Оздоровительно-образовательная программа лагеря с дневным пребыванием детей 7-12 лет.
методическая разработка

Кичигина Людмила Васильевна

             Вашему вниманию предлагается  оздоровительно-образовательная программа лагеря с дневным пребыванием детей 7-12 лет на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы. Основная педагогическая идея Программы заключается в создании воспитательной системы по самореализации личности ребенка через включение его в  различные виды деятельности с целью формирования у него, прежде всего, гражданско-патриотических и духовно - нравственных ценностей.представлена Концепция программы, теоретическую основу при разработке которой составили положения отечественных ученых о патриотизме как сложном нравственном качестве, музейной педагогики и ее влиянии на формирование гражданско - патриотических и духовно-нравственных качеств.В основе реализации Программы лежит деятельностный подход. Поэтому в качестве ведущей выбрана классификация методов воспитания ученого Н.Е. Щурковой, так как в систематизации методов ученый непосредственно опирается на позиции деятельностного подхода.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ № 3

___________________________

«_____» ____________ 2018 г.

ГОРДОСТЬ МОЯ – РОССИЯ

(оздоровительно-образовательная программа

лагеря с дневным пребыванием детей 7-12 лет)

Авторы:

Кичигина Л.В., руководитель ШМО учителей начальных классов, учитель начальных классов, I кв. категория

Нижний Тагил

2018

Содержание

1. Целевой раздел……………………………………………………………………...

3

Актуальность Программы…………………………………………………………

3

Цели и задачи Программы………………………………………………………...

5

Ожидаемые результаты……………………………………………………………

6

2. Содержательный раздел…………………………………………………………...

11

Концепция Программы……………………………………………………………

11

Основное содержание Программы……………………………………………….

13

Рабочий план-сетка проведения мероприятий…………………………………..

19

3. Организационный раздел………………………………………………………….

24

Управление Программой………………………………………………………….

24

Система мотивации и стимулирования…………………………………………..

24

Система обратной связи…………………………………………………………...

25

Условия реализации Программы…………………………………………………

25

Оценка качества реализации Программы………………………………………..

28

Возможные факторы риска и меры их профилактики………………………….

29

Список используемой литературы…………………………………………... …….

30

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Актуальность Программы

Оздоровительно-образовательная программа лагеря с дневным пребыванием детей на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 (далее – Программа) является нормативно-управленческим документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельностные предпосылки осуществления оздоровительно-образовательной деятельности детей в период летних каникул.

Настоящая Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

– Конституции Российской Федерации (от г.);

– Конвенции о правах ребенка (от г.);

– Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от г., №273-ФЗ);

– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от г., №1008);

– инструктивных писем Министерства образования и науки Российской Федерации по организации детского оздоровительного отдыха (от г. №МД-463/06, от г. №09-260, от г. №09-613, от г. №09-3242);

– Распоряжения Правительства Российской Федерации «Стратегия развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (от г., №996-р);

– Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от г., №1493);

– Постановления Правительства Свердловской области «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Свердловской области до 2025 года» (от г. №900-ПП);

– Комплексной программы Свердловской области «Патриотическое воспитание граждан в Свердловской области на 2014-2020 годы»;

– Государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Свердловской области до 2020 года» (утв. Постановлением Правительства Свердловской области от г., №1332-ПП);

Тема Программы «Гордость моя – Россия» является актуальной, так как одним из приоритетных направлений воспитательной системы всех современных образовательных организаций является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, основная цель которого согласно Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» заключается в воспитании гражданина-патриота, любящего свою Родину и преданного Отечеству. Однако, переосмысление исторического прошлого нашей страны и противоречивые духовные ценности, которые предлагаются социумом и средствами массовой информации, как отмечают многие исследователи, нередко приводят к духовной дезориентации детей, утере ими ценностных идеалов, что во многом способствует искажению понятия «патриотизма». Таким образом, сегодня проблема гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей является актуальной, в связи с чем ей должно уделяться большое внимание в образовательных организациях, в том числе осуществляющих свою деятельность в летний период.

Программа представляет интерес для детей 7-12 лет, так как она носит глубокий познавательный характер. Участвуя в мероприятиях гражданско-патриотической, духовно-нравственной, а вместе с тем спортивно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности, дети смогут увидеть красоту и неповторимость своей малой и большой Родины, познакомиться с ее историей, традициями и обычаями, что в свою очередь может способствовать осознанию ими необходимости бережного отношения к окружающему нас миру и сообществу людей, проживающих в нем.

Настоящая Программа является составной частью воспитательной системы школы, основными взаимосвязанными педагогическими идеями которой являются следующие:

– идея развития (развитие личности ребенка, его субъектной индивидуальности, творческих и интеллектуальных способностей, развитие умений самообразования и самовоспитания);

– идея творчества (развитие способностей ребенка в процессе творческой деятельности; развитие мотивации и овладение методами творческой деятельности, способствующие более полному самовыражению личности);

– идея сотрудничества (совместная творческая деятельность детей, педагогов и социальных партнеров, представляющая собой созидательную деятельность и способствующую созданию «ситуации успеха»);

– идея выбора и ответственности (приобретение возможности выбирать виды и формы деятельности, обучение ребенка предполагать результаты и нести за них ответственность);

– идея деятельности (приобретение чувства удовлетворения от процесса деятельности, взаимодействие с учреждениями окружающего социума).

Таким образом, настоящая Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных познавательных, досугово-развлекательных и оздоровительных мероприятий, коллективных творческих дел, определяющих содержание целостной воспитательной деятельности, предполагающей дифференцированный и индивидуальный подходы к каждому ребенку и ориентированной на личностный рост воспитанников.

Основная педагогическая идея Программы заключается в создании воспитательной системы по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования у него, прежде всего, гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей.

Данная Программа является авторской, так как разработана непосредственно творческой группой педагогов МБОУ СОШ №3 и отражает собственный подход авторов к организации деятельности детей в лагере дневного пребывания.

Новизна Программы заключается в ее содержании, которое предполагает раскрытие общей темы Программы «Гордость моя – Россия» через подтемы для каждой из двух смен «Моя Родина» (I смена) и «Культурная Россия» (III смена), а также раскрытие подтемы через проведение тематических недель, каждая из которых включает комплекс мероприятий трех взаимосвязанных между собой и последовательных блоков: образовательного (приобретение новых знаний), оздоровительного (приобретение навыков) и культурно-досугового (закрепление материала).

Настоящая Программа представляет собой открытый для всех субъектов образовательной деятельности документ, который дает представление о содержании и организации оздоровительно-образовательной деятельности в лагере дневного пребывания на базе МБОУ СОШ №3 и направлена на формирование общей культуры, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, семейное, художественно-эстетическое развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья детей.

