Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника
статья (3 класс)

Ларионова Галина Николаевна

Целью  научно-исследовательской работы учащегося  является формирование  практических умений и навыков  исследовательской деятельности, понимание учащимся значимости влияния сахара на организм человека, некоторых вопросов физиологии и медицины,  знания основ которых позволит бережно относиться к своему организму, вести правильное питание и осуществить первые шаги  к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrekomend_po_org_proekt.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации проектно-исследовательской деятельности младшего школьника

      Целью  научно-исследовательской работы учащегося  является формирование  практических умений и навыков  исследовательской деятельности, понимание учащимся значимости влияния сахара на организм человека, некоторых вопросов физиологии и медицины,  знания основ которых позволит бережно относиться к своему организму, вести правильное питание и осуществить первые шаги  к здоровому образу жизни. Конечным продуктом данного исследования является получение ценных знаний и их практическое применение в жизни.  На примере, представленном в данной исследовательской работе, ученик осваивает, что значит быть здоровым и вести здоровый образ жизни.

      Так же учащийся учиться использовать результаты своего исследования в повседневной жизни.

      Ребенок научиться понимать, что грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессионально, но и тот, кто еще учится в школе.

Алгоритм исследования.

1. Изучение состояния проблемы  в науке и практике.

2.Конкретизация проблемы исследования.

3. Определение темы исследования.

4.Определение объекта и предмета исследования.

5. Определение цели и задачи исследования.

6.Разработка гипотезы исследования.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

7. Выбор методов исследования.

8.Планирование исследования.

9. Проведение эксперимента.

10. Обработка полученных данных исследования.

11. Разработка научной концепции.

12. Оформление результатов исследования.

13. Апробация работы, внедрение в практику.

14. Библиография (список  литературы).

                                                                                                                                                                                                           1.  Изучение состояния проблемы  в науке и практике.

Цель этапа: выявить проблему и определить направление будущего исследования.

Теоретическая глава это самостоятельная часть работы, логически связана с исследованием. Теоретическая часть является важной ступенью перед описанием  практической части.

      Эта часть работы связана с изучением литературы. Ребёнок учится самостоятельно находить необходимую информацию в учебных пособиях, энциклопедиях, научных и понятийных словарях. Кроме того, на этом этапе работы происходит знакомство учащегося с возможностями интернета. Юный исследователь учится анализировать, из общего потока информации выделять главные мысли (по исследуемой проблеме), оформлять их в единый научный доклад.

      Теоретическая глава нашего исследования ориентирована на изучение ребёнком следующих вопросов: как появился сахар? В каких продуктах содержится сахар? Сколько сахара в день можно употреблять? Для чего нам инсулин? Что такое диабет? Какие типы диабета бывают. Учащийся знакомится с процессом расщепления сахара в организме при помощи инсулина. Собрав ответы на данные вопросы из разных источников информации, ребёнок переходит к работе над следующей частью исследовательской работы.

2. Конкретизация проблемы исследования.

Цель этапа: обозначить границы исследования.

В этой части работы учащийся определяет желаемый конечный результат, который планирует достичь  в итоге своего исследования.

3. Определение темы исследования.

Цель этапа: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.

     В  этой части обязательным будет использование одного из следующих слов - изучить, исследовать, выяснить.  Это учащийся определяет сам. Кроме того, если ребёнок определяет для себя, что работа будет носить исследовательский характер, то необходимо обозначить результаты исследования.

4.Определение объекта и предмета исследования.

Цель: изучить явление, порождающую проблемную ситуацию, зафиксировать свойства, которое подлежит специальному изучению.

       В данной части работы идёт объяснение того, почему, как и когда учащегося заинтересовал вопрос влияния сахара на организм человека и откуда берёт своё начало такое заболевание, как диабет.

5. Определение цели и задачи исследования.

Цель: определить результат поиска и как будем достигать цель исследования.

Так как исследованию в работе  "Сахар – наш друг или враг" подлежит сам сахар как таковой, то предмет исследования определяем сразу. Это и будет – сахар.

      Необходимо озаглавить эту часть работы, желательно выделить жирным шрифтом, допускается использование двоеточия и фотографий.

6.Разработка гипотезы исследования.

       Цель этапа: разработать возможные подходы к решению проблемы. Могут быть высказаны как реалистичные, так и нереальные — фантастические идеи.

            В исследовательской работе по влиянию сахара на развитие диабета предлагается учащемуся сформулировать гипотезу, которая будет охватывать весь диапазон исследования. Ученик должен понимать, что в этой части работы, он может высказать свою любую догадку или утверждение, потому как в последствии он это докажет (превратит в установленный факт) или опровергнет (переведёт в разряд ложных утверждений).

7. Выбор методов исследования.

Цель этапа: выбрать адекватные методы исследования.

 В этой части работы перечисляются все инструменты, которыми пользовался учащийся в момент проведения опытов.

8.Планирование исследования.

Цель: определение последовательности проведения исследования.

 В этой части работы учащийся указывает способы достижения цели в момент проведения исследования. Методы научного исследования делятся на:
1. Методы, направленные на теоретическое изучение проблемы, например на изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Методы, обеспечивающие получение практических результатов исследования проблемы: наблюдение, беседа.
Методы исследования обеспечивают большую точность и глубину изучения избранной проблемы, обеспечивают решение поставленных в работе задач.

9. Проведение эксперимента.

Цель этапа: провести эксперимент и зафиксировать полученные знания.

   В практической части исследовательской работы учащийся, опираясь на полученные теоретические знания, проводит опыты. Наблюдает за результатами опытов и проводит подробное описание своих наблюдений. Здесь важно помнить, что даже отрицательный результат, является важной и неотъемлемой частью работы, доказывающей то или иное умозаключение. Не способность влияния сахара на развитие диабета 1 типа - это опыт который нельзя не учитывать, напротив он позволяют создать базу полезных и важных открытий.

      Последовательность опытов должна быть выстроена в следующем порядке:

- исследование сахара в крови до и после употребления сладкого у человека с сахарным диабетом 1 типа;

- исследование сахара в крови до и после употребления сладкого у человека с сахарным диабетом 2 типа;

- исследование сахара в крови до и после употребления сладкого у здорового человека

      Общее количество опытов зависит от степени глубины изучения ребёнком вопроса влияния сахара на развитие диабета, в нашем случае -это три эксперимента.

       В ходе работы учащийся должен изучить следующие вопросы:  что значит диабет, произвести измерения сахара в крови с помощью глюкометра,  изучить полученные данные при употреблении сладкого до и после еды, как у здорового человека, так и у людей с разными типами диабета. Каждый из этих вопросов может быть развернут на два или более опыта

     В практической части работы, обязательно юный исследователь обращается за помощью к специалистам и членам своей семьи. Все опыты проводятся строго под их наблюдением. В тексте работы указываем  должность специалиста, который поделился своими знаниями в области той или иной науки.

      На протяжении всей работы учащийся фотографирует все изменения, которые происходят с растениями и данные фото вставляет в текст описания своих опытов.

10. Обработка полученных данных исследования.

Цель этапа: зафиксировать полученные знания.

           Опыты в работе необходимо озаглавить и нумеровать. Обязательно в  конце каждого опыта кратко выписываем вывод, который позволит сделать данный эксперимент.

11. Разработка научной концепции.

Цель: зафиксировать и проанализировать полученные результаты, его применение.

Эта часть работы позволяет учащемуся проанализировать насколько важно, необходимо и актуально его исследование. Он учится применять результаты своих опытов в повседневной жизни, делать их полезными.

12. Оформление результатов исследования.

Цель этапа: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.

На основе этих выводов, ученик составляет заключение о том, подтвердились ли выдвинутые им ранее гипотезы. Заключение о гипотезах может быть вставлено в тексте практической части, а может быть вынесено и в отдельный параграф, по усмотрение учащегося.

13. Апробация работы, внедрение в практику.

Цель этапа: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.

14. Библиография.

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации по организации научно – исследовательской деятельности учащихся»

«Методические рекомендации по организации научно – исследовательской деятельности учащихся»...

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся           Глобальные изменения в информационной, в коммуник...

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"

Статья "Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения"...

Методические рекомендации учителю начальных классов в организации индивидуальной самостоятельной деятельности младших школьников в процессе обучения.

Одним из направлений развития современной школы является отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Таким образом, учителю придется решать проблему оказани...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Методические рекомендации по организации коллективной работы у младших школьников на уроках изобразительного искусства

  Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям надо стараться помочь, включая их в коллективную работу. Так...