Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
статья по теме

Кауфман Анжелика Олеговна

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Интеграции, обобщению, осмыслению новых знаний, увязыванию их с жизненным опытом. Иначе говоря, формирование умения учиться. 

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, уже никогда не останется голодным.

   Универсальные учебные действия  обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты

     Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация  исследовательской деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Кауфман Анжелика Олеговна

МБОУСОШ №20 г. Мурманск

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы  как средства реализации познавательной активности младших школьников

      Не существуют сколько-нибудь достоверных тестов
на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате
активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

     В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности.   Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Но, несмотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации.  

     Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Интеграции, обобщению, осмыслению новых знаний, увязыванию их с жизненным опытом. Иначе говоря, формирование умения учиться.  

    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, уже никогда не останется голодным.

   Универсальные учебные действия  обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты

     Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация  исследовательской деятельности школьников. Подробнее остановлюсь на познавательных УУД, необходимых для исследовательской деятельности

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели  

- поиск и выделение необходимой информации  

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

- смысловое чтение и   извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера  

Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

- выбор оснований и критериев для сравнения,   классификации объектов

- подведение под понятия, выведение следствий

- установление причинно-следственных связей  

- построение логической цепи рассуждений

- доказательство  

- выдвижение гипотез и их обоснование

 Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

     Одним из основных критериев оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступает соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям. У старшеклассников,   предметные интересы уже сформировались.  Но ведь именно в начальной школе  закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Поэтому в формировании навыков исследовательской деятельности последовательно адаптирую школьников к проведению исследований.  

    Что такое исследования для маленького ребёнка? Это, прежде всего наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений известных и понятных взрослым, но неизвестных конкретному малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребёнка, ни одного нового для него навыка. Потрогай, сравни ощущения, расскажи, что почувствовал. Одно простое действие в самом начале даёт первый поворот колеса развития исследовательского мышления ребёнка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы.   Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей жизни. Чем меньше ребёнок, тем проще исследование.

    Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Для развития навыка исследовательского поведения у детей необходимо сформировать умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи. Исследовательская деятельность требует формирования навыков самостоятельного обучения.  При этом важно создать атмосферу сотрудничества старшего с младшим с позиций «советчика», «консультанта», «помощника», но не «авторитарного наставника».  Конечно, от первого к четвёртому классу уровень самостоятельности повышается.

    В первом классе  ребёнок, накапливая представления обо всём, что его окружает, ощущает себя в предметном мире, что является нормальным условием полноценности его жизни.

 Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к тайнам превращает его в исследователя. Очень актуальны тематические уроки по программе А.А.Плешакова «Задавайте вопросы!», « Учимся задавать вопросы об окружающем мире», « Что у нас над головой?», « На что похожа наша планета?»,

« Откуда берётся и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» и т.д. Все темы даются в доступной форме, понятные первокласснику. По учебнику учащиеся узнают очень много интересного об окружающем нас мире, ответы на вопросы: Кто? Что? Как? Куда? Где? Когда? Почему? Зачем? Очень много в учебнике познавательного материала. Плюс рабочие тетради с заданиями на формирование познавательных УУД  

   Во втором классе формирую умения:

осмысленно читать художественные, научно - популярные и публицистические тексты, соответствующие возрасту, выделять в тексте главную мысль , пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках (в том числе с использованием компьютера); выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению;  описывать объект наблюдения, проводить классификации отдельных объектов по  общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти  их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения. Развиваю познавательную инициативу (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве)

     В третьем - видеть  границу  между  известным  и неизвестным;  соотносить результат своей деятельности с образцом;  находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их;  вырабатывать критерии для оценки учебной работы;  оценивать свои и чужие действия по заданным критериям;  обращаться к взрослому с запросом о недостающей информации или просьбой о консультации;   искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде.

     К четвёртому формирую умения   выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; ориентироваться в возможностях информационного поиска (библиотеки и Интернет) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с  взрослым и самостоятельно; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста; умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.

