Интегрированный урок математики с элементами экологии.1 класс
методическая разработка по математике (1 класс)

Монгуш  Айсу Шулууевна

Интегрированный урок по математике проводила в 1 классе. Тема " Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида ( __ +, __ +9)."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_1_klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа № 3 им.

Т.Б.Кечил-оола г. Кызыла РТ»

Интегрированный урок математики с элементами экологии  в 1  классе

Тема:  "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  (□ + 8, +9)"

Автор: учитель начальных классов  Симчитмаа

Айсу Шулууевна

Стаж в данной должности:  21 лет

 

Тема:  "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  (□ + 8, +9)"

Цель урока: рассмотреть случаи сложения 8+8,  9+8, 9+9.

Задачи урока :

1. Образовательные:

- организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10);

- формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;

- повторить состав чисел 8, 9,  10

2. Развивающие:

- развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления;

- развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.

3. Воспитательные:

- воспитывать чувства бережного отношения к природе родного края,      животным  и окружающей нас среде;

- воспитывать целеустремлённость.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

- использование имеющихся знаний;

- исследование учебной задачи;

- установление логических, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

- применение знаково-символической схемы.

Регулятивные:

- оценивать уровень успешности

- производить контроль своих действий;

- определять цель учебной задачи;

- планировать свою деятельность, определяемую результатом;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение правильно выражать свои мысли;

- умение контролировать и корректировать действия других;

 - оформление своей мысли в устной речи;

- обоснование своего ответа;

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные:

- самооценка своих возможностей;

- формирование положительного отношения к учению.

Методы и приемы работы: словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми, репродуктивный метод, частично-поисковый метод.

Формы организации учебной деятельности: совместная учебная деятельность, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Образовательные ресурсы: учебник «Математика» 1 класс (2 часть) М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова ,  презентация к уроку, рисунок весеннего дерева, картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели», картинки перелетных птиц, математические таблицы, карточки.

                                                             Ход урока

  1 Организационно-мотивационный момент. (2 минуты)

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Тает снег, бегут ручьи,

К нам торопятся грачи.

-  Скажите, о каком времени года идет речь? (о весне)

-   О каких весенних признаках говорится в стихотворении?

        -  Верно. Известный художник А.К. Саврасов написал знаменитую картину «Грачи  прилетели» (демонстрация картины). На ней можно увидеть все эти признаки.

- Как вы думаете, почему они остаются на зиму? Чем они питаются? (ответы детей)

- Да, грачей уже не пугают зимние холода, птицы приспособились жить вблизи человека и питаться с грязных мусорных баков. Грачи не боятся зимних холодов. Все это говорит о потеплении климата и о санитарном состоянии города.

- Но, ведь кроме грачей есть и другие птицы, которые  с наступлением весны спешат в наши родные  края.

- После  зимы  наступит  весна. В  наши  края  вернуться  перелетные  птицы. Именно они поселятся на нашем дереве (открывается изображенное на ватмане  дерево с распускающимися листочками), если мы  справимся с заданиями.

2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности. (5 минут)

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” и выявления затруднений  индивидуальной деятельности каждого.

  2.1.  Устный счет

- Какое число при счёте следует за числом 11;  (12)

- Если из числа вычесть то же число, сколько получится; (0)

- На сколько 10 больше 6; (4)

- Какое число увеличили на 1, если получили 20; (19)

- Какое число стоит между числами 5 и 7;  (6)

- Самое маленькое однозначное число.  (1)

     2.2. Игра “Найди пару” (карточки ) Состав чисел 8,9,10

Каждой паре  выдаётся карточка с числами. Учащиеся записывают числа так, чтобы в сумме получилось число 8,9,10.

10= __+__                                  10= __+__                       10= __+__

10= __+__                                  10= __+__                       10= __+__

9=__+___                              9=__+__        9=__+__

8= __+__                               8=__+__                       8=__+__

(Ученики выполняют задание, демонстрируя знание состава чисел 8,9, 10.)

- Какие знания нам пригодились, чтобы выполнить это задание? (Состав чисел 8,9, 10)         

- Вы справились с этим заданием, к  нам в гости прилетает первая перелетная птица жаворонок. ( учитель прикрепляет картинку журавля на дерево)

3. Постановка учебной задачи (проблемы). (5 минут)

Цель: Обсуждение затруднений  (“Чего мы ещё не знаем?”) проговаривание темы и цели урока.

Заполнить пустые клеточки.

11

9

 

8

 

 

4

6

 

12

9

 

 

4

7

 

(Работа в группах. Ученики заполняют таблицу. Демонстрируют знания состава числа 11 и 12.)

Составить с числами примеры на нахождение суммы.

5+6 =                     7+8 =

6+6 =                        9+5 =                                                                                 6+7=                        7+4=                                                                                     7+7 =                        9+8=

 Сначала детям предложить сравнить примеры в каждом столбике, если затрудняются, задать вопросы:

- Какие примеры мы с вами уже выучили?

- Какие примеры мы не научились решать?

(Дети выделяют выражение 9+8, так как другие примеры решали на прошлом уроке.)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

- Какие полученные знания нам пригодятся?

(Ученики определяют тему урока, предполагают, что на уроке будут продолжать учиться прибавлять число по частям. Знания состава чисел 8,9 и 10.)

- 1 апреля - День птиц.

-  Как вы думаете, для чего придумали этот день?

(выслушать высказывания детей)

-  Верно, людям необходимо напоминать о бережном отношении к птицам, о правилах поведения вблизи их гнезд. Птицы защищают наши леса и сады от вредителей, поднимают нам настроение веселым щебетанием. Вспомним, что нужно сделать и какие правила поведения нам необходимо соблюдать, чтобы птицам нравилось жить около нас и на следующий год они бы вновь вернулись: «Сделать скворечник, кормушку повесить, правильно закрепить на дереве, не шуметь вблизи гнезд, не разорять гнезда».

- Ребята,   вы изготовили  кормушки для птиц?

В знак благодарности за ваши знания и добрые дела к нам прилетела трясогузка

( прикрепляется иллюстрация к «дереву»).

- За ее ранний прилет эту пташку в народе называют ледоломкой.

4. “Открытие” детьми нового знания. (10 минут)

Цель: Формирование умения выбирать способ действия по прибавлению числа 8 и 9 к 6, 7, 8, 9.

1. Практическая работа. Учитель на наборном полотне демонстрирует приём.

На доске 8 синих кружков и 8 красных.

- Сколько синих кружков?

- Сколько нам надо прибавить красных?

- Как мы будем прибавлять 8 к 8?

- Сколько нам надо прибавить сначала? Почему?

- Значит, на какие части разложим число? Почему?

- Сколько прибавили сначала? Сколько прибавим потом? Сколько получим?

-  Открывайте тетради  (записываем число, классная работа) минутка  красивого  письма.

Запишем в тетради этот пример.

8+8=16

8+2+6=16

- Вспомним последовательность решения таких примеров:

1) Дополняем до 10.

2) Прибавляем оставшуюся часть.

- Рассуждая так же, объясним, как будем  к

 9 + 8=17                    9+9=18

9+1+7=17        9+1+8=18

5. Физкультминутка. (3 минуты)

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

6. Первичное закрепление. (5 минут)

Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

6.1. Работа по учебнику с.71 № 1 Читаем выражения грамотно и находим их значения

-  Молодцы, задание выполнено верно,  и у нас в гостях  красивейшая перелетная птица – журавль. ( прикрепляется картинка  к «дереву»).

 6.2. Работа над пройденным материалом.

- Решение задачи № 2 стр. 71

-  Пока ребята дописывают ответ, те, кто решил и проверил свою задачу,  ответьте на вопрос:

 - Какие птицы остаются рядом с нами переносить суровые условия зимы и почему?»

- Воробьи, голуби, синицы, грачи, галки, сороки, совы, филин. Приспосабливаются, собираясь в стайки. Многие перелетают поближе к человеку.

- Молодцы, все  решили задачу, поэтому к нам в гости пришла еще одна пташка -  ласточка ( прикрепляется картинка  к «дереву»).

-  Сколько прекрасных птичек к нам прилетело!

6.3. Работа с геометрическим материалом.  Учитель просит учащихся рассмотреть фигуры, изображенные на полях учебника стр. 71 № 6

– На какие 2 группы можно разделить данные фигуры?

(I группа – многоугольники;

 II группа – фигуры, не имеющие углов.)

– Можно ли каждую из названных вами групп разделить еще на две группы? (Можно.)

– Каким образом?

(Многоугольники:

I группа – четырехугольники;

II группа – треугольники.

Фигуры, не имеющие углов:

I группа – круги;

II группа – овалы.)

– Подумайте и скажите: возможно ли изображенные фигуры разделить на 2 группы по-другому? (Да.)

– Назовите эти группы.

(I группа – фигуры голубого цвета;

 II группа – фигуры розового цвета.)

– Разделите фигуры внутри каждой группы еще на 2 группы.

(Фигуры голубого цвета:

I группа – многоугольники;

II группа – фигуры, не имеющие углов.

Фигуры розового цвета:

I группа – прямоугольник;

II группа – круги.)

- Из  геометрических фигур составьте птичку  

Еще одна птичка опустилась на наше «дерево» – соловей, который прилетает к нам поздно, в мае, когда появляется много насекомых.

- На какую геометрическую фигуру похож клювик у птички?  

(на треугольник).

- Молодцы!

7. Итог урока. Рефлексия деятельности. (4 минуты)

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Что вы усвоили и чему научились на уроке?

- Большое спасибо, всем, кто думал, был активен. Я думаю, прилетевшим птичкам у нас очень понравилось. Одни из них стали вить гнезда, другие ищут место, но все они весело щебечут и надеются на ваше доброе отношение.

Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.

Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
 
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться,
Нам с этим не расстаться.

Давайте оценим свою работу на уроке:

  • если на уроке было интересно и легко – возьмите зелёный круг;
  • если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё  – жёлтый круг ;
  • ну, а кому было не интересно и очень трудно на уроке – красный круг;
  • Благодарю за урок!!

Аннотация

Данный урок математики проводится в 1 классе, при изучении темы "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида  (□ + 8, +9)".

Урок позволяет установить связи между такими предметами, как математика и экология.

В наше время очень актуальны вопросы связанные с экологическим воспитанием учащихся.

Целью экологического воспитания является объединение математического содержания с проблематикой экологии и защиты окружающей среды. Ученик, изучая математику, одновременно познает окружающую нас природу и учится ее охранять. Такой подход способствует тому, что изучение математики становится более занимательным, а значит, и более результативным.

    Особое место в начальной школе должны занимать задания экологического характера, так как именно в младших классах целенаправленно закладываются начала экологической культуры.

Систематическое использование заданий и задач с экологическим содержанием на уроках математики у школьников, начиная уже с 1-го класса, способствует лучшему усвоению экологических знаний и понятий, расширяет кругозор младших школьников, помогает осознанию необходимости бережного отношения к природе.

Моя задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за землю. И каждый может сохранять и приумножать её красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики с элементами экологии. 3 класс

На уроке закрепляются вычислительные навыки и умение решать задачи. Задачи все авторские, составлены учениками под руководством родителей и учителя. Задачи имеют экологическую тематику, связанную с пр...

Презентация к уроку математики с элементами экологии.

Презентация составлена как сопровождение ко всем этапам представленного урока....

Урок математики с элементами экологии "Числа больше 1000. Отработка вычислительных навыков"

Урок закрепления и обобщения знаний по нумерации многозначных чисел. Цели урока:1)       Закрепить знания устной и письменной нумерации;2)...

Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)

                            Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...

Интегрированный урок математики с элементами истории

Изучение приема письменного деления многозначного круглого числа на однозначное число. Петерсон Л.Г. Математика 3 класс....

Интегрированный урок математики с элементами краеведения по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100. Даты и числа из истории Куйбышевского района».

Интегрированный урок математики с элементами краеведения по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100. Даты и числа из истории Куйбышевского района»....

Урок математики с элементами экологии по теме "Деление с остатком"

Урок математики с элементами экологических знаний...