Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Формирование ценностного
отношения к здоровью
у младших школьников
на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

1. Актуальность опыта. На современном этапе развития человечества, в условиях интенсивного преобразования общества, в том числе и сферы образования, все большую значимость и актуальность приобретает потребность в физиологически, физически и психически здоровом подрастающем поколении, в формировании полноценных членов человеческого сообщества, способных успешно функционировать, развиваться и социализироваться в процессе межличностного взаимодействия.

В системе общечеловеческих жизненных ценностей здоровью, являющемуся общественным и индивидуальным достоянием, принадлежит первостепенное основополагающее место. Основы здорового образа жизни человека, ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальном этапе школьного обучения, так как в этот период дети особо восприимчивы к воспитательным воздействиям. Это связано с интенсивным социальным развитием психики и ее основных подструктур, изменением образа жизни детей, новыми интересами и обязанностями, потребностями, важнейшей из которых становится потребность в обучении, приобретении новых знаний, умений и навыков.

Анализ научной литературы показал, что актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья не только не снижается, а, наоборот, с каждым годом приобретает все больший смысл. По мнению ученых [2, 5, 10, 11, 14 и др.], состояние здоровья школьников продолжает стремительно ухудшаться из года в год.

В работах ученых [8, 10, 13, 16, 20 и др.] отражены пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей и подростков; разработаны здоровьесберегающие технологии для работы с учащимися школ [18 и др.]; изучены условия и приемы формирования здорового образа жизни школьников [6 и др.].

Однако проблема формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста требует дальнейшего исследования.

Индивидуальное развитие младшего школьника во многом зависит от взаимодействия физических, когнитивных и психосоциальных факторов, поэтому ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать именно в этот период жизни ребенка [3].

Анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, социологической, медико-гигиенической литературы и педагогической практики по данной проблеме подтверждает необходимость преодоления следующих противоречий:

- между ростом запроса общества на здоровье как доминантную основополагающую ценность и его ухудшением у детей;

- между необходимостью приобщения школьников к ценностям здоровья и недостаточным вниманием к решению этого вопроса в образовательной практике;

- между необходимостью индивидуализации и дифференциации методов и форм работы с детьми младшего школьного возраста и отсутствием научно обоснованной системы в формировании ценностного отношения к здоровью у детей.

 

2. Цель – определение и научное обоснование педагогических условий повышения эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.

3. Задачи:

  1. Уточнить сущность и содержание понятия «ценностное отношение к здоровью».
  2. Определить и обосновать критерии и уровни проявления ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
  3. Разработать модель формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.
  4. Выявить и проверить педагогические условия, способствующие повышению эффективности процесса формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость опыта заключается в уточнении научного знания о сущности ценностного отношения к здоровью, в определении критериев и показателей уровней проявления ценностного отношения к здоровью у учащихся младшего школьного возраста, в научном обосновании модели формирования ценностного отношения к здоровью у детей и педагогических условий эффективности этого процесса.

Практическая значимость опыта состоит в определении содержания и технологии воспитательно-образовательной работы по формированию ценностного отношения к здоровью у учащихся младшего школьного возраста; в разработке научно-методических рекомендаций для педагогов и родителей в этом направлении. Результаты опыта могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных школ при проведении как учебных, так и внеклассных занятий, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в практике повышения квалификации педагогических кадров.

Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы формирования ценностного отношения к здоровью

у младших школьников

§ 1. Теоретические аспекты проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся

С древнейших времен потребность в физическом, психическом и нравственном здоровье являлась непреходящей базисной фундаментальной ценностью для человечества, главным условием свободной деятельности человека.

Первые представления о понятии «ценность» возникли еще в античные времена. Интерес ученых к проблеме понимания ценностей за рубежом возрос в первой половине XX века. В отечественной науке проблема ценностей нашла отражение в работах И. С. Кона, В. А. Сластенина,             В. П. Тугаринова и др. [12, 17, 19].

В нашем понимании, ценности – это материальные объекты или идеальные понятия, важность и необходимость которых осознается отдельными представителями социума или обществом в целом и характеризуется стремлением сохранить их, и, по возможности, приумножить. Значимость тех или иных предметов, вещей, явлений, той или иной материальной или духовной ценности определяется отношением индивида, группы лиц или всего общества к этим объектам и явлениям окружающего мира.

Возникающие у человека ценностные отношения, расширяясь и укореняясь в его сознании, трансформируются (преобразуются) в ценностные ориентации, представляющие собой основной структурный компонент личности, включающий в себя ее различные психологические характеристики, обусловливающий специфику отношений человека с окружающей его действительностью и определяющий тем самым поведение индивида в социуме.

Ценностные ориентации личности зависят от персональных взглядов, жизненного опыта человека, условий жизни, окружения (семья, друзья, сослуживцы и т. п.), воспитания и образования. Опираясь на собственную систему ценностей, на сформировавшуюся в процессе жизнедеятельности их иерархию, человек определяется с отношением к самому себе и к другим людям, к объектам и явлением окружающего мира, организует и реализует в дальнейшем индивидуальные модели поведения и деятельности.

Здоровье как ценность определяет диапазон возможностей, способностей, склонностей человека, направленность его личности. Здоровье – важнейший компонент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, одно из ведущих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-нравственного развития отдельного индивида и общества в целом. Исторический анализ проблемы воспитания здорового ребенка показал, что данный вопрос являлся приоритетным с древнейших времен и не потерял актуальности в настоящее время. Выдающиеся зарубежные и отечественные [1, 9 и др.] педагоги утверждали необходимость сохранения и укрепления здоровья, выделяли условия, принципы и средства формирования здорового подрастающего поколения.

Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и медицинской литературы показывает многообразие представлений ученых о сущностной характеристике здоровья. Термин «здоровье» понимался и понимается учеными с различных позиций, описывали его с анатомо-физиологической стороны [15, 21 и др.] в своих исследованиях рассматривали социальное и психическое здоровье [14 и др.] определяли здоровье интегрировано, с учетом биологической, психологической и социальной составляющих. Обобщенное определение представлено в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Существенное значение в формировании здоровья человека принадлежит образу жизни. Под образом жизни мы понимаем совокупность внешних факторов, воздействующих на человека в течение его жизни, и собственную творческую деятельность индивида.

Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» тесно связаны между собой. Здоровье – это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека [4, 10, 14, 21 и др.].

Здоровый образ жизни следует понимать как целостный способ жизни и деятельности людей, направленный на формирование у них гармонического триединства в процессе выполнения биологических, психических и социальных функций, обусловливающих в дальнейшем возможность полноценного участия человека в различных сферах общественной жизни.  Однако представление о здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия человека в процессе сохранения и укрепления здоровья.

Ряд ученых особую роль в процессе укрепления здоровья подрастающего поколения отводят двигательной активности, подвижности человека как важнейшей предпосылке жизненного счастья и долголетия. Другие считают, что сбалансированное питание и разумное голодание – это путь к здоровью и успеху. Многие ученые утверждают, что основой здоровья детей и подростков является тренированность, выносливость организма, поэтому необходимо укреплять его путем закаливания [7, 13 и др.].

Анализ современных исследований позволил выявить ряд здоровьесберегающих концепций [6, 16, 18 и др.], ориентированных на формирование у детей потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, приобретать знания и овладевать навыками сохранения и укрепления здоровья.

Под ценностным отношением к здоровью детей младшего школьного возраста понимается интегрированное личностное образование, характеризующееся совокупностью осознанных на личностно-смысловом уровне представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, проявлением ответственного и бережного отношения к здоровью своему и других людей, умением выбрать собственную линию поведения и деятельности, ориентированную на приоритет здоровья как общечеловеческой жизненной ценности, способность адекватно оценивать свои достижения по сохранению и укреплению здоровья.

Сохранение и укрепление здоровья – это процесс комплексный, интегрированный, систематический, преемственный и последовательный, содержательный аспект которого направлен на приумножение физических сил и психических возможностей личности, исключение форм поведения, оказывающих негативное воздействие на здоровье.

§ 2. Процесс формирования ценностного отношения к здоровью

у детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, связанный с поступлением в школу, с адаптацией к новому коллективу, с появлением новых требований и обязанностей. В условиях учебно-воспитательного процесса в школе существенно меняется социальное положение ребенка, а это, в свою очередь, определяет изменения в направленности и содержании развития личности учащегося. Исследования ряда ученых [3 и др.] показывают, что в младшем школьном возрасте у ребенка начинает формироваться новая высшая потребность – учиться. В процессе обучения в школе данная потребность способствует формированию у детей умения учиться, а также способности критически мыслить, следовательно, основы культуры здоровья и ценностное отношение к нему предпочтительнее закладывать именно в этот период жизни ребенка. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса способствует возникновению перегрузок, приводящих к переутомлению и резкому ухудшению здоровья младших школьников.

Серьезные психофизиологические и социокультурные личностные преобразования, присущие младшему школьному возрасту, доказывают значимость данного жизненного этапа в становлении и развитии личности, определяют необходимость более глубокого и тщательного изучения и понимания особенностей данного возрастного периода с целью повышения эффективности проводимой учебно-воспитательной работы, в том числе и в процессе воспитания ценностного отношения к здоровью.

Формирование ценностного отношения к здоровью – один из ведущих факторов развития культуры здоровья у детей, осознания ими необходимости быть здоровыми. В связи с этим, в процессе формирования ценностного отношения к здоровью важно использовать игровые, тренинговые, художественно-поэтические формы работы с учащимися, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению получаемой информации.

Изучение состояния педагогической практики по формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста показало недостаточную степень сформированности у них ценностного отношения к здоровью, низкую мотивацию учащихся к ведению здорового образа жизни, отсутствие осознанных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, что обусловлено отсутствием системности воспитательно-образовательной работы в данном направлении. Такие тенденции мы связываем с недостаточным пониманием родителями и учителями их роли в процессе формирования у школьников ценностного отношения к здоровью, с однообразием методов и приемов, используемых педагогами для формирования у детей здоровьесберегающей позиции, а также с недостаточно эффективной организацией воспитательной работы в данном направлении.

Учёные отмечают, что высокий уровень проявления ценностного отношения к здоровью определяется наличием у детей значительного объема знаний, осознаваемых ими, а также умений и навыков, регулярно используемых учащимися в процессе жизнедеятельности без чьего-либо напоминания; стремлением узнать как можно больше о способах сохранения и укрепления здоровья и убедить окружающих (друзей и одноклассников) в необходимости ведения здорового образа жизни; систематичностью занятий спортом (посещают спортивные кружки, секции), осуществлением закаливания организма, соблюдением режима дня; обладанием навыками самоконтроля, анализом и критической оценкой своей деятельности, способностью организовать общение со сверстниками, предупреждать возникновение конфликтов.

Достаточный уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется заинтересованностью детей в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих; осознанием важности здоровья как общечеловеческой ценности; пониманием значения двигательного режима в сохранении и укреплении здоровья; наличием определенных знаний и представлений о здоровье, здоровьесберегающих умений и навыков, но не всегда  применяемых без контроля со стороны взрослых; умением общаться с окружающими, адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей, избегать конфликтных ситуаций.

Средний уровень проявления ценностного отношения к здоровью характеризуется наличием отдельных знаний о сохранении и укреплении здоровья, недостаточной степенью осознания здоровья как ценности; рядом умений и навыков, выполняемых нерегулярно при отсутствии контроля со стороны родителей; проявлением выборочного интереса к получению новых знаний, связанных с сохранением здоровья и ведением здорового образа жизни; отсутствием четкого представления о влиянии способов поведения на здоровье, трудностями в общении; недостаточной регуляцией двигательной активности; необъективностью самооценки.

Низкий уровень проявления ценностного отношения к здоровью определяется ограниченным объемом знаний о правилах ведения здорового образа жизни, о здоровье как ценности; неспособностью направлять свои усилия на здоровьесбережение, проявление двигательной активности; склонностью к конфликтным ситуациям; осуществлением здоровьесберегающей деятельности только под контролем взрослых.

