Формирование межнациональных отношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
статья

Сергеева Елена Игоревна

Проблема формирования межнациональных отношений на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.  Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели воспитательных действий по достижению согласия между людьми, развития образования как фактора интеллектуального и социального прогресса российского народа. Невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, взаимно уважать культуру других народов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергеева Елена Игоревна, зам. директора по УВР, учитель начальных классов I квалификационной категории

Лашина Лилия Анатольевна, зам. директора по УВР , учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Формирование межнациональных отношений младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Самый высокий результат образования — толерантность.

                                                                                                        Хелен Келлер.

        В условиях гуманизации и демократизации общества проблема межнационального согласия весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, межнациональное согласие  нужно формировать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

          Проблема формирования межнациональных отношений на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.  Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели воспитательных действий по достижению согласия между людьми, развития образования как фактора интеллектуального и социального прогресса российского народа. Невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, взаимно уважать культуру других народов.

Формирование межнационального согласия в начальной школе предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на формирование межнационального согласия.

Формирование культуры межнационального общения означает решение нескольких задач: (на слайде)

  1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют следющие компоненты:

■ когнитивный — знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики — таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;

■ мотивационный — желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;

■ эмоционально-коммуникативный — способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;

■ поведенческо-деятельностный — владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.

При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать:

■ индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;

■ национальный состав коллектива учащихся;

■ проблемы в отношениях между детьми, их причины;

■ культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы.

Рожкова М.И., Байбородова Л.В. Ковальчук М.А. выделяют следующие методы формирования межнационального согласия:

             

               Схема 1. Методы формирования толерантных установок.

В интеллектуальной сфере культуры межнационального общения необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях культуры. Для этого используют такие методы воспитания как беседа, метод убеждения, рассказ и т.п.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с эмпатией представителей других культур. К таким методам относится метод внушения.

Методами воздействия на мотивационную сферу ребенка является метод стимулирования. Чтобы сформировать устойчивые привычки, связанные с толерантными взаимоотношениями необходимо использовать различные упражнения в общении (ситуации выбора, методы коррекции, метод дилемм, тренинги, организация различных видов деятельности).

В волевой сфере нужно формировать нравственноволевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность  в отстаивании нравственных идеалов.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию,

любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе.

 Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных принципов. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Реализация каждого метода формирования культуры межнационального общения предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

Для повышения познавательной активности детей используются следующие приёмы обучения:

  • упражнения детей в элементарном анализе и сравнении  предметов (дома тёплых и холодных стран; одежда для различного климата и т.д.);
  • постановка вопросов проблемного характера и самостоятельный поиск ответов на свои же вопросы;
  • наблюдение – живое общение с окружающим миром и природой, которое способствует эмоциональному отклику детей, расширяет их кругозор;
  • создание игровых ситуаций (воображаемое путешествие, рассказ от имени воображаемого героя), использование сюрпризных моментов (появление сказочного персонажа);
  • использование цикла бесед, игр - диалогов;
  • чтение художественной литературы, драматизация, проигрывание инсценировок на правила поведения в общественных местах;
  • прослушивание музыкальных произведений разных стран мира.

Формы работы:

  • специально организованные фронтальные занятия;
  • индивидуальные занятия;
  • совместная деятельность взрослого и детей;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • целевые прогулки;
  • беседы (индивидуальные, групповые, фронтальные);
  • подвижные игры разных стран;
  • трудовые поручения (акции «Сделаем чище нашу планету», «Покорми птиц»);
  • создание выставок, мини – музеев, альбомов, посвящённых национальной культуре и традициям, мировой культуре;
  • проведение досугов, развлечений, праздников, театрализованных представлений;
  • смотры, конкурсы, викторины;
  • совместные вечера с родителями.

Средства  обучения и воспитания:

  • первым, самым объёмным средством является социальная действительность, которая понятна, доступна, лично значима для ребёнка  младшего школьного   возраста (семья, школа, библиотека, музей и т.д);
  • общение;
  • предметы рукотворного мира:  игрушки разных народов, технические игрушки, национальные куклы;
  • художественная литература, произведения устного народного творчества стран мира.
  • изобразительное искусство стран мира;
  •  музыка стран мира;
  • случайная информация, полученная ребёнком из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности.

