Главные вкладки

    «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
    методическая разработка по теме

    Бабайлова Елена Сергеевна

    Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направление впервые закреплено в документе – ОСНОВНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ СОШ №4, одной из структурных единиц которой является Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Цель данной программы – сформировать базовую систему знаний, ценностных ориентаций и норм поведения обучающихся в отношении здорового и безопасного образа жизни на основе взаимодействия семьи и школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon babaylova_vystuplenie_seminar_2011.doc77.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление в рамках городского семинара

    «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4  на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»

    Бабайлова Е.С., методист МБОУ СОШ №4

    1-2 слайд    Назначение современной российской школы – готовить человека думающего, чувствующего, имеющего знания и способного использовать их в жизни, обладающего высокой культурой и умеющего общаться. Однако все эти качества могут быть полноценно реализованы на практике лишь в том случае, если ребенок будет здоров.

     Значительную часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения, гиподинамия увеличивается. Достаточно жесткая организация учебного процесса, многообразие форм контроля качества образования держат ребенка в состоянии постоянного стресса. Проблема утомляемости обучающихся зачастую является причиной снижения их учебно-познавательных способностей, а также вызывает нарушения психического и физического здоровья

     Реальная ситуация такова, что за достижение новых образовательных результатов дети порой вынуждены расплачиваться ценой собственного здоровья.

     Результаты мониторинга, проводимого в нашем образовательном учреждении, показывают увеличение количества детей, у которых обнаружено сразу несколько нарушений в состоянии здоровья. Последний набор детей в школу показал, что I группу здоровья имеют лишь 5% из них. Поднятая проблема заставляет задуматься и искать пути выхода из создавшейся ситуации.

     Одним из возможных путей для решения заявленной выше проблемы, потенциал которого еще до конца не использован, является взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся. Действительно, семья была и остается одним из главных субъектов воспитания, особенно в младшем школьном возрасте. Однако анализ результатов соответствующей диагностики показывает, что большинство родителей (законных представителей) обладают невысокой степенью готовности к воспитанию детей, поскольку:

     – не уверены в себе как в воспитателях;

     – не знают особенностей психического развития детей, особенностей их эмоционального самочувствия в семье;

     – не умеют выбирать соответствующие особенностям детей способы влияния на ребенка.

     С другой стороны, нужно отметить и недостаточную работу по повышению квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в аспекте работы с семьей, в преемственности по вопросам здоровьесбережения детского сада и школы.

     3 сайд. Все вышесказанное приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направление впервые закреплено в документе – ОСНОВНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ СОШ №4, одной из структурных единиц которой является Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

    4 слайд. Цель данной программы – сформировать базовую систему знаний, ценностных ориентаций и норм поведения обучающихся в отношении здорового и безопасного образа жизни на основе взаимодействия семьи и школы.

    5 слайд. Задачи программы

     – сформировать устойчивую потребность ребенка в занятиях физической культурой и спортом, в том числе через повышение ценности активного семейного отдыха и детско-взрослые спортивно-оздоровительные мероприятия;

     – обеспечить психологическую готовность обучающихся к адаптации и самореализации в окружающем их социуме;

     – сформировать ценностные основы для выполнения ребенком соответствующих социальных ролей, норм поведения, воспитать нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и нравственному здоровью, умение им противостоять;

     – заложить основы для осознанного выбора обучающимся в пользу безопасного образа жизни.

    Слайд 6. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа формирования здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:

     – пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

     – формирование установки на использование здорового питания;

     – использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

     – применение рекомендуемого врачами режима дня;

     – формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

     – становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;

     – формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

    7 слайд.Нормативно-правовые и методические основания программы

     1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции).

     2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

     3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г.,

     4. Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (приложение к письму Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13).

     5. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период (приложение к письму Минобразования России от 20 апреля 2001 г. № 408/13-13).

     6. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы (письмо Минобразования России от 22 февраля 1999 г. № 220/11-12).

     7. Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений (письмо Минобразования России от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13).

     8. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. № 636).

     9. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16).

     10. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение 2 к письму Министерства образования Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 90/30-16).

     11. Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16).

     13. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации (письмо Минобразования России от 18 июля 2003 г. № 28-51-565/16).

    8 слайд. Принципы проектирования и реализации программы

    Действенность заботы о здоровье ребенка, его родителей и учителя. Принцип предполагает, что эффективность и качество образовательного процесса, организация урочной и внеурочной деятельности, методической работы и работы с родительской общественностью должны оцениваться, в том числе с позиции сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.

    Триединство здоровья. Принцип закрепляет в качестве основополагающего определение здоровья как состояния полного физического, психического и социального благополучия, предложенное Всемирной организацией здравоохранения.

    Системность. Принцип определяет необходимость комплексного подхода при проектировании и реализации направлений и мероприятий по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включая создание соответствующей инфраструктуры образовательного учреждения, рациональной организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительной, просветительской и методической работы и т.д.

    Здоровая семья – здоровый ребенок. Принцип означает, что деятельность в интересах здоровья ребенка может быть успешной только в том случае, если родители (законные представители) и педагоги станут союзниками, партнерами, оказывая взаимную поддержку друг другу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни ребенка. Именно родители являются первыми педагогами, и семья с раннего детства призвана заложить в ребенке ценности и нравственные ориентиры на построение разумного и безопасного образа жизни.

    9 слайд. Трехуровневая модель взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся

     Положенные в основу модели уровни взаимодействия характеризуют степень вовлеченности родителей (законных представителей) в совместную с образовательным учреждением работу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Данный подход в целом реализует общие положения концепции социального партнерства в образовании в отношении родителей (законных представителей) обучающихся.

     1-й уровень – информационно-аналитический. Данный уровень характеризуется не только информированием родительской общественности о жизнедеятельности образовательного учреждения, но и диагностической работой в отношении состава семей, обработкой и анализом имеющейся информации. Результат – информационная открытость общего школьно-семейного пространства.

     2-й уровень – организационный. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, с другой стороны, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания. Результат – объединение возможностей и ресурсов школы и родительской общественности для решения обоюдно значимых задач.

     3-й уровень – управленческий. Данный уровень предполагает участие родителей (законных представителей) обучающихся в процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений, в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций и традиции школы), а также участие представителей образовательного учреждения в управлении социально значимыми некоммерческими организациями, общественными объединениями, работу в качестве участников общественных советов по реализации социальных проектов коммерческих организаций и т.д. Результат – обоюдное признание значимости профессионализма участников образовательного процесса (родительской общественности и работников образовательного учреждения) для процесса принятия решений в рамках среднесрочной и (или) долгосрочной перспектив, взаимное выполнение экспертных функций.

     Каждый из представленных выше уровней взаимодействия реализован в рамках текущих и перспективных планов реализации программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, отражающих ее непосредственное содержание.

    10 слайд. Направления реализации программы

     Деятельность по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных направлений:

     – создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения, включая оптимальную организацию питания обучающихся;

     – рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

     – эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

     – реализация дополнительных образовательных программ;

     – просветительская работа с родителями (законными представителями);

     – методическая работа с педагогическими и руководящими работниками образовательного учреждения.

    11-12 слайды. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

    1.        Содержание здания и помещений образовательного учреждения в соответствии с санитарными правилами и гигиеническими нормами, нормами пожарной безопасности, требованиями охраны здоровья и охраны труда обучающихся        

    2.        Необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи        

    3.        Организация качественного горячего питания и работы буфета        

    4.        Привлечение родительской общественности к контролю над сбалансированностью питания        

    5.        Оборудование спортивной площадки для школы и социума (зонирование пространства школьного стадиона в соответствии с возрастными особенностями)        

    6.        Открытие кабинета психологической разгрузки        

    7.        Оборудование внутришкольных зон для активного отдыха        

    9.        Озеленение классных комнат и рекреаций (реализация проекта "Зеленый дизайн")        

    10.        Обеспечение необходимым оборудованием и инвентарем (проект "Школа– территория здоровья")        

    11.        Установка в образовательном учреждении очистительных фильтров для воды        

    13 - 17 слайды. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности

    1.        Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки        

    2.        Отбор и использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, расширение практики использования индивидуально-ориентированных технологий и методов        

    3.        Соблюдение требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств        

    4.        Обсуждение и выработка с участием представителей органов государственно-общественного управления общешкольных требований к разработке рабочих программ с точки зрения решения вопросов здоровьесбережения (доступность, нормированность, технологичность, вариативность, направленность на обеспечение деятельностного, компетентностного подхода)        

    5.        Разработка рекомендаций по оценке здоровьесберегающих факторов при планировании и проведении урока (создание психологически благоприятного климата и условий для успешного самовыражения, учет типологических особенностей личности обучающегося, построение логики урока с учетом кривой работоспособности обучающихся в процессе урока и рабочего дня)        

    6.        Обеспечение процесса адаптации первоклассников к условиям школы на основе взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся (программа "Введение в школьную жизнь")        


    7.        Расширение практики использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательном процессе, их актуализация в родительской среде        

    8.        Диверсификация форм организации образовательного процесса (экскурсии, конференции, "круглые столы", исследовательские проекты и др.)        

    9.        Отбор и использование в рамках внеклассных мероприятий методик, направленных на формирование благоприятного психологического климата в школе        

    Слайд 18. Организация физкультурно-оздоровительной работы

    1.        Обеспечение оптимального двигательного режима в рамках образовательного процесса: проведение динамических часов, перемен, пауз, организация прогулок, спортивных часов, подвижных игр в группах продленного дня        

    2.        Проведение физкультминуток на уроках        

    3.        Организация работы секций физкультурно-оздоровительной направленности        

    4.        Систематическое проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе детско-взрослых (дни здоровья, "Самый, самый, самый… (быстрый, ловкий, сильный, выносливый, меткий)", "Веселые старты", "Огромный мир на маленькой спортплощадке", "Время заняться здоровьем", "Играй, играй – мяч не теряй" и др.)        

    5.        Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий на основе народных традиций (3 час физкультуры – подвижные игры, "Богатырские потешки", "Зимние забавы", "Масленичные гулянья" и др.)        

    6.        Проведение серий спортивно – оздоровительных мероприятий, посвященных Олимпиаде в Сочи – 2014 ("Марафон символов олимпиад", проект "Олимпийский талисман", малые олимпийские игры)        

    7.        Организация взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей в рамках физкультурно-оздоровительной работы        

    8.        Комплексная оценка состояния здоровья и физиологического развития с определением функциональных резервных возможностей организма (информационный банк "Здоровье")        

    9.        Анализ функционального напряжения и школьной адаптации обучающихся        

    10.        Определение уровня физической подготовленности обучающихся на начало и конец учебного года по шести параметрам        

    11.        Профилактика и предупреждение стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье        

    12.        Составление индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных программ для занятий с учащимися по результатам диагностики и запросам        

    13.        Проведение релаксационных мероприятий для обучающихся в дни развивающих сессий        

    14.        Организация для родительской общественности показательных спортивных выступлений на праздниках, совместных спортивных праздников «Папа, мама, я  - спортивная семья»        

    15.        Организация работы специальной медицинской группы "А" для детей с ослабленным здоровьем        

    16.        Организация контроля эффективности работы специальной медицинской группы "Б" при поликлинике с привлечением родительской общественности        

    17.        Внедрение методик, в том числе в рамках семейного воспитания, содействующих здоровьесохранению (закаливание на свежем воздухе, сезонная дотация витаминов, профилактика йододефицитных состояний и др.)        

    18.        Актуализация использования приемов, способствующих снятию утомления методами релаксации, аромо-, музыко-, арт- и цветотерапии, в том числе в домашнем пространстве        

    19.        Проведение "Дней здоровья" для детей и педагогов в каникулярное время        

    20.        Организация групп здоровья для педагогов ("Клуб любителей бега", "Танцевальная терапия", "Движение – это жизнь" и др.)        

    21.        Диспансеризация педагогов        

    20 слайд. Реализация дополнительных образовательных программ

    1.        Реализация курса "Здоровячки" – 1,2 классы: «Светофор» -  3 классы        

    2.        Внедрение модульного курса "Профилактика употребления психоактивных веществ"        

    3.        Проведение психологических практикумов ("Мы – класс" для 1-2 классов, "Давайте жить дружно" для 3-4 классов)        

    4.        Работа кружка "Юный инспектор"        

    5.        Проведение часов здоровья ("Что такое ЗОЖ", "Слагаемые здоровья", "Личная гигиена", "Советы Мойдодыра", "Привычки полезные и вредные", "Люди без будущего", "Правильное питание" и др.)        

    6.        Проведение цикла мероприятий по правилам дорожного движения с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма        

    7.        Участие в коллективных творческих делах ("Подари маме хорошее настроение", "Здоровье – глазами ребенка" и др.)        

    8.        Проведение конкурса плакатов ("Жизнь прекрасна", "За здоровый образ жизни" и т.д.)

    9.        Организация деятельности органов государственно-общественного управления образовательным учреждениям по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни        

    21 слайд. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

    1.        Проведение цикла родительских собраний "Здоровый ребенок" ("Режим дня младшего школьника", "Сон – лучший лекарь", "Профилактика простудных заболеваний", "Здоровый ребенок – успешный ребенок" и др.)        

    2.        Организация психологического лектория для родителей        

    3.        Проведение открытых занятий для родителей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни        

    4.        Подготовка к публикации методического пособия для родителей "Поможем ребенку быть здоровым, умным, счастливым"        

    5.        Проведение индивидуальных консультаций (по запросам родителей)        

    6.        Разработка памяток-рекомендаций для родителей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни        

    7.        Проведение тренинговых занятий по освоению приемов саморегуляции и релаксации        

    8.        Проведение цикла бесед медицинским работником для родителей (законных представителей) обучающихся        

    Методическая работа с педагогическими и руководящими работниками образовательного учреждения

    1.        Проведение методико-педагогического семинара "Здоровый урок"          

    3.        Направление педагогических и руководящих работников на курсы повышения квалификации        

    4.        Проведение психологических практикумов для учителей и классных руководителей по программам "Успешный учитель", "Техника педагогического общения", "Модели педагогического взаимодействия" и др.        

    5.        Подготовка и проведение дней диагностики, регулирования и коррекции ("Нормализация учебной нагрузки", "Дозирование домашних заданий", "Учитель газами учеников", "Урок глазами ученика, учителя, родителя" и др.)        

    6.        Подготовка методических материала для классных руководителей по теме "Роль семьи в формировании положительной Я – концепции ребенка"        

    7.        Проведение практикума по изучению индивидуально-психологических особенностей обучающихся        

    8.        Организация постоянно действующего семинара для учителей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и профилактике детского травматизма        

    9.        Формирование системы мотивирования педагогов, реализующих программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни        

    10.        Организация работы проблемных творческих групп с целью изучения степени реализации здоровьесберегающих подходов на уроке        

    11.        Оформление информационного стенда "Аксиомы здоровья"        

     23 слайд. Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются:

    экспертные суждения

    (родителей, партнеров школы);

    анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности;

    различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

    самооценочные суждения детей.

    Планируемые результаты

     – наличие у обучающихся первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное);

     – умение использовать дневники здоровья (индивидуальные карты здоровья, портфолио развития и т.д.) для организации собственной здоровьесберегающей жизнедеятельности (режим дня, утренняя зарядка, закаливающие процедуры и т. д.);

     – сформированность у детей базовых знаний о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

     – снижение пропусков занятий по болезни в образовательном учреждении;

     – успешная адаптация ребенка к школе, снижение влияния на него психогенных факторов;

     – увеличение охвата родителей (законных представителей) обучающихся детско-взрослыми спортивно-оздоровительными мероприятиями;

     – диверсификация школьных и семейных традиций активного отдыха;

     – расширение деятельности детских организаций, общественных объединений и объединений по интересам, школьного самоуправления по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

     – сформированность основ социального интереса, социальной идентичности, социальной компетентности и социального интеллекта у обучающихся

     – увеличение числа реализованных социальных проектов, акций, направленных на формирование нравственного здоровья, а также числа их участников;

     – становление у обучающихся навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других психоактивных веществ;

     – система информационного обеспечения участников образовательного процесса по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, в том числе на основе Интернет-технологий;

     – сформированность ценностно-ориентационного единства детско-взрослого коллектива образовательного учреждения в отношении культуры здорового и безопасного образа жизни;

     – информационный банк "Здоровье" (комплексная оценка состояния здоровья и физиологического развития обучающихся);

     – пакет рабочих дополнительных образовательных программ, а также программ внеурочной деятельности, направленных на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

     – информационно-методический банк здоровьесберегающих образовательных технологий, методик, методов, приемов;

     – система взаимодействия школы с социальными партнерами по вопросам формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. 

    Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что данная программа позволит решить поставленные задачи по здоровьесбережению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)

     Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...

    Программа "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни"( начальная школа)

    Комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных состав...

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболита» (1-4 класс)

    Данная программа носит авторский характер и запрещена для использования без согласия автора....

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. «Школа Айболит» (1-4 класс) Сроки реализации программы: 2010-2014 годы.

    Актуализация. Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. Ксожалению, на снижение здоровья де...

    ФГОС: программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

    Цель  – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников....

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"

    Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...