В школах основную массу составляют дети со средним уровнем проявления ценностного отношения к здоровью, есть дети с достаточным уровнем, а также с низким уровнем проявления ценностного отношения к здоровью.

Это подтверждает необходимость проведения работы, направленной на формирование у детей ценностного отношения к здоровью.

Глава 2. Описание педагогического опыта по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью

у младших школьников

§ 1. Формы, методы и средства формирования ценностного отношения

к здоровью у младших школьников

Я работаю в МОУ СШ № 30 в  городе Волгограде.

Направление развития Школы организуется на основе концепции: «Целостное развитие личности учащихся и других участников образовательного процесса через создание условий для сохранения и формирования здоровья».

Структура развития Школы представлена в следующем виде (схема 1):

Схема 1. Структура развития Школы здоровья.

Остановлюсь подробнее на том, как я применяю в своей работе каждый из названных структурных компонентов.

Здоровьесбережение в процессе обучения.

В качестве одного из основных компонентов системы формирования ценностного отношения к здоровью выступает содержание образования. При его эффективной реализации в образовательном процессе у младших школьников систематизируются знания, формируются умения оценивать ситуации, связанные со здоровьем и оптимальным образом жизни. Это оказывает положительное влияние на развитие духовно-нравственных качеств личности и формирует ответственное отношение к здоровью. Стараюсь подобрать содержание материала о ценности здоровья так, чтобы оно было представлено в виде взаимосвязанных компонентов – знаний, способов действия, эмоционально-ценностных отношений и опыта.

Для успешного усвоения учащимися содержания материала о здоровье и его ценности применяю различные формы организации образовательного процесса. Самыми оптимальными, отвечающими требованиям здоровьесбережения, являются групповые, парные и индивидуальная формы работы.

Общеклассная

Одновременное участие всех школьников в общей для всех учебной деятельности под руководством учителя.

Групповая

Сотрудничество нескольких учеников, перед ними ставится конкретная учебно-познавательная задача. Работа на принципе самоуправления и самоконтроля. По окончании учитель оценивает работу учащихся.

Парная

Организация познавательной активности. Хорошо успевающий ученик выполняет функцию учителя, в процессе чего он не только научает слабого ученика, но и основательно закрепляет изученный материал сам.

Индивидуальная

Учебное задание выполняется каждым учеником самостоятельно, на уровне его подготовленности, возможностей, способностей.

Применяю следующие методы обучения:

– проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические методы);

– метод проектов (в урочной и внеурочной деятельности);

– методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитические, аналитико-синтетические; методы самостоятельной работы и работа под руководством; стимулирования и мотивации (учебные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций); контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, контрольные и самостоятельные работы, тесты). Применение методов на уроке зависит от темы, цели уроков.

В качестве основной формы выступает урок. Важным является исследование его здоровьесберегающего потенциала, который может быть реализован на основе поставленных общих целей и конкретных задач школьной подготовки. Уроки провожу с учётом здоровьесберегающих показателей.

Плотность учебной работы учащихся на моих уроках по основным предметам не превышает 80%.

Уроки соответствуют основным гигиеническим критериям рациональной организации (по Н. К. Смирнову).

Критерии оценивания урока с позиции здоровьесбережения:

- количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4 – 7 видов);

- средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут);

- частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 – 10 минут);

- количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и т. п. (норма: не менее трех);

- наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самостоятельные работы, работа в парах, группах, ролевые игры и т. п. (норма: не менее 7 – 10 минут);

- наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока, либо по мере утомления, снижения работоспособности 3 – 4 упражнения).

В содержательную часть урока включаю вопросы и задания, связанные с формированием ответственного отношения к здоровью как к ценности в различных аспектах. (Приложение 1.)

Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах и соответствуют норме:

- во 2 классах до 1,5 часов;
- в 3 – 4 классах до 2 часов.

Домашние задания необходимо дифференцировать по сложности, степени подготовленности, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Двигательная активность – один из существенных факторов, влияющих на предупреждение переутомления школьников, в целом на сохранение и укрепление их нервно-психического и физического здоровья.

В основу определения нормы двигательной активности положены требования:

– во-первых, обеспечения необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребенком в течение дня;

– во-вторых, соответствия физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие;

– в-третьих, соблюдения качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка.

Поэтому для предупреждения переутомления школьников, а также для профилактики зрения здоровьесбережение в процессе учебной деятельности осуществляю через освоение и использование в работе здоровьесберегающих технологий. Для сохранения и восстановления здоровья детей выбрана технология раскрепощенного развития детей, разработанная физиологом      В. Ф. Базарным, отличительной чертой, которой является то, что основное внимание обращено главным образом, на учащихся начальной школы.

Для использования в учебном процессе технологии В. Ф. Базарного, направленной на профилактику зрения, необходимо использовать специальное оборудование. В своей работе я использовала набор средств для обеспечения зрительно поисковой и телесной активности в пространстве. Это карточки, на которых написаны буквы, цифры, слоги, слова, числа, это также могут быть разнообразные геометрические фигуры или картинки по изучаемым темам. Карточки периодически меняются в зависимости от уровня подготовленности класса или темы урока.

Важная особенность уроков состоит в том, что они проходят в режиме постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую карточки с заданиями, возможными вариантами ответов, которые помещаю в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.

Исследования медицинского работника максимальной остроты зрения показали, что за учебный год изменений в развитии зрения не произошло, у 81% детей зрение в норме. У 19% детей острота зрения правого глаза нарушена в пределах 0,9 – 0,5. Острота зрения левого глаза у двух детей в пределах 0,8 – 0,5, у одного ребенка врожденная патология 0. При измерении остроты дальнего зрения 25% имеет остроту зрения больше нормы, в норме – 56%, ниже нормы 19%.

Подводя итоги исследования развития органов чувств и чувственной сферы, было установлено, что состояние детей улучшилось или осталось без изменения, значит, здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного способствует сохранению и улучшению состояния зрения. Кроме того, у детей наблюдается устойчивость к различным неблагоприятным факторам внешней среды и стрессам, меньше нервно-психологических срывов, агрессии.

Веду факультативный курс – уроки здоровья по программе «Я и моё здоровье» для учащихся 1 – 4 классов.

Традиционная программа обучения в начальной школе направлена в основном на интеллектуальное развитие ребенка. Его учат писать, считать, читать, он узнает много нового об окружающем его мире. Однако знания и умения, полученные в потоке сообщаемой информации, нередко имеют отчужденный характер: они лишь формально усвоены, т. к. к самому ребенку не имеют никакого отношения. Но для полноценного развития личности ему совершенно необходимо знать и понимать себя.

Ребенок должен осознавать широкий спектр вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важных для становления личности. Это становление и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми. У учащихся должно быть сформировано чувство собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания. У детей должны сформироваться навыки самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности на дороге).

“Жизнь в России, к сожалению, способствует экстремальным ситуациям”, – утверждает А. Гастюшин в “Энциклопедии экстремальных ситуаций”. Дети, становясь свидетелями экстремальных ситуаций, подвергаются глубоким эмоциональным переживаниям. Эти переживания выливаются в травму, когда ребенок оказывается участником необычного по сложности и трудности положения. Ребенок должен не растеряться в экстремальной ситуации, какой бы она ни была, где бы ни возникла. Ребенок должен уметь отстаивать свою точку зрения.

Помочь младшему школьнику реализовать и осознать себя в самых разных своих проявлениях, дать ему почувствовать свои особенности, возможности – чрезвычайно важная задача воспитания.

Программа “Я и мое здоровье” предоставляет систему знаний, приобщающих к знаниям законов развития человека на личностно-значимом уровне. На занятиях по курсу “Я и мое здоровье” дети на доступном для их возраста уровне могут узнать о строении тела, о функциях систем организма, их взаимосвязи, о вкладе каждой системы в развитие и жизнь организма. В целом, рассматриваются взаимоотношения между ростом и развитием.

Таким образом, основной целью курса “Я и мое здоровье” является целостное развитие ребенка в соответствии с принципом природосообразности.

Задачи программы:

1. Формировать у учащихся потребностно-мотивационные основы гигиенического поведения, безопасной жизни.

2. Формировать у учащихся умения объяснять процессы нравственно-психического развития.

3. Воспитывать у учащихся стремление к здоровому образу жизни.

Курс “Я и мое здоровье” 1 – 4 классов общеобразовательной школы.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Для реализации данной программы использую методы педагогической работы:

  1. информационно-развивающие (лекция, беседа, рассказ);
  1. репродуктивные (эвристическая беседа);
  1. проблемно-поисковые (поиск);

4. творческо-поисковые (игры, конкурсы). (Приложение 2.)

        При проведении уроков здоровья использую также программу “Разговор о правильном питании”, разработанную сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования, авторами которой являются М. М. Безруких, Т. М. Филиппова, А. Г. Макеева.

Цель данной программы – сформировать у школьников представление о необходимости заботы о своем здоровье и, в первую очередь, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья. Главными действующими лицами программы являются герои детской образовательной телевизионной передачи “Улица Сезам”.

Программа “Разговор о правильном питании” хороша тем, что позволяет углубить знания детей о правилах питания, о режиме питания.

В своей педагогической деятельности мною активно используются материалы программы “Разговор о правильном питании” как во внеурочной работе, так и на уроках. (Приложение 3.)

Провожу самоанализ урока с точки зрения здоровьесбережения для оценки эффективности изучения школьниками материала валеологического содержания и оптимизации проведения уроков в дальнейшем. (Приложение 4.)

Одним из приоритетных направлений Школы здоровья является физкультурно-оздоровительная работа, при проведении которой стараюсь учитывать потребности и возможности всех детей, а не только наиболее физически развитых и подготовленных к различным спортивным соревнованиям. Провожу такую работу на уроках физической культуры. В школе введён дополнительный 3-й урок оздоровительной физкультуры.

Здоровьесберегающая поддержка учебно-воспитательного процесса.

Осуществляю здоровьесберегающую поддержку учебно-воспитательного процесса, то есть осуществляю комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи в созидании, укреплении и восстановлении здоровья.

В начале учебного дня регулярно провожу утреннюю гимнастику.

Организую активный отдых учащихся на переменах.

После 20 минут урока внимание и работоспособность учащихся снижаются – нужна динамическая пауза, поэтому на каждом уроке провожу минуту здоровья, которую составляют комплексы упражнений для глаз, дыхания, опорно-двигательной системы, минутки релаксации и игровые физкультминутки. (Приложение 5.)

Организация воспитательной работы, направленной на укрепление здоровья учащихся.

Регулярно, 1 раз в четверть, провожу мероприятия здоровьесберегающей направленности в рамках Дней здоровья для учащихся.

Традиционными стали мероприятия, направленные на формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни: «Школьные Олимпийские игры», конкурсы «Самый здоровый класс», игра-соревнование «Дорожная азбука», акция «Спорт – против наркотиков», конкурс рисунков и плакатов «Скажем НЕТ вредным привычкам», конкурс физкультминуток, «Весёлые старты» для учащихся 1 – 4 классов, соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», конкурс плакатов «Реклама здорового образа жизни», походы с ученическими коллективами на природу.

Соревнования «Школьные олимпийские игры» проводятся в октябре каждого года. В них принимают участие учащиеся 1 – 11 классов. Каждый класс представляет какую-либо страну, например, Греция, Япония, Канада, Франция, Россия и т. д., поэтому учащиеся готовят девиз, флаг представляемой ими страны, эмблему команды. После организационной части мероприятия учащиеся ходят по «станциям», где им необходимо бросить мяч в цель, подтянуться, забить как можно больше голов в ворота, попрыгать на скакалке, прыгнуть в длину и др. В конце мероприятия проводятся эстафеты. Мой класс неоднократно занимал призовые места в различных номинациях и в целом в «Школьных Олимпийских играх».

Осенью также проходит игра «Дорожная азбука», направленная на знание правил дорожного движения.

