Методическая работа инновационного опыта: «Организация исследовательской деятельности младших школьников»
презентация к уроку (4 класс) по теме

 

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. В ней предусматривается вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и творческие задания, чтобы научится изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли и принимать решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_isupova_n.n..doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

Методическая работа инновационного опыта:

«Организация исследовательской деятельности младших школьников»

Автор разработки:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

 Исупова Надежда Николаевна

Номинация: инновации в управлении

2011 г.

г. Печора

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Значение исследовательской деятельности в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  2. Формирование исследовательской культуры учащихся.
  1. Понятие исследовательской деятельности.
  2. Значение исследовательской деятельности для младших школьников.
  3. Формирование навыков исследования на уроках.
  4. Внеурочные формы работы.
  1. Проблемы организации исследовательской деятельности.
  2. Результаты исследовательской работы.
  3. Приложение.
  1. Программа кружка «Я - исследователь».
  2. Портфолио развития ученика.
  3. Примеры исследовательских работ учащихся.
  4. Иллюстративный материал.

«Дитя требует деятельности

беспрестанно, а утомляется не

деятельностью, а ее однообразием»

К. Д. Ушинский

В связи с тем, что дети, действительно, требуют деятельности, их нужно вовлекать в творческую,  проектную, исследовательскую деятельность.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» президент Российской Федерации Д. А. Медведев сказал, что «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. В ней предусматривается вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и творческие задания, чтобы научится изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли и принимать решения.

Почему меня увлекла тема исследовательская деятельность младших школьников?

  1. Только занимаясь исследовательской деятельностью, ребята научаться, понимать и осваивать новое, быть открытым и способным выражать собственные мысли, формировать интересы и осознавать возможности.
  2. Одна из проблем, которая беспокоит учительство - это снижение у большей части детей интереса к получению новых знаний в рамках школьной программы, потеря мотивации к учебе. Для начальной школы это проблема особенно актуальна, так как ребенок в возрасте 7-10 лет еще не способен осознать необходимость получения знаний. И сколько бы ни говорили ему, что его нынешние усилия послужат стартовой площадкой для будущего, ребенок воспринимает это как очередное нравоучение. Эта ситуация усугубляющаяся год от года, требует от педагогов пересмотра существующих технологий обучения.

Как я и говорила не столь новой, но востребованной в обучении является технология, в основе которой лежит исследовательская деятельность. Что такое исследовательская деятельность? Это процесс решения учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективного нового знания. Я занимаюсь с учащимися урочной и внеурочной исследовательской деятельностью. Основой урочной исследовательской деятельности является организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Что дает исследовательская деятельность младшим школьникам?

  1. Расширить знания и представления об окружающем мире, увидеть бесконечность его познания;
  2. Работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;
  3. Сформировать научно – исследовательские навыки;
  4. Реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться;
  5. Воспитать не знатока-исполнителя, а Творца.

В начальных классах учащиеся занимаются только учебными исследованиями. Чем отличается научно-исследовательская деятельность от учебно-исследовательской деятельности? Сравнение по четырём параметрам (таблица.)

Линия сравнения

Научно-исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Цель исследования

Производство новых знаний в общекультурном значении

Приобретение учащимися навыков исследования как способа освоения действительности через повышение мотивации к учебной деятельности и активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе, основой которых является самостоятельное приобретение новых, личностно  - значимых знаний

Направленность исследования

Исследование - как способ получения результата, продукта

Исследование - как средство ориентации в окружающем мире

Организация деятельности

Опирается на нормы, выработанные в сфере науки за несколько последних столетий. Жестко нормируется выработанными научным сообществом традициями

Может моделироваться учителем с опорой на научные традиции, но с учетом специфики учебного заведения, предмета и объекта исследования, личности исследователя. Нет жестких норм

Субъект - объектные связи

Связь непосредственная: ученый-объект исследования

Связь опосредованная: ученик - учитель - объект исследования. Субъект - объектная связь, передача навыков практической деятельности от учителя к ученику

Методология

Наличие стандартных этапов, присутствующих в любом научном  исследовании независимо от предметной области: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, анализ, обобщение, собственные выводы, представление результата

        Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать, в каких либо делах,  не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в учебно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках, работаю по программе “Школа 2100.” Широко использую методику  исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Наши маленькие исследования” и идут по темам. Я же включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. Например: с 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.

К юбилею Печоры мои ученики провели исследование  по теме «Нашему городу 60 лет». Стремясь дать наиболее полные сведения о своем городе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения города, улицы, памятники, знакомясь с растительным и животным миром, знаменитыми людьми Печоры. Результатом стал путеводитель по Печоре.

Исследование может занять весь урок или только 5 минут, но дети должны видеть его результат. На таких уроках очень большое  внимание уделяется активным и групповым формам работы. Задания исследовательского характера включены в учебники и тетради программы «Школа 2100».

В нашей школе два класса работают по программе «Планета Знаний». В УМК  «Планета Знаний» исследовательской работы представлены на специальных разворотах в каждом учебнике. Учащимся предоставляется возможность учиться, обучая друг друга. Эта форма способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли (приобретаются коммуникативные умения), развивает творчески. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер и поможет учителю в организации внеурочной деятельности.

Дети по свой природе очень любознательны и любопытны, они исследуют окружающий мир буквально с первых своих шагов: что там внутри? а почему так? Не поддержать исследовательское начало, заложенные в каждом ребенке самой природой, было бы нашей педагогической ошибкой.

И поэтому, кроме урочной учебно-исследовательской деятельности учителя начальных классов нашей школы активно используют и возможность внеурочных форм организации исследования. Со 2 класса в школе работает кружок «Я – исследователь» (Приложение 1.)Во внеурочной деятельности дети выполняют групповые и индивидуальные исследования. В апреле в школе проходит конкурс «Я – исследователь» в два этапа:

  1. – классный
  2. – школьный

Участники конкурса среди 2 классов «Я – исследователь» 2009-2010 г.

№ п/п

Тема

Класс

Фамилия, имя

1

«Чудесный мир бисера»

2 «а»

Лысакова Анастасия

2

«Конструирование машин: легко или просто?»

2 «б»

Терентьев Андрей

3

«Тайна имени Майя»

2 «б»

Сябро Майя

4

«Ирис»

2 «а»

Зинченко Александра

5

«Самолеты и их полеты»

2 «б»

Ковалевский Артем

6

«Откуда взялся натуральный шелк?»

2 «б»

Семакова Анастасия

Каждый участник конкурса имеет возможность раскрыть свои таланты и проявить фантазию, повысить уровень знаний и опыта, услышать комментарии о проделанной работе не только взрослых, но и детского жюри.

Для 3-4 классов проводится конференция «Первые шаги в науку». Цель: создание условий формирования исследовательских умений учащихся, развитие творческих способностей, воспитания духовно – нравственной личности.

Научно-практическая конференция среди 3-4 классов 2008-2009 г.

«60 лет Печоре»

№ п/п

Тема

Класс

Фамилия, имя

1

«Улицы нашего города»

3 «б»

Ложический Иван

2

«Улицы нашего города»

3 «б»

Капылова Лариса

3

«Улицы нашего города»

3 «б»

Княжева Диана

4

«Улицы нашего города»

3 «б»

Казакова Полина

5

«Улица имени

3 «а»

Хайнурова Алина

6

«История развития транспорта в Печоре»

4 «а»

Данилюк Дмитрий

7

«История развития транспорта в Печоре»

4 «а»

Захарченко Вадим

8

«История развития транспорта в Печоре»

4 «а»

Ненартович Алексей

9

«Туристическая тропа по реке Печора»

4 «б»

Лазарев Сергей

10

«Туристическая тропа по реке Печора»

4 «б»

Шахтарова Алена

11

«Туристическая тропа по реке Печора»

4 «б»

Дворецкий Сергей

12

«Памятники Печоры»

3 «а»

Можаева Наталья

Научно-практическая конференция среди 3-4 классов 2009-2010 г.

«65 лет Великой Победы»

№ п/п

Тема

Класс

Фамилия, имя

1

«Брестская крепость»

4 «б»

Казакова Полина

2

«Улица, названная именем героя. Переулок Хатанзейского»

4 «б»

Княжева Диана, Копытова Лариса

3

«Володя Дубинин – партизан ВОВ»

3 «б»

Шевелев Кирилл

4

«Немецкий десант в Республике Коми г. Печора 1943 год»

4 «а»

Хайнурова Алина

5

«Дети войны»

3 «а»

Спешилов Руслан

6

«Таня Савичева»

3 «а»

Костерева Татьяна

7

«История военной песни»

4 «а»

Можаева Наталья

8

«Маршал Жуков»

4 «б»

Кострикин Влад

9

«Моя родословная. Родственники на войне»

3 «б»

Шуклин Александр

Банк данных учителей и количества работ, принявших участие в школьных конференциях.

№ п/п

ФИО

2008-2009

2009-2010

2010-2011 «Этот северный край неповторимый»

"60 лет городу Печоре"

"65 лет Великой Победы"

1

Ивашова Т. В.

2

2

 

2

Терентьева Г. М.

1

3

 

3

Кузнецова Е. А.

1

 

3

4

Леонтьева К. М.

 

 

2

5

Чернокова Л. В.

1

 

2

6

Югова Л. В.

 

2

3

7

Исупова Н. Н.

 

4

3

8

Торопова Е. В.

 

 

2

9

Мартюшева Т. Д.

 

2

3

10

Камейко В. И.

 

2

3

 

английский язык

 

 

3 кл. – 1

4 кл. - 8

 

 ИТОГО

5

15

30

По банку данных видно, как расширяется, активизируется работа в нашей школе в этом направлении.

Любая исследовательская деятельность состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы;
  2. Постановка цели и задач;
  3. Гипотеза исследования;
  4. Изобретательский;
  5. Теоретический;
  6. Выводы;

С моими исследователями мы заполняем дневник «Этапы исследовательской работы».

Дневник «Этапы исследовательской работы».

№ п/п

Этапы

Сроки

Что сделано?

Оценка, рекомендации

1

Определение темы, результата работа

2

Разработка плана действий

3

Подбор литературы, материалов

4

Составление плана проекта

5

Конспектирование

6

Консультации

7

Рецензирование

8

Первичная презентация (урок, классный час)

9

Защита:

  1. В классе
  2. Школьная конференция

А также в моём классе учащиеся заполняют портфолио развития ученика (Приложение 2).

В нашей школе правильно организована  работа по преемственности между начальной школы и 5 классом, придя в 5 класс, дети продолжают заниматься исследовательской работой.

        Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, я узнала, что мои ребята хотят хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться, чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

В чём вижу проблемы ?

Проблема 1.

Очень трудно найти «Удачную тему». Не всегда может выручить собственный опыт, методическая литература. Педагоги нашей школы пользуются правилами выбора темы.

Способы решения проблем начинающим исследователям во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.

Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов - исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.

Правило 8.  С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать, следует быстро, пока интерес не угас.

Проблема 2. 

Трудно выработать критерии понятные и прозрачны для родителей и учащихся.

Поэтому на конференции мы оцениваем учащихся по номинациям. На наших конференциях присутствует средства массовой информации, о нас пишут в газете «Волна», «Печорская время», «Добрая газета».

В 2010 году впервые ученики 3-а класса (Зинченко Александра) и 3-б класса (Ковалевский Артём, Семакова Анастасия, Сябро Майя) приняли участие в VI республиканской учебно-исследовательской конференции  «Я – исследователь, я открываю мир» в г. Сыктывкаре. Жюри оценило свободное владение материалом, умение отвечать на вопросы. На данной конференции я как руководитель начальной школы поделилась опытом работы в данном направлении.

Учителя в нашей школе поддерживают в педагогической, ученической и родительской среде мнение о том, что исследование – это здорово и всегда интересно, а исследователь – это не сухарь – всезнайка, роющийся в архивной пыли, а творческий, активный, любознательный человек, стремящийся «во всем дойти до сути».

Данная методика позволяет:

  1. Проявить свои способности, которые не востребованы в стандартном  учебном процессе.
  2. Создает уникальные возможности для раскрытия и реализации творческого потенциала.
  3. Даёт навыки практического использования знаний.

И последнее. Нельзя научить другого тому, чем сам не владеешь. И как нет детей без фантазии и воображения, так и нет и не может быть педагога без творчества и исследовательских порывов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Савенков А. Как вывести школьников на позицию исследования. Журнал «Директор школы» -  2007г.
  2. Новикова С. Развивающий потенциал учебного исследования. Журнал «Воспитание школьников» - 2007 г.
  3. Якимова Н.А. Исследовательская работа школьников - 2003 г.
  4. Журнал «Завуч начальной школы».№ 4, 2010 г.
  5. Журнал «Управление начальной школой» № 3, 2010 г.