Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
статья (4 класс) по теме

Яковлева Ирина Сергеевна

 

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности обучающегося, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у обучающегося чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого обучающегося, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит от того,   какими мы воспитаем их (совместно с родителями), какие морально-этические нормы будут заложены в них. Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению…лучшее средство привить детям любовь к отечеству, нравственность состоит в том, чтобы эта любовь и нравственность была у отцов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных  ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни,

 а потом открывается необозримое море знаний,

 и курс в этом прокладывает школа.

Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Л.А.Кассиль

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности обучающегося, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у обучающегося чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого обучающегося, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

 Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько семья. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.

 К сожалению, взаимоотношение школы и семьи, учителей и родителей не всегда бывают партнерскими, а их действия зачастую не согласованы.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а  скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.

Задача учителей начальных классов -  достижение взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Именно в начальной школе важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.

Основная задача заместителя директора по УВР по этой проблеме – это организация педагогической системы основанной на взаимодействии педагогического, родительского и ученического коллективов как равноправных партнеров.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом в нашей школе организуем с помощью привлечения их в работу Управляющего Совета Школы, Родительского комитета, Совета Отцов.

Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:

1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом, с родителями, входящими в общественные организации.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

   Эти тенденции требуют изменения в методах, формах и средствах обучения разным видам познавательной деятельности. Психолого-педагогическое просвещение родителей в нашей школе организуется с помощью следующих форм работы с семьей:

  1. общие и классные собрания родителей,
  2. тематические и индивидуальные консультации, беседы,
  3. родительские лектории,
  4.  конференции,
  5.  фотомонтажи, выставки работ учащихся.
  6. тренинги

 Классные руководители начальной школы  проводят лекции для родителей по темам: «Я и мой ребенок. Поиски взаимоотношений», «Правила, по которым мы живем», «Как уберечь ребенка от насилия». Лучший лектор — сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Для нашей школы традицией является проведение таких конференций, как «Особенности адаптации  ребенка в школе» «Воспитание толерантного человека» и др. Конференции проводятся раз в год.  Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Члены родительского комитета вместе с учителем готовят доклады, с которыми выступают на конференциях. Такие конференции могут сплотить учителей и родителей, учителя могут получить со стороны родителей большую информацию и наоборот.

Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта  школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское  общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д.   Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в беседе «Понимать ребенка - это …», диспуте «Мой ребенок становится трудным», дискуссии «Какой у нас коллектив? Поиски взаимоотношений». Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая и ролевая игра между учителями и родителями. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей  и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации: «Жалобы детей. Кто прав?», «Телефон игрушка или помощник?» и др. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической литературы, постановка проблемных ситуаций. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию. Здесь родителей мы  знакомим с документами о школе, с основными направлениями, задачами,  итогами ее работы. Проводим  встречи со специалистами служб  системы профилактики, небольшие отчетные концерты. 

Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей. Еще одной формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей, буклетов. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической воспитательной культуры. Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема.

Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. Яркими мероприятиями с участием родителей учащихся стали праздники «Масленица», «Ставрополье на перекрестке культур», «В семье единой дружной», «Посвящение в первоклассники».  Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ о своей профессиональной деятельности, увлечениях, традициях семьи. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Конкурсы «Мир увлечений нашей семьи», «Папа, мама, я – творческая семья» на котором демонстрируются поделки, сувениры, увлечения, традиции — все то, чем семья увлекается в свободное время.

Одним из очень важных направлений в работе учителей начальных классов является диагностика. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку. Анализ результатов анкетирования показал, что родители заинтересованы в сотрудничестве со школой. Достаточно большое количество опрашиваемых выразили готовность включиться в совместную работу.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное  и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания  детей.

Дети - будущее страны, наше будущее, и какими будут они, зависит от того,   какими мы воспитаем их (совместно с родителями), какие морально-этические нормы будут заложены в них. Ж-Ж Руссо писал: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению…лучшее средство привить детям любовь к отечеству, нравственность состоит в том, чтобы эта любовь и нравственность была у отцов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»

Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

«Взаимодействие классного руководителя, школы и семьи в формировании и становлении личности младшего школьника»

Аннотация    Наиважнейшей задачей современного воспитания создать пространство общения  для включения  детей  в творчески развивающую жизнь. удовлетворение  л...

"Формирование языковой личности младшего школьника на основе использования рефлексивных технологий"

«Нельзя научить, можно научиться» - такова философия технологии рефлексивного (критического) мышления.  Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в уч...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Духовно – нравственное развитие и воспитание ребёнка как личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет, имеют огромное значение для человека на протяжен...