Дети принимают участие в акции «Спорт – против наркотиков». Задачами этой акции являются: организация различных виды деятельности, способствующих формированию нетерпимого отношения у учащихся к наркомании и твёрдой установки на здоровый образ жизни; предупреждение распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся; формирование здорового образа жизни у учащихся. В ходе данной акции учащиеся рисуют плакаты на тему «Скажем НЕТ вредным привычкам». Провожу классный час по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения. Учащиеся принимают участие в эстафете «Спорт – против наркотиков» (в 2008 – 2009 учебном году – I место).

Конкурс физкультминуток проводится ежегодно в феврале. Ученики моего класса готовят самые разнообразные физкультминутки для уроков письма, математики, окружающего мира. Они сопровождают их чтением стихотворений, интересными движениями, музыкой. А также дети показывают комплексы упражнений для снятия мышечного утомления на уроке, комплексы упражнений для глаз, представляют свою физкультминутку в виде небольшого ритмического танца. Физкультминутки затем красиво оформляются и складываются в «копилку» для того, чтобы каждый класс имел возможность на своих уроках провести понравившуюся минутку здоровья. (Приложение 6.)

С удовольствием дети участвуют в соревнованиях «Весёлые старты».

В соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья» семья Петрушко в 2006 – 2007 учебном году, а семья Картазаевых в 2007 – 2008 учебном году заняли I место в школе. Эти семьи участвовали в городском конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья», где выступили на достойном уровне.

Конкурс рисунков и плакатов «Реклама здорового образа жизни» также направлен на пропаганду ЗОЖ. Младшие школьники представляют свои рисунки с призывом заниматься спортом, делать зарядку, соблюдать режим дня, не употреблять алкоголь, табак, наркотики, а, наоборот, есть фрукты, овощи и пить соки, богатые витаминами, совершать походы на природу. Из самых лучших работ организуется выставка в рекреации школы, где учащиеся из других классов также могут посмотреть рисунки и плакаты, приобщиться к ведению здорового образа жизни.

Весной с классом хожу в поход в район городского парка, лесопитомника или за город. Здесь в неформальной обстановке дети общаются между собой, с учителем, с родителями, играют в подвижные игры, устраивают спортивные соревнования. С собой берём мешки для мусора и убираем часть территории от бытовых отходов. Это мероприятие имеет валеологическую и экологическую направленность, а также способствует сплочению коллектива учащихся, родителей.

Четыре года подряд в соответствии с положением проходит конкурс «Самый здоровый класс». Здесь учитывается уровень участия класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях,  процент вовлечения детей в спортивные секции, число пропусков уроков по причине болезни. В 2007 – 2008 и 2008 – 2009 учебных годах мой класс (3а и 4а) был назван «самым здоровым».

Регулярно (каждую третью неделю месяца) провожу классные часы здоровьесберегающей тематики по различным темам, например, «Как сделать кашу вкусной?», «Ты  твоя семья», «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», «Общение, дружба», «Меню школьника-спортсмена», «Что такое инфекция», «Сервировка стола», «Умеешь ли ты ухаживать за зубами», «Молоко и молочные продукты». Данные классные часы разработаны на основе изучения мною и внедрения в практическую деятельность междисциплинарной программы В. Н. Касаткиной и М. М. Безруких «Разговор о правильном питании». Привлекаю к организации и проведению данных классных часов учащихся. (Приложение 7.)

В начале года со своим классом посещаю учреждения дополнительного образования с целью привлечения учащихся к посещению спортивных секций или кружков по интересам. Затем дети в течение учебного года с удовольствием посещают такие кружки и секции со здоровьесберегающим направлением, как футбольная секция в Детско-юношеской спортивной школе № 2, секция по шахматам и шашкам в Детско-юношеской спортивной школе № 3, бассейн в Детско-юношеской спортивной школе № 4 и Детско-юношеском центре, кружок «Правильное питание» и «Лечебные травы» в Детском оздоровительно-образовательном центре, занимаются танцами в Хореографической школе. Кроме того, в нашей школе учащиеся также посещают хореографический кружок «Задорный каблучок» и кружок «Гармония», содержание занятий которого направлено на формирование у детей стремления к ведению здорового образа жизни.

Провожу родительские собрания с приглашением психолога школы по следующим темам: «Трудности адаптации первоклассников к школе», «Телевизор в жизни семьи и первоклассника», «Здоровье человека XXI века», «Причины и последствия детской агрессии», «Физическая и психическая адаптация учащихся к учебным нагрузкам», «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром». (Приложение 8.)

Работа Службы содействия здоровью.

В школе с 2000 года действует Служба содействия здоровью, руководителем которой являюсь с 2001 года. В ее состав входят заместитель директор по УВР, курирующий направление развития школы, педагоги школы, медицинский работник, логопед, педагог-психолог.

Целью создания Службы явилась необходимость формирования и обеспечения здоровья участников образовательного процесса всеми доступными средствами.

Члены ССЗ работают в направлении формирования у учащихся, педагогов и родителей знаний по вопросам физического и психического здоровья детей и других участников образовательного процесса.

Просвещение учителей по вопросам здоровья осуществляется на методических совещаниях.

Членами ССЗ формируется база данных о состоянии здоровья, о психических особенностях и возможностях детей. С этой целью проводится комплексная оценка состояния здоровья детей.

ССЗ проводит дни диагностики, регулирования и коррекции (ДРК), обеспечивает защищённость ребёнка в школе, взаимодействие администрации, учителей, психолога, логопеда, классных руководителей и других работников образовательного учреждения по вопросам здоровья детей. Дни ДРК проводим по темам «Адаптация учащихся к учебным нагрузкам», «Соблюдение норм дозирования домашнего задания», «Современные подходы к созданию безопасной школьной среды», «Создание комфортных условий для учителя и ученика в школе» и др. При исследовании данных вопросов члены Службы проводят анкетирование, наблюдение, анализ школьной документации, тестирование учащихся, педагогов и родителей, посещают уроки учителей школы.

По итогам проведения дней ДРК ССЗ вырабатывает и внедряет организационно-педагогические рекомендации, способствующие обеспечению валеологически обоснованного режима работы и отдыха школы. (Приложение 9.)

