Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса
    рабочая программа (2 класс) по теме

    Колосовская Анна Анатольевна

    Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл masterskaya_dobrykh_del.docx40.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 1

    рабочего посёлка Солнечный

    Солнечного муниципального района Хабаровского края

    Рабочая программа

    внеурочной деятельности младших школьников    

    «Мастерская добрых дел»

    (общественно-полезная деятельность)

    на 2012/2013 учебный год

    Разработала:  Колосовская А.А.,

    учитель I квалификационной категории

    п. Солнечный

    2012

    Пояснительная записка

               

    Программа «Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Общественно-полезная деятельность», «Художественное творчество» для обучающихся 2 классов. Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Общественно-полезная деятельность»  и «Художественное творчество»  объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.

    Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к  труду  через самообслуживание, бытовой и учебный  труд  и  общественно  –  полезный   труд. Активное участие детей в  общественно  –  полезной  деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к  труду  как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как  общественно   полезная.

    Общественно  –  полезная  работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

    Внеурочная работа в первом  классе  ведется в рамках блоков: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Твори добро».

    Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять  общественные  поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому  труду.

    В процессе общественно полезного труда соблюдаются  все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы. Кроме того, перед выполнением практических работ, началом общественно полезного труда, занятий по техническому творчеству, экскурсий  проводится  дополнительный инструктаж по безопасности труда и личной гигиене учащихся.

    Сравнительно большое место в программе занимают работы с бумагой и картоном. Из бумаги и картона можно изготовить разнообразные изделия, учебные пособия, игровой инвентарь, картонажные игры, игрушки, сувениры, предметы быта и т. д. Знания и умения, полученные при обработке бумаги, картона, способствуют овладению приемами обработки других материалов.

    Во 2 классе дети научатся самостоятельно изготавливать изделия по образцу, производят разметку различных материалов с помощью шаблонов, линейки, угольника, циркуля. Учатся читать (понимать) простейшие графические изображения.

    Цели:

    - раскрытие творческого потенциала ребенка

    - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;

    - социализировать личность младшего школьника через  выполнение   общественно - полезной деятельности и  участие в коллективных творческих делах; 

    - реализация общественно – значимых инициатив.

    Задачи:

    - привлечь  детей к активному участию в делах  класса;

    - учить детей навыкам  общественной  работы;

    - воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

    - развивать организационные и коммуникативные компетенции;

    - создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;

    - обучение  умению работать индивидуально и в группе;

    - формирование умения  планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

    - формирование мотивов достижения и социального признания;

    - развитие природных  задатков  и способностей детей;

    - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;

    - развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;

    - развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса.

    Сроки реализации программы.

    Программа предусматривает 1 год  обучения. 2 класс - 34 учебных часов (по 45 минут). Продолжительность периода является ориентировочной - она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ.

    Режим занятий.

    Занятия проводятся в 1 раз в неделю. Программа рассчитана на весь учебный год. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка  могут быть изменены по усмотрению учителя.

    Разделы  программы

    Тема

    Кол-во

    часов

    Содержание

    1

    «Добрые дела для моего  класса»

    10

    Знакомство с правилами поведения на занятиях, во время проведения экскурсий. Символика нашего класса. Участие в оформлении классного уголка.

    Изготовление символики  (эмблем) для туристического слёта.

    Операция «Чистокласс»

    Ремонт книг в библиотеке.

    Уход за комнатными растениями в классе.

    2

    «Наши руки не знают скуки»

    10

    Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада.

    «Все профессии важны – все профессии нужны».

    Экскурсии на предприятия.

    «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений.

    Работа мастерской Деда Мороза: оформление актового зала, класса, рекреации к новогоднему утреннику.

    Как поздравить наших пап. Участие в акции.

    Как поздравить наших мам. Участие в акции

    «Слава героям». Участие в акции «Поздравь ветерана».

    Оформление выставки «Правила дорожного движения ты должен знать и их строго соблюдать!»

    Изготовление поделок на противопожарную тему «С огнем не шути – жизнь свою береги!»

    3

    «Твори добро»

    9

    Изготовление поделок из природного материала «Золотая осень». Организация творческой выставки.

    Участие в трудовом десанте «Как прекрасен школьный двор» по уборке школьной территории от  опавшей листвы.

    Изготовление поздравительных открыток к  9 Мая и проведение акции «Подарок ветерану».

    Участие в трудовом десанте «Как прекрасен школьный двор» по уборке школьной территории к празднованию Дня Победы.

    4

    Выставки, экскурсии.

    5

    Итого:

    34

    Планируемые результаты.

    Должны научиться

    Сформированные действия

    Обучающиеся должны научиться

    -  видеть проблемы;

    - ставить вопросы;

    - выдвигать гипотезы;

    - давать определение понятиям;

    - классифицировать;

    - наблюдать;

    - проводить эксперименты;

    - делать умозаключения и выводы;

    - структурировать материал;

    - готовить тексты собственных докладов;

    - объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

    - рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

    - целеполагать (ставить и удерживать цели);

    -планировать (составлять план своей деятельности);

    - моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

    - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

    - вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    Объекты контроля и анализа:

    - познавательная активность, интерес  детей к общественно – полезной деятельности;

    - сформированность нравственных  качеств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к окружающим;

    - применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

    - выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.

    Основные критерии оценки трудовой деятельности учащихся:

    - правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;

    - осознанное выполнение задания;

    - трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;

    - положительное отношение к общественно полезному труду; экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений;

    - соблюдение правил безопасности труда и. личной гигиены.

    Предметы диагностики

    Формируя  набор нравственных качеств, мы закладываем базис личностного развития ребенка:

    Личность: духовная,  успешная, творческая, ответственная правовая, гуманная
    свободная, гражданин, партнер в сообществе, не иждивенец.

    Для воспитания данных качеств мы проводим диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой, диагностические таблицы УНВ отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе. Содержание программы внеурочной деятельности по общественно – полезному труду акцентирует внимание на показатели: отношение к физическом труду, отношение к себе. 

    Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель - воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.

    Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.

    Основные отношения
    Показатели воспитанности

    Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

    Отношение к обществу

    1. Патриотизм

    1. Отношение к родной природе

    3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
    2 - любит и бережет природу;
    1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
    0 - природу не ценит и не бережет.

    2. Гордость за свою страну

    3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
    2 - интересуется историческим прошлым;
    1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
    0 - не интересуется историческим прошлым.

    3. Служение своими силами

    3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
    2 - находит дела на службу малому Отечеству;
    1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
    0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

    4. Забота о своей школе

    3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
    2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
    1 - в делах класса участвует при побуждении;
    0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

    Отношение к умственному труду

    2. Любознательность

    5. Познавательная активность

    3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
    2 - сам много читает;
    1 - читает при побуждении взрослых, учителей
    0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

    6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

    3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
    2 - стремится учиться как можно лучше
    1 - учиться при наличии контроля;
    0 - плохо учится даже при наличии контроля

    7. Саморазвитие

    3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
    2 - есть любимое полезное увлечение;
    1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
    0 - во внеурочной деятельности не участвует.

    8. Организованность в учении

    3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
    2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
    1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
    0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет

    Отношение к физическому труду

    3. Трудолюбие

    9. Инициативность и творчество в труде

    3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
    2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
    1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
    0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.

    10. Самостоятельность

    3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
    2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
    1 - трудится при наличии контроля;
    0 - участия в труде не принимает

    11. Бережное отношение к результатам труда

    3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
    2 - бережет личное и общественное имущество;
    1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
    0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

    12. Осознание значимости труда

    3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
    2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
    1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
    0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.

    Отношение к людям

    4. Доброта и отзывчивость

    13. Уважительное отношение к старшим

    3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
    2 - уважает старших;
    1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
    0 - не уважает старших, допускает грубость.

    14. Дружелюбное отношение к сверстникам

    3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
    2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
    1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
    0 - груб и эгоистичен

    15. Милосердие

    3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
    2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
    1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
    0 - неотзывчив, иногда жесток

    16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

    3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
    2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
    1 - не всегда честен;
    0 - нечестен

    Отношение к себе

    5. Самодисциплина

    17. Развитая добрая воля

    3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;
    2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;
    1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
    0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

    18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

    3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
    2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
    1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
    0 - нормы и правила не соблюдает

    19. Организованность и пунктуальность

    3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
    2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
    1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
    0 - начатые дела не выполняет

    20. Требовательность к себе

    3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
    2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
    1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
    0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

          Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, актив класса. Таким образом,  формируется объективная оценка нравственных качеств личности.

    Список использованной литературы:

    1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
    2. Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности младших школьников кружок "Живое слово" для учащихся 1-4 классов (научно - познавательное направление)

    Программа внеурочной деятельности для младших школьников кружок  "Живое слово" для учашихся 1-4 классов. Цель кружка: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и пись...

    Программа внеурочной деятельности младших школьников «Умелые руки» (художественно-эстетическое направление) для 1 класс на 2013/ 2014 учебный год

    Программа внеурочной деятельности младших школьников "Умелые руки" (художественно-эстетическое направление) для 1 класса на 2013/2014 учебный год...

    Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

    Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

    Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

    Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

    Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.

    Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...

    Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

    Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

    Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

    Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"...