Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеклассной работе
статья на тему

Строкачёва Татьяна Николаевна

 

Детское  научное  общество  «Начало»  входит  в  состав   секции  экологии  научного  общества школьников  МОУСОШ №4

 г.  Гулькевичи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Гулькевичи

 

учитель начальных классов

  высшей категории

       Строкачёва Татьяна Николаевна

2008 год

Организация исследовательской деятельности младших

школьников при изучении интегрированного курса

«Мы и окружающий мир» (Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.)

        Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе личностно-ориентированной педагогики, на первый план выдвигается развитие каждого школьника.

        Педагогическую систему, отвечающую этим задачам, разработал академик Л.В. Занков вместе со своими учениками. Её цель - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им  знаний, умений и навыков.

        Содержание интегрированного курса «Мы и окружающий мир» составляют материалы по астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении.

        Отличительная особенность построения курса «Мы и окружающий мир» является его подчинение логике исторического развития природы земли, человека и человеческого общества.

1 класс.

Перед детьми в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времён и до наших дней. Она даётся в общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

2 класс.

Этот подход к содержанию сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Доминируют естественно-научные методы познания.

3-4 классы.

Продолжается  эта линия, но на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. Особое место в этих классах отводится экологическим проблемам, безопасности жизнедеятельности и истории России.

Содержание интегрированного курса выстраивается по принципу «дифференциации, т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различия в процессе движения содержания».

(Л.В. Занков. Обучение и развитие. М., 1975, с. 181)

Отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения.

Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;
  • развивать историческое мышление;
  • формировать экологическую грамотность,
  • формировать общеучебные умения:

- воспринимать проблему;

- выдвигать гипотезу;

- ориентироваться в пространстве и времени;

-добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками;

- самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

- делать обобщения и выводы;

- осуществлять самоконтроль.

  • воздействовать на развитие эмоционально- волевых, нравственных качеств личности;
  • на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Средства обучения.

УМК:

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Мы и окружающий мир. Учебник для 1 класса. В 2-х ч.-

Самара: Корпорация «Фёдоров»

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Мы и окружающий мир. Учебник для 2 класса.-

Самара: Корпорация «Фёдоров»

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Мы и окружающий мир. Учебник для 3 класса.-

Самара: Корпорация «Фёдоров»

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Мы и окружающий мир. Учебник для 4 класса. В 2-х ч.-

Самара: Корпорация «Фёдоров»

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

Рабочая тетрадь к учебнику «Мы и окружающий мир» для 1,2,3,4 кл.-

Самара: Корпорация «Фёдоров»

  • Трофимова Г.В.

Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир. 1 класс».- Самара: Корпорация «Фёдоров»

  • Трофимова Г.В.

Тайны далёкие и близкие.- Самара: Корпорация «Фёдоров»

  • Итоговые проверочные задания по курсу «Мы и окружающий мир»// Сборник проверочных работ для 1-4 классов (Система Л.В. Занкова).-

Самара: Корпорация «Фёдоров»

Развитие у детей навыков исследовательского поведения.

        Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые в решении исследовательских задач:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определения понятиям;
  •  классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • доказывать и защищать свои идеи.

Способность вырабатывать проблемы

        Используем слова:

  • может быть;
  • предположим;
  • допустим;
  • возможно;
  • что, если…

Задание.

- При каких условиях будут полезными два или более из этих предметов?

Ветка,

телефон,

кукла,

фрукты,

гоночный автомобиль,

книга,

самовар,

барабан.

- При каких условиях могут быть совершенно бесполезными  эти же предметы и даже вредны?

Учимся  задавать  вопросы

Вопросы

Уточняющие                        Восполняющие

«Верно ли, что…»                «Где…»

«Надо ли создавать…»                «Когда…»

«Должен ли…»                        «Кто…»

«Правда ли…»                        «Что…»

                                        «Почему…»

                                        «Какие…»

Задание    «Найти  загаданное  слово».

