Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
материал
Формирование патриотических чувств у младших школьников
на уроках и во внеурочной деятельности, доклад на рождественских образовательных чтениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рождественские образовательные чтения
Формирование патриотических чувств у младших школьников
на уроках и во внеурочной деятельности
Плетнева Наталья Викторовна
Учитель начальных классов
МКОУ Петровская ООШ
2019
Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Можно согласиться, или не согласиться с мнением автора, но ясно, что патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не достаточно лишь любить ее, нужно еще что-то делать, чтобы страна, где мы живем, становилась сильнее, краше. Нужно беречь то, что нам досталось от предков, преумножая при этом богатства
Патриотизм - нравственная основа жизнеспособности государства. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Во-первых, потому, что детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Во-вторых, именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи. Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность, заинтересованность в познании мира и т. д.
А личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, свой народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов и др.
Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.
Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В.А.Сухомлинский
Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. Дети этого возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период у ребенка происходит формирование духовно-нравственных основ, механизмов социализации, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание – одна из важнейших частей воспитания личности. Оно и охватывает своим воздействием все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство.
Цель патриотического воспитания – воспитание личности социально активной, с определенной гражданской позицией, личности духовно богатой, способной проявить свои лучшие качества в интересах Отечества.
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики).
2.Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Закладывать основы патриотизма мы начинаем с пробуждения у ребенка любви к деревьям, цветам, природе, родному дому. Любовь и преданность Родине начинается с любви и уважения к матери, отцу, бабушке, с ощущения нужности, любви и сердечного тепла, которым окружен ребенок. Любовь к народу начинается с любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.
Патриотическое воспитание становится эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая урочную и внеурочную деятельность, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды деятельности. Основные направления работы. 1.Учебная деятельность
Конечно же, ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок.
На уроках литературного чтения и русского языка учащиеся учатся осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи, принципам речевого этикета, выполняют задания творческого и исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам. На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким. Ознакомление с окружающим миром формирует уважение к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. На уроках отправляемся в заочные путешествия по городам нашей страны, знакомимся с важными историческими событиями, с выдающимися государственными деятелями, с природой родного края. На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире Уроки технологии и изобразительного искусства - особое внимание уделяется изучению народного творчества, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников. На уроках физической культуры проходит разучивание народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.
2- 3. Внеурочная и внеклассная деятельность
Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.
Во внеклассной работе можно выделить несколько направлений по патриотическому воспитанию: гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое,спортивно-патриотическое,историко-краеведческое. В качестве форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выступают: беседы, классные часы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности; тематические утренники, проведение совместных праздников, торжественные линейки, уроки Мужества; экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания; смотры строя и песни, военно-спортивные игры; просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения; конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки; презентация книг гражданско-патриотического воспитания, социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию.
Мероприятия получатся чрезвычайно впечатляющими, оставляющими неотразимый след в душе ребенка, если опираться на природную потребность ребенка быть активным соучастником происходящего. Дети с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям: с удовольствием готовят их, и принимают в них участие
4. Работа с родителями
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования говорится, что семья является важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка, одним из главных субъектов формирования личности гражданина и патриота.
Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. Нужно привлекать родителей к совместной подготовке различных праздников. Ведь праздник в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Их проведение сплачивают детей и родителей, учат их общению, взаимопониманию, взаимопомощи.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.
Список литературы:
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.
2.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.
3.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4.
4.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-89495-1521108358.jpg)
«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
В статье раскрывается понятие толерантность, которая имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/18/picture-279693-1676718902.jpg)
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников прин...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/15/picture-82994-1394878199.jpg)
"ПРИМЕНЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/21/picture-611330-1426948458.jpg)
Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников
В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139678-1352365080.jpg)
Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-669657-1443254005.jpg)
ДокладФормирование чувства патриотизма у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Доклад формирование чувства патриотизма у школьников...