      Поиск ответов на вопросы  в четвёртом  приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации (как традиционные, так и современные: книги, научные и научно-популярные журналы, источники на магнитных носителях, Интернет). Здесь было главным обучить учащихся правилам использования информационных массивов. Проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Я не говорю им «Делай как я», а помогаю инструкционной карточкой.   Над формированием своих научных убеждений на учебных занятиях  учащиеся лучше работают в группе, т.к повышается уровень самостоятельности

     В роли единомышленников, конечно, выступают родители. Я учу родителей,   как обсуждать тему с ребятами, как правильно помогать отбирать материал, ориентироваться в протоке информации.

     Объект исследования - объект текущего познавательного интереса школьника, который и становится темой его исследования.

     Последовательность этапов исследования:

     Выбор темы исследования. Ученик, в соответствии со своими познавательными интересами сам выбирает объект, который становится его исследовательской темой.  

     Процесс исследования. Ученик собирает информацию, связанную с объектом исследования. Перед учеником-исследователем стоят следующие задачи:

найти и записать известные ему сведения об объекте исследования,

найти и записать неизвестные ему, но известные человечеству знания по теме исследования. Работа с любым источником информации: энциклопедии, справочники, ресурсы Интернет консультации.

    Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового материала. Технические решения подаются в виде схем, моделей, макетов, компьютерных презентаций.

    Защита результатов исследования. Ученик-исследователь готовит текстовый материал и защищает результаты своего исследования на уроке или конференции учащихся.

   Организация  исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

   Исследовательская работа с учащимися   является   кропотливым, затратным по времени для педагога, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь победа ученика это радость учителя, работавшего с ним. С ростом ученика растет и учитель.    Мои ученики принимали участие и становились всегда победителями и призёрами в школьных конференциях каждый год и, перейдя в пятый класс, они чувствуют себя очень уверенно. Принимают участие уже в городских мероприятиях и получают призовые места    

    Исследовательский навык, приобретенный в школе, поможет выпускнику:

работать с различными источниками информации, осуществлять выбор наиболее значимого содержания из имеющегося информационного массива;

сформировать научно-исследовательские навыки; реализовать личный творческий потенциал, самоутвердиться.

  «Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках

Послушать…

Понюхать…

И может быть попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!»

   

   

   

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Слайд 2

«Не существуют сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе» А.Н. Колмогоров

Слайд 3

формирование умения учиться способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. интеграции, обобщению, осмыслению новых знаний, увязыванию их с жизненным опытом.

Слайд 4

Универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты

Слайд 5

Познавательные УУД, необходимые для исследовательской деятельности Общеучебные универсальные действия : - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - поиск и выделение необходимой информации - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме - смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Слайд 6

Познавательные УУД, необходимые для исследовательской деятельности Универсальные логические действия : - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов - подведение под понятия, выведение следствий - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждений - доказательство - выдвижение гипотез и их обоснование

Слайд 7

Познавательные УУД, необходимые для исследовательской деятельности Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Слайд 8

Что такое исследования для маленького ребёнка? Наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений известных и понятных взрослым, но неизвестных конкретному малышу Чем меньше ребёнок, тем проще исследование.

Слайд 9

Для развития навыка исследовательского поведения у детей необходимо сформировать умения: видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи

Слайд 10

В первом классе Ребёнок, накапливая представления обо всём, что его окружает, ощущает себя в предметном мире, что является нормальным условием полноценности его жизни. Урок – исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к тайнам превращает его в исследователя. « Откуда берётся и куда девается мусор?», «Откуда в снежках грязь?» и т.д.

Слайд 11

Кому и для чего нужны усы и уши

Слайд 12

Актуальность исследования Однажды, посмотрев очередную передачу о животных, я подумал: «Просто удивительно, до чего многолик мир живой природы нашей планеты! Все эти мохнатые и пернатые, крылатые и четвероногие, летающие, плавающие и ползающие существа так не похожи друг на друга. Но ведь что-то может быть общее…. Например слух? Это я и попытался выяснить в своей работе по теме: «Кому и для чего нужны усы и уши»

Слайд 13

Цель исследования: выяснить где находятся органы слуха и осязания некоторых представителей живой природы Задачи исследования: изучить литературу по данной теме и выяснить назначение этих органов

Слайд 14

Объект исследования: рыбы, морская медуза, кит, летучая мышь, сова, крот, змея Предмет исследования: органы слуха и осязания Методы и способы исследования: сбор материала, наблюдение, сравнение, анализ Рабочая гипотеза если существуют разные не похожие друг на друга живые существа, то у них должны быть не похожие друг на друга органы

Слайд 15

Теперь мы знаем, что у всех животных есть органы слуха, где бы они не находились, внутри, снаружи Мы знаем, что они слышат, а усы помогают им выживать в своей среде обитания.

