Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
проект на тему

Сафиуллина Фарзия Рашидовна

Проект

«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл safiullinafr_zadanie.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Выполнила:

Сафиуллина Фарзия Рашидовна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №30 с углубленным

 изучением отдельных предметов»

                                    Пояснительная записка

      1. Тема и цель проекта актуальны и значимы,  соответствуют требованиям образовательной программы

Тема и цель проекта актуальны и значимы,  соответствуют требованиям основной образовательной программы  начального общего образования. Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.

        Достижение поставленной цели при разработке и реализации школой основной образовательной программы начального общего образования предусматривает включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». 
Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения. В связи с этим возникает необходимость его совершенствования. Каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе? Для большинства родителей очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться. Применительно к начальной школе осуществление данных требований предполагает формирование универсальных способов действия, желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Всё это делает необходимым внедрение в школьную практику современных технологий. 

В настоящее время в педагогике разработаны открытые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

2. Проект представлен целостно, определены его задачи, общий замысел, риски и т.д.

Актуальность данного проекта  определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит повышение мотивационных интересов к учению.

Проект актуален для школы тем, что реализуется в рамках Программы развития образовательного учреждения и разработан с учетом образовательной среды школы:

  1. Школьное научное общество учащихся.
  2. Компьютерный класс.
  3. Школьная библиотека.
  4. Занятия внеурочной деятельности.
  5. Школьная научно- практическая конференция.

Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебно-методический комплекс, направленный на формирование у школьников исследовательских навыков в зависимости от их образовательных планов.

Новизна проекта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. . Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение по данному учебно – методическому комплексу  ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.

Цель проекта: включение учащихся начальной школы в учебно-исследовательскую работу в зависимости от их образовательных планов.

Задачи проекта:

  1. Выявить формы организации учебной исследовательской деятельности при изучении русского языка, математики, окружающего мира в начальных классах;
  2. Проанализировать учебники начальной школы на наличие в них заданий исследовательского характера;
  3.  Подобрать задания исследовательского характера по основным предметам, рассчитанные на младших школьников;
  4. Разработать учебно-методический комплекс для включения младших школьников в учебно - исследовательскую работу;
  5.  Обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:

  • изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
  • анализ нормативных документов об образовании;
  • анализ учебников и образовательной программы  для 1- 4 классов;
  • наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
  • анкетирование  участников образовательного процесса: учеников и их родителей.

Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:

  • обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 70%, успеваемости – 100%;
  • успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня;
  • формирование ОУУ;
  • рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного  результата.

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе. Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Гипотеза: систематическое использование в процессе обучения различных видов заданий исследовательского характера способствуют повышению уровня сформированности исследовательских умений младших школьников и их мотивационных интересов.

3. «Продукт» проекта для предъявления его окружающим

Продукт проекта: учебно-методический комплекс

  1. Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь».
  1. Брошюра: «Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников».
  2.  Карточки-помощники.
  3. Электронный банк исследовательских работ обучающихся.

Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:

  • обученность детей;
  • соответствие стандарту (нормативные требования);
  • соответствие социальным запросам и ожиданиям;
  • соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

Основная часть.

        Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся.

Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.

Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

Такими специфическими умениями являются:

  1. анализ проблемной ситуации;
  2. целеполагание;
  3. формулирование вопросов;
  4. планирование действий;
  5. отбор необходимой информации;
  6. логические умения;
  7. умение строить гипотезы и делать выводы;
  8. рефлексия;
  9. самоконтроль, самооценка и др.

       Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают «Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?» Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.

Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика.

Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы. В настоящее время, работая в школе, столкнулась с такими проблемами:

  • низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
  • низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся.

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учениковкоторую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

Основными подходами в организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников стали:

  • учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности;
  • создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика;
  • формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности;
  • понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
  • взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Проведение учебных исследований  рассматриваю как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. В связи с этим можно рассматривать две основные формы исследований: экспресс – исследования проводятся в основном в рамках урока, по предложенной учителем тематике) и долговременные (реально осуществлять во внеурочной деятельности) исследования. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
  1. Созданы условия для возможности школьникам действовать самостоятельно, т.е. пробовать себя в разных культурных формах:

Начиная  с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

С первых дней занятий в школе рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности.

Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание предметных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры -занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй класс ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;

Включение младших в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта;

На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- учебная дискуссия, наблюдение по плану, мини-исследования; во внеурочной -экскурсии, индивидуальное сопоставление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Третий и четвертый классы будут ориентированы:

  • на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах;
  • на увеличение сложности учебно - исследовательских задач;
  • на переориентацию постановки и решения самими школьниками учебно-исследовательских задач;

С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, эксперимент и др. На протяжении всего этого этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка, презентация). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказало том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности детей.

5.Методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями  в процессе работы над проектом:

  • метод  доверия - развивается вера в свои силы;
  • метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
  • метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
  • метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
  • метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

  • метод наблюдения;
  • метод коллективного анализа деятельности, размышления;
  • метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
  • метод тестирования и анкетирования.

Технологии активного взаимодействия с учащимися по консультированию при разработке проекта:

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания

1.Выбор проблемы (темы) проекта

Поиск проблемы.

Выбор и обоснование проекта

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Обсуждение и принятие общего решения по теме.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами.

2.Анализ предстоящей деятельности.

Выделение подтем в теме проекта.

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Вместе с учащимися проводит эту работу.

Каждый ученик выбирает себе подтему.

Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная

Участие в разработке заданий для младших, определение сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов

2.2. Планирование технологического процесса

Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей

Осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, применение коллективного решения проблем и т.п.

2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности

Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям

В группах, а затем в классе обсуждение плана деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

3.1. Организация рабочего места

Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

Осуществление самоактуализации своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости.

3.2. Выполнение технологических действий

3.3. Моделирование

4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

4.1. Оформление результатов

Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность

Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами.

4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов

Организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т.д.

Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их

4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки

Осуществление самооценки результатов, процесса, себя в нем с учетом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

6.Технология проведения презентации проекта, приглашения экспертов, подведения итогов:

Презентация (защита) - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но, как и всякое настоящее исследование, ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

      На защиту должны быть приглашены эксперты: учащиеся старших классов, члены школьного научного общества, родители.

      Подведение итогов – завершающий этап защиты. Учащиеся должны получить оценку за свою работу.

Использованные источники

  1. Бычков А.В. Учебно-исследовательская работа в современной школе. - М., 2016г.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2009г. № 9.
  3. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 2008г.
  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2015г.