Главные вкладки

    Проект «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
    проект на тему

    Сафиуллина Фарзия Рашидовна

    Проект

    «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл safiullinafr_zadanie.docx44.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    «Учебно – исследовательская работа младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

    Выполнила:

    Сафиуллина Фарзия Рашидовна

    учитель начальных классов

    МБОУ «СШ №30 с углубленным

     изучением отдельных предметов»

                                        Пояснительная записка

          1. Тема и цель проекта актуальны и значимы,  соответствуют требованиям образовательной программы

    Тема и цель проекта актуальны и значимы,  соответствуют требованиям основной образовательной программы  начального общего образования. Цель реализации основной образовательной программы начального общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.

            Достижение поставленной цели при разработке и реализации школой основной образовательной программы начального общего образования предусматривает включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность.

    В современных условиях основной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться». 
    Образование, полученное в начальной школе, служит фундаментом для последующего обучения. В связи с этим возникает необходимость его совершенствования. Каких результатов ожидают родители от обучения ребенка в начальной школе? Для большинства родителей очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться. Применительно к начальной школе осуществление данных требований предполагает формирование универсальных способов действия, желания и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности. Всё это делает необходимым внедрение в школьную практику современных технологий. 

    В настоящее время в педагогике разработаны открытые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения.

    Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

    2. Проект представлен целостно, определены его задачи, общий замысел, риски и т.д.

    Актуальность данного проекта  определяется многофункциональной направленностью, а также возможностью ее интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит повышение мотивационных интересов к учению.

    Проект актуален для школы тем, что реализуется в рамках Программы развития образовательного учреждения и разработан с учетом образовательной среды школы:

    1. Школьное научное общество учащихся.
    2. Компьютерный класс.
    3. Школьная библиотека.
    4. Занятия внеурочной деятельности.
    5. Школьная научно- практическая конференция.

    Инновационность данного проекта заключается в том, что он реализуется через авторский учебно-методический комплекс, направленный на формирование у школьников исследовательских навыков в зависимости от их образовательных планов.

    Новизна проекта заключается в переходе от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей всесторонне развитую личность ребенка. Важным становится не только усвоение знаний, но и способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных интересов и творческого потенциала учащихся.

    Система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. . Одна из важнейших задач — воспитание у младшего школьника отношения к себе как к ценности. Обучение по данному учебно – методическому комплексу  ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика.

    Цель проекта: включение учащихся начальной школы в учебно-исследовательскую работу в зависимости от их образовательных планов.

    Задачи проекта:

    1. Выявить формы организации учебной исследовательской деятельности при изучении русского языка, математики, окружающего мира в начальных классах;
    2. Проанализировать учебники начальной школы на наличие в них заданий исследовательского характера;
    3.  Подобрать задания исследовательского характера по основным предметам, рассчитанные на младших школьников;
    4. Разработать учебно-методический комплекс для включения младших школьников в учебно - исследовательскую работу;
    5.  Обобщить результаты исследовательской работы и провести мониторинг результатов реализации проекта.

    Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:

    • изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
    • анализ нормативных документов об образовании;
    • анализ учебников и образовательной программы  для 1- 4 классов;
    • наблюдение за учащимися во время работы над исследовательскими и проектными работами;
    • анкетирование  участников образовательного процесса: учеников и их родителей.

    Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:

    • обеспечение качества знаний учащихся не ниже – 70%, успеваемости – 100%;
    • успешное участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня;
    • формирование ОУУ;
    • рост личностных качеств и общих компетенций учащихся;
    • приобретение школьниками опыта самостоятельного выбора исследовательско - творческой деятельности, анализа и оценки полученного  результата.

    Объект исследования: процесс обучения в начальной школе. Предмет: исследовательская деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

    Гипотеза: систематическое использование в процессе обучения различных видов заданий исследовательского характера способствуют повышению уровня сформированности исследовательских умений младших школьников и их мотивационных интересов.