Слайд 16

Заключение Таким образом, моя рабочая гипотеза подтвердилась: существуют разные не похожие друг на друга живые существа, и у них не похожие друг на друга органы И неважно, что они не похожи друг на друга Важно, что они существуют и делают нашу планету такой красивой!

Слайд 17

Во втором классе формирую умения: осмысленно читать художественные, научно - популярные и публицистические тексты, выделять в тексте главную мысль , пересказывать текст; искать информацию в учебной литературе, в словарях и справочниках ; выполнять работу по несложному алгоритму; индивидуально, совместно (всем классом) ставить новую задачу, определять последовательность действий по ее решению; описывать объект наблюдения, проводить классификации отдельных объектов по общему признаку, сравнивать объекты для того, чтобы найти их общие и специфические свойства, высказывать суждения по результатам сравнения.

Слайд 18

Растения-хищники

Слайд 19

Пузырчатка

Слайд 20

В третьем видеть границу между известным и неизвестным; соотносить результат своей деятельности с образцом; находить ошибки в своей и чужой учебной работе и устранять их; вырабатывать критерии для оценки учебной работы; оценивать свои и чужие действия по заданным критериям; обращаться к взрослому с запросом о недостающей информации или просьбой о консультации; искать недостающие способы и средства решения задач, а не получать их в готовом виде.

Слайд 21

СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ на вершине России

Слайд 22

Аннотация (вступление) : Русский север в своё время был очень богат оригинальными творениями деревянного зодчества. Но срок существования деревянных построек не так уж и велик. Одни из них погибли от пожаров, другие уничтожены иностранными захватчиками, третьи приходили в ветхость и разрушались сами собой. Немало культовых зданий исчезло после революции, когда уничтожались церкви и часовни Но вот 1 декабря 2007 года погиб от огня Трифонов Печенгский монастырь. Много разговоров было вокруг этого события. Даже по 1 каналу шёл репортаж о случившемся. Меня очень заинтересовала история этого монастыря. Я провела исследования этой темы и вот что узнала.

Слайд 23

Цель работы: Исследовать с помощью дополнительных источников историю возникновения и существования до «гибели» Трифонов Печенгского мужского монастыря Объект исследования: Трифонов Печенгский мужской монастырь Методы исследования: Поиск и изучение письменных источников о Трифонов Печенгском мужском монастыре; поиск информации в сети Интернет; опрос горожан Результаты работы: Найдена история возникновения и развития Трифонов Печенгского мужского монастыря Ведётся наблюдение за информацией о строительстве нового монастыря Собранный материал можно использовать на уроках окружающего мира, истории, классных часах

Слайд 24

К четвёртому выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров; ориентироваться в возможностях информационного поиска (библиотеки и Интернет) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве с взрослым и самостоятельно; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста; умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.

Слайд 25

Загадки и легенды Сейдозера

Слайд 28

Поиск ответов на вопросы в четвёртом приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации (как традиционные, так и современные: книги, научные и научно-популярные журналы, источники на магнитных носителях, Интернет). Здесь было главным обучить учащихся правилам использования информационных массивов. Родители-единомышленники!

Слайд 29

Последовательность этапов исследования: Выбор темы исследования. Процесс исследования. Оформление результатов исследования. Защита результатов исследования.

Слайд 30

- Познавательные интересы, -самостоятельность, -культуру учебного труда, -позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета - применять на практике.

Слайд 31

«Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уме...

"Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников с ОВЗ"

Основные задачи начального общего образования - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетическ...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....

Методики исследования на тему: "Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников"

quot;Исследовательская деятельность по естествознанию, как способ развития познавательной активности младших школьников" 4 класс...