            Один  из  детей  загадывает  слово. Слово  держит  в  тайне, но  сообщает  всем  только  первый  звук (букву). Участники задают вопросы. Ребёнок отвечает «да» или «нет». Ограничение только одно. Нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание.

Игра «Угадай, о чём спросили».

             Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?» Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.

  • Какой окрас обычно имеют лисы?
  • Почему совы охотятся днём?
  • Почему космонавт надевает в космосе скафандр?

Учимся  давать определения понятиям.

Загадки  как  определения  понятий.

Отгадка  загадки - определяемая  часть, а  формулировка – это  вторая   половина  определения, её  определяющая  часть.

Непоседа  пёстрая

Птица  длиннохвостая,

Птица  говорливая,

Самая  болтливая.  

        (Сорока)

                            Особенности  учебника  для  1 класса

«Что  такое  окружающий  мир» (Ознакомление с широкой картиной окружающего нас современного мира).

«Главная  особенность  Земли» (Учащиеся получают  общее  представления  об  изменениях, произошедших  в  неживой  природе Земли  за  время  её  существования).

«Кто  такие  «мы» (Раскрываются особенности  развития  жизни  на  Земле).

«Из истории Земли» (Учащиеся знакомятся с современным человечеством).

Экскурсии в учебном предмете «Мы и окружающий мир» занимают особое место. Ко всем темам разработаны вопросы и задания, требующие от детей добывания знаний в процессе индивидуальной, групповой и коллективной работы.

Особенности  учебника  для  2 класса

«Общий взгляд на землю»

«Как изучают окружающий мир»

«Космос и Земля»

«Взаимодействие сил природы»

«Живая природа»

Организация самоконтроля в рабочей тетради

по курсу «Мы и окружающий мир»

(форма разработана Н.В.Нечаевой).

«Что я знаю, что я умею» с. 45-46

+    задание выполнено правильно;

+ -  задание выполнено с ошибкой;

-     допущено много ошибок, задание не выполнено.

Ребенок оценивает своё состояние при выполнении задания, а учитель– правильность выполнения.

Номер задания

3

15

32

Как я его выполнил

+

+ -

+

Оценка учителя

+

+

+ -

При расхождении оценки ученика и учителя или при совпадении ситуация обсуждается обеими сторонами.

Качества исследователя

Ребенок – исследователь  по  своей  природе.  Предложенный  мною  перечень  качеств,  характерный  для  исследователя – творца,  не  полон,  и,  наверное,  можно  выделить  какие – то  ещё.  Но,  бесспорно,  эти  качества  отличают  исследователя  от  посредственного  человека.  

        Любознательность  (любовь  к  познанию)  берет  своё  начало  от любопытства.  Некоторые  психологи,  активно  работавшие  в  прошлом  веке  (А.В.  Запорожец,  Л.И.  Божович  и  др.), называли  это  явление  «потребностью  в  умственных  впечатлениях».

        Способность  видеть  проблемы – способность  удивляться  и  видеть  проблемы  там,  где  другим  всё  представляется  ясным  и  понятным.

        Проблемное  обучение,  ориентированное  на  самостоятельную  исследовательскую  работу,  развивает  восприимчивость  к  проблемам.

        Повышенный  интерес  к  дивергентным  задачам  (так  условно  называют  задачи,  имеющие  не  один, а  множество  правильных  ответов).  Способность  решать  дивергентные  задачи – важнейшее  условие  успеха  в  творческой  деятельности,  в   научном  поиске.

        Оригинальность  мышления.  Оригинальность  (либо  её  отсутствие)  проявляется  во  всех  видах  деятельности:  в  играх  и  рисунках,  в  поведении  и  общении  со  взрослыми  и  сверстниками  и,  конечно  же,  в  самой  разной  поисковой  активности.

        Гибкость  и  продуктивность  мышления,  лёгкость  ассоциирования -  важнейшая  основа  творчества  (способность  искать  аналогии,  легко  и  в  большом  количестве  генерировать  новые  идеи).  Гении  продуктивны:  С.  Бах  создал  свыше  600 музыкальных  произведений,  Томас  Эдисон  провёл  более  1000  экспериментов.

        Высокая  концентрация  внимания,  отличная  память,  способность  к  оценке  (критичность  мышления) – эти  качества  развиваются  у  ребёнка,  занимающегося  исследовательской  деятельностью.

Рассмотрим  методические  находки,  сделанные  в  начале  ХХ  века  учёными,  работавшими  в  русле  идей  исследовательского  обучения.  

        Одной  из  самых  популярных  моделей  организации  такого  обучения  являлся  дальтон – план,  разработанный  американкой  Еленой  Паркхерст.  Основная  черта – создание  предметных  лабораторий.  Использовался  класс  и  другие  школьные  помещения.

Идеи  Марии  Монтессори  закладывает  автор  в  собственную  педагогическую  модель – дальтон – план.

        В  идеале  дальтон – план  имеет  следующий  вид:

1.  Месячные  или  двухнедельные  задания  вырабатываются  самими  учениками  совместно  с  учителем.

2.  Ученики  работают  в  лаборатории по  группам  или  индивидуально.

3.  Периодически  участвуют  в  конференциях.

4.  Выполнение  детских  работ  поставлено  на  самоконтроль.

5.  В  лабораториях  царит  свободное  творчество.

        Педагоги  И.С.  Симонова  и  Н.В.  Чехова  разработали  свой  алгоритм  дальтон – плана.

«  Каждый  ученик  продвигался  вперёд,  как  мог, - способные  не  задерживались,  слабые  не  выбивались  из  сил».

Из Резолюции  участников  Бристольской  конференции

(1992  г.)

        Русский  вариант  дальтон – плана – студийная  система.  В  1919  г.  в  Казани  М.  Камшиловым  в  одной  из  школ  была  ликвидирована  классно – урочная  система:  классы  и  расписание.

Учащихся  поделили  на  3  группы.  Учебная  работа  протекала  по  группам,  которые  периодически  докладывали  результаты  работы  всей  студии,  организовывались  выставки.  В  студийной  системе  присутствует  жесткая  ориентированность  на  исследовательские  методы.

Исследовательское  обучение  было  и  в  практике  Селестена  Френе  (начало  ХХ  в.).  Автор  считал,  что  необходимо  создать  «уголки – ателье».  В  одном  могут  заниматься  по  шесть детей.  Педагог  переходит  от  группы  к  группе,  направляя детей  и  помогая  им  в  учебных  исследованиях.  Его  задача – создать  условия,  чтобы  ребёнок  мог  развиваться  в  своём  индивидуальном  темпе  и  ритме. Форма  организации  обучения была  популярна  в  «материнских  школах»  Франции  в  течение  многих  десятилетий  ХХ  века.  В  нашей  практике  мы  в  последнее время  говорим  о  том,  что  в  классе  должны  быть  зоны;  учебная,  отдыха,  развивающая  и  др.

        Метод  проектов.  Разработал  американский  педагог  Уильям  Киллпатрик.  Дети,  исходя  из  своих   интересов,  вместе  с  учителем  выполняют  проект,  решая  какую – нибудь  практическую  исследовательскую  задачу. Включаясь,  таким  образом,  в  практическую  деятельность,  они  овладевают  новыми  знаниями.

        Известный  педагог  И.Ф.  Свадковский выделил  то, что  взяла  на  вооружение  отечественная  школа:

  1. Лозунг  «Изучай  не  книги – жизнь».
  2. Ставь  перед  учеником  ясную  цель  его  работы.
  3. Давай  учащимся  интересное  для  него  дело,  результат  которого  он  может  предвидеть.
  4. Учи  ребёнка  пользоваться  книгой  при  любом  деле.

        Проблемное  обучение.  

  • Учебные  проблемы  должны  отвечать  потребностям  и  интересам  данной  группы  детей.
  • У  учащихся  должно  остаться  ощущение,  что  проблема  и  способы  решения  выбраны  ими  самостоятельно.
  • Избираемые  детьми  проблемы  обычно  выходят  за  рамки  одного  учебного  предмета;  соответствуют  возрасту  детей.
  • Должно  быть  наличие  необходимых  средств  и  материалов.  Иначе   отсутствие  литературы  приводит  к  поверхностному  решению,  порождает  пустословие.

Задания  и  упражнения  для  развития  умения  видеть  проблемы.

«Посмотрите  на  мир  чужими  глазами».

«Утром  небо  покрылось  черными  тучами,  и  пошел  снег…»

Необходимо  продолжить  рассказ,  но  несколькими  способами:  со  своей  точки  зрения;  с  точки  зрения  летчика,  отправляющегося  в  полет; с  точки  зрения  зайца  или  лисички  в  лесу.

«Составь  рассказ  от  имени  другого  персонажа».

- Представьте,  что  вы  стали  на  какое – то  время  цветком,  животным.  Опишите  один  день  воображаемой  жизни.

 «Составь  рассказ,  используя  данную  концовку».

«…  и  котёнок  мирно  заснул  на  руках  у  Маши».

Наблюдение  как  способ  выявления  проблемы.

Игра  «Волшебные  превращения».

Изучаем  то,  как,  например,  стихия  огня  воздействует  на изменение  физических  свойств  воды  при  изучении  климата  Краснодарского  края.  Один  ребёнок  исполняет  роль  Огня,  остальные  дети – Капельки  воды,  которые  в  холоде  замерзают. Когда  огонь  далеко,  они  двигаются  медленно  и  превращаются  в  снежинки,  а  когда  Огонь  рядом,  они  двигаются  быстрее,  испаряются,  становятся  невидимыми  (приседают).

«Тема  одна – сюжетов  много».

Необходимо  придумать  и  нарисовать как  можно  больше  сюжетов  на  одну  и  ту  же  тему,  например  «Лес»,  «Животные  Краснодарского  края»  и  др.

«Рассказ  на  заданную  тему».

Тему  игры  объявляет  учащийся,  выходя  к  доске,  например,  «Зима».  Дети  называют  слова, связанные  с  этой  темой.  Учащийся  записывает  слова  на  доске  и  составляет  рассказ.

«Сочиняем  сказку»  (на  экологическую  тему).

Используем  методику  И.В.  Вачкова  «Конструирование  сказок»  (карточки  с  именами  сказочных  героев,  работа  по  группам).  Дети  или  конструируют  сказку,  отобрав  персонажи,  или  ведут  повествование  от  лица  сказочного  персонажа  поочерёдно.

«Сочини  рассказ  по  схеме».

Алгоритм:

Факт – причина – повод – сопутствующие  события – аналогии  и  сравнения – последствия.

Или  цветовой  вариант  обозначения  последовательности.

Например,

желтый – солнечный,

красный – праздничный,

синий – мечтательный,  

зелёный – успокаивающий  и  т.д.

Из  кружков  выстраиваем  последовательность:  синий,  жёлтый,  красный  и  т.д.

Задание:  сочинить  рассказ  о птице,  чтобы  он  начинался  с  события,  которое  выражено  ощущением  (ассоциацией)  от  синего  цвета,  и  далее  по  схеме.

Игры – исследования  для  младших  школьников  (игровая  технология  С.  Броокшоу  и  С  Кейплан).

1  этап – тренировочные  занятия   (карточки);

2  этап – сбор  материала  (карточки  - план  исследования).

3  этап – учащимися  проводятся  самостоятельные  исследования  (папка  исследователя),  подготавливаются  сообщения.

        Темы  детских  исследований:

  • Фантастические  (разработка  несуществующих  фантастических  объектов  и  явлений);
  • Эмпирические  (темы,  предполагающие  проведение  собственных  наблюдений  и  экспериментов);
  • Теоретические  (темы,  ориентированные  на  работу  по  изучению  и  обобщению  фактов,  материалов,  содержащихся  в  разных  источниках).

Например,   «Как  защитить  деревья  в  городе»,

«Капелька  воды»,

«Кавказский  биосферный  заповедник».

        Каждый  проект ребёнка – маленький  шажок  на  пути  к  экологической  культуре.

        

Проекты  учащихся.

«Чистое  утро».

        Это  подарок  ребят  своей  планете.  Собравшись  по  секрету  чуть  раньше,  чем  обычно,  дети  выходят  на  уборку  выбранной  заранее  территории.  Такая  работа  должна  быть  приятной  неожиданностью  для  людей,  которые  пройдут  по  участку.

 Итог – визит  в  класс  кого – нибудь  из  представителей  общественности,  «разгадавших  тайну», с  благодарностью  малышам.

«Мы  нашли  своих  хозяев».

Задание:  найти  материал  о  людях,  которые  подобрали  бездомных  кошек  и  собак,  рассказать  о  них.  Можно  организовать  встречи  с  этими  людьми,  выпустить  газету,  написать  сочинение  от  имени  животного,  нашедшего  хозяина.

«День  цветов».

Задание:  узнать  как  можно  больше  о  цветах.

Создаются  цветочные  аллеи – новая  традиция.

        «Жалобная  книга»  природы.

  1. этап – записать  в  книгу  жалобы,  поступающие  от  растений  и  животных,  обитающих  на  определённой  территории.
  2. этап – обсуждение  жалоб  и  ответы  на  них,  иллюстрированные  детскими  рисунками.

 «Что  можно  сделать,  чтобы  исправить  положение?»

        «Добрая  зима».

        Проводится  ярмарка  кормушек,  участники  получают  игровые  жетоны.  Проходят  выставки  рисунков  и  плакатов,  конкурсы  песен  и  стихотворений  о  природе.

        «Экологическая  профессия».

        Задание:  узнать  о  таких  профессиях.

Проходят  встречи  людьми  экологических  профессий,  проводится  защита  профессий. Рассматриваются  и  такие  профессии  как  дворник,  милиционер  и  др.

        «Птичья  столовая».

        Проходит  торжественное  открытие,  а   далее  дети  поочерёдно  ведут  наблюдения  за  «столовой»  и  дежурят  в   ней.

        «Прогноз  погоды».

        Проект  коллективный,  реализуется  в  игровой  форме.  Заключается  в  попытке  предсказать  погоду по  народным  приметам.  Свой  прогноз  дети  сравнивают  с  реальной  погодой.

«Лесная  аптека».

        Цель  проекта – познакомиться  с  лекарственными  растениями,  выяснить,  какие  растут  в  данной  местности,  открыть  аптеку  у  себя  в  классе.

        

«Разведка  прекрасного  и  удивительного».

        Это  игра  в  разведчиков.  Цель  проекта – открыть  для  себя,  как  можно  больше  прекрасного  и  удивительного,  нанести  эти  объекты  на  карту,  а  затем…  Затем  дети  составляют  фантастические  рассказы,  в  которых   увиденное  в  природе  одушевляется,  начинает  разговаривать.

        Долговременные  проекты.

        «Строим  город  Экоград».

        Это  длительная  игра – программа   экологического  воспитания,  акцентирующая  внимание  на  экологии  города,  акцентирующая  своё  внимание  на  социальной среде,  экологии  города.

        Проект   имеет  4  возрастных  уровня  (1,2,3,4  классы),  соответственно  усложняется  содержание  игры.

