Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)
материал (1 класс)
Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №1 имени М. И. Глинки
Доклад на педагогическом совете по теме:
«Профилактика в системе работы классного руководителя.
Взаимодействие социально-психологической службы и
классного руководителя » (из опыта работы)
Подготовила
учитель начальных классов
1 категории
Шутова Е.А.
2018
Профилактика — термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и устранение факторов риска. Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Вся профилактическая работа в нашей школе направлена на создание доверительного психологического климата между педагогами, обучающимися и родителями, на актуализацию мотивационной сферы обучающихся –как важного условия для формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков. Всем известно, что в школе главным элементом выступает класс, так как в нем организовывается познавательная деятельность, строятся отношения между обучающимися и во главе этого элемента стоит классный руководитель. Именно он влияет на всестороннее развитие обучающихся, выполняет организаторскую работу, а также все воспитательные процессы. Профилактическая работа классного руководителя заключается в том, что он должен при помощи разных методов формировать коллектив и направлять его работу в правильное русло.
С первых дней ,когда ребёнок приходит в школу, учитель и начинает проводить профилактическую работу.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, то есть обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор. Уже 1 сентября в классе прошли первые профилактические уроки. Ребята ,вместе с героями презентации Машей и Димой познакомились с правилами поведения в школе и первыми правилами дорожного движения. Продолжением данной работы стало вручение памяток обучающимся о школьных правилах, где эти же герои ,с помощью иллюстраций напоминают им о правилах и также составления, вместе с родителями маршрута «Безопасный путь домой». Работы получились очень красочными и творческими, а главное- полезными. Некоторые обучающиеся с удовольствием рассказывали свой путь домой ещё долгое время.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся эффективно лишь при эмоционально позитивной системе отношений со сверстниками, родителями, преподавателями, психологическая защищённость. С целью профилактики умения жить и общаться в коллективе, была проведена ролевая игра «Планета друзей» .Занятие проходило по группам ,ребята одной из групп обыгрывая различные ситуации вступали в диалог с обучающимися другой группы, учитель в свою очередь корректировал вопросы и ответы ребят. Это помогло развивать коммуникативные возможности обучающихся, умения правильного общения друг с другом; учить непринужденной, доброжелательной атмосферы в рабочих группах и в целом в классе. В конце занятия выработали правила общения друг с другом и поместили их в классном уголке.
Совсем недавно все проблемы воспитания и обучения ребенка осуществляли только школьные педагоги. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного развития и адекватной социализации личности эффективнее решаются с помощью психолога и социального педагога, т.е. социально-психологической службы, основной сферой деятельности которой является процесс адаптации детей в социуме.
Уже на первом родительском собрании. которое проходило в форме информационной встречи психолог и социальный педагог школы рассказали родителям обучающихся 1 классов о своих функциях и о помощи .которую они могут оказать при необходимости.
Далее обучающиеся начинали адаптироваться т.е. приспосабливаться к новым условиям существования, к новому виду деятельности, к новым контактам и нагрузкам. Адаптация ,которая проходит в 1 классе , помогает выявить мотивы обучающихся, их психологическое состояние, отношения друг к другу, комфортность нахождения в новой для них среде, в новом социуме.
Классный руководитель должен работать не только с обучающимися, но и в тандеме с родителями. Ведь даже знаменитый психолог П. П. Блонский писал: «Нельзя воспитывать ребёнка, не воспитывая его родителей».
Прежде чем выработать профилактическую систему работы с родителями, собираю сведения о семьях своих обучающихся, провожу индивидуальные беседы с родителями, мини – собрания. Вся собранная мной информация является основой социального паспорта класса и будет год от года дополняться.
На первом родительском собрании провожу анкетирование, позволяющее выполнить диагностическое исследования.
В ходе адаптации и при изучении семей обучающихся, были выявлены дети «группы риска». Это дети из неблагополучных, асоциальных семей, обучающиеся с проявлениями социальной и психологической дезадаптации , а также ребёнок с проблемами в развитии, т.е. с ОВЗ .
Профилактическая работа классного руководителя в первую очередь направлена на оказание помощи семьям «группы риска», а также самим детям. С каждым ребёнком из «группы риска» проводится индивидуальная работа:
-Информационная и просветительская работа с «детьми группы риска» и их родителями.
-Провожу индивидуально - тематические консультации для родителей и беседы с ними: заведена специальная тетрадь и составлен план работы с данными детьми и их родителями
- Работа по профилактике деструктивного поведения у детей «группы риска».
Объясняю причины слабого развития волевой сферы, разъясняю родителям основы межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д.;
- Показываю роль семьи в физическом, психическом, психологическом здоровье детей.
- Как влияет на психическое и физическое здоровье ребенка негативные СМИ, а также сотовые телефоны, компьютерные игры.
-Профилактическая работа с самими детьми по деструктивному поведению состоит в :
-осуществлении системы внеурочных дополнительных занятий, помощи, консультирования обучающихся «группы риска». Все эти обучающиеся посещают внеурочные занятия.
- укреплении позиции детей «группы риска» в классном коллективе, оказание помощи в выполнении общественно значимых поручений. обучающиеся выполняют поручения в классе, участвуют в проведении выставок, конкурсов , у них есть грамоты и благодарности.
- постоянное поощрение положительных изменений у детей «группы риска».
Оказание педагогической и психологической помощи родителям ребёнка «группы риска» с ОВЗ осуществлялось во взаимодействии с психологом школы .Были проведены консультации родителей и даны рекомендации по интересующим вопросам. С ребёнком проведены беседы, диагностические обследования, намечено продолжение совместной профилактической работы по сдерживанию деструктивного поведения обучающегося в классе и в школе в целом.
Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у обучающихся медико - социальной активности и установок на здоровый образ жизни.
Инфекционные заболевания - не случайные эпизоды, а закономерные явления в истории человеческого общества, которые развиваются и изменяются вместе с ним. На смену одним инфекциям приходят другие, а с ними - новые проблемы их профилактики. В обязательном порядке провожу инструктажи по профилактике гриппа и ОРВИ, опасностях обморожения, т
К сожалению, не каждая семья является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна, не имеет морального права устраниться от решения столь важной проблемы.
Главные ошибки современных семей:
- нехватка семейного общения;
- безразличность в делах детей;
- злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.
Профилактику вредных привычек провожу системой мероприятий. Это просмотр мультфильмов о вреде курения, наркомании, алкоголизма. Дети ещё маленькие, поэтому акцент делается на пагубное действие никотина на окружающих, особенно на детей. В ходе обсуждения выяснилось, что дети ,как в порядке вещей, воспринимают, что мама курит в доме, даже, если там есть грудные дети. В целях профилактики на очередном родительском собрании был продемонстрирован видеофильм о последствиях возникающих у детей дышащих никотином. Собрание проходило в форме круглого стола, где мы с родителями обсудили данную проблему. Профилактика других вредных привычек была проведена с некоторыми родителями индивидуально.
Большое количество мероприятий проходят в классе по профилактике травматизма и правилам дорожного движения. Это просмотр и обсуждение серии мультфильмов «В гостях у тетушки Совы», «Дорожные знаки и правила дорожного движения» ,познавательно – развлекательная игра «Путешествие в страну «Светофорию» ,конкурс на лучший рисунок по тематике безопасности дорожного движения, викторина на знание Правил дорожного движения. Лекция-беседа для родителей по теме «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Для профилактики и предупреждению электротравм, ребята нарисовали рисунки и вместе с фиксиками, совершили увлекательное путешествие в Электроленд. Профилактическая работа по пожарной безопасности: час досуга «Запомнить твёрдо нужно нам - пожар не возникает сам!», классный час " Спички - это не игрушки"
Беседы:
«Правила пожарной безопасности для детей»
«Правила обращения с огнем дома»
«Правила обращения с огнем в лесу»
«Правила поведения детей при пожаре»
При проведении школьных профилактических мероприятий, например, конкурсах профилактических рисунков, стенгазет, обучающиеся очень активно принимают в них участие. Профилактика занимает огромное место в системе работы любого классного руководителя. Будем продолжать работать по всем её направлениям и дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй"
В статье описан опыт работы классного руководителя по взаимодействию с семьёй учащихся, формы проведения родительских собраний, совместные мероприятия, тренинги взаимодействия....
Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй
Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...
Система работы классного руководителя по решению проблем «трудного» ребёнка через взаимодействие с семьёй
Выступление на педагогической трибуне педагогов НОО "ФГОС НОО: опыт, результаты введения и реализации"...
Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов. Из опыта работы»
Описывается работа с такими образовательными платформати, как Яндекс учебник, Учи.ру и другими....
Доклад на педагогическом совете «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми»
В докладе говорится о системе деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми....
Система работы классного руководителя. Создание игровой среды для младших школьников. Из опыта работы.
В данной статье автор делится с коллегами опытом воспитательной работы с младшими школьниками. Создание игровой среды помогает активизировать деятельность всех обучающихся в учебной и внеурочной работ...