С целью обобщения результатов, полученных в ходе деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения младших школьников, мною создана прогнозируемая модель личности ученика:

  1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.
  2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.
  3. Осознающая себя как биологическое, психическое и социальное существо.
  4. Осознающая необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.
  5. Правильно организующая свою жизнедеятельность.
  6. Проявляющая стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.
  7. Проявляющая устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.
  8. Осознающая потребность в самостоятельной двигательной активности.
  9. Осуществляющая самоконтроль, личностное саморазвитие.
  10.  Проявляющая творческую продуктивность.

§ 2. Результативность опыта

Результативность предложенных условий и технологий подтверждена ростом уровня проявления ценностного отношения к здоровью у учащихся младшего школьного возраста. Обобщение опыта подтвердило необходимость и возможность формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся младшего школьного возраста на основе здоровьесбережения в процессе обучения, здоровьесберегающей поддержки УВП, организации воспитательной работы, направленной на укрепление здоровья учащихся, работы Службы содействия здоровью.

В моем классе улучшились следующие показатели:

1. Повысился уровень знаний участников педагогического процесса (учащихся, родителей, учителя) по вопросам (способам, методам, средствам и т. д.) укрепления здоровья.

2. В лучшую сторону изменился уровень общения родителей с детьми и педагогическими работниками.

3. Введена новая программа: «Твое здоровье» (1 – 4 классы), дополнительный час оздоровительной физической культуры.

4. В содержание уроков включается материал, имеющий валеологическую направленность и способствующий формированию у младших школьников стремления к ведению здорового образа жизни.

5. В классе созданы условия для повышения физической активности учащихся, проводятся воспитательные мероприятия здоровьесберегающей направленности, осуществляется совместная работа с учреждениями дополнительного образования.

6. Улучшилась физическая подготовка учащихся, а как следствие – показатели класса по участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Данный опыт не претендует на окончательное раскрытие всех сторон проблемы. Дальнейшего изучения требуют вопросы обеспечения преемственности в формировании ценностного отношения к здоровью у учащихся младшего и среднего школьного возраста, изучение роли семьи в повышении эффективности формирования ценностного отношения к здоровью у детей, рассмотрение идей народной педагогики в укреплении и сохранении здоровья как общечеловеческой ценности.

Заключение

Данный опыт позволил сделать следующие выводы.

Процесс формирования ценностного отношения к здоровью более эффективен, если:

1) формирование ценностного отношения к здоровью рассматривается во взаимосвязи и взаимообусловленности различных компонентов;

2) педагогическое сопровождение осуществляется на основе диагностики проявления у детей младшего школьного возраста ценностного отношения к здоровью, опоры на субъектный опыт детей, принятия ребенка как субъекта собственного развития;

3) организации педагогической поддержки на основе диалога и сотрудничества, личностно-индивидуальной ориентированности содержания, форм и методов формирования ценностного отношения к здоровью с опорой на интересы и потребности детей;

        4) реализуется взаимодействие учителей и родителей на основе сотрудничества и преемственности формирования ценностного отношения к здоровью у детей.

Библиография:

  1. Аркин Е. А. Родителям о воспитании. М., 1957.
  2. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  3. Божович Л. И.. Проблемы формирования личности. Академия педагогических и социальных наук Московский психолого-социальный институт. Издание 2-е, стереотипное. Издательство «Институт практической психологии», 1995.
  4. Брехман И. И. Валеология — наука о здоровье. — М.: ФиС, 1990.
  5. Губа В., Никитушкин В., Гапеев В. Легкая атлетика. – Олимпия Пресс, 2006.
  6. Образовательная модель "Логика природы"; Ильиченко В. Р.,              Гуз К. Ж.; Народное образование; 2003 г.
  7. Гук Е. П., Полиевский С. А. “Физкультура и закаливание в семье”, Москва, “Медицина”, 1984 г.
  8. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. – М.: Советский спорт, 1991.
  9. Каптерев П. Ф. Детская и педагогическая психология. – М., 1999.
  10.  Колбанов В. В. Валеология. – Издательство – Деан, 2001.
  11.  Кондратьева О. Ю., Попов В. А. Социологические исследования, 1999, № 6.
  12.  И. С. Кон. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: «Политиздат», 1984.
  13.  Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. – М., Медицина, 1991.
  14.  Лисицин Ю. П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение. – Издательство: Медицина, 2002.
  15.  Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
  16.  Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений /         Ю. В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2008.
  17.  Сластенин И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов В. А.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.
  18.  Татарникова Л. Г. Сущность валеологической культуры учителя, методиста, ученого // Актуальные проблемы человекознания в сфере образовательной деятельности. Материалы годичной сессии БПА 25 мая 2000. –СПб.
  19.  Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. – Л., 1960.
  20.  Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984.
  21.  Чумаков Б. Н. Основы здорового образа жизни. – Издательство: Педагогическое общество России, 2004 г.

Приложения.

Приложение 1.

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Цели урока: 1. Формировать умение отличать одну временную форму от другой по вопросу; суффиксу -л в прошедшем времени; отличать глагол от других частей речи, находить глаголы в тексте. 2. Повторить разбор предложения по членам предложения, разбор слова по составу, способы проверки написания корневых орфограмм, правописание суффиксов и приставок.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас урок будет необычным. На уроке русского языка мы будем с вами говорить не только о словах и выполнять упражнения, мы с вами вспомним ещё кое-что, а что это попробуйте догадаться сами.

2. Чистописание.

- Прочитайте записи на доске.

Всегда здоровается, вылечит больной зуб, недавно заболел, будет гулять на свежем воздухе, простудился зимой, правильно питается.

- Что вы прочитали?

- На какую тему эти словосочетания?

- Мы часто с вами о здоровье говорим на классных часах, а сегодня и наш урок русского языка также будет связан со здоровьем.

- А теперь найдите в каждом словосочетании глагол.

- Что вы можете сказать о глаголах? На какие три группы можно разделить словосочетания?

- Запишите эти группы.

Наст. вр.: … Прош. вр.: … Буд. вр.: …

- Кто из вас догадался, какова будет тема нашего урока?

- Сколько временных форм может быть у глагола?

- Назовите их вместе с вопросами.

- Приведите примеры.

3. Словарная работа.

- Сейчас ребята зададут вам вопросы, которые подготовили дома. Ответами будут словарные слова. Все вопросы также связаны с темой «Здоровье».

1. В этом фрукте очень много витамина С. (Лимон.)

2. Очень полезно пить этот напиток белого цвета. (Молоко.)

3. Когда в нём находятся дети летом, они дышат свежим воздухом каждый день. (Лагерь.)

4. В это время приёма пищи полезно есть кашу. (Завтрак.)

5. Чай с этой ягодой надо пить, когда заболел простудой или гриппом. (Малина.)

6. Много витаминов в ягодах, фруктах и в них. (Овощи.)

7. Летом она должна быть лёгкая, а зимой тёплая. (Одежда.)

- Составьте устно с любым словом предложение так, чтобы в нём глагол был в настоящем времени.

- В прошедшем времени.

- В будущем времени.

4. Работа по теме урока.

1. Упр. 34.

- О какой пользе для здоровья говорится во второй загадке?

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы по теме урока.

2. Работа в парах.

- Вставьте подходящие по смыслу глаголы и определите их время.

1. Мальчик пришёл с улицы и … руки с мылом.

2. Когда вымоет руки, он … ногти.

3. Ребёнок … зубы два раза в день: утром и вечером.

4. Он …, что витаминов много в овощах и фруктах.

5. Если ученик не … овощи и фрукты, микробы могут попасть в организм.

6. Все эти правила он … в школе.

3. Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.

- Я буду называть существительное, а вы должны подобрать однокоренной глагол и поставить его в форму настоящего, прошедшего и будущего времени.

Загар, купание, питьё, бег, чистота, радость.

4. Игра «Определи время».

- Придумайте глагол в форме любого времени и напишите на листочке.

- А теперь вы должны отдать свой листочек любому из ребят, а он прикрепит этот листочек в тот столбик, какого времени этот глагол.

7. Домашнее задание.

Составьте 3 предложения по теме «Здоровье» с употребление глаголов разного времени.

8. Итог урока.

- Какие три времени глагола вы знаете?

- На какие вопросы может отвечать будущее время глагола?

- Настоящее?

- Прошедшее?

- Что мы называем глаголом?

- Как изменяются глаголы?

- Наше здоровье очень тесно связано с нашим настроением. Покажите, какое у вас настроение по окончании нашего урока?

        

Приложение 2.

Урок здоровья во 2 классе.

Тема урока: Давайте познакомимся.

Цели:

  • Помочь учащимся ближе познакомиться друг с другом.
  • Создать обстановку психологического комфорта.

Оборудование: мяч, образец цветка.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Целевая установка.

3. Актуализация опорных знаний.

- Мы веселы и красивы, потому что здоровы. Давайте подумаем, где «живёт» здоровье?

- А болезни?

- Чтобы сохранить своё здоровье, нужно хорошо себя узнать!

4. Объяснение нового материала.

- Посмотрите на себя внимательно в зеркало, посмотрите на своего соседа. Чем вы похожи, чем отличаетесь друг от друга?

- С кем бы вы хотели познакомиться?

Игра в кругу «Давайте познакомимся». (Дети называют себя по очереди. Если используется мяч, то называет себя тот, кому бросили мяч.)

5. Физкультминутка.

6. Закрепление знаний.

ПСИХОГИМНАСТИКА. Продолжая знакомство, дети по очереди представляют себя:

  • Меня зовут…
  • Когда я вырасту, меня будут звать…
  • Я люблю, когда меня называют…

Игра «Ласковушки» (с мячом). Бросаем мяч друг другу, называя ласковым именем того, кому кидаем мяч.

Работа в «Дневничке». Своё настроение можно выразить с помощью цвета. Раскрасьте нарисованный цветок в соответствии с вашим настроением.

7. Домашнее задание.

Придумать вопрос, который хочешь задать однокласснику, чтобы лучше его узнать.

8. Подведение итогов урока.

Урок здоровья во 2 классе.

Тема урока: Моя семья.

Цели:

  • Показать значение семьи в жизни человека.

Оборудование: записи.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Целевая установка.

3. Объяснение нового материала.

ИНФОРМАЦИЯ. Самое дорогое у человека – это его семья. Членов семьи связывает любовь и нежность, забота друг о друге. Задача папы и мамы вырастить здоровых, добрых, умных детей. Самое главное чудо в семье – ребёнок. Расскажите о своей семье, о том, чем любите заниматься всей семьёй. Покажите семейные фотографии. Скажите, как родители заботятся о вас?

- У животных мама тоже заботится о малышах, а папа помогает. Приведите примеры.

6. Закрепление знаний.

ФАНТАЗИРОВАНИЕ.

1. Если во время прогулки вас застигнет дождь, обнимитесь покрепче и спрячьтесь под один большой зонт. Нарисуйте в «Дневничке» этот красивый семейный зонтик. Нарисуйте членов своей семьи.

2. Игра «Хорошо – плохо». Давайте подумаем, почему дождь – это хорошо, и почему – плохо. (Дети дают свои разъяснения.)

ДОЖДЬ – ЭТО ХОРОШО                     ДОЖДЬ – ЭТО ПЛОХО

Лягушкам весело.                                    Костёр не развести.

Радуга.                                                       Грязно.

Можно гулять в резиновых сапогах.   Плохое настроение.

5. Физкультминутка.

Упражнения на развитие мышления.

1. Помогите малышу найти маму и папу (соедините линиями слова из трёх столбиков).

наседка, щенок, конь

лошадь, ягнёнок, кобель

овца, жеребёнок, бык

корова, цыплёнок, баран

собака, телёнок, петух

2. Найдите сходство и различие:

мама – папа – ребёнок

ПСИХОГИМНАСТИКА. Предложить каждому ребёнку ласково назвать свою маму.

7. Домашнее задание.

Принести фотографию и рассказать о ней и о семье.

8. Подведение итогов урока.

Урок здоровья во 2 классе.

Тема урока: Из чего я сделан.

Цель урока: дать понятие о химической природе человека.

