ФГОС: программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
статья на тему

Меркурьева Ирина Михайловна

  Цель  – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников. 

  Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК образовательных систем «Школа 2100».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС: программа  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

                                                                         

                                                                          Меркурьева И.М.

                                                                                            Методическое объединение

                                                              28.03.2012

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая учителем,  взрослыми в семье самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Принципы создания программы:

  1. Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников
  2. Учет  возрастных особенностей обучающихся
  3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса
  4. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания.
  5. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности.

Цель программы – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, обеспечивающий сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья младших школьников,

Задачи программы:

  • дать представление о факторах, влияющих на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на состояние здоровья, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • научить детей делать осознанный выбор сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,  структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • сформировать навыки коммуникативного позитивного общения;

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализована с помощью УМК образовательных систем «Школа 2100».

           .

Дидактические принципы  УМК ОС «Школа 2100» позволяют системно устранять факторы, негативно влияющие на здоровье детей:

  • принцип деятельности исключает пассивное восприятие учебного содержания, утомляющее детей, и обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность;
  • принципы непрерывности и целостности создают механизм устранения «разрывов» в организации образовательного процесса и приведения содержания образования в соответствие с функциональными и возрастными особенностями детей;
  • принцип минимакса обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку и возможность успешного освоения учебного содержания по своей индивидуальной образовательной траектории;
  • принцип психологической комфортности обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки;
  • принцип вариативности создаёт условия для формирования умения делать осознанный  выбор и тем самым снижает у детей напряжение в ситуации выбора;
  • принцип творчества ориентирован  на формирование у учащихся интереса к обучению,  создание для каждого из них условий  для самореализации в учебной деятельности.

Организация работы по формированию у обучающихся  культуры здорового и безопасного образа жизни

Первый этап –  анализ состояния и планирование работы по данному направлению.

Второй этап – организация просветительской работы.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

 

Направление деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

 2. Формирование навыков ЗОЖ, гигиены, правил   личной безопасности.

 3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования ЗОЖ

Проведение уроков здоровья,  классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для профилактики здоровья.

 2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

 3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

 4. Профилактика травматизма  

Система мер по улучшению питания детей: по улучшению санитарии и гигиены, по предупреждению травматизма.  Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

 2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье..

Повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе: организация подвижных игр;    соревнований;

спартакиады, дни здоровья.

Привлечение к работе с детьми родителей.

Примерное программное содержание по классам

 

  Ступень образования

Содержательные линии

 1 класс

Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я  умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания,  какая польза  от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни

 2 класс

Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического  и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.

  3 класс

Осознанно  о правильном  и здоровом питании,  витамины в моей жизни, правила  оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.

4 класс

Спорт в моей жизни,  нет вредным привычкам,  роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово!

Формы деятельности

 

        Уроки, кружки, секции, дни здоровья, спортивные соревнования.

  Для внедрения программы в полном объеме необходимо реализовать  следующие   функции:

Работа с детьми

 

  • Привитие школьникам чувства ответственности за свое здоровье.
  • Обучение школьников здоровому образу жизни.
  • Обучение школьников личной гигиене.
  • Беседы, семинары, конференции обучающего характера.
  • Выпуск школьных тематических газет о здоровье.
  • Вовлечение детей в спортивные секции.
  • Привитие школьникам эстетических чувств,

 Работа с родителями

  • Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.
  • Психологическое просвещение родителей, помощь в создании экологической и психологической среды в семье.
  • Включение родителей в воспитательный процесс в школе.

 

         

 

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служит проектная деятельность в урочной и внеурочной работе.

1.  На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.)

2. На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о сохранении здоровья, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».

3. На уроках физической культуры учащиеся получают сведения о значении для здоровья тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.

4. На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях. Примерная тематика бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):

  • Режим дня.
  • Правильная посадка за партой.
  • Личная гигиена, уход за телом.
  • Уход за зубами.
  • Закаливание.
  • Классная комната учащихся.
  • Вредные привычки.
  • Двигательная активность.
  • Рациональный отдых.
  • Предупреждение простудных заболеваний.
  • Физический труд и здоровье.
  • Как сохранить хорошее зрение.
  • Предупреждение травм и несчастных случаев.
  • Общее понятие об организме человек.
  • Чем человек отличается от животного.
  • Роль витаминов для роста и развития человека.

Модель здоровья школьника

 

Здоровье физическое

Здоровье социальное

Здоровье психическое

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя моральная сила, побуждающая к действию.

Мы стараемся как на уроках, так и во внеурочное время давать представление о ЗОЖ, но придя домой, многие профилактические действия забываются. Родители диктуют свои условия, несмотря на знания в области здоровьесбережения: разрешают продолжительное время сидеть за компьютером без перерыва, не соблюдают режим дня, режим питания: не всегда настаивают на горячем питании, зачастую в неблагополучных семьях нечего есть.

Очень редко родители,  в силу своей занятости, выезжают вместе с детьми за город, в лес, устраивают спортивные игры и соревнования. Чаще всего дети предоставлены сами себе, хотя и находятся под пристальным присмотром родителей.

Во внеурочной деятельности есть спортивно-оздоровительное направление: секция «Мир движений» и клуб «Путешествие по тропе здоровья». Оно предусматривает формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.  В силу своих возможностей мы стараемся это делать. Но недостаточность помещения для проведения спортивных игр, упражнений двигательной направленности, недостаточность спортивной материальной базы не позволяют в полной мере реализовать данное направление.

Предложение.

  1. Продолжить просветительскую работу среди родителей с целью пропаганды ЗОЖ их детей, используя родительские собрания, индивидуальные встречи, включая родителей в воспитательный процесс в школе.
  2. Продолжить реализацию  здоровьесберегающей направленности у детей через различные формы учебной и внеучебной деятельности, стремиться создать модель здоровья школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ФГОС второго поколения)

 Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих с...

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»

Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...

Внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС (план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни).

Данная разработка содержит план мероприятий по экологической культуре, здоровому и безопасному образу жизни в начальной школе....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников....

Доклад на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового ФГОС"

Доклад на заседание методического объединения. Знакомство с опытом работы по здоровьесбережению....