В 2018 году в лагере дневного пребывания МБОУ СОШ №3 будет организовано две смены (июнь, август) для детей 7-12 лет (1-6 классы) в общем количестве 25 человек в I смену и 20 человек – в III смену. При комплектовании группы детей особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, детям, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Программа адресована:

– администрации: для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований; регулирования отношений субъектов образовательной деятельности; а также принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества условий и результатов оздоровительно-образовательной деятельности;

– педагогическим работникам: для углубления понимания смыслов оздоровительно-образовательной деятельности и использования в качестве ориентира на практике;

– родителям (законным представителям) детей: для информирования о целях, содержании, организации оздоровительно-образовательной деятельности в лагере дневного пребывания МБОУ СОШ №3.

Цели и задачи Программы

Приоритетной целью реализации Программы является создание определенных (включая организационно-педагогических и методических) условий, способствующих формированию общей культуры, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, семейному, художественно-эстетическому воспитанию детей, их физическому развитию и формированию культуры здоровья.

Поставленная цель обусловила следующие основные задачи:

обучающие:

– вовлечение в познавательную деятельность детей с целью формирования у них знаний об истории, традициях и обычаях малой и большой Родины, культурных ценностях России и ценностях семьи;

развивающие:

– выявление и развитие способностей детей, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); оказание помощи каждому ребенку в развитии духовных, творческих, интеллектуальных и двигательных потребностей и интересов;

– развитие творческой активности детей, их художественного и эстетического вкуса;

воспитательные:

– формирование у детей социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и здорового образа жизни, а также приобщение их к базовым ценностям страны в целом и семьи в частности.

Ожидаемые результаты

В соответствии с поставленными целями и задачами (стр. 4-5) определены планируемые результаты реализации Программы, которые в соответствии с нормативно-правовыми документами принято разделять на личностные и метапредметные (коммуникативные, познавательные, регулятивные).

Привлечение детей к разным видам деятельности гражданско-патриотической, духовно-нравственной, семейной, физической и художественно-эстетической направленности способствует созданию предпосылок для достижения детьми представленных ниже результатов.

Личностные результаты

Планируемыми личностными результатами освоения Программы является создание определенных организационно-педагогических и методических условий, способствующих созданию у детей предпосылок к

– формированию широкой мотивационной основы участвовать в гражданско-патриотической / духовно-нравственной / семейной / спортивной / художественно-эстетической деятельности;

– формированию основ гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознанию ответственности человека за общее благополучие, осознанию своей этнической принадлежности;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– приобретению знаний основных моральных норм и ориентации на их выполнение, дифференциации моральных и конвенциональных норм, развитию морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

– развитию этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; а также эмпатии как пониманию чувств других людей и сопереживанию им;

– складыванию установки на здоровый образ жизни;

– развитию чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Коммуникативные результаты

Планируемыми коммуникативными результатами освоения Программы является создание определенных организационно-педагогических и методических условий, дающих возможность ребенку

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Познавательные результаты

Планируемыми познавательными результатами освоения Программы является создание определенных организационно-педагогических и методических условий, дающих возможность ребенку

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.

Регулятивные результаты

Планируемыми регулятивными результатами освоения Программы является создание определенных организационно-педагогических и методических условий, дающих возможность ребенку

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

– адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Так как смена в лагере дневного пребывания является достаточно непродолжительной для проведения мониторинга, в качестве основных педагогических «инструментов» измерения результатов является использование методов наблюдения за ребенком, анализа через общение и игровую деятельность с ним. Результаты на основе данных методов планируется представить на начало и конец смены в виде индивидуальных (по каждому ребенку) таблиц и диаграмм, отображающих изменения в показателях. Оценивание выражается в виде уровневой системы: низкий уровень, уровень ниже среднего, средний уровень, уровень выше среднего, высокий уровень. Данные результаты необходимы для определения степени успешности / неуспешности реализации Программы.

Личностные результаты

Дети 7-10 лет

Дети 11-12 лет

Оценивать ситуации и поступки

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки.

Учиться замечать и признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.

Учиться разрешать моральные противоречия.

Решать моральные дилеммы при выборе собственных поступков.

Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей

Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.

Сравнивать свои оценки с оценками других; объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми; на основании этого делать свой выбор в общей системе ценностей.

Самоопределяться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки

Ценность добра и красоты

Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «Добре» и «Красоте».

Учиться решать моральные проблемы, выбирая поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях, при столкновении правил поведения.

Ценность Родины

Учиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и поступках: замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своего народа и своей страны; воспитывать в себе чувство патриотизма.

Учиться проявлять себя гражданином России в добрых словах и поступках: осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране; учиться исполнять свой долг, свои обязательства перед своим обществом, гражданами своей страны.

Ценность целостного мировоззрения

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций; с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои ответы на основные жизненные вопросы.

Ценность социализации (солидарности)

Осознанно осваивать разные роли и формы общения: учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения в разных ситуациях совместной деятельности с людьми, особенно направленной на общий результат.

Осознанно осваивать разные роли и формы общения: учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество; учиться критически оценивать и корректировать свое поведение в различных взаимодействиях.

Ценность здоровья

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья.

Регулятивные результаты

Дети 7-10 лет

Дети 11-12 лет

Определение и формулирование цели деятельности. Составление плана действий по решению проблемы (задачи)

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; составлять план решения проблемы.

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; работая по предложенному и самостоятельно составленному плану.

Осуществление действий по реализации плана

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Работать по самостоятельно составленному плану, исправляя ошибки и используя самостоятельно подобранные средства.

Соотношение результата своей деятельности с целью и оценивание его

В диалоге с взрослыми совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки; самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; давать оценку своим личностным качествам и чертам характера.

Познавательные результаты

Дети 7-10 лет

Дети 11-12 лет

Извлечение информации. Ориентация в системе знаний

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи; отбирать для решения необходимый материал.

Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения задач; ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов; самостоятельно отбирать для решения задач необходимые источники информации.

Переработка информации для получения необходимого результата, в том числе для создания нового продукта

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: логическую операцию установления родовидовых отношений; обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные результаты

Дети 7-10 лет

Дети 11-12 лет

Представление своей позиции другим, владея приемами монологической и диалогической речи

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.

Понимание других позиций (взглядов, интересов)

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы); владеть приемами рационального слушания.

Общение с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того, чтобы сделать что-то сообща

Самостоятельно организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения; определять коммуникативное намерение (свое и партнера); оценивать степень его реализации в общении; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Концепция Программы

Программа обеспечивает функционирование лагеря дневного пребывания в соответствии с основными принципами государственной политики Российской Федерации в области образования, изложенными в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», а именно:

– гуманистический характер организации отдыха и оздоровления детей, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между окружающими людьми.

К перечисленным принципам необходимо добавить:

общедидактические принципы:

– принцип педагогической целесообразности, который заключается в необходимости понимания педагогами цели и задач Программы смены;

– принцип комплексности, который требует, чтобы в деятельности каждой смены использовались разнообразные формы, методы и средства воспитательной работы;

– принцип учета индивидуальных особенностей детей, который предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей;

– принцип социально-педагогического партнерства, предполагающий целесообразное сотрудничество с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

общевоспитательные принципы:

– принцип интегративно-гуманитарного подхода (при организации общественно-значимой деятельности), определяющий пять основных «граней»:

1) грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

2) грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

3) грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям);

4) грань ориентации на консенсус («я признаю за другим право иметь свою точку зрения; я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

5) грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»);

– принцип воспитания у ребенка действенного проявления уважения к окружающим его людям.

