Модель «Системный оператор», как универсальный инструмент формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.
статья

 Кислицина Анна Васильевна

В начальных классах работа над формированием исследовательских умений учащихся является одной из самых актуальных проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_sistemny_operator.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Модель «Системный оператор», как универсальный инструмент формирования исследовательских умений учащихся начальных классов.

Учителя начальных классов

МАОУ «СОШ» с. Летка

Кислицина А.В., Потапова Т.А.

В начальных классах работа над формированием исследовательских умений учащихся является одной из самых актуальных проблем, так как ФГОС НОО предполагает формирование умения учащихся получать ответы на поставленные вопросы. Исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет сегодня одну из самых главных задач образовательно – воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Вовлекая учащихся в исследование, учитель создает основу для дальнейшей самостоятельной познавательной активности. В начальной школе, как и в основной, образовательный стандарт ориентируется на продолжение процесса формирования готовности школьников к исследованию.  

Вышесказанное демонстрирует поэтапное формирование готовности обучающихся к проведению исследований, но сейчас можно наблюдать обратное. Подготовка к исследовательской деятельности ведется не систематически, а периодически. На уроках сложно выделить время, так как программный материал достаточно объемный, а исследование, даже кратковременное, требует предварительной подготовки. Исследование во внеурочное время организуется, но с избранными учениками – теми, кто готовится к конференции, олимпиаде.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формировать исследовательские умения у всех обучающихся (этого требуют нормативные документы) и не готовностью учеников и самого педагога реализовать этот поэтапный процесс.  

В связи с этим чрезвычайно актуальным становиться вопрос о том, как организовать пропедевтическую работу в начальной школе, способствующую формированию у обучающихся исследовательских умений, исследовательского отношения к миру и самому себе, становлению у него исследовательской позиции.

В решении этого вопроса необходима не только мотивация и четко поставленная цель, но и совокупность инструментов, с помощью которых можно провести исследование. Набор таких инструментов предлагает технология ОТСМ – ТРИЗ. С их помощью можно создать исследовательскую среду на уроке и целенаправленно работать над развитием проектно-исследовательских умений, которые являются основой для самоопределения и саморазвития.

В связи с этим нами была поставлена цель: внедрение модели «Системный оператор» для развития исследовательских умений школьников.

Достижение данной цели подразумевает решение ряда задач:

  1. Проанализировать опыт работы педагогов и методистов по данной проблеме;
  2. Организовать деятельность учащихся  для развития исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности с использованием модели «Системный оператор»;
  3. Диагностировать эффективность модели «Системный оператор» в работе с учащимися.

Теоретической основой опыта являются работы Генриха Сауловича Альтшуллера, Аллы Александровны Нестеренко, Анатолия Александровича Гин, Николая Николаевича Хоменко. На своих уроках и во внеурочной деятельности применяем модель «Системный оператор» предложенную Генрихом Сауловичем Альтшуллером.  

Надсистема в прошлом

Надсистема

Надсистема в будущем

Система в прошлом

Система

Система в будущем

Подсистема в прошлом

Подсистема

Подсистема в будущем

С уверенностью можем сказать, что в практике каждого учителя есть уроки - исследования. Модель  «Системный оператор», а с учащимися мы называем «Волшебный экран» - это универсальный инструмент, позволяющий исследовать объекты окружающего мира, как систему, которая имеет подсистему и надсистему, а также рассмотреть объект по линии прошлого, настоящего и будущего.

Систематизация объекта осуществляется с помощью таблицы. Минимальная модель – девять экранов. С учащимися начальных классов, на начальном этапе введения модели «Системный оператор» можно использовать в работе три экрана по вертикали или горизонтали.

Приведем примеры использования модели «Системный оператор» на уроках и во внеурочной деятельности.

Надсистема

Листья разных деревьев

Система

Лист

Подсистема

Черешок, листовая пластина

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК А.А. Плешакова «Школа России», тема «Что это за листья?». Для формирования умения выделять основные части внешнего строения листа вертикаль «Системного оператора» может выглядеть так:

 

Для рассмотрения развития листа во времени можно использовать горизонталь «Системного оператора», которая будет выглядеть так:

Система в прошлом

Почка

Система

ЛИСТ

Система в будущем

Дерево

Модель «Системный оператор» в исследовательской деятельности применяем второй год. В этом году на XIV Республиканскую учебно-исследовательскую конференцию «Я – исследователь, я открываю мир!» были представлены две работы:

  • «Эх, сани, санки, саночки».
  • «История развития столового прибора вилка».

 Рассмотрим этапы работы с моделью «Системный оператор» на примере исследовательской работы «история развития столового прибора вилка».

Для исследования был выбран столовый предмет – вилка и помещен в «Системный оператор».

Поставили цель: узнать и рассказать о столовом приборе вилка. Определили объект исследования изменение вилки.  Предмет исследования вилка. Поставили задачи:

  1. Изучить столовый прибор вилку, как систему.
  2. Рассмотреть историю развития вилки в системном операторе.
  3. Придумать, как будет выглядеть вилка в будущем.
  4. Представить результаты исследования одноклассникам, родителям.

Составили план:

  • Первое появление вилки.
  • Далёкое прошлое вилки.
  • Настоящее вилки.
  • Будущее вилки.

Выделили вопросы:

  1. Как выглядел прибор?
  2. Из каких частей состоял?
  3. Как он работал?

Сделали выводы:

Я составил вопросы, нашёл на них ответы и иллюстрации.

У меня получилось оформить всё в «Системном операторе».

Подтвердил гипотезу о том, что столовая вилка имеет непростую историю и является неотъемлемой частью быта человека.

Дальше я собираюсь в «Системном операторе» рассмотреть виды вилок (столовая, рыбная, фруктовая, десертная).

Разработать правила столового этикета «Как правильно пользоваться вилкой».

Работа с моделью «Системный оператор» позволяет сформировать у учащихся такие исследовательские умения, как: задавать вопросы, закреплять теоретические понятия, структурировать материал, проводить исследование, делать умозаключения, обобщать информацию.

Результативность опыта внедрения модели «Системный оператор» для развития исследовательских умений школьников на уроках и во внеурочной деятельности можно оценить по следующим критериям:

  1. Наблюдение. Использование модели вызывает позитивные эмоции, наблюдается активность, происходит естественное включение в организацию проектной и исследовательской деятельности.
  2. Результаты анкетирования по методике «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лусканова. Сравнительный анализ показывает положительную динамику уровня школьной мотивации.
  3. Активное участие учащихся в исследовательской деятельности.
  4. Достижения учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с моделью «Системный оператор»  – это перспективное направление в деятельности учителя, позволяющее развивать навыки исследования на начальном этапе.

 

Список литературы:

  1. Михалёва Г.К. Исследовательская деятельность в начальной школе // Исследовательская работа школьников. – 2017. - №2. – с.49 – 52.
  2. Нестеренко (Селюцкая) А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ – ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). – М.: BOOKINFILE, 2013. – 603 с.
  3. Нестеренко А.А. По следам ТРИЗ – эксперимента: начальная школа / А.А. Нестеренко. – М.: 2014. – с. 93.
  4. Платонова Л.А. ТРИЗ – технология как средство формирования успешности учения младших школьников // Завуч начальной школы. – 2009. - №8. – с.84 – 90.
  5. Платонова Л.А. Особенности использования ТРИЗ – технологии в начальной школе // Плюс ДО и ПОСЛЕ. – 2011. - №6. – с. 1 – 4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Модель технологии рефлексивных умений учащихся начальных классов

По требованиям ФГОС НОО у выпусники должны уметь планировать , прогнозировать,контролировать ,вносить коррективы,оценивать адекватно свои результаты.Данный методический прием более эффективно способст...

Формирование исследовательских умений учащихся в информационно-образовательной среде начальной школы

В современном мире жизнь от человека требует принятия быстрых и нестандартных решений. Человеку необходимы умения адаптироваться к новым ситуациям. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически ...

Модель технологии развития рефлексивных умений учащихся начальных классов в процессе работы над текстами

Начальное образование- период активного становления собственного «Я», формирования мировоззрения, самооценки, уверенности в себе. В этом возрасте учащиеся затрудняются в написании изложения, сочинения...

Сборник заданий, направленных на формирование исследовательских умений учащихся 1 класса при помощи геометрического материала

       Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на позн...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...