ДокладФормирование чувства патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
статья
Доклад формирование чувства патриотизма у школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова»
Обобщение опыта работы по теме:
«Формирование чувства патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».
Учитель начальных классов
Ериклинцева И.Б.
2017 г.
Слайд1 Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был и остаётся патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Сегодня очень важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно – нравственную и социальную ценность. Следовательно, одна из важнейших задач школы –воспитать людей высоконравственных, образованных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения. Слайд2 Для решения проблем патриотического воспитания я выделила основные направления в своей работе:
1. Учебная деятельность
2. Внеурочная деятельность
3. Внеклассная деятельность
4. Работа с родителями
В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета, гражданственности и духовности. Поэтому разработанный курс внеурочной деятельности «Я Гражданин России», который я веду с 1 класса по 4, направлен на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, мероприятиях. Полученные на занятиях опыт и знания помогают юным гражданам обрести уверенность в себе, учат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Основание программы «Я - гражданин России» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
Воспитание патриотизма происходит и в учебной деятельности. Рассмотрим возможности учебных предметов. Слайд3
На уроках литературного чтения и русского языка учащиеся учатся осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи, принципам речевого этикета, выполняют задания творческого и исследовательского характера. На произведениях классиков ребята учатся
любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям. Эмоциональный настрой усиливается, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений, через использование на занятиях стихотворений, пословиц и поговорок. В образах могучих богатырей, в первую очередь, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, воспеты и прославлены в веках мужественные защитники родной земли, беззаветные борцы за ее независимость, спокойствие и свободу. Слайд4
Ознакомление с окружающим миром формирует уважение к России, к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. На уроках отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам нашей страны, знакомимся с важными историческими событиями в ходе становления нашего государства, с выдающимися российскими государственными деятелями, с великими путешественниками, с природой России, родного края. Слайд5
На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире. Слайд6
Уроки технологии и изобразительного искусства дают возможность создавать композиции, аппликации, объемные поделки, пейзажи индивидуальные и групповые на тематику: «Мой край», «Моя улица», «Мой дом». Слайд7
В качестве форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выступают:
-беседы, классные часы;
-встречи со знаменитыми земляками;
-участие в конкурсах, например муниципальных, таких как: Красная книга, Геологическая викторина «Что? Где? Когда?», Символика Карталинского района. Слайд8
Первый урок, с которого я начала учебный год в 1 классе, назывался «Урок гражданина». Цель этого урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. Естественно, что в этом случае учитель не может обойтись без наглядных и прочих
пособий. Так что на своем первом школьном уроке дети познакомились с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации. Естественным дополнением к этому послужили картины родной природы, записи русских народных песен. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Слайд9 Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой национальных отношений. Поэтому очень актуальным было проведение классного мероприятия «Обычаи разных стран», на котором мы познакомились с традициями разных народов, приготовили национальные блюда. Слайд10
Особое место в воспитании патриотизма имеет народная тематика: фольклор, народная поэзия, сказки, эпос, фразеология и лексика родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. В связи с этим на уроках активно используются пословицы, загадки, сказки, песни, во время прогулки дети разучивают и играют в русские народные игры, а также через участие в школьном празднике: Масленица. Слайд11 Каждый год в нашей школе традиционно проходит смотр строя и песни имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова», в котором принимают участие и учащиеся 4-х классов. В прошлом году мы с моим классом заняли 1 место. Это хороший повод для воспитания у школьников чувства патриотизма, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества. Слайд12
Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружён ребенок, в связи с этим ежегодно участвуем в концерте, посвящённом Дню матери.
Сейчас много говорят о воспитании чувств национальной гордости. «Чем могут гордиться россияне?». Такой вопрос я задала на уроке литературы в 5 классе. Вот что ответили дети:
- Наша страна самая большая.
- Россияне могут гордиться своей могучей, великой страной.
- У нас много полезных ископаемых.
-Россия - самая красивая страна. У нас красивая и разнообразная природа.
- Своей историей, великими победами, своей Армией.
-Городом Москвой, Красной площадью, президентом Путиным.
- Освоением космоса.
-Знаменитыми учёными, композиторами, писателями, художниками.
Их ответы говорят о том, что дети 10-11 лет обладают достаточными знаниями, чтобы у них зародилось чувство национальной гордости.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. Я начала работу с изучения семей учащихся 1 класса: социального состава, уровня образованности родителей, их жизненных интересов, степени значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка. Родителям были предложены анкеты: «Мой ребенок», «Духовные традиции семьи», «Досуг ребенка в семье», «Увлечения Вашей семьи». Это позволило мне, как классному руководителю понять уклад жизни семей воспитанников, их традиции и обычаи. Нами осуществляется совместная подготовка к различным праздникам. Ведь праздник в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Родители – наши главные помощники, а часто и участники праздника. Слайд13
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
Патриотизм – великое слово!
К нему обращаемся снова и снова.
Важнее слова сейчас не найдёшь,
К нему призываем свою молодёжь.
И сегодня наш долг педагога -
Поддержать, повести за собой
Молодые и хрупкие души,
Что находятся рядом с тобой.
Слайд14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...
Презентация "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"
Презентация разработана для проведения мастер-класса "Развитие воображения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности". В презентации отражены некоторые теоретические вопросы по данной ...
«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
В статье раскрывается понятие толерантность, которая имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...
Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время
•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...
Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...
Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Формирование патриотических чувств у младших школьниковна уроках и во внеурочной деятельности, доклад на рождественских образовательных чтениях....