«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
методическая разработка по теме

Горнышева Светлана Юрьевна

В статье раскрывается  понятие толерантность, которая  имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наша актуальная задача.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornysheva_tolerantnos__gimnaziya8.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Горнышева С.Ю.,                                                                                     высшая квалификационная категория,                                                                         МОУ г. Мурманска гимназия  №8, учитель начальных классов

«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

Красивое латинское слово « толерантность» в последнее время стало популярным, даже модным. Что оно означает? Что стоит за ним? Необходимо, чтобы в общественном сознании- и особенно в сознании учительском -сложилось твердое понимание того, что толерантность имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наша актуальная задача.

В русском языке существует понятие «терпимость». Ты – другой, но я уважаю твое право быть другим. Толерантности нужно учиться, и чем раньше – тем лучше. И здесь огромная роль отводится  педагогам.

Опыт толерантности, положительный ( созданные нормальные отношения) или отрицательный ( негативизм отношения), имеется у каждого ребенка, в том числе и у ребенка младшего возраста, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди.[1] Дети могут быть агрессивными Агрессия совсем не обязательно проявляется в драке. Всем известны детские дразнилки. Дразнят слишком высоких, низкорослых , толстых и тщедушных, рыжеволосых, смуглых и белобрысых. Обидными прозвищами пользуются дети: обзывают рыжим, толстым, или жиртрестом, дылдой ,мелким, косым и т.д.  

Давайте рассмотрим те узловые точки, в которых может проявиться не толерантное отношение к другим и требуются воспитательные воздействия взрослых.

Уже в первом классе. Попадая в новую среду, в которой пока еще нет коллектива, нет детского сообщества, дети пытаются создать некоторую иерархическую построенную, организованную структуру. Идет поиск лидера. У мальчиков этот поиск идет дольше, чем у девочек. Иногда мальчики дерутся, выясняя, кто сильнее телом и духом, а чаще просто толкаются. Их стычки носят демонстративный характер .Обычно они не держат обид друг на друга. Подравшись на одной перемене, они могут вместе играть на другой. Лидером становится тот, кого уважают за силу, за умение организовать игру, придумать что-то интересное и т.д. Девочки сложной иерархии не образуют. У девочек выбор лидера часто происходит по формальным признакам: она лучше других одета, приносит в класс игрушки, которых нет больше не у кого, ее хвалит учительница. Если девочки поссорились, то это надолго. Они склонны к созданию группировок, в которых «чужие» допускаются редко. Они чаще, чем мальчики , исключают третьего: « Если ты играешь с Машкой , то я с тобой дружить не буду!» На этом фоне может сформироваться установка нетерпимости к «чужим». Понять- значит найти пути воздействия. Приходящий в класс новичок никак не встроен в уже сложившуюся иерархию. Ему еще предстоит найти свое место в ней. В этой ситуации на помощь может и должен прийти педагог. [1]

Какие же конкретные шаги должен предпринять учитель, когда он видит, что какого-то ребенка обижают, унижают, не принимают в свое сообщество?

Во-первых, это  воспитание культуры общения. Я разделяю мнение ученых и психологов, что искусство общения – это дар, которым обладает не вся часть общества. Многих людей этому надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать и слышать, понимать , не манипулировать и не принимать насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению к друг другу, что очень непросто.[3] Работу по развитию культуры общения, я провожу на уроках, формируя у детей УУД.

 В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения особое место отведено формированию УУД в системе начального общего образования.

Что же такое УУД?

Это учебные действия нового стандарта, которые способствуют не накоплению знаний, умений и навыков, а развитию личности. Это- умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям.

Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность ,распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться. Вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи. Уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками ,умение и готовность вести диалог, искать решение, оказывать поддержку друг другу. Эти УУД я формирую как через парную, так и групповую формы работы. На уроках мои ребята уважительно ведут диалог, совместно решают поставленные учебные задачи через исследования, тактично поправляют друг друга и высказывают свою точку зрения. В итоге приходят к единому мнению. Я работаю по развивающей системе Л.В. Занкова. Сам занковский урок начинается с поиска ответов на ту или иную проблему, с обсуждения ее, терпеливого и доходчивого объяснения. В процессе решения  проблемных задач на уроках коллективно, в группах или парах , мы учим детей с одной стороны принимать другого как значимого и ценного. А с другой стороны – критически  относится к своим собственным взглядам. Кроме общения «ученик- ученик»,считаю важным общение « учитель-ученик», которое должно являть собой толерантность , сущность которого должна сводиться к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающегося культуры достоинства, самовыражения личности, исключающего фактор боязни неправильного ответа. Ошибка- находка для учителя.[4]

Развитие толерантности  на уроках носит разнообразный характер. Приведу в пример фрагмент урока чтения. Худ. Слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. После прочтения сказки Андерсена «Гадкий утенок», предлагаю ответить на следующие вопросы:

  1. Объясните причины того, что никто не любит гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;
  2. Кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?
  3. Считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?  

