Урок литературного слушания 1 класс УМК «Начальная школа XXI века» Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Великанова Елена Александровна

Литературное чтение 1 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного слушания Раздел: Мир сказок Тема: Народные сказки. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt.rar14.95 КБ
Файл prezentatsiya_1-ya_ch.rar2.59 МБ
Файл prezentatsiya_3-ya_ch.rar2.65 МБ
Файл prezentatsiya_2-ya_ch.rar2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Учитель Великанова Е.А.

Урок литературного слушания

Раздел: Мир сказок

Тема: Народные сказки.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Цели:

Предметные: Развивать осознанное восприятие художественного произведения, учить детей анализировать и сравнивать между собой произведения одного жанра (авторские и народные сказки), поступки и характеры героев сказок; учить классифицировать сказки;

                         Расширять читательский кругозор детей;                  

Деятельно-коммуникативные: прививать навыки коллективного труда, общения, совместного творчества, учить доказывать свою точку зрения, вести диалог, беседу.

Ценностно-ориентированные: воспитывать нравственно-эстетические основы поведения, распознавать добро и зло, правду и ложь на примере отношений героев сказок.

Учебные задачи:

  • расширять круг чтения первоклассников;
  • учить выделять особенности народной сказки;
  • учить сравнивать сказки по темам;
  • учить правильно называть произведение;
  • учить составлять схематический план и рассказывать по плану.

Учебные умения:

  • называть 3-4 народные сказки;
  • выделять признаки (особенности) сказки;
  • рассказывать сказку по готовому плану;
  • правильно называть сказку, выражать свое отношение к сказке и ее героям.

Учебный материал: учебник; рабочая тетрадь, книги с русскими народными сказками о животных, модели обложек,.

Ход урока:

I. Оргмомент.

Слайд №1

1.Эмоциональная подготовка.

- Дети, закройте глаза, вспомните весеннее солнышко и улыбнитесь сами себе.

Слайд №2

- Посмотрите дна своего соседа по парте и пожелайте успехов на уроке, пожмите руки.

- Оглянитесь на наших гостей и поприветствуйте их улыбкой.

- Посмотрите на меня и пообещайте, что вы будете, как и всегда, самыми прилежными учениками, ведь вы у меня самые умные, внимательные и старательные.

2.Настрой детей на работу

Игра «Путешествие на облаке»

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохнуть и выдохнуть.

Слайд №3  ОБЛАКО (Звучит музыка Инстр 03)

  - Я хочу вас пригласить вас в путешествие на облаке. Давайте представим, что мы с вами удобно расположились на белом пушистом облаке, похожем на мягкую пушистую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, всё тело на этой большой мягкой подушке.

  Теперь начинаем путешествие. Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает, твоё лицо?

   Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Пусть твоё облако понесёт тебя в такое место, где ты будешь счастлив.

  Постарайся с закрытыми глазами представить себе это место, увидеть его как можно более точно… Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. (30 сек)

  Теперь мы возвращаемся в наш класс и будем сами делать себе чудеса, ведь каждый урок – это чудо, которое преподносит тебе что-то новое, неизведанное.

   Теперь мы сойдем с облака, оно улетело от нас в синее небо и растаяло,

Слайд №4 щелчок

 а мы сосредоточимся и настроимся на рабочий лад, чтобы встретиться с чудесами.

 II. Работа над произведением

1.Подготовка к восприятию сказки. Речевая разминка

(На доске рисунки, изображающие героев русских народных сказок: кот, лиса и петух. Рядом буквы магнитной азбуки)

 - Послушайте загадку из учебника на странице 54. (Читает сильный ученик)

Рыжая хозяйка

По лесу прошла

Стёжки-дорожки

Хвостом замела.

 - Составьте слово под соответствующей картинкой – ЛИСА. Что вы прочитали и послушали . (Произведение фольклора)

- Подпишите эти две картинки: КОТ, ПЕТУХ.

- Как говорится о коте в русском фольклоре? (Котофей Иванович, Кот-коток – серый лобок)

- А какие потешки, прибаутки  вы знаете о Петухе?

Петя-Петя-Петушок,  золотой гребешок,

Маслена головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даешь?

- Произнесём хором, чётко ,

 - I   ряд - как будто уговаривая петушка  не будить деток.;

 - II  ряд – осуждая петушка;

-  III ряд – приказывая петушку , не будить деток.

2. Работа со сказкой «Кот, петух и лиса»

  Слушание 

(Читает учитель, стараясь рассказывать сказку в манере сказителей, привлекая к чтению отрывков хорошо читающих детей)

Беседа:

  • Назовите героев произведения.
  • Кто из героев вам понравился? Почему?
  • Вспомните, какими словами начинается, а какими заканчивается это произведение.

III. Физкультминутка

 - Посмотрите на героев произведения и постараемся изобразить как настоящие актёры:

- Как шла лиса  выманивать петушка (легко, крадучись, на цыпочках);

Слайд №5  (Слайд ЛИСА)

-  Как прятался петух за ставнями окошка в избушке (присев, притаившись);

Слайд №6  (Слайд ПЕТУШОК)

-  Как шёл кот на защиту петушка (грозно, с дубиной на плечах, сильно напрягши все свои мышцы);

Слайд №7 (Слайд КОТ )

-  А теперь покажите, как мы хорошо можем сидеть за партой и слушать задания.

Слайд №8

IV. Моделирование обложки.

-  Что вы слушали? Покажите на модели. (Дети самостоятельно рисуют «заместитель» сказки.)

 (Дети доказывают, что они слушали сказку. У каждого ученика листочки бумаги — четверть машинописного листа и цветные карандаши.)

-  Покажите свои модели. Да, все определили, что это сказка.(Учитель рисует на листе А4, прикреплённом на доске)

-  Подумайте, о ком эта сказка. Покажите это на модели обложки.

(Учащиеся самостоятельно закрашивают круг коричневым цветом.)

Учитель: Покажите свои работы. Почему вы выбрали коричневый цвет?

(Дети доказывают, что если произведение о животных, то тема указывается коричневым цветом.)

-  Как вы думаете, кто написал эту сказку о животных? (Учитель выслушивает рассуждения детей и сообщает, что это народная сказка, поэтому мы не можем указать фамилию автора.)

-  А вот заголовок есть у этой сказки. Подумайте, какой бы вы подобрали заголовок к этой сказке. (Дети называют варианты заголовков. Учитель сообщает, что заголовок этой сказки «Кот, петух и лиса».) Покажем на модели заголовок и «напечатаем» слова. (Дети выполняют работу под руководством учителя.)

-  Назовите заголовок сказки. («Кот, петух и лиса».)  

-  Назовите сказку — произведение, с которым работаем.

Вывод: Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

Слайд №9 (Слайд обложка книги)

  1. Работа над содержанием произведения:

1.Словарная работа

- Вспомните, какое жилище у петуха.

- А у лисы?

- Что такое ХОРОМЫ?

- Выполним №3 на странице 33.

- Дома нарисуете хоромы лисы №4 на странице 33.

2.Объяснение слов и выражений

Слайд №10 (Слайд «Объясни»)

«На ту пору лиса пришла» - В это время

«Кот Котонаевич, отыми меня!» - Отними, выручи меня

«Петя совсем онемел» - Потерял дар речи

«Из неё и дух вон» - Умерла

Вывод: Запомните и применяйте в своей речи для красоты и выразительности.

3.Выборочное чтение

- А теперь выполним №2 в тетради – расскажем о героях сказки.

- Посмотрите на слайд и выберите отрывок из сказки к этому рисунку.

     Слайд №11  (Слайд Лиса под окошком )

- Зачитайте с. 72 сверху первый абзац.

Слайд №12 (Слайд Лиса несёт петуха)

- Зачитайте с. 72 сверху второй абзац.

Слайд №13 (Слайд Кот играет на гуслях)

- Зачитайте с. 73 снизу.

Слайд №14

        

4.Рекомендации для домашнего чтения

- Найти книги со сказками о лисе и петухе; выполнить задания в тетради (по выбору).

IX. Рефлексия урока.

1. Вывод по содержанию произведения

- Какое произведение прослушали?

- К какому виду сказок она относится?

Слайд №15 (Слайд «Сказки авторские и народные» )

- Для чего читали эту сказку детям? (Чтобы дети слушались и выполняли требования взрослых и не попадали в такие ситуации, как петух )

2. Подведение итогов работы в целом по классу

- Я хочу похлопать, поаплодировать детям, которые мне помогли читать сказку, поддержите меня. зато, что они активно и хорошо работали на уроке.

Кто меня поддержит?

X. Релаксация

Слайд №16(Слайд ОБЛАКО)

- Теперь примите позу покоя и расположимся на облаке, которое нас сюда принесло, давайте расслабимся и отдохнём, сбросим всю усталость.

- Произносите за мной.

Все умеют танцевать,

Бегать, прыгать рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая.

Очень легкая, простая.

Замедляются движения,

Исчезает напряжение.

И становится понятно –

Расслабление приятно.

-  Спасибо за работу на уроке.        

Слайд №17

МОУ «Луховский лицей»

Урок литературного слушания

Литературное чтение 1 класс

УМК « Начальная школа XXI века»

Раздел: Мир сказок        

Тема: Народные сказки.

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»

Подготовила и провела:

Великанова Е.А.

2009



Подписи к слайдам:

АВТОРСКИЕ НАРОДНЫЕ


Подписи к слайдам:

На ту пору лиса пришла – В это времяКот Котонаевич, отыми меня – Отними, выручи меняПетя совсем онемел – Потерял дар речиИз неё и дух вон – Умерла

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» «Начальная школа XXI века» 1 класс

ПРОЕКТ   УРОКА Литературное слушание 1 класс Тема. Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» Программа УМК «Начальная школа XXI века»...

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

      Этот проект я защищала на курсах повышения квалификации 9 октября 2015 года в ФГАОУ ВО "Казанском (Приволжском) федеральном университете  перед коллегами из Республики...

Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"

Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"...