"Система работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй"
статья на тему

Дурыгина Ольга Фёдоровна

В статье описан опыт работы классного руководителя  по взаимодействию с семьёй учащихся,  формы проведения родительских собраний, совместные мероприятия, тренинги взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл durygina_olga_fedorovna_sistema_raboty_s_semyoy.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дурыгина Ольга Федоровна -

учитель начальных классов

Воезерская основная школа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Главной линией воспитательной работы я считаю взаимодействие классного руководителя и семьи. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется климатом семейного воспитания (традиции, уют, воспитание), режимом семейной жизни, содержанием семейной деятельности.

Для эффективного взаимодействия с родителями классному руководителю в своей педагогической деятельности необходимо решить задачи:

1.        Поиск новых, более совершенных и действенных подходов в работе с
семьей.

2.        Изменение   стиля   взаимодействия   классного   руководителя   с   семьей
учащихся

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему воспитания и развития личности младших школьников. Хотелось бы выделить три составные части этого взаимодействия:

-        педагогическое просвещение:

Первая составляющая часть - информационно-педагогическое обеспечение родителей сведениями о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьника на данный учебный год, а также о ходе духовного развития, особенности школьной деятельности, текущих успехах ребенка во всех сферах обучения.

-        педагогическое корректирование семейного воспитания:

Вторая составляющая часть взаимодействия выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая касается, прежде всего, отношения к ребенку (искусства любить ребенка), а далее режима жизни и деятельности ребенка.

-        практически совместная деятельность - третья составляющая часть
Содержание работы классного руководителя, школы с родителями включает

3 основных блока:

  • повышение психолого-педагогических знаний;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении школой.

Представим каждый блок как систему форм и видов деятельности, используемых в моей педагогической практике

1 БЛОК Повышение психолого-педагогических знаний родителей Повышение педагогической культуры родителей  рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

включает в себя: * Лекции на родительских собраниях. Проблемы, связанные с возрастными особенностями - одна из главных тем разговора классного руководителя на родительском собрании.

Вместе с родителями мы обсуждали темы: физиологические особенности младших школьников, психология младших школьников, особенности адаптации ребенка в школе, значение режима дня в жизни школьника и т.д.

*        Родительские встречи.

Главной целью встреч является педагогическое просвещение. Эта форма взаимодействия в полной мере реализует в своей деятельности все три составные части взаимодействия классного руководителя с семьей.

Организация родительских встреч - благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватную самооценку, критичность во взглядах на собственное воспитание. Неформальная обстановка занятий, привлечение специалистов, обмен опытом между родителями - все это делает встречи полезными и необходимыми.

В сентябре прошла встреча на тему: «Законы жизни семьи, законы жизни класса». На это мероприятие были приглашены и дети, и их родители. Сказочная фея рассказала участникам встречи сказку о луне и звездах, основная мысль которой была «Мы рядом, мы здесь, мы теперь одна семья». Ученики читали стихи о семье, участвовали в конкурсе пантомимы, вспоминали законы жизни класса, правила поведения в группе (во время ведения дискуссий). Родители отвечали на вопросы блицинтервью, обсуждали и выводили законы жизни семьи.

*        Индивидуальные консультации

Одно из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей - индивидуальные консультации.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей и по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию могут быть результаты наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

2 БЛОК Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс включает в себя:

*        Родительские собрания.

Чтобы укрепить сотрудничество семьи и школы, необходимо разнообразить формы проведения родительских собраний в виде интересных встреч, вечеров благодарности, практикумов по обмену опытом семейного воспитания, собраний-семинаров с участием психолога школы, психологических КВН, родительских рингов.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги.

Родительский тренинг - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и

доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В октябре у нас прошел педагогический тренинг «Первые уроки школьной отметки», целью которого было показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка, продолжить формирование культуры родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Родители отвечали на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка, обсуждали свои детские воспоминания, связанные со школьными отметками, попробовали нарисовать финал картины «Опять двойка» с позиции 21 века, познакомились с впечатлениями детей об этой картине, обсуждали в группах типичные ситуации связанные со школьной отметкой и вырабатывали коллективно стратегию поведения взрослых в этой ситуации, познакомились с анализом анкет учащихся. В конце тренинга родители высказывали свое мнение по содержанию занятия.

* Совместные творческие дела

Еще одна слагаемая часть взаимодействия - практическая совместная деятельность детей и родителей.

Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника (игры, беседы, трудового дела, спортивного состязания и других видов совместной деятельности) родители переносят их в дальнейшую историю семейной жизни, невольно привносят в семью новые отношения.

Например, праздники где участвует вся семья: «Папа, мама, я - спортивная семья», «Масленица», «Моя семья».

*        Помощь в укреплении материальной базы школы.

Родители участвуют в ремонте кабинетов, покупке призов.

3   БЛОК - участие родителей в управлении школой.

*        Классный родительский комитет.

Огромную роль во взаимодействии родителей и классного руководителя играет родительский комитет класса.

От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в коллективе, взаимоотношение родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

*        День самоуправления

День самоуправления подготовили родители учащихся. Родители выступали в роли учителей, проводили уроки, внеклассные мероприятия. Заранее классным руководителем с родителями были обговорены планы проведения уроков, написаны конспекты, разработано внеклассное мероприятие по самоуправлению в классе «Что день учебный нам готовит». Родители - учителя очень волновались и признали, что дело это не легкое.

Мы должны помочь родителям увидеть ребенка в его природосообразности, научить наблюдать за его развитием, понимать закономерности происходящих изменений. Только на этой основе возможно эффективное взаимодействие семьи и школы в процессе обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй

Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...

Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй

Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...

"Система работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй"

В статье описан опыт работы классного руководителя  по взаимодействию с семьёй учащихся,  формы проведения родительских собраний, совместные мероприятия, тренинги взаимодействия....

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива  (зарождение классного объединения)....