, драки); нарушения дисциплины, некрасивое поведение в отношении учителей, злость детей, соперничество, неумение порадоваться чужим успехам, зависть. И как следствие коллектив школы поставил перед собой одну из задач: более глубокое формирование нравственных качеств детей. Для этого мы на этот учебный год запланировали  проведение педагогического совета на тему: «Роль педагогов  в нравственно-патриотическом  воспитании детей», и общешкольное родительское собрание в апреле 2011г.по вопросам нравственного воспитания детей.

 В классных коллективах классными руководителями запланированы и проводятся часы общения, беседы и т.д. на темы доброты, чуткого отношения друг к другу, дружбы, гуманного отношения к животным, трудолюбия, привитие таких качеств как честность, уважение к старшим, чувства ответственности за свои поступки.

Уже в этом учебном году ребята школы участвовали в уборке  территории и прилегающих улиц поселка  от мусора;

Еженедельно по понедельникам в школе проводится линейка, где затрагиваются вопросы поведения, обсуждаются  неприличные поступки детей.

Был проведен праздник ко Дню учителя для всего коллектива НШДС.

Приняли участие в районном конкурсе «Портрет учителя». Ученицы школы Ахмадьярова Арина и Черных Дарья получили дипломы 2 степени.

Учитель школы Стребкова Н.В.. приняла участие в районном конкурсе на  лучший классный час «Уроки нравственности: «Из чистого истока»

26.10. 10.   в 1 Б  классе проведен классный час «С детства дружбой дорожи».

        Сейчас готовится праздник ко Дню матери и работы на районный конкурс «Подарок милой мамочке».

        Воспитательная цель современного урока очень актуальна и бесспорна. Практически на каждом уроке мы затрагиваем вопросы воспитания нравственных качеств, интеллигентности, культуры общения в парах, группах, коллективе. Наиболее благоприятные можно посчитать русский язык -через тексты сочинений, изложений, различного рода упражнения. Математика через решение задач. Окружающий мир, трудовое обучение прививает трудолюбие, гуманизм. Особую роль можно отвести  литературному чтению.

          Литературного чтение - это искусство, искусство узнавать, где добро, где зло, поэтому не говорить о нравственных проблемах нельзя. Главное в работе учителя  – приобщить, привить, в конечном счёте, воспитать, сопереживая героям произведений, перевоплощаясь в них, споря с ними, помочь ребятам заглянуть в себя; ценить свою индивидуальность.

Мы вместе с ребятами на уроках сопереживаем, сочувствуем, радуемся, иногда печалимся.

Значимую группу взрослых в развитии младших школьников составляют родители. Именно в семье закладываются основы нравственных ценностей. От  того, как осуществляется семейное воспитание, зависит сформированная в сознании ребенка картина мира. На основе анализа анкет мы выделили  отношение к проблеме формирования нравственных компетенций детей современными родителями учащихся нашей начальной школы (хотя порою интеллектуальный уровень некоторых наших родителей можно поставить под сомнение).

 Большинство родителей хотят видеть своих детей благополучными, успешными, достигшими многого в жизни (24  %),  здоровыми ( 57,1%),  трудолюбивыми (14 %), добрым,  ( 33,3 %), честными (19 %), хорошими семьянинами (23,8 %), счастливыми (28,5%),  уважали и помогали другим людям ( 23,8%), целеустремленным, всегда нужным людям, перспективным, интеллигентным, сумевшим занять достойное место в обществе, преуспевающим, богатым.

Можно сделать вывод, что современные родители понимают судьбоносность формирования у своих детей  нравственных компетенций, и не снимают с себя ответственности в воспитании.

Классные руководители на родительских собраниях обязательно проводят лекции по вопросам нравственности.

Так запланированы: родительские собрания, проводятся  индивидуальные консультации.

С начала года было проведено небольшое исследование среди учащихся школы, для которого была использована методика незаконченного предложения «Если бы я был волшебником…»

Анализ анкетирования «Если бы я был волшебником …» учащихся НШДС № 10

Направленность

1 класс

2 класс

3 класс

 4 класс

%

%

%

%

Игровая

25

21,4

12,5

5,8

Материальная

8,8

7,1

12,5

11,7

Познавательная

19,5

21,4

12,5

11,7

Нравственная

44,4

50

62,5

70,5

Таким образом, мы видим, что в 1 классе, игровая направленность стоит на 2 месте,  к 4 классу уменьшается, зато нравственная направленность увеличивается. Скорее всего это объясняется, тем, что дети взрослеют, умнеют, осознают значимость человеческих ценностей. Нравственная направленность преобладает, значит не все ещё потеряно.

Хочется привести некоторые примеры ответов детей. «Если бы я был волшебником, то я бы сделал, чтобы был мир на земле (Миша Ф), «.. чтобы на земле было добро» (Ира И), «.. чтобы на Земле не было ни одного плохого человека» Диана Д.), «..не делали грехов» (Андрей Ж), «.. чтобы на Земле не было мусора» (Валерия Р), « ..чтобы все люди на свете друг с другом дружили и никогда не ссорились» (Катя О.), « чтобы люди  не голодали» (Паша Б.), « …я бы убрала всё спиртное, наркотики  и сигареты» Настя О.) , «чтобы в мире не было убийств»(Никита С.)

 Есть и такие: « ..чтобы у  Юры Т.  было хорошее поведение»,  построить поскорее новый дом, стал бы президентом, купить новый телефон, слетал бы в Сочи, Египет, Францию,  купил бы машину, построил бы   шоколадную фабрику,  увеличил бы бабушке пенсию»

 Большинство ребят  желают здоровья, счастья своим близким, и учителям, исполнение желаний, чтобы ребята класса были дружными, учились на одни «5», подарили бы подарки всем ребятам и учителям, чтобы школа стала ещё красивее, чтобы никто не ругался.

 Данные результаты доведены до сведения учителей. Работа педагогов школы по формированию нравственных компетенции будет продолжатся, я считаю ещё не один год. Следует учесть, что отношения между родителями и детьми в  семье, ценностные ориентации родителей, их уровень образованности и компетентности также влияют на результаты работы учителя. И все  же считаем, что наша школа может помочь школьникам сориентироваться в общечеловеческих нравственных качествах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

Презентация "Формирование нравственных компетенций на уроках и во внеурочной деятельнорсти "

В последние годы- отличительные  изменения в характере образования - в его направленности, целях, содержании — все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую...

Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.

Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в это...

Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности

Выступление по теме "Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности" построено на  основе педагогического опыта учителя. В  основе лежит программа по ...