    3. «Продукт» проекта для предъявления его окружающим

    Продукт проекта: учебно-методический комплекс

    1. Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь».
    1. Брошюра: «Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся для школьников».
    2.  Карточки-помощники.
    3. Электронный банк исследовательских работ обучающихся.

    Риски: критерии оценки профессиональных качеств учителя и успешности ученика должны учитывать новые требования качества образования:

    • обученность детей;
    • соответствие стандарту (нормативные требования);
    • соответствие социальным запросам и ожиданиям;
    • соответствие личностным запросам школьника и его родителей.

    Основная часть.

            Исследование - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Развитие личности ребенка определяется характером организации её деятельности. Раскрытие личности учащегося происходит, прежде всего, в его главной ведущей деятельности – учении, а урок – основная форма её организации. Поэтому именно начальная ступень школьного обучения должна расширять круг интересов и развивать познавательную мотивацию обучающихся.

    Учение рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а как активная работа учащихся над заданиями; выступает как сотрудничество, диалог – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями. Познавательная активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения.

    Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Использование исследовательского метода в практике преподавания, в организации процесса познания имеет большое значение. Оно позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в окружающем мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам.

    Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

    Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать УУД:

    Такими специфическими умениями являются:

    1. анализ проблемной ситуации;
    2. целеполагание;
    3. формулирование вопросов;
    4. планирование действий;
    5. отбор необходимой информации;
    6. логические умения;
    7. умение строить гипотезы и делать выводы;
    8. рефлексия;
    9. самоконтроль, самооценка и др.

           Разногласия и споры среди специалистов ведутся по поводу исследовательской деятельности в раннем возрасте. Многие специалисты недоумевают «Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?» Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Но учебно-исследовательская деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.

    Сегодня, когда каждый учитель имеет возможность выбрать образовательную концепцию, учебно-методический комплект, методику преподавания, невольно создается впечатление, что если выбраны лучшая образовательная концепция, замечательная методика, хорошие учебники и учебные пособия, то это позволит решить все проблемы ученика.

    Однако все не так просто. Ребенок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями, и при любой великолепно продуманной методике, прекрасных учебных пособиях, внимательном педагоге в процессе обучения у него могут появиться проблемы. В настоящее время, работая в школе, столкнулась с такими проблемами:

    • низкий уровень интеллектуального развития учащихся;
    • низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся.

    Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учениковкоторую они могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

    Работа эта достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников начальных классов постепенно.

    Основными подходами в организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников стали:

    • учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развития его индивидуальности;
    • создание максимально благоприятных условий для того, чтобы обеспечить полное развитие способностей каждого ученика;
    • формирование знаний, умений и навыков – не цель, а средство полноценного развития личности;
    • понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учителя учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции;
    • взгляд на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

    Проведение учебных исследований  рассматриваю как особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков. В связи с этим можно рассматривать две основные формы исследований: экспресс – исследования проводятся в основном в рамках урока, по предложенной учителем тематике) и долговременные (реально осуществлять во внеурочной деятельности) исследования. Следует говорить о системе организации исследовательской деятельности на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

    Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

    • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
    • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
    • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
    1. Созданы условия для возможности школьникам действовать самостоятельно, т.е. пробовать себя в разных культурных формах:

    Начиная  с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

    Первый этап-это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.

    С первых дней занятий в школе рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Обучая первоклассников приемам проведения учебных исследований, предлагаю детям карточки с символическим их изображением. С помощью графических символов дети легко усваивают методы исследовательской деятельности.

    Здесь идет речь о получении информации через общение в ходе исследовательской деятельности.

    Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной - коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание предметных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры -занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

    Второй класс ориентирован:

    • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
    • развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
    • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников;

    Включение младших в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта;

    На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной- учебная дискуссия, наблюдение по плану, мини-исследования; во внеурочной -экскурсии, индивидуальное сопоставление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.

    Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.

    Третий и четвертый классы будут ориентированы:

    • на обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах;
    • на увеличение сложности учебно - исследовательских задач;
    • на переориентацию постановки и решения самими школьниками учебно-исследовательских задач;

    С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, эксперимент и др. На протяжении всего этого этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные занятия по предметам, а также домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка, презентация). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказало том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности детей.

    5.Методы педагогической поддержки учащихся в соответствии с их личными особенностями  в процессе работы над проектом:

    • метод  доверия - развивается вера в свои силы;
    • метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
    • метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
    • метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
    • метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.

    Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

    • метод наблюдения;
    • метод коллективного анализа деятельности, размышления;
    • метод рефлексии - самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
    • метод тестирования и анкетирования.

    Технологии активного взаимодействия с учащимися по консультированию при разработке проекта:

    Стадии

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Погружение в проект. Проблематизация, разработка проектного задания

    1.Выбор проблемы (темы) проекта

    Поиск проблемы.

    Выбор и обоснование проекта

    Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

    Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

    Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

    Обсуждение и принятие общего решения по теме.

    Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.

    Самостоятельный подбор тем и их обсуждение с товарищами.

    2.Анализ предстоящей деятельности.

    Выделение подтем в теме проекта.

    Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

    Вместе с учащимися проводит эту работу.

    Каждый ученик выбирает себе подтему.

    Активное обсуждение и предложение вариантов подтем. Каждый выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

    2. Разработка проекта (планирование и организация деятельности)

    2.1. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулирование вопросов, на которые нужно ответить, задание для групп, отбор литературы

    Если проект большой, то учитель заранее разрабатывает и предлагает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.

    В зависимости от возраста степень участия учащихся будет разная

    Участие в разработке заданий для младших, определение сильных и слабых сторон, возможностей и трудностей отдельными учащимися старших классов

    2.2. Планирование технологического процесса

    Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей

    Осуществление поисковой деятельности, информирование друг друга о ходе работы, применение коллективного решения проблем и т.п.

    2.3. Разработка документации. Определение форм выражения итогов (результатов) проектной деятельности

    Принимает участие в обсуждении, контролирует по общим направлениям

    В группах, а затем в классе обсуждение плана деятельности, формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

    3. Технологическая стадия (осуществление деятельности)

    3.1. Организация рабочего места

    Следит за соблюдением трудовой и технологической дисциплины, культуры труда

    Осуществление самоактуализации своей деятельности. Исследовательская, творческая, информационная, социально значимая деятельность. Моделирование. Консультации при необходимости.

    3.2. Выполнение технологических действий

    3.3. Моделирование

    4. Заключительная стадия (презентация и оценка результатов)

    4.1. Оформление результатов

    Консультирует, координирует работу групп, стимулирует их деятельность

    Вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформление результатов в соответствии с принятыми формами.

    4.2. Защита, презентация (контроль и испытание) результатов

    Организует экспертизу, например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и т.д.

    Доклад о результатах своей работы, демонстрируют их

    4.3. Саморефлексия. Оценка результатов и процесса в целом.

    Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывая их оценки

    Осуществление самооценки результатов, процесса, себя в нем с учетом оценки других. Участие в коллективном обсуждении, групповая рефлексия

    Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких школьников организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе ребята формулируют возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.

    6.Технология проведения презентации проекта, приглашения экспертов, подведения итогов:

    Презентация (защита) - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но, как и всякое настоящее исследование, ее надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.

          На защиту должны быть приглашены эксперты: учащиеся старших классов, члены школьного научного общества, родители.

          Подведение итогов – завершающий этап защиты. Учащиеся должны получить оценку за свою работу.

    Использованные источники

    1. Бычков А.В. Учебно-исследовательская работа в современной школе. - М., 2016г.
    2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2009г. № 9.
    3. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 2008г.
    4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2015г.

                       

                                                                                                     

                                                                                         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

    Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

    Учебно-исследовательская работа младших школьников

    Проектно-исследовательская работа в начальной школе, являясь предметом дополнительного образования, преследует те же цели, что и многие дисциплины. Организация проектной деятельности учащихся становит...

    Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

    Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

    Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

    Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

    Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

    Проект: Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...