Программа кружка Наглядная геометрия
методическая разработка по математике (4 класс)

Морова Татьяна Павловна
Кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Наглядная геометрия 101 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Наглядная геометрия»

                             Пояснительная записка.

Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3-4 классах  предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление.  Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

      Основными положениями программы являются:

1.        Преемственность с традиционным содержанием и построением курса математики в начальных классах в плане принципов отбора и последовательности базисных математических понятий, проведение в качестве основной арифметической линии и параллельно с ней геометрической пропедевтики.

2.        Включение в учебный процесс специально выстроенной системы содержательно-логических задач и заданий на базе изучаемого математического материала с добавлением дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, математических ребусов и др., что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся, более осознанного и глубокого усвоения программного математического материала.

        Построение блока содержательно-логических задач и заданий подчинено следующим основным требованиям:

1.        Каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов с постепенным переносом акцента с внимания и восприятия на воображение, память и мышление.

2.        Каждое задание несет математическое содержание не ниже программного уровня и может быть использовано на различных этапах обучения: при введении нового материала, его первичном закреплении, отработке, повторении, знакомстве учащихся с математическими методами познания действительности, обобщении, практическом и прикладном использовании математических заданий.

3.        Каждое задание представлено в интересной и доступной для детей младшего школьного возраста форме.

Систематическое выполнений задач и заданий содержательно-логического блока будет способствовать развитию познавательных способностей и умственной активности детей, т.к. все это требует постоянных умственных усилий, внимания, а также активизации знаний, будет помогать устанавливать взаимосвязи между новым и уже изученным материалом и применять знания в новых для детей условиях.

        Учёные установили, что успешное владение геометрическими навыками и приемами   стимулирует  и  повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи  логики  и интеллекта. Даже простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Программа предусматривает развитие у детей  конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с элементами геометрии  не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный  её характер. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Цели изучения наглядной геометрии в начальной школе:

1) формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с  чертёжными инструментами (в частности, с использованием  циркуля, линейки)

2)  развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике (с применением логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход)

3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией

4) развитие у учащихся навыков решения  задач на построение.

Задачи обучения наглядной геометрии в начальной школе, связанные с

1)        обучением:

•        развитие познавательного интереса к предметной области «Геометрия»

•        познакомить школьников с основными свойствами геометрии

•        научить их приемам построения геометрических фигур

•        формирование общеучебных умений и навыков

•        приобретение знаний, умений и навыков работы с чертежами

•        формирование умения применять теоретические знания на практике

•        дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения;

2) развитием:

•        памяти, внимания, наблюдательности

•        абстрактного и логического мышления

•        творческого и рационального подхода к решению задач;

3) воспитанием

•        настойчивости, собранности, организованности, аккуратности

•        умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога

•        бережного отношения к школьному имуществу,

•        навыков здорового образа жизни.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).

 

Прогнозируемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с чертежными инструментами  и применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков  учащиеся будут уметь:

• осознавать потребность в дополнительной работе;

• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

• объединять предметы по общему признаку;

• различать целое и части;

 • составлять и исполнять несложные чертежи;

 • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные чертежи при решении учебных задач и в повседневной жизни

• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Требования к обязательному уровню подготовки

В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому  предоставляется возможность:

•        выяснить роль и место геометрии в жизни  человека

•        получить первичное представление о геометрии

•        научиться различать виды геометрических фигур

•        познакомиться с названиями составных частей геометрических фигур

•        познакомиться с основными  приемами  создания  геометрических объектов  

•        узнать правила работы с геометрическими инструментами  и освоить их возможности;

•         получить представление о моделировании  

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитанию настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе,  бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

                   

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности учебной методики работы с детьми.

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных   игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

 

Формы обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с  инструментом.   Используются рабочие тетради «Наглядная геометрия» 3 класс, 4 класс (автор Н.Б.Истомина).  В них учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста.

 Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.

Формы работы.

Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

•        фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников

•        индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.

•        групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.                  

                       Примерное планирование 3класс

№ занятия

Цель занятия

Задания

Дата

1-2

Плоские и кривые поверхности.

1–5

3

 Видимые и невидимые поверхности геометрических тел

6

4

Видимые и невидимые элементы многогранника.

7–8

5

Расширение представлений о многограннике и его элементах.

9, 10

6

Формирование  представления о пересечении геометрических фигур.

11, 12

7

Продолжить формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

13

8

Формирование умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

14, 18

9

Формировать умение выявлять плоскую фигуру, являющуюся пересечением многогранников.

16

10

Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

15

11

Формировать умение читать графическую информацию.

17

12

Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

19

13

Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

20

14

Продолжить формирование у третьеклассников умения читать графическую информацию.

21

15-16

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

22, 24

17

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

23

18

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков.

25

19

Формирование умения разбивать многоугольник на части с помощью ломаной.

26

20

Продолжить формирование умения читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости.

27

21-22

Формирование умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

28, 29

23-24

Формирование представления о шаре и о круге как сечении шара

30–33

25-26

Формирование представления об окружности как о границе круга.

34, 35

27-28

Формирование представления о взаимном расположении окружности и круга.

36, 37

29-30

Формирование представления о радиусе окружности.

38, 39

31-32

Формирование умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

40, 41

33

Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

42, 43

34

Отчет кружка

                         

                        Примерное планирование  4класс  

№ занятия

Тема занятия

 Номера заданий по учебнику

Дата

1

Вводный урок.

2-3

Цилинд - как тело вращения    

1

4-5

Конус - как тело вращения    

2

6-7

Шар -  как тело вращения        

3

8

Усеченный конус        

7

9

Проверить умение обозначать  невидимые линии на изображении объемного тела   с помощью штриховых линий

8

10

Учить школьников соотносить рисунок плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него    

4

11

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе цилиндра  

5

12

Выяснить, какие плоские фигуры могут получаться в разрезе  конуса  

6  

13

Проверить имеющиеся у детей представления об объемных телах

9

14-15

Знакомство с параллелепипедом и пирамидой

11

16

Познакомить учащихся с развертками тел вращения

10

17-19

Чтение графической информации      

12, 13

20

Проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах

14

21

Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел

15

22-23

Формирование умения соотносить геометрическую фигуру с частями, из которых ее можно составить    

16

24

Приобрести опыт в изображении объемных фигур на плоскости

17

25

Повторить имеющиеся представления о плоских и объемных геометрических фигурах и об их пересечении

18

26

Проверить умение определять фигуру, являющуюся пересечением    многоугольников

19

27

Формировать умение     выделять плоскую фигуру, являющуюся  пересечением   многогранников

20

28

Формировать умение      выделять плоскую фигуру, являющуюся  пересечением  объемных геометрических тел

21

29

Уточнить представления учащихся об изображении конуса   и его   сечения  

22

30

Уточнить представления  учащихся об изображении  цилиндра     и его  сечения  

23

31-32

Познакомить учащихся с понятием  «сечение  объемного геометрического тела»

24

33

 Проверить умение  соотносить  изображение объемной геометрической фигуры с ее разверткой

25

34

Отчет кружка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии Наглядная геометрия для младших школьников 3 класс

В программе начальной школы геометрический материал является составной частью курса математики. Изучается геометрический материал в основном на уровне знания-знакомства. Цель студии «Наглядная геоме...

Рабочая программа по наглядной геометрии.

Наглядная геометрия, 2 класс, УМК "Гармония"...

Программа кружка "Наглядная геометрия"

Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 3 классе  предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наибол...

Рабочая программа по наглядной геометрии

Рабочая программа по наглядной геометрии может использоваться на данном направлении внеурочной деятельности и на факультативном курсе....

Рабочая программа кружка "Наглядная геометрия" (направленность общеинтеллектуальная) 2 класс

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала....

Программа кружка "Наглядная геометрия" 1 класс

Основной целью программы "Наглядная геометрия" является формирование у младших школьников  универсальных  интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, с...