Проект Персонализированной модульной дополнительной образовательной программы лагеря с дневным пребыванием детей «Остров Дружбы»
проект

Починкова Ольга Николаевна

Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»

Проект

Персонализированной модульной

дополнительной образовательной программы

лагеря с дневным пребыванием детей

«Остров Дружбы»

                                                                     Автор: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                             Починкова Ольга Николаевна

                                                         г. Белоярский, 2022 г.

Информационная карта программы

Полное  название программы

Модульная дополнительная образовательная программа лагеря с дневным пребыванием детей на базе СОШ № 2 г. Белоярский «Остров дружбы»

Автор программы

Починкова Ольга Николаевна

Юридический адрес организации

628162 Ханты – Мансийский Автономный Округ – Югра Тюменская область город Белоярский III микрорайон дом 34

Адрес, телефон

628162 Ханты – Мансийский Автономный Округ – Югра Тюменская область город Белоярский III микрорайон дом 34

тел. (34670)2-16-05

е-mail: bel2@bel2school.ru

Цель программы

Организация активного отдыха  детей  и воспитание гражданских и патриотических  чувств через формирование интереса к истории народов, их традициям и культуре, путем активизации его творческого потенциала и вовлечение активных форм культурного и оздоровительного досуга, создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей

Ожидаемый социальный эффект от реализации программы

Укрепление общего здоровья воспитанников, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

Срок реализации

Лето 2022г. -2 смены, 1 смена с 01 по 28 июня;

2 смена с 01 по 29 июля

Место реализации программы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Белоярский»

Содержание

Пояснительная записка

5

Персонализация образовательной деятельности

8

Использование индивидуальных образовательных маршрутов

9

Содержание программы

10

Учебно - тематический план по модулям

13

Методология модулей

13

Формы аттестации и оценочные материалы

14

Критерии эффективности реализации программы

15

Организационно-педагогические условия реализации программы

15

Методическое сопровождение программы

18

Список используемой литературы

20

Приложение

21

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.;
  • № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Минобразования России от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
  • Типовое положение о детском оздоровительном лагере (утв. письмом Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188);
  • Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПин 2.4.4.2599-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25);
  • Распоряжение №50 от 11.02.2022г. «Об организации в 2022 году отдыха, занятости детей, проживающих в Белоярском районе, на базе образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию».

Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален, это не продолжение школьного образовательного процесса, а интеграция летнего отдыха и познавательной деятельности. Это совсем иной кусочек жизни ребенка, его отдых, наполненный яркими впечатлениями, и только хорошим настроением. Главное в лагере не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.

Программа на доступном для детей уровне знакомит детей с культурой, бытом и традициями народов России. В программу включены мероприятия, посвященные Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов в России и Году здоровьесбережения в Югре.

Приобщение детей к народной культуре всегда будет актуальным, так как является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитания гражданина, патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня.

Цель программы - организация активного отдыха детей и воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории народов, их традициям и культуре путем активизации его творческого потенциала и вовлечение активных форм культурного и оздоровительного досуга, создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи программы:

  • проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
  • развитие творческих способностей школьников;
  • воспитание культуры поведения;
  • формирование у школьников навыков общения;
  • привитие навыков здорового образа жизни;
  • создание условий для освоения детьми традиций, культуры народов,   знакомство с народными промыслами, ремеслами, искусством (танцы, песни, разговорный жанр), развитие творческой деятельности, сохранению народной культуры;
  • развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.

Форма проведения

Программой предусматриваются различные формы деятельности: экскурсии, беседы, инструктажи, соревнования, кружки, КТД, линейки, игровые программы, викторины.

Сроки действия программы: краткосрочная, лето 2022г., 1 смена с 01 по 28 июня, 2 смена с 01 по 29 июля.

Время проведения: согласно распорядку дня с 8.30 до 14.30.

Место проведения: «СОШ № 2 г. Белоярский».

Продолжительность смены: 21 день.