Предметно – пространственная  толерантная среда:

  • произведения детских писателей и поэтов разных народов, произведения устного народного творчества людей разных национальностей;
  • репродукции картин великих художников России и других стран;
  • куклы в одежде людей разных национальностей; народные игрушки;
  • картотеки подвижных и досуговых  игр народов мира, дидактических игр на формирование у детей толерантности;
  • музыкальные произведения  композиторов мира;
  • альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал  по темам: «»Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья».

В нашей образовательной организации учатся 636 младших школьников. Среди них 19 человек (3%) – дети других национальностей. Анализируя этнический состав учеников начальных классов, характер их взаимодействия в классах, мы подбираем игры, составляем список произведений для внеклассного чтения, разрабатываем мероприятия, направленные на сплочение коллектива обучающихся, формирование у них опыта толерантного поведения и межнационального общения.

В школе проводятся конкурсы, театральные постановки, фестиваль патриотической песни, посвященный Дню народного единства; уроки мужества, посвященные Дням воинской славы; втречи с ветеранами; смотры строя и песни; социальный проект «Школьный ландшафт» и другие.

Также у нас проводятся круглые столы для учащихся начальных классов на темы «Надо ли любить всех?», «Есть ли место подвигу в нашей жизни» и другие, тематические классные часы, беседы, связанные с проблемами обеспечения безопасности жизни, беседы, направленные на формирование навыков здорового образа жизни, толерантности.

Во внеурочное время обучающиеся имеют возможность знакомиться с культурным наследием родного народа и других народов России на занятиях кружков, в программы которых включены элементы культур народов России. В нашей школе работают кружки этнокультурного направления, это спортивные кружки (национальная борьба), фольклорные ансамбли, кружки прикладного искусства (вышивка, рукоделие, бисероплетение, рисование, выжигание), кружки технического направления (3 Д – моделирование, легоконструирование). Также ежегодно проводятся мероприятия, посвященные национальным праздникам: Рождество, пасха, масленица и другие.  Таким образом, успешным условием формирования у школьников культуры межнационального общения является вовлечение их в многоплановую внеурочную воспитательную деятельность.

Основы нравственных качеств закладываются в семье. Очень важно, какие отношения складываются дома между членами семьи: между родителями, родителями и детьми, между детьми.

Еще одной проблемой, с которой мы столкнулись, являются так называемые межнациональные бинациональные семьи.

В нашей школе обучаются дети, родители которых относятся к разным национальностям: мама – русская, а папа – армянин, азербайджанец, украинец, грузин, нигериец. Взаимодействия внутри семьи могут осложняться разными взглядами на воспитание детей, неумением распределить роли в семье.

С целью формирования межнационального согласия среди детей и их родителей проводятся семейные праздники, викторины, круглые столы, индивидуальные беседы, конкурсы родословных, семейных альбомов, гербов, выставка детско – родительского творчества «Солнышко в ладошке», «Бабушкин сундук», конкурсы рисунков и фотографий.

Показателями культуры межнационального общения являются (Р.И. Кусарбаев):

Внешние:

- интерес к культуре, истории и т.п. другого народа;

- потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;

- развитие отношений с людьми другой национальности.

Внутренние:

Потребностно-отношенческого характера:

- уважение к многонациональному народу страны, любовь к Отечеству;

- ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения цивилизации;

- обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.

Этнического характера:

- проявление тактичности, чуткости к человеку;

- отовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения;

- формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.

Деятельностно-поведенческого характера:

- реакция на совместную деятельность, межнациональные браки;

- умение оценить успехи людей другой национальности;

- развитие чувства национальной гордости.

Мировоззренческого характера:

- понимание совместной жизнедеятельности разных народов;

- непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма, расизма;

- ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; осознание принадлежности к мировому сообществу;

- терпимость к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения межконфессиональных конфликтов.

Интеллектуально-эмоционального характера:

- отношения к людям на работе, в быту;

- отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности;

- реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой

- национальности.

Эффективность работы по воспитанию культуры межнационального общения возможна лишь при соблюдении ряда педагогических требований. К ним следует отнести:

- развитие в учениках чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, обычаи, фольклор и т.д.);

- включение полиэтнического материала во все аспекты обучения и воспитания;

- развитие принятия и уважения этнических форм и отличий, гуманного отношения к людям различных национальностей;

- создание в классе атмосферы доброжелательности, товарищества, на основе взаимоуважения и сопереживания;

- проведение идеи равенства всех этнических групп России, не выделяя ни один из этносов;

- учета характера национальных отношений региона и межэтнического состава класса;

- сочетание в воспитании национального и общечеловеческого;

- использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей;

- включение младших школьников в общественно полезную и художественно-творческую мультикультурную деятельность (проведение различных акций, совместных творческих дел, выполнение общественных трудовых поручений, участие в художественно-эстетических мероприятиях, музейной работе, проведение народных праздников и фестивалей ит.п.);

- использование задач с различными ситуациями нравственного характера в процессе учебной и воспитательной работы (разные виды тренингов в правильном поведении в многонациональной среде, проектирование межэтнической коммуникации и т.п.);

- использование игр и других активных методов формирования национального самосознания и межэтнической толерантности младших школьников в процессе проведения уроков и воспитательных мероприятий, в том числе сюжетно-ролевых игр, тренингов в поведении в ходе которых они должны будут приспосабливаться к особенностям действий друг друга. При этом постепенно усложняются задачи, которые младшие школьники должны решать в общении и взаимодействии. Эта форма деятельности будет в дальнейшем позитивно воздействовать на коммуникативные способности подрастающего поколения для жизни в полиэтническом обществе;

- привлечение к организации работы по формированию межэтнической толерантности родителей учащихся.

Таким образом, культура межнационального общения укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, так как развивает у обучающихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

В  настоящее время необходимо в учебных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное и межнациональное самосознание. 

При этом педагогу следует проявлять деликатность и осторожность, учитывать специфику и особенности национального состава детей (язык, традиции, культурные ценности, трактовка исторических событий и др.), строить свою работу, критически осмысливая и вырабатывая суждения о моральных ценностях, принципах толерантности,  а также важно,  чтобы педагог личным примеров показывал, как корректно отстаивать свою точку зрения, относится к суждениям  других.        

«Нельзя стремиться сделать всех людей подобными себе, но нужно учиться быть с ними в согласии» Л.Н.Гумилев

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России.- М., 2003.
  2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003. 
  3. Бардиер, Г. Л. Социальная психология толерантности  / Г. Л. Бардиер. – СПб. : Изд-во С.-Пб ун.-та, 2005. – 120 с.
  4. Белоцерковец Н.И., Васильев А.М., Назаренко Н.Н. Педагогика межнационального общения: Учебное пособие, Издательство МГП, 2008. - 168 с.
  5. Бетти Э. Риэрдон. Толерантность — дорога к миру. - М., 2009.
  6. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя./ А.Н.Джуринский. – М.: Просвещение, 2007.- 96с.
  7. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998.-338 с.
  8. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. // Педагогика. -2001. №4. - С.24-30.
  9. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007. - 224с.
  10. Закон РФ «Об образовании» ст. «Принципы государственной политики в области образования» от 28.09.2010 №243-Ф3.
  11. Кукушкин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов Н/Д: Феникс, 2002. - 448с.
  12. Латышина Д.И. Этнокультурное образование: содержание и педагогические технологии // Профессиональное образование учителя начальных классов (Сборник статей). Самара Москва, - 2005. - С.91-99
  13. Магомедова З.М. Проблемы поликультурного воспитания в межнациональной семье // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 1
  14. Николаева М.А. Становление толерантности в условиях модернизации образования // Воспитание толерантности: взаимодействие различий: Сб. Науч. и метод. тр. Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко и др. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.
  15. Педагогика межнационального общения // Уч.Пособие под редакцией Д.И.Латышиной. М.Гардарики, 2004 - 303с.
  16. Рожков М.И. Воспитание толерантности у школьников», Ярославль, 2003
  17. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., - 1998.-С. 223-244.
  18. Толерантность личности: характеристика, закономерности, механизмы формирования: Монография / Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Селезнева Е.В. И др. - М.: Изд-во РАГС, 2009.
  19. Феоктистов И.Е. Воспитание культуры межнационального общения у младших школьников // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 54.
  20. http://psylib.myword.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

«Формирование ИКТ- компетентности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности»

Заочная региональная научно-практическая конференция «Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыт, проблемы, результаты»....

Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать  представлен...