        Игра  рассчитана  на  20  часов  внеклассной  работы  в  год,  включая  массовые  мероприятия – праздники.  Проект  только  малая  часть  системы  воспитания  экологической  культуры  младших  школьников   и  должен  сочетаться  с  другими  её  элементами.

Тематические  блоки.

  1. класс:
  • «Из  чего  город  состоит?»;
  • «Я  в  городе»;
  • «Город – улица – мой  дом».
  1. класс:
  • «Горожане»;
  • «Природа  в  городе»;
  • «Город  опасный  и  безопасный».

  1. класс:
  • «Чего  не  будет  в  Экограде»;
  • «Экоград – красивый  город»;
  • «Экоградцы – какие  они?»;
  • «Любимые  занятия  экоградцев».
  1. класс:
  • «Экоград  начинается  в  классе»;
  • «Экоград  начинается  дома»;
  • «Экоград  начинается  с  меня»;
  • «Как  помочь  моему  городу  стать  Экоградом».

Реализация  проекта  осуществляется  в  игровой  форме,  включением  детей  в  различные  виды  творческой  и  практической   экологически  значимой  деятельности,  в  непосредственном  контакте  с  различными  объектами  социальной  среды.

        

        «Школа  добрых  волшебников».

        Экологический  практикум  для  младших  школьников.  Проект  имеет  игровой  сюжет:  детям  предлагается  роль  добрых  волшебников,  где  каждое  волшебство – конкретное  дело.

«Эко – мир   моей  семьи».

Это  тематический  цикл  творческих  экологически ориентированных   дел  с  участием  родителей  школьников.

  Детское  научное  общество  «Начало».

Детское  научное  общество  «Начало»  входит  в  состав   секции  экологии  научного  общества школьников  МОУСОШ №4

 г.  Гулькевичи.

 Руководитель  Строкачёва  Т.Н.,  соруководители – учащиеся  Долгова  Анна (3 «А»  кл.),  Тепин  Аркадий  (5  «Б»  кл.),  Строкачёва  Екатерина  

(7  «А»  кл.).

        Девиз  общества:  «Хорошее  начало – половина  дела». Платон

        Разработано  Положение  о  ДНО  «Начало»          

Формы  работы:

  • Теоретические  занятия.
  • Практические  занятия.
  • Творческие  занятия.
  • Исследовательско – итоговая  работа

(  популяризация  опыта  в  СМИ, защита  докладов,  конкурсы,  олимпиады,  малые  конференции,  издание  газет).

        Цели  экспериментальной  работы:

  • Приобщение  младших школьников  к  основам  поисковой  и  исследовательской  деятельности.
  • Использование  в  образовательном   и  воспитательном    процессах  метода  проектов.
  • Формирование  умения  использовать  возможности  информационных  технологий.
  • Развитие  креативности.

Основные  этапы  исследовательской  работы  младших  школьников.

  • Актуализация  проблемы.
  • Определение  сферы  исследования.
  • Выбор  темы  исследования.
  • Выработка  гипотезы.
  • Выбор  методов  исследования.
  • Сбор  и  обработка  информации.
  • Анализ  и  обобщение  полученных  материалов.
  • Подготовка  отчёта.
  • Доклад.

Проблема – гипотеза – исследование – решение.

  • Учащиеся  защищают  экологические  проекты  и   готовят  доклады.
  • Осуществляют наблюдения  за  природой,  выявляют  экологические  проблемы  малой  Родины
  • Участвуют  в  экологических  акциях  ГУ  «СНП»:

«На  своей  экологической  тропе»,

«Пусть  зима  будет  доброй  для  птиц»  и  др.

  • Участвуют  в конкурсах,  проводимых  ГУ  «Сочинский  национальный  парк».
  • Посещают  музеи,  участвуют  в  праздниках.
  • Экологическая  конференция  «Цвети,  Земля!».

Защита  ученических  проектов  проходит  на  школьных  научно – практических  конференциях,  а  наиболее  интересные  работы  направляются  в  отдел  экологии Сочинского  национального  парка.

  • Итог  работы – многочисленные  грамоты,  всеобщее  признание,  чувство  гордости  за  порученное  дело.

Работу  ДНО  «Начало»  курирует  методист  отдела  экологии  ГУ  «СНП»  Турьянская  Н.И.  В марте   и  ноябре 2006  г. она  посетила  МОУ СОШ №4,  провела  мастер – классы.

Деятельность академии «ТриУмф»

Академия «ТриУмф» (академия Умных, Увлечённых, Успешных

малышей) создана на базе ДНО «Начало» и действует под девизом «Обучение должно быть победным!»

        Академия «ТриУмф» - форма организации внеурочной деятельности учащихся, ориентированной на формирование у них умений работать с информацией для решения интеллектуальных и практических задач проектно- исследовательской деятельности. Это добровольная организация учащихся, стремящихся к совершенствованию знаний, развитию интеллекта, приобретению навыков научного поиска, к триумфу (победе над собой).

Структура академии:

  • факультет «Мир вокруг нас»;
  • кафедра гуманитарных дисциплин;
  • кафедра естественно-научных дисциплин;
  • консультативный центр «Не знаешь - спроси» (учащиеся являются консультантами для учеников других классов);
  • пресс центр «Академические вести» (учащиеся выпускают информационные газеты с освещением исследовательской проблемы);
  • пиар – центр «Тропинками «ТриУмфа» (учащиеся популяризируют исследуемую проблему среди учащихся начальной школы);
  • статистический центр «Факты и цифры» (учащиеся подводят итог работы академии по исследовательской проблеме, составляют и распространяют анкеты среди участников проектов, выявляют сильные и слабые стороны деятельности).

Наличие двух кафедр считается важным для руководства содержанием учебной работы и организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Уже в младшем школьном возрасте у детей проявляются различные наклонности и способности, поэтому ученику предоставлено право выбора – познать мир посредством различных учебных предметов гуманитарного цикла – языка, истории, художественного слова и т.д. – или естественнонаучного цикла – с помощью строгих научных законов, теорем, правил, формул. Такой подход к организации внеурочной деятельности даёт школьнику возможность на ранних этапах обучения понять свои наклонности, приобщившись к деятельности одной из кафедр. На современном этапе развития образования, когда школа переходит на профильное обучение, столь ранняя предпрофильная подготовка является особенно актуальной.

Приобретённые исследовательские умения закрепляются в процессе организации познавательной деятельности учащихся в центрах при академии «ТриУмф». Все учащиеся делятся на четыре группы по интересам и выполняют работу в одном из названных направлений, что отвечает цели предпрофильной подготовки и способствует развитию рефлексивных  умений - центрального новообразования данного возраста, требующего специального развития.

Уметь отслеживать границы своего познавательного уровня («знаю» - «не знаю», «могу» - «не могу») ребёнку необходимо и при работе с информацией, и при совместной деятельности с другими учащимися и учителем, и при анализе своего эмоционального настроя.

Полученная и переработанная информация требует воплощения в том или ином продукте деятельности. С этой целью учащиеся выходят на этап создания проектов, вступают в групповое взаимодействие и совместную деятельность. Каждая кафедра выдвигает свой проект решения учебной задачи (проблемы).  Школьники учатся не только работать с информацией, но и сотрудничать в группе, а созданные проекты учащиеся представляют в виде диалога.

Критерии оценки группового проекта:

значимость проблемы;

объём переработанной информации;

логичность, достоверность, значимость представленной информации;

формы представления проекта;

аккуратность выполнения;

оригинальность проекта;

творчество его участников;

личная ответственность каждого участника проекта за его конечный  результат;

организация продуктивного взаимодействия в процессе сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время

Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)

Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,упра...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроке

В данной презентации представлена система организации исследовательской деятельности на уроке....