Методическое проектирование содержания работы в лагере дневного пребывания опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики и психологии:

– аксиологический подход к изучению процесса формирования культурно-исторических ценностей, где ведущей является идея формирования целостной личности человека через постижение ею настоящих и прошлых ценностей, накопленных человечеством (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.);

− культурологический подход к образованию и воспитанию, рассматривающий современные социокультурные условия развития образования, культурную среду и ее роль в образовании и воспитании личности, культурные модели в образовании (Н.И. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, А.П. Валицкая, О.С. Газман, О.В. Заславская, В.П. Зинченко, Н.Б. Крылова, З.А. Малькова, В.А. Сластенин, Я.С. Турбовской, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

− социально-педагогические концепции взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Г.Н. Филонов);

− теории личностно-деятельностного подхода к воспитанию (З.И. Васильева, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова), воспитательных систем и воспитательного пространства (А.В. Гаврилин, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова).

Теоретическую основу при разработке содержания Программы составили: ведущие идеи просветителей и мыслителей о становлении гражданина-патриота своей Родины (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский); философские и педагогические идеи о воспитании личности-патриота с высокоразвитым человеческим достоинством (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, К.Д. Ушинский); положения отечественных ученых о патриотизме как сложном нравственном качестве (В.В. Белоусов, Л.Р. Болотина, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.); концепции музейной педагогики А.Е. Сейненского, Б.А. Столярова, С.Ф. Фокина, Л.М. Шляхтиной, Т.Ю. Юреневой, рассматривающие условия и средства музейной педагогики в гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании детей.

В основе реализации Программы лежит деятельностный подход, который предполагает:

– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

– учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей, роли, значения видов деятельности и форм общения при осуществлении оздоровительно-образовательной деятельности;

– разнообразие индивидуальных оздоровительно-образовательных траекторий и индивидуального развития каждого ребенка, в том числе одаренных детей, детей с ОВЗ.

В соответствии с теоретическими основаниями, принципами и подходом реализации Программы, в качестве ведущей выбрана классификация методов воспитания Н.Е. Щурковой, так как в систематизации методов воспитания ученый непосредственно опирается на позиции деятельностного подхода. Согласно классификации методы воспитания, подразделяются на три группы: методы формирования сознания или методы убеждения (рассказ, дискуссия, беседа, диалог и др.), методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручения, пример, упражнения и др.) и методы оценки, среди которых приоритетное место в лагере дневного пребывания занимает метод поощрения.

Наряду с методами используются различные образовательные технологии, соответствующие возрастным особенностям детей и требованиям современной социокультурной ситуации. Для реализации Программы используются следующие основные образовательные технологии:

– технологии на основе личностной ориентации воспитательного процесса (технология сотрудничества, гуманно-личностная технология);

– технологии получения новых знаний (информационные технологии, технология организации группового взаимодействия – модерация, технология организации дискуссии, технологии проектной деятельности и др.);

– технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей (игровые технологии, тренинговые технологии, технологии развития критического мышления, технология уровневой дифференциации);

– технологии метапознавательной деятельности детей (технология целеполагания, технология оценки достижений, технология самоконтроля, технология самообразовательной деятельности и др.).

Большое внимание уделяется использованию информационных технологий. В своей работе педагоги используют информационно-справочные программы, а также презентации, созданные самими педагогами.

Применение здоровьесберегающих технологий является обязательным компонентом оздоровительно-образовательной деятельности в лагере дневного пребывания, что предполагает создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

Воспитывающая деятельность как средство и решающее условие развития личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) лежит в основе разнообразных форм работы с детьми, предусматривает включение каждого в разнообразную деятельность, способствующую расширению личного позитивного социокультурного опыта. Среди основных форм работы можно выделить тематическую беседу, дискуссию, час общения, тренинг, интеллектуально-познавательную игру (в т.ч. игру-путешествие), выпуск стенгазеты, выставку творческих работ, проектную деятельность, викторину, конкурс, праздник, концерт, экскурсию (в т.ч. виртуальную), устный журнал, рекламную кампания, коллективно-творческое дело (с элементами игры) и др.

Оздоровительно-образовательная программа лагеря дневного пребывания, представляющая собой логически выстроенную, тематически и содержательно обоснованную единую последовательность образовательных событий, позволяет детям получить опыт приобретения новых социальных связей и отношений, возникающих в результате совместной творческой деятельности в лагере.

Основное содержание Программы

Программа «Гордость моя – Россия» включает в себя разные виды деятельности гражданско-патриотической, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной, семейной и художественно-эстетической направленности, которые реализуются через формы досугово-массовых мероприятий, перечисленные выше.

Содержание программы реализуется следующим образом:

Схема 1

Программа «Гордость моя – Россия!»

Темы Программы:

«Моя Родина»

(I смена)

«Культурная Россия»

(III смена)

1 блок – образовательный (приобретение новых знаний)

2 блок – оздоровительный (приобретение навыков)

3 блок – культурно-досуговый

(закрепление материала)

Темы недель

I смена

1 неделя – «Моя семья – моя крепость»,

2 неделя – «Родина моя – Нижний Тагил»,

3 неделя – «По страницам истории моей страны»

III смена

1 неделя – «Традиции и обычаи в России»,

2 неделя – «Мир театра и кино»,

3 неделя – «Культура русского народа»

Тема I и III смены реализуется через три взаимосвязанных блока.

Образовательный блок способствует гражданско-патриотическому воспитанию, воспитанию уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине, изучению духовно-нравственных традиций и истории родного города в рамках воспитательных мероприятий.

Основные формы работы: беседы, видеофильмы, викторины, конкурсы и др.

Оздоровительный блок способствует формированию культуры здорового образа жизни детей, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых.

Основные формы работы: утренняя зарядка, беседа, подвижная игра, спортивный праздник и др.

Культурно-досуговый блок состоит из творческих мероприятий (например: конкурсы рисунков, стихов; изготовление плакатов; концертные и игровые программы).

Формы работы: коллективное творческое дело, мероприятия, работа в творческих группах, конкурс, викторина, праздник и др.

Основным механизмом реализации темы Программы являются тематические недели.

Первая смена в лагере дневного пребывания МБОУ СОШ №3 носит название «Моя Родина» и непосредственно связана с гражданско-патриотическим и духовно-нравственным воспитанием детей.

Общей приоритетной целью организации деятельности на первой смене является создание определенных условий для формирования и развития личностных качеств гражданственности, патриотизма и толерантности.

Мероприятия, проводимые на смене, способствуют развитию познавательного интереса детей к истории России, повышению чувства их личной ответственности за окружающий мир, а также развитию творческих навыков.

