Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»(автор оригинальной идеи – О.А.Поваляев, ООО «Научные Развлечения») в форме мастер-класса, проведенного в рамках районного методического объединения учителей начальных классов Кондинского района.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Валентина Владимировна Ворошилова,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
МБОУ Междуреченская СОШ,
п.Междуреченский, Кондинский район,
ХМАО-Югра
Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС
В течение длительного времени выдающиеся педагоги выявили особенности детей младшего школьного возраста. Одной из них является следующая особенность: для формирования целостного представления об окружающем мире младшему школьнику необходимо проводить наблюдение и исследование с опорой на все органы чувств [1]. Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется созданию доступной развивающей предметной образовательной среды [4]. Поделюсь положительным опытом использования детской цифровой лаборатории «Наураша». Вместе с главным героем лаборатории мальчиком Наурашей учащиеся познают мир через исследование с помощью восьми модулей лаборатории: «Температура», «Свет», «Электричество», «Кислотность», «Магнитное поле», «Пульс», «Сила», «Звук». В статье в форме технологической карты представлены примеры некоторых проведенных экспериментов с помощью датчиков лаборатории «Наураша в стране Наурандии», создающих условие для формирования универсальных учебных действий у обучающихся.
Предлагаю Вашему вниманию примеры использования лаборатории на уроках окружающего мира в целях организации исследовательской деятельности обучающихся. В роли учащихся выступали педагоги районного методического объединения учителей начальных классов, которые вовлечены в исследовательскую деятельность через работу в группах – отделах лаборатории.
Цель мастер-класса: создание условий для ознакомления педагогов с возможностями использования цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, цифровая лаборатория «Наураша» модуль «Звук», «Свет», «Температура», «Кислотность»; ракушки, улитки(игрушки), молоточек, косточки, барабан.
Ход мастер-класса:
Деятельность учителя | Деятельность присутствующих |
1.Мотивационный этап. | |
Уважаемые коллеги! (Произносит громко). Улыбнитесь, пожалуйста, те, у кого хорошее настроение. (Говорит вполголоса). Спасибо. (Произносит шепотом). Прочитайте запись на слайде. Как вы понимаете смысл этого высказывания? «То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего не знаем, - бесконечно. (Пьер Симон Лаплас) [3]. -Можно ли остановиться в познании мира? -Думаю, вам не терпится поскорее начать наш урок. А посвящен он будет… Вы хотите узнать? Тогда приглашаю вас в лабораторию «Наураша в стране Наурандии». Наураша – мальчик, который работает в виртуальной лаборатории и позволяет обратить процесс познания в увлекательный процесс для учащихся. Сегодня и будем в роли исследователей. | Улыбаются Читают и объясняют смысл высказывания. -Получение новых знаний – это интересный, творческий и бесконечный процесс. |
2.Организационный. Работа в больших группах – рядах. | |
- Исследуйте предложенные предметы в группах. Подумайте, как они связаны с нашим занятием. | Исследуют предметы на партах: ракушка, улитка, барабан, косточки. |
3.Постановка темы и цели урока. | |
-Поделитесь вашими предположениями. - Представители от групп выскажите предположения. -Так какой орган человека мы сегодня будем исследовать? -Какова тема урока? -Сформулируйте цель урока. | Создают модель и комментируют: ракушка – раковина, слышен шум моря; улитка – живой организм, молоточек – стучит, издает звуки; косточки – скелет, барабан – издает звуки, перепонки у лягушки. -Орган слуха. -Орган слуха. -Познакомиться с особенностями строения органов слуха, «открытие» секретов работы органов слуха, правил бережного отношения к органам слуха. |
4.Этап усвоения новых знаний. Исследование органа слуха в лаборатории «Наураша. Звук». | |
-Сегодня мы проводим исследование по плану: 1.Исследование звуков; 2.Изучение строения органов слуха; 3. Исследование работы отделов органа слуха; 4.Гигиена органа слуха. -Результаты исследований пары научных сотрудников лаборатории предлагаю заносить в таблицу. Игра «Угадайка» Просит присутствующих закрыть глаза и выполнить задание: назвать то, что это. Играет на бубне, ксилофоне, хлопает в ладоши, постукивает. Приглашаю 2 человека. Возьмите лабораторию «Звук», проведем исследование 1. Работа с цифровой лабораторией «Наураша», модуль «Звук». [3]. Опыт 1. Замер тишины. Наураша рассказывает, что такое звук. Опыт 2. Что такое громкость. Звуки громкие и тихие. Игра на ксилофоне на одной клавише и на нескольких, наблюдение за изменением рисунка звуковых волн. Опыт 3. Что такое громкость. Звуки высокие и низкие. Игра на ксилофоне на одной клавише и на нескольких, наблюдение за изменением рисунка звуковых волн Сила звука в зависимости от использования голоса человека, флейты, ксилофона, свистка. -Какой вывод можно сделать? -Куда попадают звуки? Аналогично проводят исследование всех отделов уха, используя статью в учебнике, обучающий мультфильм и наблюдение. -Проверим наши предположения в начале урока. Составляют Модель органа слуха. Физкультминутка «Роботы» - 1 мин. -Предлагаю отдохнуть всем сотрудникам нашей лаборатории. Представьте, что Вы – роботы, которые выполняют звуковые команды. Закройте глаза. Сделайте шаг вперед – поворот налево - еще поворот налево – 2 шага вперед – поворот налево – поворот налево - 1 шаг вперед. -Что чувствовали? Почему? Что помогло вам вернуться на место? -Как Вы думаете? Какой орган чувств мы будем исследовать сейчас? | Показывают таблицу для работы в паре, карточки, клей. Называют, какие слышат звуки. Делают вывод: звуки бывают разные. С помощью органов слуха человек узнает новое об окружающем мире. Проводят исследование по плану. -Звуки бывают разные по громкости, по высоте. Звуки бывают разные: тихие и громкие, высокие и низкие. Человек узнает по звукам, что звучит. В лаборатории звуки улавливает датчик, а у человека - в уши - в орган слуха. Заполняют таблицу. Один рассказывает с опорой на таблицу. Выполняют движения с закрытыми глазами. -Некомфортно. Страшно. Звуковые сигналы, которые мы услышали с помощью органа слуха. Когда это может помочь в жизни? (В случае, если человек не видит, если на дворе ночь.) -Глаза. |
5. Исследование органа зрения в лаборатории «Наураша. Свет». | |
Вы хотите продолжить наше интересное исследование? Тогда приглашаю в лабораторию «Наураша. Свет». Попрошу мне помочь 2-х сотрудников лаборатории. Обучающая информация в репликах Наураши. [3]. Опыт 1. Сила света в комнате. Опыт 2. Сила света фонарика. Опыт 3. Сила света экрана компьютера. Вывод: сила света больше у фонарика, с помощью света человек видит предметы, а значит, познает окружающий мир. | Продолжают исследование органов чувств – глаза. Узнают, что такое свет, что с помощью света мы видим. Измеряют силу света в комнате с помощью датчика. Наблюдают по индикаторам – лампочкам. Измеряют силу света фонарика с помощью датчика. Наблюдают по индикаторам – лампочкам. Измеряют силу света экрана ноутбука с помощью датчика. (Поднести к халату героя, к Киберкрысе и т.д.) Наблюдают по индикаторам – лампочкам на интерактивной доске. |
5. Исследование органа зрения в лаборатории «Наураша. «Температура». | |
У человека 5 органов чувств, 2 из которых мы рассмотрели. Скажите, пожалуйста, как мама узнает, что ребенок заболел? Определяет у детей температуру, если нет градусника? Мы в лабораторию «Наураша. Температура». Приглашаю 2-х сотрудников лаборатории. Обучающая информация в репликах Наураши. [3]. Опыт 1. Температура воздуха в комнате. Опыт 2. Температура воздуха у окна. Вывод: с помощью датчика, термометра можно определить температуру воздуха, воды, предметов и получить более полную информацию об окружающем мире. | Продолжают исследование органов чувств – органа осязания. С помощью кожи – органа осязания. -Рукой, губами. Узнают, что такое температура, как определяют температуру тела, вещества. Измеряют температуру воздуха в комнате с помощью датчика. Наблюдают по индикаторам – лампочкам. Измеряют температуру воздуха в комнате с помощью датчика. Наблюдают по индикаторам на интерактивной доске. Делают вывод. |
6. О возможностях использования цифровой лаборатории «Наураша» на уроках и во внеурочной деятельности. | |
Данная цифровая лаборатория создает благоприятные условия для реализации ФГОС НОО: -формирование всех групп УУД, т.к. проведение исследований носят метапредметный характер, обеспечивают преемственность всех ступеней образования, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности; -развитие коммуникативных навыков; -овладение ИКТ-технологиями. Задача курса - развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; подготовка к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, постижение духовно-нравственных ценностей на основе свободного выбора. Цифровая лаборатория решает все эти задачи. Лаборатория состоит из 8 модулей: «Температура», «Свет», «Звук», «Сила», «Электричество», «Кислотность», «Пульс», «Магнитное поле». Расскажу подробнее о возможностях использования Лаборатории на уроках и во внеурочной деятельности. 1.Модуль «Температура» можно использовать на уроках окружающего мира по темам «Кожа», «Осязание», «Свойства воды. Снег и лед» [1]. Исследование растений, животных, человека - во внеурочной деятельности. 2. Лаборатория «Свет» обеспечивает интересное исследование при изучении тем по окружающему миру «Глаза. Орган зрения», «Солнце – источник тепла и света», «Солнце, воздух и вода – факторы закаливания», «Условия для развития растений»; «Свет и тень» - на уроках изобразительного искусства; «Компьютер» - на уроках технологии. Исследование температуры растений, животных, человека во внеурочной деятельности. 3. Модуль «Звук» позволяет углубить изучение тем по окружающему миру «Орган слуха», «Как сохранить здоровье»; «Звуки» - на уроках обучения грамоте; «Динамика и ритм музыки» - на уроках музыки. Исследование по теме «Звуки», «Влияние громкости звука на здоровье живых организмов». 4.Лаборатория «Сила» оживит уроки окружающего мира по теме «Организм человека»; уроки математики – по теме «Вес и масса»; исследование силы, веса во внеурочной деятельности. 5. Модуль «Электричество» можно успешно использовать на уроках окружающего мира по темам «Безопасность дома. Бытовые электроприборы»; На уроках технологии - «Электричество Электрическая цепь»; при исследовании электричества во внеурочной деятельности под контролем педагога. 6.В лаборатории «Кислотность» проводили исследования на уроках окружающего мира «Органы пищеварения», «Орган вкуса», «Правильное питание. Полезные и вредные продукты»; исследование кислотности продуктов, напитка чайного гриба во внеурочной деятельности. 7.Модуль «Пульс» можно использовать на уроках окружающего мира по темам «Сердце – главный орган кровеносной системы. Пульс»; на уроках физической культуры по теме «Кросс». Исследование пульса во внеурочной деятельности – «Движение – это жизнь». 8.В лаборатории «Магнитное поле» легко продемонстрировать силу притяжения по теме «Планета Земля. Земля – большой магнит». Исследование магнитного поля во внеурочной деятельности – «Использование магнитов в быту и на производстве». [3, 5]. | Слушают, задают вопросы. Проводят исследование света в кабинете с помощью цифровой лаборатории «Наураша». Проводят исследование кислотности воды, яблочного сока, газированной воды. с помощью цифровой лаборатории «Наураша». |
7.Рефлексивный этап. – 2 мин… | |
-Что мы исследовали в нашей лаборатории? -Зачем человеку нужны органы чувств? Заканчиваю свое выступление словами, которые являются девизом работы в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» и должны стать девизом работы педагогов по организации исследования на уроках и во внеурочное время в рамках реализации ФГОС: Если хочешь меня научить чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках, Послушать… Понюхать… И, может быть, попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно! Анна Роговин, «Хочу сделать сам». [3]. Я благодарю всех сотрудников лаборатории за плодотворную работу. Желаю творческих успехов! | -Мы исследовали звуки, свет температуру, кислотность. -Чтобы слышать разные звуки, получать разную звуковую информацию: пение птиц, музыку, речь людей. Чтобы изучать окружающий мир с разных сторон. |
Список литературы
1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2014. – 240с.
2.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 4 классы: учебник – М.: Вентана-Граф, 2013. – 160с.
3. Шутяева Е.А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е.А.Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015г. – 76с.
4. ttp://nsportal.ru/
5. http://festival.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие це...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/18/picture-337182-1547834970.jpg)
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»
В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время
Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/23/picture-247528-1366736412.jpg)
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеклассной работе
Детское научное общество «Начало» входит в состав секции экологии научного общества школьников МОУСОШ №4 г. Гул...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/02/picture-661064-1441211113.jpg)
Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/06/picture-704029-1446839509.jpg)
Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-733922-1452437126.jpg)
«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)
Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,упра...