Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.
статья на тему

Андрюшина Татьяна Владимировна

Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в этот возрастной период происходит целый ряд преобразований, необходимых для становления личности младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.

Начальная школа, как обязательная ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ социально-трудовой компетентности младшего школьника, так как именно в этот возрастной период происходит целый ряд преобразований, необходимых для становления личности младшего школьника. Школа должна не знаниями обеспечить ребёнка, а подготовить его к жизни, говорят идеологи компетентностного подхода, который предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Компетенции, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми», в рамках нашей темы рассмотрим социально-трудовые.

Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения (А.В.Хуторской). Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Эффективной формой для формирования социально-трудовых компетенций младшего школьника выступает внеурочная деятельность. Однако существует противоречие между необходимостью формирования социально-трудовых компетенций в процессе внеурочной деятельности младших школьников и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике начального образования. На наш взгляд, чтобы разрешить данное противоречие при организации внеурочной деятельности по математике в начальной школе необходимо соблюдать следующие условия: систематичность и целенаправленность работы; проекция, формирование и контроль личностных, предметных и метапредметных результатов; интеграция усилий школы и семьи.

Подробно рассмотрим реализацию каждого условия:

Систематичность и целенаправленность работы.

Это условие тесно связано с принципом систематичности, который был обоснован  Я.А. Коменским, считавшим, что в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным [3].                                Целенаправленность работы обозначает, что учителем ставятся четкие цели образования, адекватные возрастным и индивидуальным возможностям младших школьников, причем знания, формируемые в указанный период, являются основой для формирования социально-трудовых компетенций.                  При формировании социально-трудовых компетенций имеется в виду как вооружение учащихся определенной системой знаний об экономике семьи, бережливости и др., так и сформированность убеждений о необходимости общественно-полезного труда в школе, необходимости бережного отношения к собственному имуществу, имуществу своих близких, общественному имуществу. Также необходимо, чтобы учащиеся целенаправленно овладевали различными умениями, начиная от умения спланировать покупку и заканчивая умением приводить свои вещи в порядок, что способствует их длительному хранению.

Формированию социально-трудовых компетенций способствует изучение математики, это решение задач с экономическим содержанием, которые способствуют пониманию младшими школьниками товарно-денежных отношений [2], например: урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей?

 Следующим условием является то, что в процессе внеурочной деятельности проектируются, формируются и контролируются личностные, предметные и метапредметные результаты формирования социально-трудовых компетенций.

Это достигается за счет того, что ученики привлекаются к разнообразной практической деятельности, которая способствует формированию у них прочных практических умений, навыков и привычек поведения.                 Достаточно популярной среди учителей и школьников сегодня является проектная деятельность. Так при изучении темы «Умножение и деление многозначных чисел», где требуется большое число однотипных упражнений, детям можно предложить проект «Расчет стоимости ремонта и оборудования квартиры».

Интеграция усилий школы и семьи.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха.

Учитель должен на уроке установить тесный эмоциональный контакт с ребенком, создать положительный эмоциональный настрой, заинтересовать. Задача родителей – эмоционально поддерживать ребёнка, поощрять его успехи, сопереживать в случае неудачи.

 Школа и семья должны объединить свои усилия для достижения более высоких результатов в формирования социально-трудовых компетенций младшего школьника.

Таким образом, формирование социально-трудовых компетенций младших школьников в процессе внеурочной деятельности способствует оптимизации результатов обучения.

Литература

  1. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа //Педагогика. – 2005. – №4. – С.19-27.
  2. Землянская, Е. Экономика для младших школьников [Электронный ресурс]: Е. Землянская / Режим доступа: nsc.1september.ru2003/29/7.htm
  3. Коменский Я. А. Великая дидактика. — СПб: Типография А. М. Котомина, 1875.
  4. Хуторской, А.В  Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электронный ресурс]: доклад / А.В. Хуторской. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательной активности младшего школьника через организацию внеурочной деятельности по математике

Требования нового «Образовательного стандарта начального обучения» выдвигают на первый план развивающую функцию обучения, способную обеспечить становление личности младшего школьника и раскрыть индиви...

Формирование читательской компетенции младших школьников в курсе внеурочной деятельности «Мир книг»

В статье рассматривается курс внеурочной деятельности "Мир книг" как средство формирования читательской компетенции младших школьников....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Эффективность внеурочной деятельности в формировании УУД младших школьников....

Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе проектной деятельности

        Работая над развитием речи обучающихся начальных классов, необходимо научить их: отбирать и систематизировать  материал для высказывания,  раскрывать ...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности

Ключевые слова: универсальные учебные действия, формирование, личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД, младшие школьники, проектная деятельность, урок, метод проекта.Цель исслед...