Главные вкладки

    Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
    учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Слизина Нина Владимировна

    Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка. для раскрытия его исследовательских способностей. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Задания позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников

    Упражнения и задания, помогающие развить умение видеть проблему

    Мы рассмотрели некоторые из таких заданий:

    _«Посмотри на мир чужими глазами»

    _«Составьте рассказ от имени другого персонажа»

    _«Составьте рассказ, используя данную концовку»

    _«Сколько значений у предмета»

    _«Назовите как можно больше признаков предметов»

    _«Тема одна – сюжетов много»

    Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

    Главная задача данного упражнения заключается в том, чтобы развивать умение смотреть на объекты, события, факты и обстоятельства с разных позиций.

    Пример: В вагон трамвая вошёл младший школьник, который не может заплатить за проезд.

    Посмотри на эту ситуацию глазами водителя, кондуктора, пассажиров и школьника.

    Упражнение «Составьте рассказ от имени другого персонажа»

    Так как у каждого персонажа существуют определённые ресурсы

    для решения возникшей проблемы, то данное упражнение способствует развитию умения проиграть различные способы её решения.

    Пример: Представь, что Крокодил Гена, Фрекен Бок, старуха Шапокляк, Малыш, Карлсон живут все вместе и решили завести домашнего питомца. Какие доводы, и в пользу какого животного они могут приводить?

    Упражнение «Составьте рассказ, используя данную концовку»

    Учащимся предложили определенный финал, но ситуация привлекшая к нему остаётся

    неизвестной. Благодаря определённым логическим, творческим навыкам, дети должны выстроить

    всю ситуацию, начиная с причины и заканчивая данным финалом.

    _«…Написанное сообщение я восстановить не смог».

    _«…Только мы вошли в квартиру, как нам позвонили из аэропорта».

    _«…Под деревом лежало гнездо вороны».

    Упражнение «Сколько значений у предмета»

    Уже в 7-8 летнем возрасте можно говорить о стереотипности взглядов на хорошо известные предметы. Учащимся даётся задание, смысл которого заключается в том, чтобы использовать хорошо знакомый предмет по нестандартному назна-чению.

    Пример: Как можно использовать следующие предметы: школьный рюкзак, жестяная банкаиз-под печенья, скрепка, пластиковая бутылка, перчатка.

    Упражнение «Назовите как можно больше признаков предметов»

    Целью данного упражнения является развитие у учащихся аналитического мышления, путём определения наибольшего количества разных признаков одного предмета.

    Пример: Назовите как можно больше признаков следующих предметов: ложка, колокольчик, ручка.

    Упражнение «Тема одна – сюжетов много»

    Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

    Метод шести думательных шляп». Эта интересная методика разработана известным психологом, уже упоминавшимся нами ранее, - Эдвардом де Боно. Для того чтобы научиться решать творческие задачи, он предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Чтобы каждый этап четко фиксировать в сознании, автор предлагает мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать шляпы разных цветов, каждая из которых задает определенное направление мышлению. Всего предлагаются шесть разноцветных шляп.Здесь возникают два вопроса: Почему используются именно шляпы? И почему они разноцветные?Отвечая на них, автор справедливо подчеркивает, что головной убор - это то, что в первую очередь указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами, мы можем надеть: бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры, и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль, а в соответствии с ней - новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Психологически важно и то, что шляпу можно легко снять и надеть другую и таким образом поменять роль.Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет, как известно, вызывает в сознании человека определенные чувства и ассоциации. Автор, в основном придерживаясь этих ассоциаций, предписал шляпе каждого цвета определенный тип мышления. Надев ту или иную шляпу, человек начинает рассматривать проблему под определенным углом зрения. А после того как он посмотрел проблему с точек зрения, предписанных каждой шляпой, он автоматически получает всесторонний, комплексный взгляд на нее.

    Белая шляпа - факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?

    Красная шляпа - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

    Черная шляпа - осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

    Желтая шляпа - преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

    Зеленая шляпа - исследования, предложения, новые идеи. Возможности, альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

    Синяя шляпа - размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе, определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации. [Де Боно Э. Лате-1шпьное мышление. - СПб, 1997. - С. 47].Для того чтобы эта методика заработала, возьмем проблему, которая в действительности в данное время волнует детей, но может быть и общественная, и техническая, и учебная программа или проблема, связанная с деятельностью школы, взаимоотношениями детей в классе, отношениями с родителями. Начнем ее обсуждать последовательно, «надевая и снимая» разные шляпы.Так, например, в четвертом классе экспериментальной про-1имназии № 000 г. Москвы в ходе коллективной беседы была избрана проблема для обсуждения - «Отношения в классе». Сначала все участники мысленно надевают белую шляпу и излагают только цифры, факты, информацию (насколько дружен их класс, сколько ребят действительно, дружат между собой, кто готов всегда прийти на помощь, кто, напротив, часто конфликтует, сколько произошло ссор и разных столкновений за Последнее время и т. п.). Затем снимаем белую шляпу и также мысленно надеваем красную. Теперь мы рассматриваем проблему отношений в классе, дав волю чувствам, интуиции, предчувствиям. Далее следуют остальные шляпы, и завершаем наш необычный анализ проблемы, мысленно надев синюю шляпу. Она диктует нам задачу оценить собственное мышление и полученное решение, подвести итоги и наметить пути для следующего) мыслительного шага. Участники данного обсуждения пришли к выводу, что проблему отношений в классе надо специально исследовать, только на первый взгляд кажется, что все просто и понятно, а всестороннее обсуждение показало, сколько существует неясных вопросов.