Схема 2

Примерный перечень мероприятий:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Моя семья – моя крепость»

(знакомство с понятиями «семья», «семейные ценности», «родословная»; воспитание бережного отношения к своей семье, родным и близким)

Ключевые мероприятия: час общения «Корни рода твоего», тренинг «Портрет моей семьи», ток-шоу «Что значит для меня семья?», творческий проект «Традиции и увлечения моей семьи», игровая программа «Золотое детство».

«Родина моя – Нижний Тагил»

(знакомство с историей родного города и современным его состоянием)

Ключевые мероприятия: беседа-творческий проект «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», виртуальная экскурсия «Город способный удивлять», час отдыха «По паркам города …и не только», книжная выставка «Книги о родном городе», выпуск стенгазеты «Город в лицах».

«По страницам истории моей страны»

(знакомство с историческими событиями, памятными местами нашей Родины)

Ключевые мероприятия: конкурсная программа «Я люблю тебя, Россия!», форум «Время выбрало нас», беседа «Профессия – Родину защищать», литературно-музыкальная программа «Это - праздник со слезами на глазах» (посвященная началу Великой Отечественной войны), устный журнал «Великая Виктория».

Итоговое мероприятие: коллективное творческое дело

«Семья – это7Я»

«Пройдусь по городу родному»

«Герои земли русской»

По окончании первой смены к основным результатам (личностным, коммуникативным, познавательным, регулятивным) необходимо добавить формирование основ гражданственности, патриотизма и толерантности; расширение кругозора детей через изучение исторического наследия; развитие творческого потенциала детей.

Третья смена носит название «Культурная Россия» и направлена на формирование нравственных и эстетических идеалов, а также развитие коммуникативных, организаторских способностей и творческий потенциал детей.

Общей приоритетной целью организации деятельности на третьей смене является создание определенных условий для развития личности детей средствами искусства.

Схема 3

Примерный перечень мероприятий:

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Традиции и обычаи в России»

(знакомство с русскими традициями, обычаями, промыслами)

Ключевые мероприятия: творческий проект «Народные праздники», игровая беседа «Пословицы и поговорки – мудрость русского народа», игра-путешествие «Жемчужины русских промыслов».

«Мир театра и кино»

(знакомство и историей кинематографа и театра, основными жанрами, правилами поведения в кинотеатре и театре)

Ключевые мероприятия: познавательная программа «Кто куда, а мы – в кино», рекламная кампания «Самый интересный фильм», конкурс актерского мастерства «Хочу в актеры».

«Культура русского народа»

(приобщение к великим ценностям русской культуры, воспитание интереса и уважения к культуре русского народа)

Ключевые мероприятия: ток-шоу о культуре речи «Спасите русский язык!», виртуальная экскурсия «По музеям страны», интеллектуально- познавательная игра «Русский фольклор – сокровищница народной мудрости».

Итоговое мероприятие: коллективное творческое дело

«Путешествие в Царство русских фамилий»

«Мир прекрасного – мир театра и кино»

«Культура разных народов России»

По окончании третьей смены к основным результатам (личностным, коммуникативным, познавательным, регулятивным) необходимо добавить приобщение детей к различным видам искусства, развитие познавательной и творческой активности детей, их коммуникативных и организаторских способностей, а также духовно-нравственных основ личности каждого ребенка.

В таблице 1 (стр. 17-18) представлено описание некоторых ключевых мероприятий, отражающих разные формы их проведения.

Лагерь дневного пребывания на базе МБОУ СОШ №3 создает все необходимые предпосылки, условия и механизмы для предоставления разнообразных возможностей для оздоровления и отдыха детей. Такой отдых построен на основе широкой и глубокой дифференциации, способствует максимальному раскрытию способностей детей.

Основными ожидаемыми результатами реализации Программы являются создание условий для развития индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости каждого ребенка; создание благоприятной безопасной оздоровительно-образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей.

Таблица 1

Описание ключевых мероприятий, отражающих разные формы их проведения

Тематическая неделя

Форма мероприятия

Название

Педагогическая цель

Целевая аудитория

Краткое содержание

Ожидаемый результат

I смена

«Моя семья – моя крепость»

час общения

«Корни рода твоего»

воспитание интереса к истории своей семьи, рода; осознание себя частью русской истории и культуры

участники смены (дети

7-12 лет)

- вступительная беседа педагога «Потерявшие память»;

- видеофильм «Иваны, не помнящие родства», обсуждение видеофильма;

- игровая ситуация «Мое родословие»;

- заключительное слово педагога.

- воспитание интереса к истории своей семьи, города; - знакомство с героическими страницами истории русского народа, формирование у детей положительной нравственной оценки защитников родной земли, осознание себя, своей семьи частью русской истории и культуры

«Родина моя – Нижний Тагил»

виртуальная экскурсия

«Город способный удивлять»

знакомство с историей родного города и современным его состоянием; осознание себя частью родного города

- вступительная беседа педагога «Нижний Тагил – гордость России»;

- просмотр и обсуждение видеофильма;

- осуществление творческого проекта в виде коллажа по подгруппам детей смешанных возрастов;

- представление проектов;

- заключительное слово педагога.

«По страницам истории моей страны»

устный журнал

«Великая Виктория» (мероприятие, посвященное Дню воинской славы России ( – Полтавская битва)

знакомство с героическими страницами истории русского народа, формирование у детей положительной нравственной оценки защитников родной земли, осознание себя, своей семьи частью русской истории и культуры

- вступительное слово педагога «Даты великих сражений»;

- ролевая игра (в подгруппах) по созданию журнала по рубрикам «Великая Виктория», «Непобедимая крепость», «И грянул бой, Полтавский бой!», «Царская благодарность»;

- представление журнала;

- заключительная беседа педагога «О долге, чести и присяге».

III смена

«Традиции и обычаи в России»

игра-путешествие

«Жемчужины русских промыслов»

приобщение подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры, знакомство с русскими традициями, промыслами и ремеслами

участники смены (дети

7-12 лет)

- вступительное слово педагога, описание правил игры-путешествия;

- игра-путешествие по станциям «Реклама художественных промыслов», «Вопросы «мастерам» и «мастерицам», «Моя художественная коллекция»;

- обсуждение результатов игры, саморефлексия детей;

- заключительное слово педагога.

- приобщение подрастающего поколения к великим ценностям русской культуры, знакомство с русскими традициями, промыслами и ремеслами;

- воспитание интереса и уважения к культуре русского народа

«Мир театра и кино»

рекламная кампания

«Самый интересный фильм»

развитие познавательных и творческих способностей детей, знакомство с разными жанрами кино

- вступительное слово педагога, описание правил проведения кампании;

- работа в подгруппах детей смешанных возрастов, выбор фильма, который они планируют представлять, формы представления;

- презентация фильма, викторина;

- заключительное слово педагога.