Участники программы:

  1. Участниками программы ДОЛ являются учащиеся школы, будущие первоклассники, педагогические и медицинские работники, обслуживающий персонал.
  2. Возраст воспитанников лагеря с дневным пребыванием 6 - 17 лет включительно. Деятельность учащихся осуществляется в отряде из 18-20 человек. Содержательная часть программы составлена соответственно возрасту участников.
  3. Преимущество при зачислении в лагерь с дневным пребыванием имеются дети из малообеспеченных семей, дети, лишившиеся попечения родителей.
  4. Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих и при предоставлении полного пакета документов.
  5. Комплектование педагогическими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
  6. Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.

Планируемые результаты:

  • укрепление здоровья детей, привитие основ здорового образа жизни;
  • улучшение социально - психологического климата в коллективе учащихся;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
  • формирование у детей навыков общения и толерантности;
  • развитие творческих способностей у детей;
  • расширение социального и коммуникативного опыта школьников;
  • формирование умений, навыков, приобретение опыта адекватного поведения в различных ситуациях;
  • повышение мотивации к изучению культурно-исторического наследия родного края, уважение традиций, обычаев, обрядов;
  • получение детьми дополнительных знаний о личной гигиене, о природе, жизни, окружающем мире.

Персонализация образовательной деятельности

Дополнительное образование - неотъемлемая часть системы образования. Для развития детей оно обладает богатым творческим потенциалом и отличается от базового иными способами педагогического руководства. Это дает ребенку свободу и право выбора вида деятельности, занятия в соответствии со своими интересами и склонностями.

По сравнению с другими образовательными сферами дополнительное образование имеет ряд преимуществ:

-«выравнивает» стартовые возможности личности;

-способствует выбору ребенком индивидуальной образовательной траектории;

-обеспечивает ребенку «ситуацию успеха»;

-способствует реализации ребенком своих способностей и интересов;

-создает условия для выбора содержания и форм занятий ребенком.

Персонализация образовательной программы призвана обеспечить право выбора образовательной модели, как воспитаннику, так и педагогу, а так же учит осознанно делать этот выбор. Личностно-ориентированный подход нацеливает педагогов на внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, на обновление содержания образования, на поиск тех методов и форм обучения и воспитания, которые были бы адекватны особенностям каждого воспитанника.

В основе практической реализации данного подхода лежат идеи дифференциации, вариативности и индивидуализации в образовательном процессе.

 В данной программе персонализация рассматривается как учёт педагогом индивидуальных особенностей детей при построении образовательного процесса той или иной модели.

Дифференциация предполагает учёт индивидуальных особенностей личностного развития. Это процесс объединения воспитанников в группы по общему признаку совпадения у них тех или иных особенностей, то есть её можно определить как технологическое воплощение персонализированного подхода к ребёнку в образовательном процессе. Дифференцированное обучение не самоцель, а средство развития индивидуальности, но которым невозможно воспользоваться без знания индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Вариативность предполагает предоставление детям многообразия возможностей для их свободного выбора, который может проявляться как в содержании, так и в организации деятельности.

Использование индивидуальных образовательных маршрутов

Одним из путей реализации персонализации программы является разработка и внедрение в практику индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Цель создания индивидуальных маршрутов:

учет и удовлетворение индивидуально-личностных, образовательных потребностей и запросов детей, создание возможностей для развития и реализации творческого потенциала воспитанников через создание и внедрение индивидуальных маршрутов.

Такие маршруты позволяют детям, в чём-то отличающимся от ровесников, быть максимально успешными на пути своего образования.

Индивидуальные образовательные маршруты реализуется различными способами:

Занятия в коллективе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной системе. Наряду с посещением занятий по выбранному модулю в своём отряде, может быть организовано обучение в другом отряде.

Групповые занятия. Для  малой группы воспитанников может быть организовано персонализированное выполнение отдельных модулей.

Самостоятельное изучение  предполагает различный уровень самостоятельности (консультации для воспитанников, у которых в процессе работы возникли какие-либо затруднения).

Диагностика и тестирование достижений  необходима самому ребенку, чтобы показать ему, насколько успешной является его деятельность.

Использование Дневника учета индивидуальных достижений воспитанника позволяет собрать и систематизировать все необходимые сведения о ребенке. В нем предусмотрено получение информации от родителей, которая при анализе даст возможность правильно понять состояние ребенка и оказать ему целенаправленную помощь. Работа с "Дневником" не только помогает персонализировать учет достижений воспитанника, а так же при необходимости, внести корректировки в образовательный маршрут.

Ссылка на Дневник учета индивидуальных достижений: https://disk.yandex.ru/i/RWxtst8s6eupzA

Содержание программы

Давным-давно на земле жил всемогущий Волшебник. Люди его очень уважали и всегда шли к нему за помощью. А Волшебник в ответ наделял людей добротой, любовью, дружбой и другими ценностями.

Однажды Волшебник пошёл по миру искать людей, которым он был нужен. Он долго ходил по свету и однажды нашел место по-настоящему волшебное. Это место было красивым Островом Дружбы.

Волшебник прожил счастливую жизнь и всю свою волшебную силу и знания он вложил в сундуки, которые спрятал на Острове. Эти сокровища находятся в сундуках в разных сторонах света (север, юг, запад и восток).

На Остров высаживаются 3 команды отважных искателей сокровищ, которым предстоит не только подобно Робинзону бороться за выживание, но и решить, кто из искателей должен получить сундук с сокровищами.  

Отряды каждый день получают маленькие сундуки за активное участие в мероприятиях. В конце каждого модуля подводится итог и выдается большой сундук сокровищ. В конце смены каждый отряд проходит заключительный квест, по итогам которого ребята находят сладкие сокровища. В заключении проводится гала-концерт.

Знакомясь с культурой и ценностями народов России, Волшебник все самое лучшее поместил в сундуки. Открывается главная тайна сокровищ, которая хранится не во внешнем облике сундука, а в его внутреннем содержании – «Мы разные, но мы вместе!».

Для всех участников игры навсегда главным сокровищем остаются: дружба, понимание, поддержка, и доброта. И та команда, которая обладала многими этими сокровищами и будет победительницей, обладательницей Большого сундука и получит звание «Великих искателей сокровищ».

Программа реализуется по следующим направлениям:

Спортивно-оздоровительное направление

Цель: формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха.

Задачи: сохранение и укрепление здоровья; совершенствования навыков здорового образа жизни; формирование потребности в соблюдении правил личной гигиены, режима дня, здорового питания; пропаганда здорового образа жизни средствами физической культуры и занятиями спортом.

Форма работы:

Подвижные игры на спортивной площадке, пешие прогулки, принятие солнечных ванн; проведение спортивных и профилактических мероприятий.

Художественно-творческое направление

Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка, для его творческого роста, и самореализации. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи: приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт; создание условий для реализации и развития творческого потенциала, разносторонних интересов и увлечений детей; воспитание у детей эстетическое отношение к жизни, обществу, культуре народов других стран и своего народа; формирование эмоционально - чувственной сферы личности, соучастие, сопереживание.

Форма работы:

Творческие мастерские, мастер – классы, конкурсы рисунков.

Духовно-нравственное направление

Цель: воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края. Создание условий для утверждения в сознании воспитанников нравственных и культурных ценностей, уважительного отношения к предкам, старшему поколению, народным традициям и культуре, истории своей Родины.

Задачи: формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Приобщение к духовно - нравственным ценностям своей Родины.

Форма работы:

Экскурсии, просмотры специализированной техники, культурные походы, акции.

Интеллектуально - образовательное направление

Цель: создание условий для интеллектуального развития детей, интересного, разнообразного, активного отдыха.

Задачи: формирование первоначальных навыков коллективной работы; побуждение интереса к новой информации; воспитание уважения к интеллектуальному труду и его результатам

Форма работы:

Познавательные экскурсии, презентации, просмотр фильмов, информационные беседы.

Игры и мероприятия на развитие творческого мышления, музыкальные занятия, театральные представления, конкурсы.

Социально-патриотическое направление

Цель: приобщение детей и подростков к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре.

Задачи: формирование активной жизненной позиции воспитанников; воспитание уважительного отношения к людям разных возрастов; развитие способности к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; пропаганда семейных ценностей в современном обществе.
Форма работы:

Просмотр мультфильмов, конкурс рисунков, патриотическое мероприятие, игровые представления, викторина. Посещение мероприятий социальных партнеров согласно графика. Совместные мероприятия с родителями.

Учебно - тематический план по модулям

Программа лагеря разделена на 4 модуля:

  1. Сокровища Севера
  2. Сокровища Юга
  3. Сокровища Запада
  4. Сокровища Востока

В каждом модуле включены мероприятия всех направлений, а так же знакомство с народами и их  традициями, проживающими в нашей стране.

№ п/п

 Наименование модуля

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Теория

Практика

1

Сокровища Севера

1

4

 Организация выставки

2

Сокровища Юга

1

4

Проект

3

Сокровища Запада

1

4

Тематический кроссворд

4

Сокровища Востока

1

5

Анкетирование

Методология модулей

  1. Сокровища Севера: в данном модуле происходит знакомство с культурой, бытом, традициями КМНС (ханты, манси, ненцы, саамы). А так же проводятся мероприятия разной направленности: духовно-нравственной,социально-патриотической, интеллектуально-познавательной, художественно-творческой, спортивно-оздоровительной. Форма контроль –организация выставки работ детей «Костюмы народов Севера».
  2. Сокровища Юга: в этом блоке воспитанники знакомятся с этносом Чечни, Дагестана, Краснодарского края. Мероприятия проводятся в соответствии с сохранением направленности. Форма контроля-проект «Танцы народов Юга»
  3. Сокровища Запада: в ходе проведения мероприятий данного модуля дети узнают старинные традиции и обряды русских, разучат народные игры. В этом модуле включены мероприятия различной тематики. Форма контроля- создание кроссворда «Русские народные сказки»
  4. Сокровища Востока: здесь ребята знакомятся с  представителями коренных и малочисленных народов, проживающие на Дальнем Востоке, которые хранят традиции и обычаи своих предков (эвены, якуты, чукчи). Кроме того пройдут итоговое анкетирование и примут участие в заключительном Гала-концерте.

Формы аттестации и оценочные материалы

№ 

п/п

Мероприятие

        Срок    проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

май

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Воспитатель

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря, отрядные воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Воспитатель

5.

Мониторинг здоровья детей в лагере за смену.

В течение смены

Начальник лагеря, отрядные воспитатели

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи

Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методической базой для проектирования воспитательной работы в лагере являются достижения отечественной лагерной педагогики и методики воспитания. Мы используем комплексный подход к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.

Программа  летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

  • уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
  • уважение и терпимость к мнению детей;
  • самоуправление в сфере досуга;
  • создание ситуаций успеха;
  • приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
  • защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
  • создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип  дифференциации  воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип  творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично   меня»);
  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного Я

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;
  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Принцип открытости

Участие в процессе воспитания максимального количества институтов и людей. 

Педагогические методы:

  • метод коллективного действия;
  • метод демократического принятия решений по общезначимым вопросам;
  • творческие методы подготовки воспитателей и вожатых;
  • метод воздействия доброжелательной обстановкой;
  • метод эмоционального заражения привлекательной деятельностью;
  • метод поощрения;
  • метод индивидуализации способов участия ребенка в деятельности.

Методическое сопровождение программы

Для эффективной  работы в лагере активно используются:

  1. Методика КТД

В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

Коллективно-творческое дело (КТД) -  событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

  • Организаторские дела (метод взаимодействия)
  • Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
  • Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать  как можно больше об окружающем мире)
  • Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
  • Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
  • Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, комический футбол и др.)
  1. Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение смены.

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и  система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого – педагогического сопровождения:

  • Диагностический;
  • Консультационный;
  • Прогностический
  • Практический.

Список используемой литературы

1. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001

2. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.

3. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003

4. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

6. И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973

7. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)

8. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.

9. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-

10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.

11. https://урок.рф

12. https://nsportal.ru

Приложение 1

ВХОДНАЯ И ИТОГОВАЯ АНКЕТЫ

Дорогой друг!

Ну, что ж, вот ты и попал в летний лагерь при школе. Чтобы смена оказалась для тебя интересной и полезной, постарайся ответить честно на предложенные вопросы.

  1. Напиши свои имя и фамилию ________________________________________________
  2. Как тебе хочется, чтобы тебя называли в отряде? ________________________________________________
  3. Чем ты увлекаешься? ________________________________________________
  4. Легко ли ты входишь в новый коллектив? ________________________________________________
  5. Чего ты ждешь от этой смены?

           _____________________________________________________________________

______________________________________________________________________  

______________________________________________________________________

  1. Чем бы ты хотел заниматься в отряде? __________________________________________
  2. Чему ты можешь научить ребят из своего отряда? _________________________________________
  3. Есть ли в отряде знакомые тебе ребята? _________________________________________
  4. Готов ли ты помогать другим ребятам из отряда? _________________________________________
  5. Бывал ли ты в театре? Если да, то на каком спектакле? _________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Интересного и деятельного отдыха!

Дорогой друг!

Хоть это грустно, но наша смена подходит к концу. Нам очень хочется узнать, как тебе отдыхалось в лагере  «Остров дружбы»!

  1. Напиши свои имя и фамилию _____________________________________________________
  2. Удалось ли тебе подружиться с ребятами из отряда? ______________________________________________________
  3. Было ли тебе сложно или страшно общаться с ребятами? _______________________________________________________
  4. Были ли люди (взрослые или дети), которые помогали тебе преодолевать их? _________________________________________________________________________
  5. Какое событие из жизни лагеря тебе запомнилось больше всего? ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

  1. Какое мероприятие из жизни отряда тебе запомнилось больше всего? ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. Чему ты научился за эту смену? ___________________________________________________
  2. Кому бы ты хотел сказать «спасибо» за эту смену? ___________________________________________________
  3. Что, по твоему мнению, нужно убрать из лагерной жизни? ____________________________________________________
  4. Оправдались ли твои ожидания в ходе этой смены? _____________________________________________________

Спасибо за ответы!

Приложение 2

Уважаемые родители! Для комфортной  работы мы должны располагать необходимой информацией. Мы предлагаем Вам заполнить анкету. Заранее вам благодарны.

Администрация лагеря

  1. Фамилия, имя, ребенка

________________________________________________________

2. Дата рождения _________________________________________________________

3.Домашний адрес _________________________________телефон__________________

4. ФИО родителей, место работы родителей, телефон Мать:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отец:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Бывал ли Ваш ребенок раньше в лагерях(ДА/НЕТ)_________________________________

6. Чем увлекается Ваш ребенок? Какие секции и кружки посещает 15

7. Как он ощущает себя в детском коллективе (нужное подчеркните): «как рыба в воде», сдержанно, осторожен, замкнут в себе, другое ___________________________________________________________________________

8.Страдает ли ребенок хроническими заболеваниями? Какими?

9. Имеет ли ребенок противопоказания для занятия физической культурой? Какие?

10. Есть ли ограничения при пребывании на солнце? (ДА/НЕТ) _____________________

11. Наличие аллергических реакций (ДА/НЕТ)._________ Укажите источник аллергии (продукты, медикаменты и т.д.) ______________________________________________

12 Дополнительная информация, которую вы хотите сообщить нам о своем ребенке_____________________________________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа лагеря с дневным пребыванием детей

Прогамма лагеря с дневным пребыванием детей для пришкольного лагеря. программа включает пояснительную записку, календарный план, информационную карту...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Примерная программа пришкольного лагеря....

Программа лагеря с дневным пребыванием детей

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как може...

Комплексная программа лагеря с дневным пребыванием детей «Мир детства»

Программа составлена для организации детей во время летних каникул в детском оздоровительном лагере....

Программа лагеря с дневным пребыванием детей (от 6 до 17 лет включительно) «ЭКОГРАД»

Данная программа предназначена для реализации в  лагере дневного пребывания с организацией дневного сна «ЭКОГРАД» и рассчитана на детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. Об...

программа лагеря с дневным пребыванием детей

Разработка программы лагеря с дневным пребыванием детей...

ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием детей в пришкольном лагере «Орлята России»

ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием детей на базе  «Орлята России»...