     Упражнения на умение выдвигать гипотезу

    Задание «Давайте вместе подумаем»:

    Почему корабль не тонет? Почему самолёт не падает? Почему человек не летает? Почему медведь зимой спит? Почему плачут, когда режут лук?

    Упражнение на обстоятельства

    При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

    Сумка СольПипеткаНосовой платокЗубочисткаАвтомобильМолоток

    Упражнение предполагающее обратное действие

    При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

    Упражнение «Найдите возможную причину события»

    За нужной книгой мне пришлось идти в районную библиотеку.Не горит лампочка в люстре.

    Сегодня в парке весь день звучала музыка.Сегодня понедельник, а мама не пошла на работу.

    Наступила зима, а утки не улетели.

    Как правильно сформулировать проблему?

    _грамотная формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «как» и заканчиваться знаком вопроса;

    _вместо «почему?» употреблять « зачем?»

    (с эмоциональной точки зрения вопрос «почему?» вызывает негативные эмоции, а вопрос «зачем?» положительные)

    _пошаговое уточнение цели (см. упражнения А.И. Савенкова)

    Например:

    В исследовательской работе ученицы 3 «Б» класса лицея № 378 Кировского района Санкт-Петербурга Лезовой Александры (руководитель Чиркова М.П.) был поставлен проблемный вопрос: « Почему у кошки светятся глаза?» При работе над данным проектом, можно было использовать советы С. Филина и поставить вопрос так: « Зачем у кошки светятся глаза?» При такой постановке вопроса, расширяется исследовательское поле.

    Лексика в формулировке проблемы

    В формулировке, скорее всего, не стоит употреблять слова, содержащие приставки «без-», «не-» или «ни-», а также все слова, имеющие хоть какой-то эмоционально негативный оттенок. Их стоит заменять позитивными синонимами. Оказывается, ребёнок запоминает, да и воспринимает всю услышанную информацию также, как ему говорят, но без частицы "не". Одним из первых этот психологический процесс открыл Джордж Кехо и поделился с миллионами читателей об этом в своей книге "Подсознание может всё".

    В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться. Вот простое упражнение: давайте вместе подумаем, как птицы узнают дорогу на юг? (Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолеты летают? Почему бывают день и ночь? и др.).

    Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «птицы определяют дорогу по солнцу и звездам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»В качестве неправдоподобной гипотезы или провокационной идеи в данном случае может быть, например, такая идея: «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

    Гипотезы, предположения, а также различные провокационные идеи позволяют нам ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких условиях это применимо?

    Приведем несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезы и провокационные идеи. Прежде отметим, что, делая предположения, мы обычно используем следующие слова:

    Может быть; Предположим; Допустим; Возможно; Что если...

    Упражнения на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:письменный стол; нефтяное месторождение; игрушечный кораблик; апельсин;мобильный телефон; проект постройки дома; чайник;реактивный самолет; букет ромашек; охотничья собака.

    Очень эффективно, в плане тренировки умения выдвигать гипотезы, также упражнение, предполагающее обратное действие. Например, при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

    Приведем еще несколько упражнений:> Как вы думаете, почему детеныши животных (медвежата, тигрята, волчата, лисята и др.) любят играть? > Почему весной тает снег? > Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем? > Почему цветы имеют такую яркую окраску? > Почему летом снег в горах не тает? > Почему бывают наводнения? > Почему зимой идет снег, а летом только дождь? > Почему Луна не падает на Землю? > Почему в космос летают ракеты? > Почему самолет оставляет след в небе? > Почему многие дети любят компьютерные игры? > Почему бывают землетрясения?

    Предложите несколько разных гипотез по этим поводам. Придумайте также и несколько провокационных идей. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы: > Звонят колокола. > Трава во дворе пожелтела. > Пожарный вертолет весь день кружил над лесом. > Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги. > Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу. > Друзья поссорились.

    Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одаренных детей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен - Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы случилось в результате. «Птицы низко летают над землей» («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения. Задание станет интереснее, если еще попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения. Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов («Слоны стали меньше кошек», «Люди стали в несколько раз меньше (или больше), чем сейчас» и др.). Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу. При развитии умений вырабатывать гипотезы хороший эффект дают дискуссии по поводу наиболее известных гипотез, часто обсуждаемых не только в научном мире, но и в популярных книгах и средствах массовой информации. Приведем несколько примеров таких гипотез. Известный французский естествоиспытатель Ж. Кювье в начале XIX века высказал гипотезу о глобальных катастрофах, резко изменивших биосферу Земли. Он считал, что в основе геологического развития Земли лежат катастрофические события. Эта гипотеза подвергалась критике, но в связи со стремительным развитием космических исследований и аналитической техники идея о роли катастроф в истории биосферы вновь стала предметом серьезного внимания ученых. Они считают, что за многовековую историю человечества несколько раз происходили естественные катастрофы, менявшие климат Земли на короткий период - от нескольких месяцев до нескольких лет. Такими катастрофами были...

    Русский мореплаватель Евгений Сергеевич Гернет первым высказал гипотезу о ледниково-климатических колебаниях. Ледники образовались потому, что на Земле из-за каких-то внешних причин изменился климат. При этом ледники сами оказали огромное влияние на его изменения. Ученые уверены в том, что во время ледниковых эпох, а их было не менее четырех за последний миллион лет, климат на Земле был иным, значительно более суровым по сравнению с теперешним - климатом меж-ледниковья...  

    30 июня 1908 года жители сибирского города Красноярска и окружающих его районов были поражены необычным событием. Утреннее небо (было около 8 часов утра) прочертил огромный огненный шар, оставив за собой розовую полосу раскаленных газов. Потом, где-то далеко на севере в районе реки Подсменная Тунгуска, небеса раскололись надвое, и язык пламени чудовищной величины взвился вверх, затмив яркий свет поднимающегося на востоке солнца. Через некоторое время донеслось сильное сотрясение почвы - дома начали трястись, как в лихорадке, из окон вылетали стекла, иногда даже люди не могли устоять на ногах. Создавалось впечатление землетрясения большой силы, чего в этих районах никогда не бывало. Но это было не землетрясение, многие ученые утверждают, что это был метеорит...

    В конце 80-х годов Американская Академия наук опубликовала тревожное сообщение о том, что увеличение содержания углекислого газа в атмосфере, которое наблюдается сейчас, может вызвать так называемый парниковый эффект, а это приведет к глобальному изменению климата...

    Задания на развитие умений задавать вопросы

    Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения. Например, известный американский психолог Э. П. Торренс давал своим ученикам картинки с изображениями людей, животных и предлагал задать вопросы тому, кто изображен. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке.

    Другое задание - «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?» Мы кладем на столик, например, игрушечный автомобиль, куклу и т. п.

    Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок-логических, стилистических, фактических. Приведем смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, которые можно поправить в ходе проведения специального коллективного занятия с младшими школьниками. Список этот взят из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»: «Строганок — то чем строгают. Копатка — то чем копают, колоток — то чем колотят, цепля — то чем цепляют, вертуция  то, что вертится. Лизык — то, что лижет. Мазелин  то, чем мажут. Кусарики  то, что кусают.» [Чуковский К.И. От двух до пяти. -М., 1990. - С. 30).

    В качестве упражнения для тренировки умения задавать вопросы вполне пригодно задание «найди загаданное слово». Его можно проводить в разных вариантах. Вот наиболее простой. Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило - в вопросе должна быть не видимая явно связь. Например, вопрос об апельсине звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».

    Возможен и более сложный вариант. Один из детей загадывает слово. Слово это он держит в тайне, но сообщает всем только первый звук (букву). Допустим, что это - «М». Кто-нибудь из участников задает вопрос, например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Используют ли этот предмет для перевозки грузов?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да» либо «нет». После этого вопросы продолжаются. Ограничение только одно - нельзя задавать вопросы, рассчитанные на прямое угадывание. Например, такие: «Это не мышь?» или «Это мост?».

    Игра - «угадай, о чем спросили». Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите спорт?». Ребенок отвечает «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

    Образцы вопросов: > Какой окрас обычно имеют лисы? > Почему совы охотятся ночью? > Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона (грифона, химеру и т. п.)? > Почему космонавт надевает в космосе скафандр? > Чем питаются в космосе космонавты? > Почему пригородные поезда называют «электричками»?

    > Что такое конвейер? > Почему главную площадь нашей страны называют Красной? Прежде чем выполнять задание, надо договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

    Найдите причину события с помощью вопросов. Психолог предлагает детям ситуацию. Например: «Девочка вышла из класса до окончания урока. Как ты думаешь, что произошло?» («Дети вылепили из снега двух снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так I получилось?»; «Сережа готовился к уроку, но когда учительница вызвала его к доске, он не мог сказать ни слова. Как вы думаете, почему?»; «Милицейский вертолет целый день летал над коль - / цевой автодорогой. Как вы думаете, почему?»). Первое задание лучше выполнить коллективно, называя вопросы вслух. Затем лучше всего писать свои вопросы в тетрадях. Задача усложнится, если попросить детей достичь правильного ответа минимальным количеством вопросов.

    Игра - «вопросы машине времени». Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

    Игра - «вопросы незнакомца». Представь, что ты говоришь с незнакомым сверстником (с незнакомым взрослым, с незнакомым маленьким ребенком и др.). Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?

    Игра - «вопросы домашних животных». Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные? Твоя собака, кошка, морская свинка, твой волнистый попугайчик и др.Попугаю Гоше стало скучно в клетке. Он решил задать несколько вопросов своему хозяину Сереже. Но говорил он плохо и знал только первые слова, с которых вопросы начинаются:

    кто... ? что... ? когда... ? где... ? как... ? почему... ?

    А вот как дальше? Помоги Гоше задать вопросы хозяину.

    Задания на развитие умений давать определения понятиям

    приемы, сходные с определением понятий

    Описание. Этот прием предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличения его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

    Любая наука широко использует описания. Описать объект значит ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты? Обычно описание фиксирует результаты наблюдений и экспериментов с помощью различных языковых средств, знаков, формул, схем, графиков. Для описания в исследовательской практике применяются как язык, которым мы пользуемся в обычной жизни, так и специальные, искусственные языки.

    Примеров описаний много в книгах по разным наукам; наверное, чаще, чем где-либо, описания используются в биологии. Возьмем для примера сочинения великих ученых, например - труд Чарлза Дарвина «Происхождение видов». Наряду с многочисленными научными выводами и умозаключениями здесь отводится большое место описанию разных видов животных и растений.

    Вот один из многочисленных примеров описания, содержащийся в книге «Жизнь животных» другого известного биолога-А. Э. Брема. Автор описывает волнистых попугайчиков:

    ((Волнистый попугайчик принадлежит к числу наиболее мелких попугаев, но на взгляд кажется больше, вследствие длинного хвоста. Клюв его в вышину более, чем в длину; верхняя челюсть почти отвесно спускается вниз, в виде длинного крючка; ноги тонкие, довольно высокие; крылья длинные и острые; хвост длинный ступенчатый. Оперенье чрезвычайно мягкое и красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета».

    [Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 2. -М., 1992. - С. 159-160]

    Интересным упражнением, развивающим способности делать описания, может стать задание понаблюдать, а затем описать тех же волнистых попугайчиков. После чего сравнить собственные описания с описанием А. Э Брема. Насколько оно сделано точно? Прав ли автор, утверждая, например, что оперение волнистых попугайчиков «...красиво окрашено в различные оттенки зеленого цвета»?

    Еще один пример более детального, подробного описания животного из другого тома этой же книги:

    «Благородный олень (Cervus elapus) отличается круглыми стволами и ветвями своих рогов, которые бывают только у самцов. Это  красивое, стройное, изящное животное, с широкой грудью и длинной головой, с живыми глазами, имеющими овальные зрачки. Из слезных ямок их вытекает жирная, кашицеобразная масса. Величина оленя— 1,85-2,75 м, причем 75 см занимает хвост, высота плеч 1,2-1,5; общий вес до 72 пуд. самки меньше. Шерсть состоит из ости, серовато-бурой зимой и красновато-бурой летом, и пепельно-серого подшерстка».

    [Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 1. -М., 1992. - С. 471]

    Очевидно, для того чтобы сделать такое описание, надо быть очень внимательным наблюдателем. Предложите детям сделать собственное описание оленя. Затем в ходе коллективного обсуждения можно сравнить собственные описания между собой и с описанием А. Э. Брема. То же можно проделать и с описаниями других животных, птиц, насекомых, сделанными разными специалистами. Выполняя зту работу, необходимо объяснить детям некоторые простые правила. Любое описание должно быть: полным; точным; кратким.

    Еще одно развивающее упражнение - сравнивать собственные описания с описанием этих же предметов не ученых-классиков, а одноклассников. Детям предлагаем описать какой-то предмет (например: камень, стол, дом и др.) или живое существо (например, какую-либо птицу, животное, рыбу и др.), а затем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее полное, точное и при этом краткое. Детям младшего школьного возраста, подросткам, а нередко старшеклассникам нелегко давать определения понятиям, но, как показала наша экспериментальная работа, при целенаправленных педагогических усилиях описания у них получаются вполне достойными внимания. Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития умений наблюдать, подмечать главное и в дальнейшем, на этой основе, ясно и четко формулировать понятия.

    Характеристика. Этот прием предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

    Например, ребенок пытается охарактеризовать жирафа: «Жираф - добродушное животное, у него добрые глаза, рожки у него совсем маленькие, и он никого никогда не обижает». Множество характеристик людей, животных, сказочных героев содержится в самых разных книгах для детей. Знакомство с такими характеристиками позволит детям освоить этот прием. Эту работу, так же, как и предыдущие упражнения, можно рассматривать как пропедевтическую, позволяющую формировать умения давать определения понятиям.

    Приведем в качестве примера интересную выдержку из характеристики того же жирафа, данной уже упоминавшимся биологом А. Э. Бремом в его книге «Жизнь животных»:

    «Жирафы. В Средней Африке, на огромном пространстве от знойных песков Сахары до владений свободных буров, водится одно очень странное животное, которое арабы называют «серафе» (милая), а ученые camelopardalis (верблюдо-пантера). Обыкновенно же оно известно под именем жирафа, что представляет испорченное слово от того же «серафе».

    Оба названия — и арабское, и латинское  как нельзя лучше характеризуют жирафа. Действительно, это, с одной стороны, чрезвычайно добродушное, мирное, кроткое, пугливое животное, которое старается жить в мире не только с подобными себе, но и с другими животными. С другой стороны, во всем животном царстве нет ни одного представителя с более странной фигурой тела...»

    [Брэм А.Э. Жизнь животных. Т. 1. -М., 1992. -С. 418]

    Приведем еще один пример составления характеристики. На этот раз воспользуемся материалом из художественной книги Е. Чарушина «Про Томку». Охотник выбирает себе щенка - будущего помощника на охоте. Вот как он характеризует щенков: «Щенки небольшие  только что научились ходить. Который-то из них, думаю, мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится? Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться, и его не возьму  не люблю злых. А вот еще хуже  он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять».

    Перед нами краткие, но очень информативные характеристики щенков, полученные охотником в результате наблюдений. Дальше автор описывает, как охотник проводит простой и очень интересный эксперимент, чтобы лучше узнать понравившегося ему щенка: «В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку, я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует? Щенок начал искать. Других ценят всех обнюхал — не у них ли деревяшка? Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет  уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял. Я обрадовался. Ну, думаю, вот это охотник. От такого и дичь не спрячется». Этот отрывок, как видим, замечателен не только тем, что автор показывает нам прекрасный пример краткого описания характеристик нескольких щенков, а еще и рассказывает о том, как можно провести эксперимент. Ведь выбиравший щенка охотник провел настоящее исследование, выбирая щенка. Он понаблюдал за каждым щенком, дал каждому характеристику - определил основные, характерные черты щенков. Он провел эксперимент с тем щенком, который его заинтересовал, и убедился в том, что он может стать настоящим охотничьим псом.Коллективная беседа по поводу данного отрывка и использование в этих целях аналогичных текстов позволят на доступных детям примерах рассказать о том, как люди проводят исследования.

    Разъяснение посредством примера. Этот способ используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение через род или видовое отличие. Разновидностью этого приема являются остенсивные определения.

    Вновь воспользуемся примером из цитированной уже книги А. Э. Брема «Жизнь животных». Приведем вариант описания с использованием приема «разъяснения посредством примера»: «Морские черепахи отличаются от сухопутных и пресноводных тем, что передние ноги у них длиннее задних и превращены в настоящие ласты; голова может втягиваться под панцирь лишь отчасти, а ноги совсем не могут втягиваться. Острые роговые челюсти часто бывают зазубрены, так, что представляют подобие зубов. Верхняя челюсть покрывает нижнюю и загибается вниз вроде клюва.» Как видим, автор, описывая морских черепах, постоянно обращается к их сухопутным и земноводным сородичам.

    Очень близок приему описания посредством примера другой прием - сравнение.

    Сравнение. Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, прибегали к приему сравнения. Химик и врач Парацельс (), живший в эпоху Возрождения, сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером... Особенно активно используются сравнения в художественных текстах.

    Прием сравнения можно использовать в работе с детьми для тренировки в умении работать с понятиями. Например, подберите сравнение для таких объектов: лампа;жаворонок;лось;жилой  дом;автомобиль;книга;телескоп.Например, гиппопотам - похож на корову или лошадь (в переводе с греческого это слово означает «речная лошадь»).

    Различение. Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор другой и др. Множество примеров простых и сложных задач на различение можно найти в специальной и популярной литературе. Обратимся к примерам: Слова «солнце» и «солярка» имеют один и тот же исток. Слово «соляровый» образовано от латинского solans  солнечный. После прочтения этих и аналогичных текстов можно побеседовать с детьми о том, как представлена в этих отрывках задача на различение. Аналогичных отрывков, способных стать хорошим исходным материалом для занятий, можно найти множество.

    Ограничение и обобщение понятий

    Ограничение понятия - логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков. Например, начнем с понятия «населенный пункт» - ограничим его и получим «город». Еще одно ограничение - «столица», ограничиваем далее - «столица России».

    Возможна и обратная ограничению операция - операция обобщения. Это- операция перехода от видового понятия к его родовому понятию. От понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Например, обобщая понятие «русская псовая борзая», получим - «русские борзые». Затем – борзые!

    далее - «охотничьи собаки»; и далее - «собаки», «млекопитающие животные», «позвоночные животные», «животные», «организмы».

    В качестве упражнений для развития этих умений можно использовать понятия, обозначающие хорошо известные детям предметы и явления, например, для операции ограничения понятий: автомобили; здания; одежда; мебель и др.

    Для операции обобщения: продолжительный осенний дождь; большая игровая комната; детская художественная литература;

    Обобщение - логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания данного видового понятия его видообразующего признака (признаков). Пределом обобщения являются категории.

    Задание- из приведенных ниже понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему:

    Насекомое книга А.В Суворов выдающаяся  личность

    знаменитый полководец

    энциклопедия

    пчела

    Загадки как определения понятий

    Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки - это ее определяемая часть, а формулировка - это вторая половина определения, его определяющая часть.

    Приведем несколько примеров загадок-определений:

    Щеки красные, нос белый, В темноте сижу день целый, А рубашка зелена, Вся на солнышке она.[редиска)

    Кафтан на мне зеленый, А сердце, как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч.(арбуз)

    Отцвел желтенький цветок, Остался беленький пушок.(одуванчик)

    Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи!(собака)

    Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая.(сорока)

    Раскололся тесный домик

    На две половинки,

    И посыпались в ладони

    Ъусинки-дробинки.(горох)

    Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной, На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят (ландыш)

    Стоят в поле сестрички; Желтый глазок, белые реснички, (ромашки)

    Сердитый недотрога Живет в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки ни одной. (еж)

    Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком — Он поделится медком.(пчела)

    Хорошим пропедевтическим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, оригинальность, гибкость мышления может стать задание сочинения загадок, в том числе и юмористических. Можно сочинять аналогичные тем, что представлены выше, можно придумывать и совсем новые.

    Кроссворды. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий. На это занятие мы также привыкли смотреть как на простую забаву. А между тем в кроссвордах мы сталкиваемся с самыми разными определениями различных предметов, явлений, событий. Особенно ценно, что эти определения мы не можем рассматривать в каком-то контексте, они предстают перед нами сами по себе. И нам приходится не только мыслить логически, но и активизировать собственные знания, а часто и воображение.

    Игра - «трудные слова». Существует много других заданий и упражнений для тренировки умений давать определения понятиям. Например, поделим детей на две-три подгруппы. Затем каждой подгруппе дается задание придумать по три «трудных слова». Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому, кроме них, неизвестно.

    Этим словам подгруппа дает четкие определения. После чего предлагает другой подгруппе ответить, что означают эти слова. И просит дать их определения. На обдумывание можно дать 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли арбитра выступает психолог.

    Приёмы, сходные определением понятий.
    Чтобы дети понимали значимость определений, можно воспользоваться таким заданием: На землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире. Расскажите им, что такое...
    Каждый ученик выбирает любой предмет и рассказывает о нём: Что такое школа? Что такое книга? Что такое компьютер?

    Какими понятиями должны овладевать дети

    У рассматриваемой нами проблемы есть еще один важный аспект. Он выражен вопросом о том, какими понятиями должны овладевать дети в процессе собственной исследовательской практики. С точки зрения развития культуры мышления и исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как:

    явление;причина;следствие;событие;обусловленность;зависимость;различие;

    сходство;общность;совместимость;несовместимость;возможность;невозможность и др.

    Задания  на классификацию

    Подчеркни из фигур, нарисованных справа, ту, которая составит пару для фигуры в среднем столбике. Образец пары нарисован слева.

    http://www.zankov.ru/images/_user/klassifikacia.jpg

    Разбейте данные числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа:

    а) 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53 (в одну группу входят числа, записанные двумя одинаковыми цифрами, в другую – различными);

    б) 91, 81, 82, 95, 87, 94, 85 (основание классификации – число десятков, в одной группе чисел оно равно 8, в другой – 9);

    в) 45, 36, 25, 52, 54, 61, 16, 63, 43, 27, 72, 34 (основание классификации –сумма «цифр», которыми записаны данные числа, в одной группе она равна 9, в другой – 7).

    Если в задании не указано количество групп разбиения, то возможны различные варианты. Например: 37, 61, 57, 34, 81, 64, 27 (данные числа можно разбить на три группы, если ориентироваться на цифры, записанные в разряде единиц, и на две группы, если ориентироваться на цифры, записанные в разряде десятков. Возможна и другая группировка

    Ягодны годжи картинки задания для дошкольников Похудение - ф… 

    Например, предлагается детям популярное задание — «четвертый лишний». Четыре карточки содержат изображения яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан — и отделить овощ — помидор. Это правильный, но не единственно верный вариант. Дети могут расклассифицировать эти предметы и по цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (они оба — красные), а банан и груша в другую — они желтые. Можно классифицировать эти предметы по форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан имеет другую форму. Оснований для деления можно найти множество, и, давая детям задания на классификацию, следует развивать у них и способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

    Интересное задание на умение классифицировать предлагали в своих экспериментах американские психологи Р. Олвер и Дж. Хорнсби. Детям предъявляли напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно), а экспериментатор их громко произносил и просил детей сказать, чем отличаются и чем похожи названные им предметы. Например: «Чем отличаются (похожи) банан и персик?». Затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель», и экспериментатор снова спрашивал, чем отличаются и чем похожи уже все три предмета. После этого к трем предыдущим словам присоединялось слово «мясо». И задание повторялось, только надо было охарактеризовать отличие и сходство четырех слов. Эта процедура продолжалась до тех пор, пока не получался ряд, состоящий из слов: банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия, камень. Таким же способом детям был предложен другой ряд слов: колокольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение, смущение. Нетрудно заметить, что ряд составляют предметы, разница между которыми последовательно возрастает, но, несмотря на это, все они имеют общие особенности, которые дети могут обнаружить. Педагог сам может составить по аналогии подобный ряд слов, например: кошка, собака, тигр, олень, ворона, дерево.