«Культура русского народа»

интеллектуально-познавательная игра

«Русский фольклор – сокровищница народной мудрости»

приобщение к великим ценностям русской культуры, воспитание интереса и уважения к культуре русского народа

- вступительное слово педагога, описание правил игры;

- игра по командам смешанных возрастов;

- обсуждение результатов игры, саморефлексия детей;

- заключительное слово педагога.

Рабочий план-сетка проведения мероприятий

План-сетка представляет собой распределение мероприятий, проводимых в лагере, по дням в течение смены. При составлении плана-сетки учитывались следующие основные принципы: «логичность расстановки дел и мероприятий», «от простого к сложному», «разнообразие» (познавательного, эмоционально-нравственного, действенно-практического характера), «учет тематики смены», «обязательное применение форм оздоровительных мероприятий».

Название I смены: «Моя Родина»

График проведения тематических недель:

«Моя семья – моя крепость» -

«Родина моя – Нижний Тагил» -

«По страницам истории моей страны» -

Таблица 2

(понедельник)

- игровая программа «Давайте познакомимся»: знакомство с правилами поведения и режимом дня в лагере, знакомство детей;

- торжественная линейка, посвященная открытию лагерной смены.

(вторник)

- час общения «Корни рода твоего»;

- конкурс рисунков на асфальте «О, спорт! Ты – мир!»;

- посещение галокамеры в ДГБ №1;

- подготовка к конкурсу инсценированных сказок А.С. Пушкина.

(среда)

Пушкинский день России

- интеллектуальная игра по сказкам А.С. Пушкина «Там русский дух, там Русью пахнет…»;

- конкурс инсценированных сказок А.С. Пушкина.

(четверг)

- тренинг «Портрет моей семьи»;

- игровая программа «Золотое детство»;

- посещение ВСК «Дельфин».

(пятница)

- посещение ЦГБ №4 (тематическая беседа-игра);

- творческий проект «Традиции и увлечения моей семьи»;

- интеллектуально-спортивная эстафета «По любимым видам спорта моей семьи».

(суббота)

- выставка «История моей семьи в фотографиях и рисунках»;

- ток-шоу «Что значит для меня семья?»;

- веселые старты (с привлечением родителей детей).

(понедельник)

- итоговое мероприятие: коллективное творческое дело «Семья – это 7Я»;

- посещение галокамеры в ДГБ №1.

(вторник)

День России

Выходной день

(среда)

- виртуальная экскурсия «Город способный удивлять»;

- конкурс рисунков «Я люблю Нижний Тагил»;

- спортивно-игровая программа «Нижний Тагил – спортивный город».

(четверг)

День открытия в России чемпионата мира по футболу

- час отдыха «По паркам города …и не только»;

- открытие малых Олимпийских игр;

- посещение ВСК «Дельфин».

(пятница)

- посещение ЦГБ №4 (тематическая беседа-игра);

- беседа-творческий проект «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»;

- малые Олимпийские игры.

(суббота)

- книжная выставка «Книги о родном городе»;

- подготовка стенгазеты «Город в лицах» (информационный этап);

- малые Олимпийские игры.

(понедельник)

- подготовка стенгазеты «Город в лицах» (творческо-оформительский этап);

- представление стенгазет «Город в лицах»;

- подготовка к творческому конкурсу «Нижний Тагил – город талантов»;

- малые Олимпийские игры.

(вторник)

- творческий конкурс «Нижний Тагил – город талантов»;

- посещение галокамеры в ДГБ №1;

- малые Олимпийские игры.

(среда)

- итоговое мероприятие: коллективное творческое дело «Пройдусь по городу родному»;

- малые Олимпийские игры.

(четверг)

- форум «Время выбрало нас»;

- конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир»;

- посещение ВСК «Дельфин».

(пятница)

День памяти и скорби

- посещение ЦГБ №4 (тематическая беседа);

- литературно-музыкальная программа «Это - праздник со слезами на глазах» (посвященная началу Великой Отечественной войны);

- возложение цветов к памятнику тагильчанам – Героям Советского Союза и кавалерам Ордена Славы.

(суббота)

Международный олимпийский день

- посещение музея «Пограничная застава»;

- закрытие малых Олимпийских игр, награждение.

(понедельник)

- подготовка и представление устного журнала «Великая Виктория»;

- подготовка к конкурсной программе «Я люблю тебя, Россия!»;

- спортивно-оздоровительная игра «Победа».

(вторник)

- беседа «Профессия – Родину защищать»;

- конкурсная программа «Я люблю тебя, Россия!»;

- посещение галокамеры в ДГБ №1.

(среда)

- итоговое мероприятие: коллективное творческое дело «Герои земли русской»;

- военно-спортивная эстафета.

(четверг)

- творческая программа «Лучшие из лучших»;

- торжественное закрытие лагерной смены.

Название III смены: «Культурная Россия»

График проведения тематических недель:

«Традиции и обычаи в России» -

«Мир театра и кино» -

«Культура русского народа» -

Таблица 3

(понедельник)

Международный день дружбы

- игровая программа «Давайте познакомимся»: знакомство с правилами поведения и режимом дня в лагере, знакомство детей;

- торжественная линейка, посвященная открытию лагерной смены.

(вторник)

- познавательная беседа «Знаменательные события истории России»;

- спортивно-оздоровительная программа «Россия – спортивная страна»;

- посещение галокамеры в ДГБ №1.

(среда)

День памяти российских воинов, погибших в Первой Мировой войне

- беседа-викторина «Нам нужно помнить этот день…»;

- просмотр фильма в кинотеатре «Красногвардеец»;

- спортивный праздник «Тебе, Россия, наш привет!».

(четверг)

- игра-путешествие «Жемчужины русских промыслов»;

- посещение ВСК «Дельфин»;

- спортивный праздник «Тебе, Россия, наш привет!» (продолжение).

(пятница)

- посещение ЦГБ №4 (тематическая беседа-игра);

- подготовка творческого проекта «Народные праздники»;

- конкурс рисунков на асфальте «О, спорт! Ты – мир!».

(суббота)

- игровая беседа «Пословицы и поговорки – мудрость русского народа»;

- веселые старты (с привлечением родителей детей).

(понедельник)

- посещение НТМИИ;

- итоговое мероприятие: коллективное творческое дело «Путешествие в Царство русских фамилий».

(вторник)

- интеллектуально-познавательная беседа «Несколько фактов о Российском кино»;

- книжная выставка «Кино: вчера, сегодня, всегда»;

- посещение галокамеры в ДГБ №1;

- открытие малых Олимпийских игр.

(среда)

- конкурс рисунков «Мой любимый сказочный киногерой»;

- видео-час «Волшебный мир детского кино»;

- малые Олимпийские игры.

(четверг)

- конкурс актерского мастерства «Хочу в актеры»;

- посещение ВСК «Дельфин»;

- малые Олимпийские игры.

(пятница)

- посещение ЦГБ №4 (тематическая беседа-игра);

- познавательная программа «Кто куда, а мы – в кино»;

- малые Олимпийские игры.

(суббота)

- виртуальная экскурсия «Кинотеатры в городе Нижний Тагил»;

- подготовка к рекламной кампании «Самый интересный фильм»;

- малые Олимпийские игры.

(понедельник)

- рекламная кампания «Самый интересный фильм»;

- закрытие малых Олимпийских игр, награждение.

(вторник)

- итоговое мероприятие: коллективное творческое дело «Мир прекрасного – мир театра и кино»;

- посещение галокамеры в ДГБ №1.

(среда)

- посещение Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал»;

- спортивно-оздоровительная программа «Лучшая спортивная команда».

(четверг)

- виртуальная экскурсия «По музеям страны»;

- подготовка к конкурсу «Мир прекрасного»;

- посещение ВСК «Дельфин».

(пятница)

- посещение ЦГБ №4 (тематическая беседа);

- конкурс «Мир прекрасного»;

- спортивно-оздоровительный праздник «Книга рекордов».

(суббота)

- ток-шоу о культуре речи «Спасите русский язык!»;

- интеллектуально-познавательная игра «Русский фольклор – сокровищница народной мудрости».

(понедельник)

- дискуссия «Что значит быть культурным человеком?»;

- подготовка к итоговому мероприятию;

- спортивное мероприятие «Путешествие в Спортландию».

(вторник)

- итоговое мероприятие: коллективное творческое дело «Культура разных народов России»;

- посещение галокамеры в ДГБ №1.

(среда)

- творческая программа «Лучшие из лучших»;

- торжественное закрытие лагерной смены.

В течение каждой смены с детьми проводятся беседы по безопасности по таким темам, как: «У светофора нет каникул», «Чем опасна дорога для нас и мы – для дороги», «Один дома…», «Правила поведения при пожаре дома и в общественных местах».

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Управление Программой

Организационная структура управления Программой представляет собой двухуровневую модель. Первый уровень, стратегический, представлен директором школы и полномочными коллегиальными органами: Советом школы, Общим собранием работников, педагогическим советом, методическим советом. Второй уровень, тактический, включает начальника лагеря, школьного медицинского работника, педагогов.

Система управления предполагает целенаправленное сознательное взаимодействие участников образовательных отношений, которое выполняет несколько основных функций. Взаимосвязь функций управления представлена на схеме 4.

Схема 4

Информационно-аналитическая

Мотивационно-целевая

Планово-прогностическая

Регулятивно-коррекционная

Контрольно-диагностическая

Организационно-исполнительская

В лагере используется так называемая «технология управления», предполагающая целенаправленное взаимодействие администрации с другими субъектами образовательных отношений, ориентированное на достижение запланированного результата.

На каждой смене наблюдается самоуправление детей. Среди детей выбирается командир, заместитель командира и их помощники, которые помогают поддерживать дисциплину и порядок в лагере и активно участвуют в подготовке и проведении мероприятий.

Система мотивации и стимулирования

Система мотивации в лагере дневного пребывания предполагает внешнее мотивирование детей, которое достигается за счет использования различных методов повышения интереса к деятельности в лагере, и внутреннее мотивирование, предполагающее, в первую очередь, создание для ребенка ситуации успеха.

В течение всей смены стимулируется личностное развитие и рост каждого ребенка согласно программе «По радуге детства», которая несколько модифицирована для лагеря при МБОУ СОШ №75/42. Суть программы заключается в получении и накоплении детьми бонусов, которые могут быть разных цветов:

красный цвет – проявление активности в мероприятиях, проводимых в формах беседы и дискуссии;

оранжевый – проявление активности при подготовке творческих проектов;

желтый – проявление активности в спортивных мероприятиях;

зеленый – проявление активности в мероприятиях, проводимых на базе ЦГБ №4;

голубой – активное участие в концертных мероприятиях;

синий – оказание помощи педагогам в подготовке и проведении мероприятий;

фиолетовый – проявление дисциплинированности.

Личные результаты каждого ребенка отмечаются на ежедневном собрании и результаты заносятся в так называемый «Радужный банк». За нарушение дисциплины и невыполнение правил снимается по одному бонусу. Ежедневно каждый ребенок может получать бонусы разных цветов. По окончании смены на торжественной линейке самым успешным детям вручаются грамоты и благодарственные письма родителям (законным представителям).

Система обратной связи

В лагере дневного пребывания действует система обратной связи с детьми и их родителями (законными представителями).

Мониторинг-карта является приоритетной формой обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. В конце дня дети индивидуально заполняют мониторинг-карты, записывая позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи. Дополнительно для анализа действует так называемый «лист откровения», который служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, пребывании в лагере в целом.

Для информирования родителей (законных представителей) детей и для анализа педагогами личностного роста детей используется мониторинг определения личностного роста, который представляет собой сравнительную оценку различных сторон деятельности личности и ее достижения в коллективных делах. Мониторинг предполагает систему «цветовой гаммы», которую педагог заполняет на каждого ребенка после мероприятия, определяя, какую роль в данном мероприятии сыграл конкретный ребенок: красный цвет – «лидер-организатор», синий – «лидер-вдохновитель», зеленый – «активный участник», желтый – «исполнитель». По преобладающему цвету за смену педагог проводит анализ, в мероприятиях какой направленности ребенок в большей степени проявлял себя. Затем проводит комплексный анализ всех детей смены с целью целесообразного планирования деятельности в лагере дневного пребывания на следующий год.

Условия реализации Программы

Кадровое обеспечение Программы

Лагерь дневного пребывания укомплектован кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных Программой. Кадровый потенциал в лагере детского пребывания МБОУ СОШ №3 составляют:

– начальник лагеря;

– педагоги, содействующие развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры детей, расширению социальной сферы в их воспитании;

– учитель по физической культуре, создающий условия для физического развития детей, приобщению их к здоровому образу жизни;

– медицинский работник;

– младший обслуживающий персонал.

Уровень квалификации педагогических работников соответствует квалификационным характеристикам, предъявляемым к должности «учитель». Все педагоги, работающие в лагере дневного пребывания, в 2017-2018 учебном году прошли курсы повышения квалификации по вопросам использования современных образовательных технологий и организации воспитательной работы в школе.

Важнейшим условием успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального уровня. Поэтому администрация школы ежегодно своими задачами считает: оказание практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства; изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта; создание условий для овладения учителями новыми формами, методами и приемами обучения детей через прохождение курсов повышения квалификации и участие в практико-ориентированных семинарах, научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства разного уровня. При этом, работа по повышению профессионального уровня учителей в МБОУ СОШ №75/42 в течение всего года является непрерывной и систематической. Так как все педагоги в лагере дневного пребывания непосредственно работают в МБОУ СОШ №75/42, уровень их профессионализма является высоким и позволяет им организовать деятельность в лагере дневного пребывания с широким использованием значимых идей передового педагогического опыта.