У людей, которых презирают и отвергают, часто развивается комплекс неполноценности, наносящий ущерб их самоуважению. Найдите в тексте предложения, из которых ясно. Что утенок теряет самоуважение. Цель- применить историю гадкого утенка к ситуациям, реально существующим в семье или обществе. Входя в роль, дети на себе испытывают ,что значит быть изгое. Все вместе обсуждаем, могли бы утята как-то иначе отнестись к непохожему на них утенку. На уроках математики также выбираю задачи, в которых действуют, отличающиеся от других люди. Важно, чтобы они выглядели в данном контексте положительными героями.

Мною разработана авторская программа «Гражданско- патриотическое воспитание младших школьников». Она предназначена для реализации в 1-4 классах и предусматривает такое   направление как воспитание культуры толерантности. Основной целью этого направления является формирование у детей навыков толерантных отношений .Как итог реализации этого направления ожидаются следующие результаты:

_ ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;

_ ребенок , противостоящий нетолерантным отношениям;

_социально адаптированный ребенок.

Исходя из поставленной цели и ожидаемых результатов, оптимальным результатом их реализации является организация системы КТД и мероприятий. Это классные часы по различной тематике, праздники, конкурсы, концерты, игры, КВН, встречи, читательские конференции и т.д.( слайд)Учебный год обязательно заканчивается проектом- КТД. Это может быть  творческий проект.

 Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это создание рукописных книг. Сборников стихов и былин разных народов, Красной книги, Книги «Жалоб природы», произведения изобразительного и прикладного искусства- знание русской национальной культуры, история национального костюма и т.д.

Ролевой проект

Проекты, когда участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.

В начальной школе создан и успешно работает клуб «Юный патриот» и театральная студия «Солнышко». Именно здесь ребята во внеурочное время создают ролевые проекты, такие как «Экологический суд», литературно-музыкальные композиции , сказки.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле:

«родители + дети + учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка, школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию. Именно на первом этапе, когда родители хотят, легко идут на контакт, необходимо поддержать их желание. Дать возможность, связать всех в единое целое, чтобы вместе преодолеть трудности и праздновать победы. С родителями мы проводим семейные вечера. Например «Давайте познакомимся», где каждая семья представляла членов семьи, свои фото, любимые национальные песни, стихи на родном языке, национальные блюда, рассказы о семейных и национальных традициях, праздники, например, «Я, ты, он, она- вместе дружная семья», где дети в национальных костюмах поют, танцуют, рассказывают стихи на своем родном языке. Вместе выпускаем фотогазеты.

Представленная система мероприятий и КТД, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

       Каким станет маленький человечек, зависит от родителей и учителя.          Младшие школьники живут своим представлением о добре и зле, чести и бесчестии, у них свои критерии оценки красоты, человеческого достоинства. Чтобы проникнуть в этот «сказочный дворец детства», быть в нем наставником, надо по Сухомлинскому, «стать в какой-то мере ребенком». Надо безгранично любить этот мир, любить тех, кто живет в нем. Становясь другом детей, учитель должен «возвыситься к духовному миру ребенка, а не снисходить к нему» и быть образцом для подражания. [2]

Список литературы:

  1. Еремеева В.Д. « Что такое толерантность и почему ее надо воспитывать», Ж «Практика образования»- 2009г. №4
  2. Дмитриев Г.Д. «Многокультурное образование»- М, «Народное образование» 1999г.
  3. Степанов П. Как воспитать толерантность?//Народное образование, 2001г.№9, 2002г. №9
  4. Максаков В., Полякова С. «Учимся договариваться»- М.,

 « Магистр», 1998г.

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

Формирование толерантных отношений у младших школьников

В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бор...

Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование ценностногоотношения к здоровьюу младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...

Формирование межнациональных отношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Проблема формирования межнациональных отношений на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур....