«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

Очнева Елена Валерьевна

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ostrov_druzhby_programma_lagerya_pri__mou_sosh_4.doc610.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Программа организации оздоровительного отдыха детей

в  лагере с дневным пребыванием детей

в период школьных каникул

г. Радужный 2011


                  УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                  Директор МОУ СОШ № 4

                                                                                                         _________ Бондарь В.В.

                          12.05.2011 год


1. Название программы.

 «Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания

  у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей

  в период школьных каникул.

2. Сроки реализации.

     2011 – 2016  годы

3. Автор программы.

    Очнева Елена Валерьевна – педагог – организатор МОУ СОШ №4,

     

4. Руководитель программы.

     начальник лагеря

 

  5. Адрес организации.

Адрес: ХМАО - Югра Тюменская область

г. Радужный 2 микрорайон 19 дом  МОУ СОШ № 4.

6. Телефон, факс.

телефон: 3-32-47, 3-44-19.

Факс: 8- 34668- 3-83-98

7. Обоснование, актуальность

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,

 плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди."

(Б. Шоу)

Россия – многонациональное, многоконфессиональное государство, поэтому тема терпимости и толерантности важная в общеобразовательном и воспитательном процессе.

“Для России, как и для любой другой страны, понятие толерантности неотделимо от понятия культура. Человек, как действительный субъект своей культуры, независимо от особенностей (этнических, исторических, географических и пр.) ее формы, всегда относится к субъекту иной формы культуры (иного народа и пр.) с уважением и интересом. Иное невозможно в силу единства для всех форм культуры нравственной, общечеловеческой основы” (В. Латышев)

Толерантность – это минимальное требование к общественным отношениям не допускать насилия и принуждения. В условиях толерантного общества может быть осуществлено полное раскрытие лучших возможностей человека.

Таким образом, толерантное сознание и мирный настрой  нужно воспитать, а начинать воспитывать нужно с малого: с отряда, лагеря, города и т.д.

Толерантность - это способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Воспитывая толерантность в детях, мы обеспечиваем более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира.

В лагере дети не объединены общим интересом к учёбе, но здесь создаются новые условия для общения ребят, позволяющие реализовать им ещё нереализованные возможности. Дети готовы к любой деятельности, чтобы проявить себя и заслужить одобрение сверстников. В лагерь приходят ребята из различных школ города, из разных семей, со своим характером, укладом жизни, привычками. Очень важно за короткий период времени организовать благоприятные условия для комфортного проведения времени детей в лагере. Дети объединяются в отряды, микроколлективы, и главной задачей воспитателей лагеря является создание дружный, сплочённый коллектив, где нужно и важно уделить внимание каждому участнику процесса. Научить детей жить в этом коллективе без конфликтов, дружить, проявлять себя с лучших сторон, уважать друг друга – важнейшая задача.

В каникулярный период появляется возможность для выявления и развития разносторонних интересов и способностей каждого участника. Сами ребята связывают со школьными каникулами надежды заняться любимым делом или найти такое дело. В подростковом возрасте начинается интенсивное самоопределение человека. Он пробует себя в различных видах деятельности, хочет многому научиться и найти себя, а работники нашего лагеря готовы предоставить отдыхающим такую возможность.

8. Цели и задачи.

1.        Обеспечение положительного эмоционального самочувствия личности, поставленной в новые условия, резко изменённые по сравнению с привычным семейным и школьным режимом. Только в состоянии эмоционального комфорта и психологической гармонии со средой ребёнок восприимчив к педагогическим воздействиям  и готов максимально к полному самораскрытию и самореализации.

2.        Развитие интересов и духовно-творческих возможностей каждого ребёнка через организацию активной досуговой деятельности.

3.        Активное и вместе с тем тактическое вовлечение ребёнка в межличностные отношения во временном детском коллективе для развития его социально-коммуникативных качеств и умений, коллективистской направленности, способности жить в группе и соотносить личные интересы с коллективными.

4.         Обогащение нравственного опыта ребёнка при помощи педагогически организованных ситуаций (индивидуальных бесед, отрядных дел и других).

5.         Создание условий для формирования адекватного образа своего ‘’Я‘’, осознания своей индивидуальности на основе самопознания личных  перспектив  и возможностей, проявившихся в новой для него жизненной ситуации, новом коллективе, на новом месте

Задачи:

МИРООБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ

  1. определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;
  2. обеспечивает гармоничное мирное сосуществование участников программы, отличающихся друг от друга по различным признакам;

РЕГУЛИРУЮЩАЯ

  1. позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
  2. предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
  3. ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

  1. служит основой для нормализации психологической атмосферы в лагере (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);
  2. формирует и развивает этническое самосознание;
  3. поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
  4. снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, конфликтным ситуациям.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

  1. обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
  2. является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
  3. обеспечивает успешную социализацию;
  4. развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

КОММУНИКАТИВНАЯ

  1. развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;
  2. позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп.

КУЛЬУРОСОХРАНЯЮЩАЯ

  1. обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.

КРЕАТИВНАЯ

  1. обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
  2. создает условия для безопасного проявления творческой активности;
  3. создает условия для творческого самоутверждения.

9. Форма проведения

Программой предусматриваются различные формы деятельности: экскурсии, беседы, инструктажи, соревнования, кружковая деятельность, КТД, огоньки, линейки, игровые программы, викторины.

10. Содержание программы.

Дорогой друг! Приглашаем тебя в увлекательное путешествие на Остров дружбы. На Острове дружбы ты откроешь для себя много нового и интересного.

На Острове живёт много ребят. И все они такие разные. У каждого свои обычаи, свои песни, сказки, предания. Как же тебе понять их всех, спросишь ты!

Чтобы понимать другого человека, надо понять себя. Чтобы понять другой народ, надо знать другой народ. Будешь знать свой народ – будешь знать и себя. Ведь каждый из нас – частица своего народа. А каждый народ – частица человечества.

Однако важно не просто понимать, но и ценить других людей, кроме себя. Важно ценить все народы Земли вместе со своим. Это приходит тогда, когда ты видишь, как много общего между разными людьми и разными народами.

На Острове дружбы ты узнаешь, что есть у каждого народа, расскажешь о себе. Это – любовь к природе, любовь к семье и дому, любовь к своей Родине. Такая любовь каждого из нас делает  человеком. Она помогает нам мирно и достойно жить вместе со всеми на общей родной земле.

В качестве основных направлений

воспитательной деятельности были определены:

Блоки

1. Береги платье с нову, а здоровье с молоду! (красный тотем)

Спортивно – оздоровительное направление: формирование устойчивых представлений о здоровом образе жизни и грамотном отдыхе, организация оздоровления учащихся.

Спортивные часы, Дни Сорта и Здоровья, мониторинг «Эффективность оздоровления в пришкольном лагере», миниспартакиады, Богатырские потешки, весёлые старты, закаливающие процедуры и посещение бассейна, утренние зарядки.

2. Мы в ответе за тех, кого приручили. (оранжевый тотем)

Направление работы по созданию безопасности в лагере: Неделя безопасности, беседы и инструктажи по ПДД, ПЭБ, ППБ, антитерроризм, ЗОЖ и т.п.

Друзья Светофора, конкурсы рисунков «Осторожно, огонь!», встречи с инспектором КДН, путешествие по станциям «Школа безопасности».

3. Какого рода, племени! (жёлтый тотем)

Гражданско-патриотическое направление: привитие детям любви к Родине, старшему поколению, почитание традиций страны, округа, города, школы.

«Давайте познакомимся», «Расскажи мне о себе!», игры на знакомство, День семьи, «ИКС (имя – кусочек судьбы)», «Что в имени тебе моем», «Окно в мой мир», День Памяти и Скорби.

