«Организация проектной деятельности и исследовательской работы младших школьников на уроках и во внеурочное время»
статья на тему

Морозова Светлана Николаевна

    Сообщение из опыта работы учителя

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon noyabr_doklad.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Сообщение из опыта работы учителя

на тему:

«Организация проектной деятельности

и исследовательской работы

младших школьников

на уроках и во внеурочное время»

  В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать  благоприятные условия для ее реализации. Современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях массового образования.

  Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в современных условиях я почувствовала, что мне необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьютерской, например). В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

   Проанализировав документы об образовании, современную педагогическую литературу, периодические издания для учителей начальной школы, я сделала вывод, что нужны деятельностные, групповые, игровые, практико-ориентированные и прочие формы и методы обучения. Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения. С 2005 года я работаю над темой по самообразованию: «Организация проектной деятельности, исследовательской работы младших школьников на уроках и во внеурочное время». За 3 года я  собрала  теоретический и практический материал по  данной проблеме.

   Проектная деятельность и исследовательская работа учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

   Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века.

   Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

   Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

   Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

   Таким образом, как отмечает А.И.Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

   Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.

   Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

   Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

   - наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

   - практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

   -    самостоятельную деятельность ученика;

   -   структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

   -  использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

   Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

   А для этого учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
  • устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

    Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

   Как уже отмечалось выше, исследование – бескорыстный поиск истины, всегда творчество.

   Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

   В практике работы с младшими школьниками нередко использую индивидуальные и коллективные игры.

   Каждая игра-исследование состоит из двух тренировочных занятий и самостоятельного исследования.

Этапы работы над проектом (исследованием)

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

        1 этап.  Подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте;

- формирование интереса к данной теме;

- создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

2 этап. Организация  проектной и исследовательской работы

Актуализация знаний

1.Выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.).

2.Определение количества участников проекта, состава группы.

 Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

 Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя.

Помощь в постановке целей.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

-отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

-фильм, макет, сборник и др.;

-конференция, праздник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды.

 Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге;

-понаблюдать;

-посмотреть в компьютере;

-задать вопросы родителям, специалистам;

-подумать самостоятельно;

-посмотреть в книгах;

-посмотреть по телевизору и т.п.

Формулировка задач.

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно).

Исследовательская деятельность

 Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные  формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников и т.п.

Организация экскурсий, проведение экспериментов и т.п.

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, изображение символами, закладки.

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов.

Оформление результата.

Анализ информации.

Оформление результатов.

Наблюдение, советы.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результатов работы в разнообразных формах.

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника презентации.

4 этап. Оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Задачи

проектной и исследовательской деятельности

   Образовательная:

1. Активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы.

2. Систематизация знаний.

3. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

   Развивающая:

  1. Развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы.
  2. Отбирать и систематизировать материал, реферировать его.
  3. Использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования.
  4. Публично представлять результаты исследования.
  5. Развить творческие и коммуникативные способности ребенка.

      Воспитательная:

  1. Создание продукта, востребованного другими.
  2. Привить навыки сотрудничества с другими людьми, взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.

   

ТЕМАТИКА

   Какими могут быть темы детских исследований и проектных работ?

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По месту проведения: урочные и внеурочные. По времени: кратковременные или долговременные. По теме: предметные, свободные. А также все бесконечное разнообразие тем можно условно объединить в три основные группы: фантастические, эмпирические, теоретические.

   В ПРИЛОЖЕНИИ к выступлению я привожу примеры названий творческих проектов и исследований для начальной школы.

   Большинство проектов и исследований мои ученики выполняют при прохождении курса «Окружающий мир», в основном во внеурочное время.

  Темы могут быть такими:

  • Проекты: «История моего села (города)», «Мое генеалогическое древо», «Моя фамилия», «Я и мое имя», «Любимый семейный праздник», «История школы, в которой я учусь», «Что я могу сделать с мусором?» и др.

  • Исследовательские работы: «Вода и ее значение для жизни человека (растений, животных)», «Разнообразие водоемов родного края», «Экологические проблемы водоемов», «Воздух. Проблема воздуха в родном крае», «Мое здоровье», «Вредные привычки – враг здоровья».

ЧТО ИССЛЕДОВАТЬ?

   Выбирая  темы для проектов и исследований, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации.

   Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны. Не беда, если учащиеся не отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. Проект или исследование тем и хороши, что можно интегрировать проблемы и менять акценты.

КАК ИССЛЕДОВАТЬ?

   Подготовка к исследованиям. В первую очередь юному исследователю понадобится папка исследователя. Сделать ее можно на уроках труда или купить папку с файлами. В каждый карман (файл) помещается материал, собранный тем или иным методом исследования .

 Проведение исследований. Ребенок погружается в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок (или группа детей) выбирает себе ту тему, которая ему больше всего нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.

   Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нем; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать», необходимо обучать работать с книгой, энциклопедиями, словарями, с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.

   Презентация исследований. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены анкетирование, эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам.

   Для этого потребуется:

  • дать определения основным понятиям;
  • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  • выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
  • ранжировать основные идеи;
  • предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
  • выработать суждения и умозаключения;
  • сделать выводы;
  • указать пути дальнейшего изучения явления;
  • продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
  • приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

 

   Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам, гостям, приглашенным на презентацию: родителям, ребятам из других классов.

   Школьная практика работы над проектом и исследованием показывает, что в них нет неуспевающих детей. Психолог и педагог А.Савенков считает, что одной из особенностей организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе.

     Из всего сказанного можно сделать вывод, что проектная и исследовательская деятельность способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. И хотя до недавнего времени данная форма была распространена в основном в старших классах, на практике я убедилась, что целесообразно вводить основы проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс с начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Статья учителя начальных классов Громовой Г.Н. по организации духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках и во внеурочное время....

Проектная деятельность как средство формирования патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочное время

•Проектная деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач – проект. •Принципы организации проектной деятельно...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время

Всякий ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – проявления...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...

Возможности организации проектной и исследовательской работы младших школьников по краеведческому направлению

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.Местный материал очень важен при установлении связи и...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Проект«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»...