    Популярны задания с использованием невербального материала. Например: объединить эти фигуры (рис. 1) можно разными способами. Чем больше их будет найдено, тем лучше; единственное правило, которое необходимо соблюдать, — объединение должно быть логически обосновано.

    Например: объединим фигуры — 1, 3, 4, 5 в одну группу, а фигуры 2 и 6 в другую. Обоснование простое — одни заштрихованы, другие нет. Или, например, другой вариант: объединим в одну группу фигуры 1, 3, 5, 6, а в другую — 2 и 4. Обоснование — фигуры первой группы включают в себя несколько простых фигур, а фигуры второй состоят из одной простой геометрической фигуры.

    Рис. 1

    Каждому педагогу известно, как важен в обучении элемент необычности и занимательности. Поэтому иногда очень полезно использовать задания, содержащие явные ошибки. Они делают занятия более эмоциональными и при этом позволяют объяснить настоящие правила логики, в частности — классифицирования. Например, А.И.Савенков предлагает детям такую классификацию животных: на больших, маленьких, рыжих, черных, белых, умеющих плавать, нарисованных на стене, спящих дома и живущих в детском саду, грызущих морковку.Спросим у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация? Пусть они аргументируют свой ответ.Можно, например, предложить поделить множество книг на книги в твердом переплете, с иллюстрациями, о животных, на английском языке и религиозные. Кроме собственно умения классифицировать такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности. Конечно, педагог должен понимать, что такого рода задания дети смогут выполнять лишь тогда, когда приобретут достаточно хороший навык деления по определенному основанию.

    Выполняя перечисленные здесь упражнения, дети приходят к пониманию правил классификации:

    • члены деления должны быть непересекающимися (должны исключать друг друга);
    • деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;
    • деление должно быть соразмерным. Объем делимого понятия должен быть равен объединению объемов членов деления;


     Задания на развитие умения наблюдать.

    Наблюдение, пожалуй, — самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук и часто используемый обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, что и отличает наблюдение от простого созерцания. Для того чтобы ребенок научился пользоваться этим методом исследования, у него необходимо развивать внимание и наблюдательность. Этому помогут следующие упражнения:

    «Рассматривание» Педагог ставит перед детьми какую-нибудь вещь. Это может быть яркая интересная игрушка, предмет мебели, книга и др. Лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет воспринимается и запоминается легче. Дети внимательно и спокойно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет и просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.

    Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

    «Кто пропал?»Педагог выставляет перед детьми несколько предметов (игрушек) и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время ведущий убирает один или несколько предметов (игрушек). Дети должны назвать недостающие предметы.

    Другой блок заданий для развития внимания и наблюдательности — парные картинки, содержащие различия. Заданий подобного рода сейчас много в детских книжках, журналах и газетах. Их можно использовать в данных целях.

    Задания на развитие умения проводить эксперименты

    Эксперимент — важнейший из методов исследования, который используется практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает прямо или косвенно воздействие человека на объект. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.

    Мысленный эксперимент. Английский психолог, специалист в области обучения одаренных малышей Джоан Фримен предлагает решить в ходе мысленных экспериментов следующую задачу:

    • Что будет, если все станут выше ростом?
    • Что можно сделать из куска бумаги?

    Подобные задачи могут решать дети разного возраста и даже взрослые. Уровень требуемых ответов может быть разным.  По аналогии с этими заданиями можно предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.

    Американские специалисты, работающие с одаренными детьми, предлагают такие вопросы:

    • На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?
    • Если бы озеро было столом, чем были бы лодки?

    Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Т.А.Егорова для работы с малышами предлагает эксперимент «Где что лежит». Задача воспитателя – доказать идею о том, что проще найти ту вещь, которая лежит на своём месте. Педагог кладёт одну книгу на полку с игрушками, другую — в уголок книги. Двум детям предлагает найти эти книги. После того как дети нашли книги, педагог спрашивает, какую книгу быстрее найти (ту, которая находится в уголке книги, т. к. она там должна лежать). Затем делается вывод, что вещи должны лежать на своём месте.

    Приведу несколько простых ситуаций, описывающих экспериментирование, доступное младшим школьникам.

    Эксперимент «Определяем плавучесть предметов». Детям предлагается собрать несколько разных предметов, например: деревянный брусок, чайная ложка, игрушечная металлическая тарелочка, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, морская раковина, небольшой резиновый мячик и др. Когда предметы собраны, можно выстроить гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Затем эти гипотезы надо проверить. После того как первый опыт закончен, эксперимент продолжается. Необходимо изучим сами плавающие предметы. Все ли они легкие? Все ли они одинаково хорошо держатся на воде? Зависит ли плавучесть от размера и формы предмета? А что произойдет, если мы соединим плавающий и неплавающий предметы? Они будут плавать или оба утонут? И при каких условиях возможно и то и другое?

    Эксперимент «Как вода исчезает?». Приведем пример другого эксперимента с водой — исследование процесса «исчезновения» воды. Детям известно, что вода может впитываться, а может испаряться. Попробуем изучить экспериментально эти ее свойства. Возьмем разные предметы, например: губку, газету, кусочек ткани (полотенце), полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Теперь аккуратно, ложкой будем понемногу поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду? Перечислим. Теперь из тех, что впитывают, что лучше впитывает: губка, газета, ткань или дерево? Если воду плеснуть на часть каждого из этих предметов, весь ли предмет намокнет или только то место, куда попала вода? Продолжим эксперимент по «исчезновению» воды. Нальем воду в фарфоровое блюдце. Воду оно не впитывает, это мы уже знаем по предыдущему опыту. Границу, до которой налита вода, мы чем-нибудь отметим, например фломастером. Оставим воду на один день и посмотрим — что же произошло? Какая-то часть воды исчезла, испарилась. Отметим новую границу и вновь через день проверим уровень воды. Вода неуклонно испаряется. Она не могла вытечь, она не могла впитаться. Она испарилась и улетела в воздух в виде маленьких частиц.

    Эксперименты с лучом света.  Для этого эксперимента понадобится настольная лампа или фонарик. Попробуем определить, как разные предметы пропускают свет. Приготовим листы бумаги (чертежная, обычный тетрадный лист, калька, цветная бумага из набора для труда и др.), полиэтилен разной плотности, кусочки различной ткани. Перед проведением опыта попробуем гипотетически предположить, пропускает ли тот или иной предмет свет. Затем начинаем наш эксперимент и опытным путем находим те предметы, которые свет пропускают, и те, которые его не пропускают.

    Много интересных опытов можно провести с магнитом и металлами, с отражением, с домашними животными. Это лишь несколько примеров экспериментов, доступных детям. В настоящее время издается много книг с описанием подобных методик. Их вполне можно использовать для развития у ребенка интереса к экспериментированию и навыков проведения экспериментов.

    Задания на развитие умения  высказывать суждение

    Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить — значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие.

    Одним из средств развития способности к суждениям может быть упражнение, приведенное ниже.

    «Проверьте правильность утверждений». Все мои одноклассники любят мороженое. Паша – мой одноклассник. Следовательно, он любит мороженое. (утверждение верное)

    Все тигры – полосатые. Барсик – полосатый.  Следовательно, Барсик – тигр.. (утверждение неверное, ведь не только тигры бывают полосатыми.)

    Все японцы – черноволосые. Катя — черноволосая.  следовательно, она – японка. (утверждение неверное, ведь не  только японцы бывают черноволосыми.)

    Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь. (утверждение неверное)

    Все ученики 1а класса — отличники. Коля Иванов — отличник. Следовательно, Коля Иванов — ученик 1а класса. (утверждение неверное)

    Задания на развитие умения делать выводы и умозаключения

    Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения по аналогии можно воспользоваться такими упражнениями:

    «Что на что похоже?» Педагог предлагает детям подумать на что похожи узоры на ковре, очертания облаков, автомобили и т.д..

    Упражнения, направленные на поиск предметов, имеющих общие признаки и поэтому способных считаться аналогичными, несколько сложнее: Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными (возможные ответы: стекло, лед, пластик, янтарь, кристалл и др.). Усложним задание: назовите как можно больше предметов, одновременно являющихся блестящими, синими, твердыми. Аналогичное задание: назовите как можно больше живых существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный и т.п.

    Приведу пример задания, позволяющего детям сделать собственные выводы по проблеме

    «Как люди смотрят на мир». Основная задача педагога — помочь детям в ходе собственных коллективных рассуждений сделать вывод.

    Педагог предлагает группе такую задачу: на листе бумаги (или мелом на доске) нарисованы несложные композиции из геометрических фигур или линий, не изображающие ничего конкретного; детям нужно рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Педагог фиксирует ответы по принципу — чем больше вариантов решений, тем лучше. При правильной организации занятия ответов будет множество. Отмечая самые неожиданные, самые оригинальные и интересные ответы, не следует скупиться на похвалы, это будет придавать уверенность каждому ребенку, поможет смело высказывать самые разные идеи. Когда ответов накопилось множество, можно подвести итог. Ведущий задает вопрос: «Кто же был прав?» При умелом педагогическом руководстве дети быстро придут к заключению, что каждый ответ можно считать правильным, — «правы были все, но каждый по-своему».

    Чтобы сделать заключение можно воспользоваться несложным педагогическим приемом, которое А.И. Савенков называет «подведением под идею». Нужно подвести детей к умозаключению о том, что раз правы все, то можно сказать: «Разные люди на мир смотрят по-разному». Очень важно, чтобы дети почувствовали, как делается умозаключение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

    Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время

    Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...

    Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО

    Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...

    Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

    Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

    Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

    Проект«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»...

    Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

    Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...


     

    Комментарии

    Пономарева Светлана Викторовна

    Уважаемая Нина Владимировна. К вам обращаются учителя 378 лицея Кировского района города Санкт-Петербурга Сизова Мария Сергеевна и Пономарева Светлана Викторовна.Было очень неожиданно увидеть материалы нашей статьи http://assistant.i-teach.ru/file/f2639e02.pdf в вашей работе. Если в своей работе, вы используете чужой материал, то необходимо указывать его авторов.