Выступление на педсовете "Профилактика и коррекция противоправного поведения детей и подростков в условиях школы"
материал

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет «Профилактика и коррекция противоправного поведения детей и

подростков в условиях школы»

Выступление по теме «Актуальное состояние проблемы и пути совершенствования

профилактики противоправного поведения детей и подростков в школе»

  1. слайдВ Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
  2. cлайд (Диаграмма за 3 года (внутришкольный учет, КДНиЗП, ПДН)

Проблема помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением обозначена в

нашем обществе особенно остро. Сегодня каждое 11 преступление в России совершает подросток. Проблема правонарушений не обошла и нашу школу. На слайде представлен сравнительный анализ за 3 года.

  1. слайд(Диаграмма по категориям правонарушений)
  2. слайд(Диаграмма по классам)

На основе нормативных документов в нашей школе выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного психологического климата в школьном и классном коллективах, на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, повышение качества воспитательной работы, нормализацию межвозрастных отношений учащихся, занятость учащихся во внеурочное время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль за посещением учебных занятий, проведение индивидуальных занятий с учащимися, посещение уроков.

  1. слайд(социальный паспорт класса)

Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие всех субъектов школы.

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя и социального педагога, которые лучше других знают своих подопечных. Основная задача - классного руководителя и социального педагога - скоординировать все воспитательные влияния по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. Взаимодействие соц. педагога и классного руководителя можно разделить на несколько этапов.

Составление социальных паспортов классов, таблицы представлены на слейде. На основе которых составляется социальный паспорт школы

  1. слайд(соц. паспорт школы)
  2. слайд(план индивидуальной реабилитации) Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, администрация школы ведут индивидуальную работу с учащимися состоящих на ВШУ и с их семьями: посещаем семьи с целью составления акта жилищно- бытовых условий, знакомимся с жилищными условиями учащегося, в домашней обстановке проводит беседы с родителями, выясняем положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Результаты работы фиксируются в плане индивидуальной профилактической работы, который составляется на каждую четверть и анализ которого проводится в конце четверти.
  3. слайд (гемы кл.часов, род.собраний по профилактике правонарушений) Роль всех специалистов при работе с родителями, учащимися создавать доверительные отношения.

Также в работе с учащимися создать атмосферу взаимоподдержки в классе, что тоже немаловажно в работе по профилактике правонарушений. При составлении плана воспитательной работы класса планируется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который включаются профилактические беседы, классные часы на правовые темы. Некоторые темы представлены на слайде.

  1. слайд(табель посещаемости, табель за месяц) Контроль посещаемости

занятий является важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную        профилактику        правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в преступную деятельность. В школе ведется ежедневный учет посещаемости учебных занятий. Таблица

  1. Социальным педагогом проводится сверка с фельдшером посетивших медпункт учащихся. Ежедневно выявляются причины отсутствия детей, осуществляется контроль за предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски. Социальным педагогом пишется справка посещаемости ежемесячно и по четвертям. Таблица 2. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета профилактики в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
  1. слайд(участие в мероприятиях, таблица занятости ВШУ) Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности школы, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. В нашей школе функционируют кружки, элективные курсы, в 1-6 классах проходят занятия по вреурочной деятельности.
  2. слайд(фото гости) В школе спланирована и проводится работа по профилактике наркомании, токсикомании, употребления алкогольной продукции. В беседы с подростками о вреде данных факторов включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Одним из направлений пропаганды в школе является проведение классных часов, бесед, тренингов, анкетирования, конкурс плакатов и рисунков. Родителям раздаются «памятки. Данная работа проводится не только педагогами школы, но и приглашаются специалисты различных организаций.

Важным компонентом в системе профилактики правонарушений, является ликвидация пробелов в знаниях учащихся. Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ведущая деятельность школьника - учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию. Здесь также проводится работа специалистами школы и администрацией, с привлечением родителей несовершеннолетних, посещаются уроки для прослеживания успеваемости и учебно - познавательной деятельности. Успеваемость обучающихся прослеживается в том числе и проверкой наличия школьных принадлежностей, выполнения домашних заданий.

  1. слайд(правовой месячник) В профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеет место и правовое воспитание. Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Ежегодно в ноябре проводится правовой месячник, на котором выступают не только специалисты школы, но и специалисты субъектов профилактики. Во время проведения правовых дней - проводились беседы, классные часы, родительские собрания, велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды; разъяснялись понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних.

Таким образом в школе ведется большая работа по профилактике правонарушений, но нас устраивает не все.

  1. слайд(проблемы)
  • недостаточный образовательный уровень родителей;
  • недостаточно отработана постоянно действующая система мер по профилактике правонарушений;
  • недостаточное взаимодействие служб и ведомств по профилактике правонарушений;
  • недостаточный уровень сформированной нравственной направленности личности обучающихся;

Профилактическая работа с обучающимися - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный по времени. Задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу.

  1. слайд(пути решения) Предлагаю следующие пути решения проблем по данному вопросу:
  1. Продолжить работу по профилактике правонарушений с субъектами школы, применять творческий подход в работе, опираться на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействовать с другими органами и учреждениями системы профилактики.
  2. Активизировать родителей детей, находящихся в социально-опасном положении в деятельности школы, с целью гармонизации внутрисемейных отношений, профилактике противоправного поведения обучающихся.
  3. Осуществлять рейды всех заинтересованных служб и родительской общественности по местам массового пребывания подростков в вечернее время (в рамках родительского патруля).
  4. Создать программу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Закончить свое выступление я хочу стихотворением:

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они. Главные истины эти:

Поздно заметили... поздно учли...

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)

Наша задача вовремя заметить и помочь.

  1. слайд

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков.

презентация "Причины возникновения девиаций в поведении детей и подростков"...

Родительское собрание "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

Ц е л и:– раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения;– дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей;– познакомить с методами коррекции агр...

Доклад для выступления на методическом объединении. На тему: Коррекция гиперактивного поведения детей с дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла.

Слайд 1Доклад на тему : Коррекция гиперактивного  поведения  детей с  дефицитом внимания во 2 классе на уроках художественного цикла. Слайд 2 Синдром дефицита внимания и ...

Конспект родительского собрания на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

В конспекте раскрываются проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения; даются рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей....

«Методическая разработка плана-конспекта внеурочного мероприятия по проблемам безопасного поведения детей и подростков в информационной среде»

Тема: « Как не попасть в сети социальных сетей?» - круглый столКатегория участников:  6 – 8 классыЦель: Познакомить учащихся с  опасностями, которые подстерегают их в ...

Программа сопровождения и коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста и подростков

Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от  социальных  норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это  явление  в центр  внимания  педаго...