4. Мы разные, но мы вместе! (зелёный тотем)

Толерантное направление: воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

Игры по развитию толерантности с использованием сборника «Мир различий», герб, флаг, атрибуты отряда, День открытых дверей, ярмарка «Хоровод друзей», «Аукцион народных мудростей», «Многонациональная дружба».

5. Без хозяина Земля – круглая сирота. (голубой тотем)

Экологическое направление – формирование представлений о взаимодействии с окружающей природой и людьми на основе изучения коренных этносов.

«Экологическая охота», «Свалка по имени «Земля»», «Сцена в пыльной паутине».

6. Ни боги горшки обжигают. (синий тотем)

Художественно – эстетическое направление - развитие творческих, художественных, эстетических способностей детей, навыков самопознания через занятия в мастерской «Народные умельцы».

7. Делу время – потехе час! (фиолетовый тотем)

Досуговое направление: способствовать развитию интересов и духовно-творческих возможностей каждого ребёнка через организацию активной досуговой деятельности.

«Здесь ароматный торт, царит веселье», «Музыкальное созвучие», «Гимнастика ума»,

«Театр начинается…», «Машина времени», «Калейдоскоп открытий».

        В каждом блоке проводится масса мероприятий по вышеперечисленным направлениям. Однако предусмотрено одно большое общелагерное мероприятие, на котором отряд получает (зарабатывает в случае победы) тотем определённого цвета – семь блоков – семь цветов радуги. А на закрытии лагерной смены отряды смогут сложить Радугу дружбы из заработанных в течение смены тотемов.

Ребята (островитяне) в лагере – на острове – разделены по возрастным критериям на отряды – племена, роды или семьи. Воспитатель – старейшина, командир отряда – вождь, также соответственно распределяются обязанности в отрядах.

Исходя из особенностей организации летнего отдыха детей в этом году «Лето – 2011» на базе МОУ «СОШ № 4» в первую смену предполагается работа лагеря по следующему графику:

лагерь с 3-х разовым питанием с 08:00 до 18:00 часов

Во вторую смену предполагается работа лагеря по следующему графику:

лагерь с 3-х разовым питанием с 08:00 до 18:00 часов

лагерь с 2-х разовым питанием с 12:00 до 18:00 часов.

Данная программа предполагает различный режим работы лагеря – дети, которые приходят в лагерь к 08:00 часам в первой половине дня занимаются согласно плану работы, а те дети, которые приходят в лагерь к 12:00 часам плавно входят в режим работы  и продолжают прохождение программы совместно с остальными детьми.

В этом и эффективность данной программы, что она адаптируется к различным условиям, не зависимо от продолжительности рабочего дня и количества дней.

11. Кадровое обеспечение

Наименование должности

Количество единиц

1

Начальник лагеря

1

2

Старший воспитатель

1

3

Воспитатель

2 на отряд

4

Вожатая

1 на отряд

5

Спортинструктор

1

6

Плаврук

1

7

Аккомпаниатор

1

8

Руководитель кружка

1

9

Медсестра бассейна

1

10

Техничка

2

Работа с педагогическими кадрами в лагере:

1. Комплектование кадрами (воспитатели и вожатые - опытные педагоги школ города).

2. Разработка программы дополнительного образования, установление точного времени работы кружков и  спортивных секций.

3. Проведение педсоветов (ознакомление с основными направлениями  и задачами коллектива, утверждение программы работы кружков).

4. Обеспечение методической помощи педагогам дополнительного образования, вожатым, воспитателям.

5. Ознакомление педагогического коллектива с нормативно-правовыми документами и должностными обязанностями.

6. Проведение инструктажей:

  1. условия работы лагеря, его оздоровительные и воспитательные функции.
  2. Функциональные (должностные) обязанности работников.
  3. Регламент работы.
  4. Административно – хозяйственные требования.
  5. Санитарно – медицинский минимум.
  6. Нормы техники безопасности.
  7. План работы лагеря на смену.

6. Проведение еженедельных административных  планёрок для решения всех производственных вопросов и коррекции действий педагогического состава.

12. Механизм реализации.

1.        Совершенствование деятельности пришкольного  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей  “Остров дружбы ”.

2.        Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.

3.        Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период.

4.        Укрепление материально-технической базы летнего отдыха.

5.        Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в  организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.

   

13. Место проведения.

        Лагерь находится на базе средней школы, занимает 2 и 3 этажи в начальной школе. На первом этаже школы размещаются: бассейн, раздевалка, столовая, две гигиенические комнаты,  малый спортзал, гимнастический зал;

На втором этаже расположены: актовый зал, игровая гостиная, оборудованная игротекой, видео и аудио аппаратурой, кабинет начальника лагеря и старшего воспитателя (т. 3-44-19), спортивный зал и игровые комнаты для каждого отряда. Каждая игровая оборудована умывальником, мягкой мебелью, телевизором, работает мед. кабинет.

На третьем этаже располагаются спальные комнаты, туалетные комнаты, библиотека.

15. Общее число детей - участников за сезон.

Согласно положению – 25 человек в отряде.

16. Сведения о географии участников.

       

Дети, посещающие лагерь, проживают и зарегистрированы в городе Радужный.

     

17. Условия участия в программе.

     

Условием участия программы является:

* приобретение путевки;

* наличие медицинской справки, подтверждающей здоровье ребёнка;

* соответствие требованиям приема в лагерь:

           возраст ребенка – 6-17 лет,

           желание ребенка посещать именно этот лагерь.

* отряды формируются на основании возрастных особенностей детей.

18. Схема управления программой.

ДИРЕКТОР МОУ СОШ №4

Начальник лагеря

Старший воспитатель

Медицинские  работники

Спортивный инструктор

Плаврук

Работники кухни

Воспитатели

Вожатые

МОП

Бухгалтерия

ДЕТИ

19. Ожидаемые результаты.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. 

Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению        

Сострадание        

Принятие другого таким, какой он есть

Прощение        

Толерантность        

Принятие другого таким, какой он есть

Уважение прав других        

Сотрудничество, дух партнерства        

Милосердие,

Уважение человеческого достоинства

Мы надеемся, что участники нашей программы освоят основные принципы толерантности

         1. Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

         2. Уважение различий.

         3. Понимание индивидуальной неповторимости.

         4. Взаимодополняемость как основная черта различий.

         5. Взаимозависимость как основа совместных действий

         6. Культура мира.

         7. Сохранение памяти.

Режим дня

8:00 - 8:30 – Мы рады видеть вас!

приём детей в лагерь, утренняя перекличка.

8:40 –         Эй, дружок, не зевай - на зарядку выбегай!

утренняя зарядка.

9:00 –         Что голодный хор поет,

когда повар есть зовет?   завтрак.

9:30 –         Мы познаем мир.

отрядные дела, работа кружков и секций, экскурсии,

12:00 – Бери ложку, бери хлеб и садись-ка за обед!

обед.

12:30 – Мы полдня уже играли и немножечко устали…

тихий час.

15:15 – Полдень – пора подкрепиться!

полдник.

15:30 – Не грустят в семействе нашем -

Мы поем, танцуем, пляшем.

общелагерные мероприятия, викторины, соревнования.

17:15 –         Наигралась детвора и на ужин всем  пора!

ужин.

17:45 –                 До скорой встречи!

Режим дня

(2 – х разовое питание)

11:55 - 12:00 – Мы рады видеть вас!

приём детей в лагерь, перекличка.

12:20 – Бери ложку, бери хлеб и садись-ка за обед!

обед.

12:50 –         Мы познаем мир.

отрядные дела, работа кружков и секций, экскурсии.

15:45 – Не грустят в семействе нашем -

Мы поем, танцуем, пляшем.

общелагерные мероприятия, викторины, соревнования.

17:15 –         Наигралась детвора и на ужин всем  пора!

ужин.

17:55 –         До скорой встречи!

Анкета для родителей

Уважаемые родители, Ваш ребёнок посещает лагерь с дневным пребыванием детей «Остров дружбы» при МОУ СОШ № 4. Администрация лагеря проводит   опрос по итогам 1 смены и просит Вас ответить на несколько вопросов с целью использования в дальнейшей работе Ваши рекомендации, пожелания.

Спасибо за сотрудничество. С уважением начальник лагеря Очнева Е.В.

Анкета для родителей

  1. Фамилия, имя ребёнка, посещающего лагерь

______________________________________________________________________

  1. Возраст ребёнка (сколько полных лет)  ______________________________________________________________________
  2. Сколько раз посещал ребёнок лагерь при МОУ СОШ №4 ______________________________________________________________________
  3. Почему ваша семья выбрала именно этот лагерь   ______________________________________________________________________
  4. Знакомы ли Вы с программой, направлением, по которым работает наш лагерь ______________________________________________________________________
  5. С каким настроением ребёнок приходит из лагеря, делится ли своими впечатлениями о прожитом в лагере дне  ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

  1. Ваше отношение к питанию в лагере _____________________________________________________________________
  2. Планируете ли Вы посещать наш лагерь в дальнейшем _____________________________________________________________________
  3. Проводились ли воспитателями лагеря с Вами беседы _____________________________________________________________________
  4. Ваши пожелания, замечания, отзывы о работе лагеря      ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

  1. Новицкая М.Ю. «Введение в народоведение», Дрофа 1997 г.
  2. Иванова Л. «Забота об окружающей среде – забота о здоровье». Воспитание школьников № 10, 2003 г, Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы. Начальная школа, № 4, 1997 г,
  3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. – СПб.: 2004
  4. Маврина И. Художественная литература о природе.
  5. Морозова Е.Е Психолого-педагогические и методические аспекты воспитания и образования в начальной школе. Начальная школа № 7, 2002,
  6. Российский Север: проблемы социального развития: учебное пособие/под ред. Н.А. Волгина, Ю.П. Алексеева.- М.: 2004
  7. Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ под ред. Проф. А.М. Столяренко.- М.: 2001
  8. «В гостях у истории», Л.Ю. и В.Н. Лупоядовы, Русич. 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Весёлые каникулы - 2013"

1. Программа лагеря разработана на основе нормативных документов Министерства образования Нижегородской области "Об организации и проведении летней кампании" 2. Ежедневное планирование лагеря "Ве...

Программа работы отряда «Дружба» в лагере с дневным пребыванием детей на базе ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области

Программа объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания ребят в условиях лагеря....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Фабрика звёзд»

Представлена программа летнего отдыха учащихся в условиях школы. http://vlager.edu.ru/program/?search=%D1%84%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D0%B......

Ура, каникулы! О работе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МБОУ СОШ № 2 города Лермонтова

На базе МБОУ СОШ № 2 уже много лет работает летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Дружба». И 2017 год – не исключение. В этом году в нашем лагере отдыхало 154 ребёнка. Каждый год ...

Приказ "Об организации лагеря с дневным пребыванием детей в период осенних каникул 2018 года"

Приказ "Об организации лагеря с дневным пребыванием детей в период осенних каникул 2018 года"...

Проект Персонализированной модульной дополнительной образовательной программы лагеря с дневным пребыванием детей «Остров Дружбы»

Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и провер...

ПРОГРАММА организации отдыха детей и их оздоровления оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОРАБЛИК ДЕТСТВА» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 20»

Данная програма по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность,обьединяет различные напрвления отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лаге...


 

Комментарии

Очнева Елена Валерьевна

Хорошо, что на этом сайте можно найти материал по организации работы пришкольных лагере в каникулярный период. Спасибо.