Информационно-методическое обеспечение Программы

Для осуществления деятельности в лагере дневного пребывания разработаны все необходимые положения о мероприятиях, проводимых в рамках смены, инструкции (должностные инструкции, инструкции по охране труда), планы проведения совещаний. Педагогами школы разработаны методические пособия, материал которых может быть использован для эффективной организации деятельности в лагере дневного пребывания:

Педагоги, работающие в лагере, имеют свободный доступ к печатным изданиям, в которых имеются публикации по вопросам организации деятельности в лагере дневного пребывания:

для администрации лагеря

«Вестник образования в России» (сборник приказов и документов Министерства образования и науки);

«Воспитательная работа в школе» (деловой журнал заместителя директора по воспитательной работе);

«Методист» (научно-методический журнал);

«Народное образование»;

«Практика административной работы в школе»;

«Первое сентября: Управление школой» (еженедельная методическая газета для школьной администрации);

«Управление воспитательным процессом в школе» (научно-методический журнал для заместителя директора школы по воспитательной работе);

для педагогов

«Классный руководитель» (научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы);

Первое сентября» (приложения по предметным областям);

«Школьные технологии» (научно-практический журнал).

Так как многие педагоги образовательной организации считают самообразование приоритетной формой повышения квалификации, в МБОУ СОШ №75/42 созданы условия для самообразования педагогов, в том числе по вопросам организации деятельности в лагере дневного пребывания.

Ресурсное обеспечение Программы

В лагере имеется необходимая аудио- и видеоаппаратура, спортивный инвентарь, канцелярские товары, что дает детям возможность:

– создания и использования информации (в том числе выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением и др.);

– получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, и др.);

– физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

– проведения массовых мероприятий и представлений, организации отдыха и питания.

Безопасность детей в лагере обеспечивается сотрудниками ЧОП, стационарной и переносной кнопками безопасности.

Оценка качества реализации Программы

Система оценки качества реализации Программы в лагере дневного пребывания является необходимым процессом получения и переработки информации о ходе и результатах воспитательной и оздоровительной работы, содержания и организации режима работы в лагере.

В основу оценки качества реализации Программы положены следующие основные принципы: объективности, полноты и системности информации о качестве оздоровления и отдыха детей; открытости, прозрачности процедур оценки.

Основным показателем оценки является удовлетворенность детей и их родителей (законных представителей)

– услугами, обеспечивающими благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей: размещение детей в здании, отвечающим государственным санитарно-эпидемическим требованиям, правилам пожарной безопасности и профилактики травматизма; обеспечение необходимой мебелью, канцелярскими принадлежностями; предоставление возможности для соблюдения норм личной гигиены; предоставление полноценного питания;

– медицинскими услугами: оказание медицинской помощи (в случае необходимости), проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья детей;

– услугами культурно-досуговой деятельности: предоставление возможности участия в мероприятиях различной направленности, предоставление игр, соответствующих возрасту детей, обеспечение их книгами и журналами познавательного и развлекательного характера, организация и проведение праздников;

– услугами в сфере физической культуры и спорта: проведение утренней гимнастики; предоставление спортивного инвентаря для проведения спортивных игр и соревнований;

– информационными услугами: предоставление своевременной и достоверной информации, перечне предоставляемых услуг, порядке и условиях их предоставления.

Основными методами осуществления оценки вышеперечисленных показателей являются анкетирование, социальный опрос.

Другим важным критерием оценки качества реализации Программы является уровень достижения заявленных в программе результатов (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые, прежде всего, определяются методом наблюдения за ребенком, анализа через общение и игровую деятельность с ним. Результаты на основе данных методов представляются на начало и конец смены в виде индивидуальных (по каждому ребенку) таблиц и диаграмм, отображающих изменения в показателях.

После окончания каждой смены по результатам проведения комплексной оценки качества реализации Программы проводится рабочее совещание с работниками лагеря с целью анализа организации деятельности в лагере дневного пребывания.

Возможные факторы риска и меры их профилактики

Во время смены в лагере дневного пребывания могут наблюдаться следующие факторы риска:

Фактор риска

Мера профилактики

Погодные условия

Неблагоприятные погодные условия

изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности; готовность к использованию других форм, адаптированных для работы в помещении

Активность солнца (солнечный удар, тепловой удар)

беседа о необходимости ношения головных уборов, соблюдении теплового режима, о необходимости одеваться в соответствии с погодными условиями

Деятельность детей

Низкая активность детей в реализации Программы

использование эффективных методов и средств для повышения активности участников программы, стимулирование деятельности детей

Утомляемость детей

чередование форм (активных и пассивных) проведения мероприятий

Чрезвычайные ситуации

Возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС)

систематическое проведение профилактических мероприятий по предупреждению ЧС и охране жизни детей в летний период: правила пожарной безопасности, правила поведения детей на прогулках, безопасность детей при проведении спортивных мероприятий, беседы по правилам дорожного движения, тематические беседы о сохранении и укреплении здоровья

Травматизм

систематическое проведение инструктажей по технике безопасности, исключение травмоопасных ситуаций, постоянная бдительность за детьми со стороны взрослых

Список используемой литературы

1. Адреева, В.И., Щетинская, А.И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества [текст] / В.И. Андреева. – Казань-Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001.

2. Байбородова, Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере [текст] / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Академия развития, 2013.

3. Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю. Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе [текст] / Ю.Н. Григоренко. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. Григоренко, Ю.Н., Пушина, М.А. Кипарис-4: Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых [текст] / Ю.Н. Григоренко. М.: – Педагогическое общество России, 2003.

5. Изучение личности ребенка в летнем оздоровительном лагере (Методические рекомендации) Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ, Т.Я. Шихова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ.

6. Шмаков, С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому [текст] / С.А. Шмаков. – М., 2011.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ 7-12 ЛЕТ НА БАЗЕ МБОУ СОШ № 3

Слайд 2

НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ: «ГОРДОСТЬ МОЯ – РОССИЯ» Направленность программы : Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие их физических качеств, а также формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, личностное и интеллектуальное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность в обществе Количество смен I смена (04.06-28.06); III смена (30.07-22.08) Участники Возраст детей : 7-12 лет (1-6 классы) Количество детей : I смена – 25 чел., III смена – 20 чел. Категория: п ри комплектовании группы детей особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, детям, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации .

Слайд 3

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ реализации Программы - создание определенных (включая организационно-педагогических и методических) условий, способствующих формированию общей культуры, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, семейному, художественно-эстетическому воспитанию детей, их физическому развитию и формированию культуры здоровья. ЗАДАЧИ: обучающие развивающие воспитательные вовлечение в познавательную деятельность детей с целью формирования у них знаний об истории, традициях и обычаях малой и большой Родины, культурных ценностях России и ценностях семьи – выявление и развитие способностей детей, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание помощи каждому ребенку в развитии духовных, творческих, интеллектуальных и двигательных потребностей и интересов; – развитие творческой активности детей, их художественного и эстетического вкуса формирование у детей социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и здорового образа жизни, а также приобщение их к базовым ценностям страны в целом и семьи в частности

Слайд 4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Образовательные технологии – технологии на основе личностной ориентации воспитательного процесса (технология сотрудничества, гуманно-личностная технология) ; – технологии получения новых знаний (информационные технологии, технология организации группового взаимодействия – модерация , технология организации дискуссии, технологии проектной деятельности и др.) ; – технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей (игровые технологии, тренинговые технологии, технологии развития критического мышления, технология уровневой дифференциации) ; – здоровьесберегающие технологи и другие. Методы: Деятельностный подход реализации Программы Классификация методов воспитания, основанная на позициях деятельностного подхода Группы методов: методы формирования сознания или методы убеждения (рассказ, дискуссия, беседа, диалог и др.) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (поручения, пример, упражнения и др.) методы оценки, среди которых приоритетное место в лагере дневного пребывания занимает метод поощрения

Слайд 5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Программа «Гордость моя – Россия» Темы Программы: «Моя Родина» ( I смена) «Культурная Россия» ( III смена) 1 блок – образовательный (приобретение новых знаний) 2 блок – оздоровительный (приобретение навыков) 3 блок – культурно-досуговый (закрепление материала) Темы недель: I смена 1 неделя – «Моя семья – моя крепость», 2 неделя – «Родина моя – Нижний Тагил», 3 неделя – «По страницам истории моей страны» III смена 1 неделя – «Традиции и обычаи в России», 2 неделя – «Мир театра и кино», 3 неделя – «Культура русского народа»

Слайд 6

«МОЯ РОДИНА» ( I смена) 1 неделя 2 неделя 3 неделя «Моя семья – моя крепость » (знакомство с понятиями «семья», «семейные ценности », «родословная»; воспитание бережного отношения к своей семье, родным и близким) Ключевые мероприятия : час общения «Корни рода твоего», тренинг «Портрет моей семьи », ток-шоу «Что значит для меня семья?», творческий проект « Традиции и увлечения моей семьи », игровая программа «Золотое детство». «Родина моя – Нижний Тагил» (знакомство с историей родного города и современным его состоянием) Ключевые мероприятия : беседа-творческий проект «Мой дом, мой город , моя страна, моя планета », виртуальная экскурсия «Город способный удивлять », час отдыха «По паркам города …и не только», книжная выставка «Книги о родном городе », выпуск стенгазеты «Город в лицах». «По страницам истории моей страны» (знакомство с историческими событиями, памятными местами нашей Родины ) Ключевые мероприятия : конкурсная программа «Я люблю тебя, Россия!», форум «Время выбрало нас», беседа « Профессия – Родину защищать », литературно-музыкальная программа «Это - праздник со слезами на глазах» ( посвященная началу Великой Отечественной войны), устный журнал «Великая Виктория ». Итоговое мероприятие: коллективное творческое дело «Семья – это7Я» «Пройдусь по городу родному» «Герои земли русской»

Слайд 7

«КУЛЬТУРНАЯ РОССИЯ» ( III смена) 1 неделя 2 неделя 3 неделя «Традиции и обычаи в России» (знакомство с русскими традициями , обычаями, промыслами ) Ключевые мероприятия : творческий проект « Народные праздники», игровая беседа « Пословицы и поговорки – мудрость русского народа», игра-путешествие «Жемчужины русских промыслов ». «Мир театра и кино» (знакомство и историей кинематографа и театра, основными жанрами, правилами поведения в кинотеатре и театре) Ключевые мероприятия : познавательная программа «Кто куда, а мы – в кино», рекламная кампания «Самый интересный фильм», конкурс актерского мастерства «Хочу в актеры». «Культура русского народа » (приобщение к великим ценностям русской культуры , воспитание интереса и уважения к культуре русского народа) Ключевые мероприятия : ток-шоу о культуре речи «Спасите русский язык!», виртуальная экскурсия «По музеям страны», интеллектуально- познавательная игра «Русский фольклор – сокровищница народной мудрости ». Итоговое мероприятие: коллективное творческое дело «Путешествие в Царство русских фамилий» «Мир прекрасного – мир театра и кино» «Культура разных народов России»

Слайд 8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (показаны основные результаты, подробно представлены в программе) личностные коммуникативные познавательные регулятивные создание определенных организационно-педагогических и методических условий, дающих возможность ребенку – для формирования широкой мотивационной основы участвовать в гражданско-патриотической / духовно-нравственной / трудовой / социальной / спортивной / художественно-эстетической деятельности; – для приобретения знаний основных моральных норм и ориентации на их выполнение, дифференциации моральных и конвенциональных норм, развитию морального сознания – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять контроль по результату; – адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей, родителей и других людей; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Слайд 9

ПЕРЕЧЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ «ИНСТРУМЕНТОВ» ИЗМЕРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Так как смена в детском оздоровительном лагере является достаточно непродолжительной для проведения мониторинга, в качестве основных педагогических «инструментов» измерения результатов является использование методов наблюдения за ребенком, анализа через общение и игровую деятельность с ним. Результаты на основе данных методов планируется представить на начало и конец смены в виде индивидуальных (по каждому ребенку) таблиц и диаграмм , отображающих изменения в показателях. Оценивание выражается в виде уровневой системы : низкий уровень, уровень ниже среднего, средний уровень, уровень выше среднего, высокий уровень. Данные результаты необходимы для определения степени успешности / неуспешности реализации Программы.

Слайд 10

ОСНОВНЫЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЛАГЕРЯ - Лагерь дневного пребывания при МБОУ СОШ №75 / 42 является лагерем, основанным на взаимодействии и сотрудничестве педагогических работников, детей, их родителей (законных представителей), учреждений образования, культуры, спорта, максимально использующим культурно-образовательный потенциал социальной среды; - большое внимание уделено спортивно-оздоровительной работе, посредством которой часто происходит вовлечение детей в гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, познавательную деятельность; все мероприятия организуются и проводятся при непосредственном участии ребят, самостоятельном привлечении детьми более старшего возраста (5-6 классы) к подготовке, участию и проведению мероприятий детей более младшего возраста (1-4 классы). Выстроенная таким образом работа способствует раскрытию творческого потенциала детей, развитию их познавательных интересов и направлена в целом на социализацию детей разных возрастов; разработанная система мониторинга и регулярное его проведения с целью отслеживания достигнутых результатов детьми.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.

Программа организации оздоровительного отдыха детей в  лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...

ПРОГРАММА Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей БОУ «Воронцовская СШ» «Дети Земли» (с экологическим уклоном)

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе....

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование  лексико-грамматических  представлений   и развитие связной речи у детей – инофонов"...

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей « Жизнь замечательных детей»

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря  с дневным пребыванием детей  « Жизнь замечательных детей»...

ПРОГРАММА организации отдыха детей и их оздоровления оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «КОРАБЛИК ДЕТСТВА» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 20»

Данная програма по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность,обьединяет различные напрвления отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лаге...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Дети XXI века»

Программалетнего оздоровительного лагеряс дневным пребыванием детей«Дети XXI века»...

Программа организации отдыха детей и подростков осеннего лагеря с дневным пребыванием детей «Дети Югры»

Каникулы - это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья...