Статья "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"
статья

Мишучкова Светлана Алексеевна

Представляю Вашему вниманию статью по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_vystupleniya.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.

Развитие личности ребенка в начальной школе процесс сложный и многогранный, поэтому необходимо, чтобы каждый учитель владел достаточным «технологическим репертуаром». Следовательно, овладение теорией и технологией развивающего обучения становится необходимым условием успешной работы учителя на этой ступени образования. Реализовать это условие непросто, так как при этом возникает ряд проблем. Главная из них в том, что теория развивающего обучения не представляет в настоящее время единой научной концепции, а складывается из различных направлений, основанных на оригинальных, экспериментально проверенных идеях их создателей. [1]

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, работать в коллективе, формирует самооценку.

При использовании метода проектов можно поставить две задачи:

 Первая – это включение учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение.

Вторая – это результат проекта.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, учит ребёнка систематической работы со справочной литературой и информации в сети Интернет.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определить цель деятельности, планировать ее, выполнять действия, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность ребенка, которая заключается в следующих моментах.  

Первый – это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, а именно:

- умение выяснить точки зрения других учеников, задавать вопрос учителю в ситуации «дефицита» информации;

-  умение говорить четко;

-  умение выражать свою точку зрения;

- умение выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение.

Данные умения необходимо формировать с первых дней нахождения ребенка в школе, во время уроков и во внеурочное время. Дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения».

Второй момент – это  готовность младших школьников к проектной деятельности, т. е. развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость», то есть вариативность и самостоятельность.

Третий момент способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи;

- выделяя недостатки, делать пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных моментов деятельности является необходимым условием для становления личности младшего школьника в процессе обучения.

Учебный  проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая  деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это  деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.

С точки зрения учителя, проект – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной  деятельности  по нахождению способов решения проблемы.

Темы детских проектных работ выбираю из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. В этом большую помощь дает система учебников «Школа России», научный руководитель А. А. Плешаков. Основной особенностью методов и форм в этом комплекте является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Поэтому «включать» обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность я начинаю постепенно, начиная с первого класса. Это доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. Большую помощь при оформлении оказывают родители.

В 1 и во 2 классах ребята защищают свои работы перед своими одноклассниками, перед детьми из параллели. Научный проект по окружающему миру на тему «Солнце – источник света и тепла» был проведен при поддержке родителей обучающихся во втором классе. [2].

И только с 3 класса лучшие работы выставляем на конкурсы и конференции разных уровней.

С  проектом «Жили-были витамины» [3]  ребята выступили на межшкольной конференции. В процессе работы над проектом провели опрос одноклассников, сделали выставку рисунков, учили стихи, подготовили классный час.

Привлекая детей к внеурочной деятельности, ребята хотят больше узнать о том или ином виде спорта. Ученицей 3 класса был выполнен проект «Городошный спорт». Работая над проектом, ученица не только увлеклась этим видом спорта, но и привлекла одноклассников. Софья защитила проект  на межшкольной конференции, заняла призовое место, а так же этот проект был отмечен дипломом победителя Всероссийского заочного конкурса исследовательских и творческих работ «Мы гордость родины» [7]

 В 4 классе мои учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, проводят коллективное (групповое) научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы отдельного ученика: «Откуда берется мусор и как с ни бороться» [4], и «Домашние животные» [5] «О чем говорит название улицы?» [6], некоторые принимали участие в Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Защищая проект «Малым рекам большую надежду», ученицы рассказали о проблемах реки Идолга и пути решения. (заняли 3 место в муниципальной учебно – практической конференции «Моя малая родина  – Татищевский  район»). Данный проект был отмечен дипломом III степени на Всероссийской конференции по экологии для школьников «Ос@ - 2015» [8]

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Из опыта работы можно сказать, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению наук.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого или косвенного обучения». [9]

И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. Только нужно организовать проектную деятельность, а она принесет детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.

Литература

  1. Личностно-ориентированное обучение. Хрестоматия. Под ред. Ивановой Е.О., М. 2002
  2. http://nsportal.ru/pinterairina
  3. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/09/09/zhili-byli-vitaminy 
  4. http://project.1september.ru/works/590652 
  5. http://project.1september.ru/works/597177 
  6. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/26/proekt-o-kom-rasskazala-nam-ulitsa
  7. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/10/14/issledovatelskiy-proekt-gorodoshnyy-sport
  8. http://moemesto.ru/pinterairina/link/15124165
  9. http://festival.1september.ru/articles/501897/ 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

«Проектная деятельность учащихся школы l ступени как один из способов развития познавательной активности младших школьников при изучении истории нашей Родины».

Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек, пап и мам во время Великой Отечесвенной войны никогда не должна забываться. Каждый гражданин России должен знать и ...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как один из элементов активизации познавательной деятельности младшего школьника

Актуальность данной темы состоит, в том, что перед школой стоит задача научить учиться. Главным фактором работы в современной школе является поворот к личности.  ФГОС нового поколения требует исп...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....