Главные вкладки

    Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Ворошилова Валентина Владимировна

     

     

    Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»(автор оригинальной идеи – О.А.Поваляев, ООО «Научные Развлечения») в форме мастер-класса, проведенного в рамках районного методического объединения учителей начальных классов Кондинского района. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Валентина Владимировна Ворошилова,

    учитель начальных классов

    высшей квалификационной категории,

    МБОУ Междуреченская СОШ,

    п.Междуреченский, Кондинский район,

    ХМАО-Югра

    Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

    В течение длительного времени выдающиеся педагоги выявили особенности детей младшего школьного возраста. Одной из них является следующая особенность:  для формирования целостного представления об окружающем мире младшему школьнику необходимо проводить наблюдение и исследование с опорой на все органы чувств [1]. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется созданию доступной развивающей предметной образовательной  среды [4]. Поделюсь положительным опытом  использования детской цифровой лаборатории «Наураша». Вместе с главным героем лаборатории мальчиком Наурашей учащиеся познают мир через исследование с помощью восьми модулей лаборатории: «Температура», «Свет», «Электричество», «Кислотность», «Магнитное поле», «Пульс», «Сила», «Звук». В статье в форме технологической карты представлены примеры некоторых проведенных экспериментов с помощью датчиков лаборатории «Наураша в стране Наурандии», создающих условие для формирования универсальных учебных действий у обучающихся.

    Предлагаю Вашему вниманию примеры использования лаборатории на уроках окружающего мира в целях организации исследовательской деятельности обучающихся. В роли учащихся выступали педагоги районного методического объединения учителей начальных классов, которые вовлечены в исследовательскую деятельность через работу в группах – отделах лаборатории.

    Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления  педагогов с  возможностями использования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

    Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, цифровая лаборатория «Наураша» модуль «Звук»,  «Свет», «Температура», «Кислотность»; ракушки, улитки(игрушки), молоточек, косточки, барабан.

    Ход мастер-класса:

    Деятельность учителя

    Деятельность присутствующих

    1.Мотивационный этап.

    Уважаемые коллеги! (Произносит громко).

    Улыбнитесь, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. (Говорит вполголоса).

    Спасибо. (Произносит шепотом).

    Прочитайте запись на слайде. Как вы понимаете смысл этого высказывания?

    «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, - бесконечно. (Пьер Симон Лаплас) [3].

    -Можно ли остановиться в познании мира?

    -Думаю, вам не терпится поскорее начать наш урок. А посвящен он будет… Вы хотите узнать? Тогда приглашаю вас в лабораторию «Наураша в стране Наурандии». Наураша – мальчик, который работает в виртуальной лаборатории и позволяет обратить процесс познания в увлекательный процесс для учащихся.

    Сегодня и будем в роли исследователей.

    Улыбаются

    Читают и объясняют смысл высказывания.

    -Получение новых знаний – это интересный, творческий и бесконечный процесс.

    2.Организационный. Работа в больших группах – рядах.

    - Исследуйте предложенные предметы в группах. Подумайте, как они связаны с нашим занятием.

    Исследуют предметы на партах: ракушка, улитка, барабан, косточки.

    3.Постановка темы и цели урока.

    -Поделитесь вашими предположениями.

    - Представители от групп выскажите предположения.

    -Так какой орган человека мы сегодня будем исследовать?

    -Какова тема урока?

    -Сформулируйте цель урока.

    Создают модель и комментируют:

    ракушка – раковина, слышен шум моря;

    улитка – живой организм, молоточек – стучит, издает звуки; косточки – скелет, барабан – издает звуки, перепонки у лягушки.

    -Орган слуха.

    -Орган слуха.

    -Познакомиться с особенностями  строения органов слуха, «открытие» секретов работы органов слуха, правил бережного отношения к органам слуха.

    4.Этап усвоения новых знаний. Исследование органа слуха в лаборатории «Наураша. Звук».

    -Сегодня мы проводим исследование по плану:

    1.Исследование звуков;

    2.Изучение строения органов слуха;

    3. Исследование работы отделов органа слуха;

    4.Гигиена органа слуха.

    -Результаты исследований пары научных сотрудников лаборатории предлагаю  заносить в таблицу.

    Игра «Угадайка»

    Просит присутствующих закрыть глаза и выполнить задание: назвать то, что это.

    Играет на бубне, ксилофоне, хлопает в ладоши, постукивает.

    Приглашаю 2 человека. Возьмите лабораторию «Звук», проведем исследование 1.

    Работа с цифровой лабораторией «Наураша», модуль «Звук».  [3].

    Опыт 1. Замер тишины.

    Наураша рассказывает, что такое звук.

    Опыт 2. Что такое громкость. Звуки громкие и тихие. Игра на ксилофоне на одной клавише и на нескольких, наблюдение за изменением рисунка звуковых волн.

    Опыт 3. Что такое громкость. Звуки высокие и низкие. Игра на ксилофоне на одной клавише и на нескольких, наблюдение за изменением рисунка звуковых волн

    Сила звука в зависимости от использования голоса человека, флейты, ксилофона, свистка.

    -Какой вывод можно сделать?

    -Куда попадают звуки?

    Аналогично проводят исследование всех отделов уха, используя статью в учебнике, обучающий мультфильм и  наблюдение.

    -Проверим наши предположения в начале урока. Составляют Модель органа слуха.

    Физкультминутка «Роботы» - 1 мин.

    -Предлагаю отдохнуть всем сотрудникам нашей лаборатории. Представьте, что Вы – роботы, которые выполняют звуковые команды. Закройте глаза.  Сделайте шаг вперед – поворот налево - еще поворот налево – 2 шага вперед – поворот налево – поворот налево - 1 шаг вперед.

    -Что чувствовали? Почему? Что помогло вам вернуться на место?

    -Как Вы думаете? Какой орган чувств мы будем исследовать сейчас?

    Показывают таблицу для работы в паре, карточки, клей.

    Называют, какие слышат звуки.

    Делают вывод: звуки бывают разные. С помощью органов слуха человек узнает новое об окружающем мире.

    Проводят исследование по плану.

    -Звуки бывают разные по громкости, по высоте.

    Звуки бывают разные: тихие и громкие, высокие и низкие. Человек узнает по звукам, что звучит.

    В лаборатории звуки улавливает датчик, а у человека - в уши - в орган слуха.

    Заполняют таблицу.

    Один  рассказывает с опорой на таблицу.

    Выполняют движения с закрытыми глазами.

    -Некомфортно. Страшно. Звуковые сигналы, которые мы услышали с помощью органа слуха. Когда это может помочь в жизни? (В случае, если человек не видит, если на дворе ночь.)

    -Глаза.

    5. Исследование органа зрения в лаборатории «Наураша. Свет».

    Вы хотите продолжить наше интересное исследование? Тогда приглашаю в лабораторию «Наураша. Свет».

    Попрошу мне помочь 2-х сотрудников лаборатории.

    Обучающая информация в репликах Наураши. [3].

    Опыт 1. Сила света в комнате.

    Опыт 2. Сила света фонарика.

    Опыт 3. Сила света экрана компьютера.

    Вывод: сила света больше у фонарика,  с помощью света человек видит предметы, а значит, познает окружающий мир.

    Продолжают исследование органов чувств – глаза.

    Узнают, что такое свет, что с помощью света мы видим.

    Измеряют силу света в комнате с помощью датчика. Наблюдают по индикаторам – лампочкам.

    Измеряют силу света фонарика с помощью датчика. Наблюдают по индикаторам – лампочкам.

    Измеряют силу света экрана ноутбука с помощью датчика. (Поднести к халату героя, к Киберкрысе и т.д.) Наблюдают по индикаторам – лампочкам на интерактивной доске.

    5. Исследование органа зрения в лаборатории «Наураша. «Температура».

    У человека 5 органов чувств, 2 из которых мы рассмотрели. Скажите, пожалуйста,

     как мама узнает, что ребенок заболел? Определяет у детей температуру, если нет градусника?

    Мы  в лабораторию «Наураша. Температура».

    Приглашаю 2-х сотрудников лаборатории.

    Обучающая информация в репликах Наураши. [3].

    Опыт 1. Температура воздуха в комнате.

    Опыт 2. Температура воздуха у окна.

    Вывод: с помощью датчика, термометра можно определить температуру  воздуха, воды, предметов и получить более полную информацию об окружающем мире.

    Продолжают исследование органов чувств – органа осязания.

    С помощью кожи – органа осязания.

    -Рукой, губами.

    Узнают, что такое температура, как определяют температуру тела, вещества.

    Измеряют температуру  воздуха  в комнате с помощью датчика. Наблюдают по индикаторам – лампочкам.

    Измеряют температуру  воздуха  в комнате с помощью датчика. Наблюдают по индикаторам  на интерактивной доске.

    Делают вывод.

    6. О возможностях использования цифровой лаборатории «Наураша»  на уроках и во внеурочной деятельности.

    Данная цифровая лаборатория  создает благоприятные условия для реализации ФГОС НОО: 

    -формирование всех групп УУД, т.к. проведение исследований носят метапредметный характер, обеспечивают преемственность всех ступеней образования, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности;

    -развитие коммуникативных навыков;

    -овладение ИКТ-технологиями.

    Задача курса - развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; подготовка к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

    Цель внеурочной деятельности:

    Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, постижение духовно-нравственных ценностей на основе свободного выбора.

    Цифровая лаборатория решает все эти задачи.

    Лаборатория состоит из 8 модулей: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». Расскажу подробнее о возможностях использования Лаборатории на уроках и во внеурочной деятельности.

    1.Модуль «Температура» можно использовать на уроках окружающего мира по темам «Кожа», «Осязание», «Свойства воды. Снег и лед» [1].

     Исследование растений, животных, человека - во внеурочной деятельности.

    2. Лаборатория «Свет»  обеспечивает интересное исследование при изучении тем по окружающему миру «Глаза. Орган зрения», «Солнце – источник тепла и света», «Солнце, воздух и вода – факторы закаливания»,  «Условия для развития растений»;

     «Свет и тень» - на уроках изобразительного искусства;

    «Компьютер» - на уроках технологии.

    Исследование температуры растений, животных, человека во внеурочной деятельности.

    3. Модуль «Звук» позволяет углубить изучение тем по окружающему миру

    «Орган слуха», «Как сохранить здоровье»;

     «Звуки» - на уроках обучения грамоте;

    «Динамика и ритм музыки» - на уроках музыки.

    Исследование по теме «Звуки», «Влияние громкости звука на здоровье живых организмов».

    4.Лаборатория «Сила» оживит  уроки окружающего мира по теме «Организм человека»;

     уроки математики – по теме «Вес и масса»;

    исследование силы, веса во внеурочной деятельности.

    5. Модуль «Электричество» можно успешно использовать на уроках окружающего мира по темам «Безопасность дома. Бытовые электроприборы»;

     На уроках технологии - «Электричество Электрическая цепь»;

    при исследовании электричества во внеурочной деятельности под контролем педагога.

    6.В лаборатории «Кислотность» проводили исследования на уроках окружающего мира «Органы пищеварения», «Орган вкуса», «Правильное питание.  Полезные и вредные продукты»;

    исследование кислотности продуктов, напитка чайного гриба во внеурочной деятельности.

    7.Модуль «Пульс» можно использовать на  уроках окружающего мира по темам «Сердце – главный орган кровеносной системы.  Пульс»;

     на уроках физической культуры  по теме «Кросс».

    Исследование пульса во внеурочной деятельности – «Движение – это жизнь».

    8.В лаборатории «Магнитное поле» легко продемонстрировать  силу притяжения по теме «Планета Земля. Земля – большой магнит».

    Исследование магнитного поля во внеурочной деятельности – «Использование магнитов в быту и на производстве». [3, 5].

    Слушают, задают вопросы.

    Проводят исследование света в кабинете с помощью цифровой лаборатории «Наураша».

    Проводят исследование кислотности воды, яблочного сока, газированной воды. с помощью цифровой лаборатории «Наураша».

    7.Рефлексивный этап. – 2 мин…

    -Что мы исследовали в нашей лаборатории?

    -Зачем человеку нужны органы чувств?

    Заканчиваю свое выступление словами, которые являются девизом работы в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» и должны стать девизом работы педагогов по организации исследования на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС:

    Если хочешь меня научить чему-то,

    Позволь мне идти медленно…

    Дай мне приглядеться…

    Потрогать и подержать в руках,

    Послушать…

    Понюхать…

    И, может быть, попробовать на вкус…

    О, сколько всего я смогу

    Найти самостоятельно!

    Анна Роговин, «Хочу сделать сам». [3].

    Я благодарю всех сотрудников лаборатории за плодотворную работу.

    Желаю творческих успехов!

    -Мы исследовали звуки, свет температуру, кислотность.

    -Чтобы слышать разные звуки, получать разную звуковую информацию: пение птиц, музыку, речь людей. Чтобы изучать окружающий мир с разных сторон.

    Список литературы

    1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2014. – 240с.

    2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 классы: учебник – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160с.

    3. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е.А.Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015г. – 76с.

    4. ttp://nsportal.ru/

    5. http://festival.1september.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»

    В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...

    Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

    В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

    Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время

    Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...

    Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеклассной работе

    Детское  научное  общество  «Начало»  входит  в  состав   секции  экологии  научного  общества школьников  МОУСОШ №4 г.  Гул...

    Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...

    Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

    Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

    «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)

    Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,упра...