Формирование патриотических чувств у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
материал

Плетнева Наталья Викторовна

Формирование патриотических чувств у младших школьников

на уроках и во внеурочной деятельности, доклад на рождественских образовательных чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на рождественские чтения24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рождественские образовательные чтения

Формирование патриотических чувств у младших школьников

на уроках и во внеурочной деятельности

Плетнева Наталья Викторовна

Учитель начальных классов

МКОУ Петровская ООШ

2019

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта   страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Можно согласиться, или не согласиться с мнением автора, но ясно, что патриотизм – это любовь к Родине, какой бы она ни была. Как мы любим мать за то, что она есть, мы любим Родину за то, что она у нас есть. Это и есть патриотизм. Но не достаточно лишь любить ее, нужно еще что-то делать, чтобы страна, где мы живем, становилась сильнее, краше. Нужно беречь то, что нам досталось от предков, преумножая при этом богатства

Патриотизм - нравственная основа жизнеспособности  государства. Он выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Во-первых, потому, что детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Во-вторых, именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, и целостная, последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи.               Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании ГОС начального общего образования. В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики: любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность, заинтересованность в познании мира и т. д.

А личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:  формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, свой народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов и др.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, Человека.

Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.  В.А.Сухомлинский

Процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. Дети этого возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период у ребенка происходит формирование духовно-нравственных основ, механизмов социализации, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Патриотическое воспитание – одна из важнейших частей воспитания личности. Оно и охватывает своим воздействием все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство.

Цель патриотического воспитания – воспитание личности социально активной, с определенной гражданской позицией, личности духовно богатой, способной проявить свои лучшие качества в интересах Отечества.

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:
1Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики).
2.Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Закладывать основы патриотизма мы начинаем с пробуждения у ребенка любви к деревьям, цветам, природе, родному дому. Любовь и преданность Родине начинается с любви и уважения к матери, отцу, бабушке, с ощущения нужности, любви и сердечного тепла, которым окружен ребенок. Любовь к народу начинается с любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым.

Патриотическое воспитание становится эффективным, если будет обеспечена системная организация патриотической работы, включающая урочную и внеурочную деятельность, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды деятельности. Основные направления работы. 1.Учебная деятельность

Конечно же, ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок.

На уроках литературного чтения и русского языка учащиеся учатся осознавать язык, как средство общения, нормам устной и письменной речи, принципам речевого этикета, выполняют задания творческого и исследовательского характера, вовлекаются в подготовку к конкурсам и олимпиадам. На произведениях классиков ребята учатся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким. Ознакомление с окружающим миром формирует уважение к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны. На уроках отправляемся в заочные путешествия по городам нашей  страны, знакомимся с важными историческими событиями, с выдающимися государственными деятелями, с природой родного края. На уроках математики воспитываются такие личностные качества гражданина, как бережливость, настойчивость, целеустремленность, стремление познать истину. Формированию гражданских качеств младших школьников способствует выполнение таких заданий, как составление и решение задач, содержащих материал о родине, о растительном и животном мире Уроки технологии и изобразительного искусства - особое внимание уделяется изучению народного творчества, художественных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Это тоже неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников. На уроках физической культуры проходит разучивание народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

2- 3. Внеурочная и внеклассная деятельность

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма.

Во внеклассной работе можно выделить несколько направлений по патриотическому воспитанию: гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое,спортивно-патриотическое,историко-краеведческое. В качестве форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников через внеклассную и внеурочную деятельность выступают: беседы, классные часы, читательские конференции гражданско-патриотической направленности; тематические утренники, проведение совместных праздников, торжественные линейки, уроки Мужества; экскурсии, целевые прогулки, игры гражданско-патриотического содержания; смотры строя и песни, военно-спортивные игры; просмотр и обсуждение фильмов патриотической направленности, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения; конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, фотовыставки; презентация книг гражданско-патриотического воспитания, социальные акции, операции по гражданско-патриотическому воспитанию.

    Мероприятия получатся чрезвычайно впечатляющими, оставляющими неотразимый след в душе ребенка, если опираться на природную потребность ребенка быть активным соучастником происходящего. Дети с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям: с удовольствием готовят их, и принимают в них участие

4. Работа с родителями

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования говорится, что семья является важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка, одним из главных субъектов формирования личности гражданина и патриота.

Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Поэтому работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. Нужно привлекать родителей к совместной подготовке различных праздников. Ведь праздник в начальной школе – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Их проведение сплачивают детей и родителей, учат их общению, взаимопониманию, взаимопомощи.

 Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за период обучения в начальной школе не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».

Воспитывать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.

Список литературы: 
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. 
2.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. 
3.Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. 
4.Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

В статье раскрывается  понятие толерантность, которая  имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В статье освещены вопросы духовного формирования личности. Искусство родного края играет важную роль в становлении человека. Важнейшая роль в эстетическом воспитании младших школьников  прин...

Роль пейзажной живописи художников Мордовии в воспитании любви к родному краю, формировании патриотических чувств у младших школьников

В комплексе проблем становления личности младшего школьника особое место занимает эстетическое воспитание, формирование и развитие способности к эстетическому восприятию мира, потребности к творчеству...

Пути формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

«Систематичность упражнений — есть первая и главнаяоснова их успеха, и недостаток этой систематичностиглавная причина, почему многочисленные идолговременные упражнения в орфографии даютплохие результа...