Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Лепехина Ирина Ивановна

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе методических пособий и рабочих тетрадей  на печатной  основе "Учусь создавать проект" (Учусь создавть проект/ Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова.-М.:Издательство РОСТ); раскрывается  методика  работы  поэтапного формирования  исследовательских умений  учащихся НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_issledovatelskih_umeniy_uchashchihsya.docx418.67 КБ

Предварительный просмотр:

Система  работы   по развитию исследовательских  умений  учащихся  начального общего образования в  рамках  внеурочной деятельности

«Введение  в  научно-исследовательскую работу» .

Приоритетная  цель  современного образования-

развитие  личности, готовой  к правильному  взаимодействию с окружающим  миром; готовой  к  самообразованию и саморазвитию.

Новые  образовательные  педагогические и информационные  технологии-

  • развитие  интеллектуального и творческого  потенциала каждого учащегося;
  • развитие  активного  познавательного  процесса;
  • формирование проектного мировоззрения и мышления.

Проектная  технология.

1.Подготовительный период (1  класс)-в рамках  отдельных  учебных  предметов.

2. Основной период (2-4  классы)-

в рамках  внеурочной деятельности «Введение  в  научно-исследовательскую работу».

1 класс

  • Литературное  чтение. Творческие  задания («Поробуй  сочинить потешку» (загадку,рассказ),…).
  • Математика («Праздник первого  десятка»….)
  • Окружающий  мир («Режим  дня»,…)
  • Технология («Глина-незаменимый помощник  наших предков»…).
  • Изобразительное искусство («Народное  искусство»…)
  • Музыка («День  семьи»…)
  • Физическая культура («Большие  гонки»…)
  • Воспитательная  работа («Новогодний калейдоскоп»…)

Особенности  подготовительного периода (обозначу  только  некоторые).

1.Отсутствие  умений  самостоятельной  работы над проектом.

2.Открытая  координация  взрослых (учитель, родитель;  70  %-взрослые,30 % и  менее - дети).

3.Отсутствие  умений по использованию  разных  источников информации  для  создания проекта.

4. Отсутствие специальных  знаний, умений  и навыков  исследовательского  поиска.

Со 2-го класса.

Систематическая  планомерная  работа  в  рамках  внеурочной  деятельности  «Введение в научно-исследовательскую работу».

(«Учусь  создавать проект», авторы: Р.И.Сизова, Р.Ф. Селимова)

Задачи  курса.

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

3. Формирование способности к организации своей деятельности и управлению ею.

4. Формирование творческого  мышления.

5. Формирование навыков работы в открытом  информационном  пространстве.

Структура  занятий.

1.Рубрика «Минутка знакомства» .

2. Практические занятия  «Играем в учёных».

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина».

4. Тесты и самоанализ.

5. Рубрика «Переменка».

2  класс.

1.Обогащение  и активизация  словаря(хобби,словарь,проект,тема,проектант,формулировка, помощник, этап, продукт проекта, презентация,аудитория,самоанализ,рефлексия).

2.Знакомство  со словарями.            3.Знакомство  и работа  с  источниками  информации.

4.Знакомство с этапами  работы над проектом.

5.Знакомство  с  понятиями:

  •  актуальность,
  • проблема,
  • гипотеза  и  предположение,
  • цель проекта,
  • задачи  проекта,
  • сбор  информации,
  • знакомство  с  интересными  людьми,
  • обработка  информации,
  • продукт  проекта,
  • отбор  информации  для выступления (мини-сообщение),
  • творческая работа (презентация).

6.Первые  шаги  составления презентации  на  компьютере.

7.Подготовка к защите  проекта.

8.Пробное  выступление  перед  незнакомой аудиторией.

9.Самоанализ-рефлексия.

3 класс

1.(Расширяется и усложняется)Этапы  работы  над проектом.

2.Выбор темы проекта (исследования),подбор дополнительных  источников информации.

3.Выдвижение  гипотезы; постановка  цели  и определение  задач.

4.Составление  паспорта  проекта.

5.Обучение анкетированию (виды вопросов: уточняющие и восполняющие, прямые и не  прямые, сложные и простые, корректные и некорректные; требования к анкетированию).

6.Обучение  созданию  постера.

7.Изучение и освоение возможностей МРР.

8.Ознакомление  с  требованиями к компьютерной  презентации.

9.Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.

4класс

1.Виды  проектов:

  • исследовательский,
  • творческий,
  • ролевой (игровой),
  • информационно-исследовательский,
  • практико-ориентированный.

2.Монопредметный и межпредметный  проекты.

3.Подготовка презентации проекта к НПК.

4.Ознакомление с памятками по подготовке к публичному выступлению, по оформлению списка использованной литературы.

5.Обучение работе с таблицами, диаграммами.

6. Обучение использованию ресурсов Интернет.

7.Подготовка и защита метапредметного  проекта на итоговой аттестации.

Заключение.Система  обучающих  и развивающих занятий  по учебному  курсу «Введение в научно-практическую работу»   позволяет  учащимся  создавать  проекты  с  удовольствием, а учителям  учить  этому  без  принуждения и продуктивно.

Список использованной литературы и интернет.

1.Сборник  программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под.ред.Н.Ф.Виноградовой.- М.: Вентанна-Граф, 2014.

2.Учусь создавать  проект: Методическое пособие для 1 класса/Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова.-М.: Издательство РОСТ

3. Учусь создавать  проект: Методическое пособие для 2 класса/Р.И.Сизова,  Р.Ф.Селимова.-М.: Издательство РОСТ

4. Учусь создавать  проект: Методическое пособие для 3 класса/Р.И.Сизова,  Р.Ф.Селимова.-М.: Издательство РОСТ

5. Учусь создавать  проект: Методическое пособие для  4 класса/ Р.И.Сизова,  Р.Ф.Селимова.-М.: Издательство РОСТ

6.Учусь создавать проект: Рабочая  тетрадь для 1(2,3,4) класса/ Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова.-М.: Издательство РОСТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Статья "Поэтапное введение ФГОС нового поколения" из опыта работы. Материал в помощь учителю прилагается

В 2010-2011 уч. году я работала по ФГОС нового поколения.  Поэтапное введение и апробация стандартов 2 поколения успешно осуществляется. Опыт своей работы представлен в ресурсе....

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".

Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей"  г.Тайшет с докладом на пед чтении....

Развитие творчества и умственной активности на уроках русского языка. (Из опыта работы Колесниковой Елены Вячеславны , учителя начальных классов ГБОУ Школы № 2045 г. Зеленограда)

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.     Иоганн Вольфганг ГетеВ данной презентации представлены методы, формы и приёмы, используемые в практике на ...

Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и ...