ИНФОРМАЦИЯ. Клеточки, из которых состоит человек, любит три «блюда» – белки, жиры, углеводы. Скушайте сахар, крупу, хлеб, овощи – получите углеводы. Это даст вам новые силы. Благодаря белкам человек растёт. Кушайте мясо, рыбу, сыр, творог, бобы и орехи – это строительный материал для организма. Жир – продовольственный и топливный склад. Он содержится в мясе, масле, йогурте. Ещё организму нужны кальций, железо, свинец, медь, сера, цинк, йод. Это всё есть в овощах и фруктах.

Человек – дитя природы, поэтому он состоит почти из всех веществ, которые есть в природе.

ФАНТАЗИРОВАНИЕ. Игра «Хорошо – плохо». Как для организма нужны строительные материалы (белки, жиры, углеводы), так они нужны и для постройки дома. Только это совсем другие строительные материалы. Хороший дом должен быть надёжным, уютным. Дома есть одноэтажные и многоэтажные. В каком домике вы бы хотели жить? Что хорошего и что плохого в многоэтажном доме?

ХОРОШО                                           ПЛОХО

Большой и высокий.                          В случае пожара трудно выбираться.

Много детей, есть с кем дружить.    Люди могут мешать друг другу: стучать, кричать.

Занимает много места.                       Можно упасть со ступенек и больно удариться.

Всегда есть детская площадка.

Упражнения на развитие.

1) Найдите соответствие: Нарисуйте в «Дневничке» дом, в котором вы хотели бы жить.

дом                       книга                      человек

кирпич                 листы                      ? (клетки)

2) Буквы заблудились, помогите им найти своё место.

иктелк (клетки)

ПСИХОГИМНАСТИКА. Гости в вашем доме. Разыгрывается сценка встречи гостей. Хозяин дома доброжелателен, он улыбается, развлекает гостей.

Урок здоровья в 3 классе.

Тема урока: Привычка брать в рот несъедобные предметы.

Цели: 1. Дети должны узнать, почему нельзя брать в рот несъедобные предметы;

2. у детей развивается внимание, память, умение инсценировать, мышление, речь;

3. у детей воспитывается стремление к ЗОЖ, детям прививаются навыки гигиены.

Оборудование: 2 карандаша (хороший и плохой, который кусали), карточки со сценками, карточки с правилами, предметные картинки, записи слов, квадратное поле 4х4.

Ход урока:

Организационный момент и целевая установка.

- Сравните 2 карандаша.

- Как вы думаете, почему второй карандаш стал таким некрасивым?

- Полезно ли для здоровья грызть карандаши?

- Многие дети часто берут в рот не только карандаши, но и другие несъедобные предметы. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим?

- Мы сегодня с вами поговорим о привычке брать в рот несъедобные предметы. Как это влияет на здоровье человека. Выясним, что можно брать в рот. Запишите тему урока.

Изучение нового материала.

- У многих детей есть странная привычка брать в рот что-то совершенно несъедобное. Никто не знает, зачем они это делают, но отучить ребёнка от такой привычки довольно сложно. Самое удивительное в том, которые ребёнок любит грызть или сосать, совсем даже невкусные. Например, какой вкус может быть у пуговицы или монеты? А многие мальчики и девочки любят играть и бегать с пуговицей или монетой во рту. Карандаш, который я показывала, я нашла после уроков в нашем классе. Значит, и у нас есть ребята, которые любят грызть несъедобные предметы.

Некоторые врачи считают причиной такой причиной нервозность. Они говорят, что дети, которые берут в рот пуговицы, скрепки для бумаг, монеты, карандаши, палки или собственные грязные пальцы, делают это потому, что чем-то сильно обеспокоены. Привычка грызть или сосать что-либо почему-то помогает им успокоиться. Ну что ж, если это и правда, всё равно лучше успокаиваться не таким странным способом. А как?

- Почему не стоит брать в рот несъедобные предметы, вы, я думаю, хорошо знаете. Давайте расскажем об этом друг другу. Но сделаем это в необычной форме. Наш класс разделён на группы. Каждая группа получит карточку, на которой будет написано, почему нельзя брать в рот несъедобные предметы. Вы должны разыграть сценку так, чтобы остальные ребята поняли, что это за правило. А потом мы его запишем в тетради.

Карточки.

  • Мальчик держит во рту палочку. Тут подходит его товарищ, и они начинают бегать.
  • На пуговицах, монетах, карандашах и других предметах множество микробов. Когда их берёшь в рот, одновременно съедаешь массу микробов.
  • Предмет можно нечаянно проглотить. В некоторых случаях для удаления проглоченного предмета требуется операция.
  • Мама попросила мальчика сходить в магазин. По дороге он положил монету в рот. Когда продавец спросила, где же деньги, оказалось, что мальчик их проглотил.
  • Нельзя грызть несъедобные предметы, т. к. будут болеть зубы.

Правила.

  1. Можно поранить горло или задохнуться.
  2. На предметах много микробов.
  3. Для удаления проглоченного предмета может потребоваться операция.
  4. Можно проглотить нужный предмет.
  5. Будут болеть зубы.

- Что же можно брать в рот?

- Какой несъедобный предмет надо брать в рот?

Закрепление знаний.

  1. Игра на внимание.

- Я буду показывать предмет. Если этому предмету не место во рту, вы должны присесть. Если его можно брать в рот, то встать на носочки.

2.   Игра «Третий лишний».

- Найдите лишнее слово:

творог   пуговица   зубная щетка

желудок   кишечник   лёгкие

хирург   учитель   терапевт

3.   Игра «Запомни цепочку».

- Закройте глаза.

(Учитель выставляет карточки с предметами.)

- Откройте глаза. Постарайтесь запомнить предметы по порядку. (5 сек.)

- Закройте глаза.

(Предметы перемешиваются.)

- Откройте глаза. Что вы заметили?

  1. Игра «Муха».

Домашнее задание.

- Составьте поучительный рассказ о том, почему же нельзя брать в рот несъедобные предметы.

Подведение итогов урока.

- О какой привычке мы сегодня говорили?

- Какие предметы ребята часто берут в рот?

- Почему нельзя этого делать?

- Какие предметы можно брать в рот?

- Понравился ли вам урок? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»

В статье раскрывается  понятие толерантность, которая  имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности.

Формирование самооценки младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности....