Презентация по теме "Геометрические головоломки"
презентация к уроку по математике (4 класс)

Геометрические головоломки.Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл геометрические головоломки2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геометрические головоломки Презентация по теме Государственное образовательное учреждение Тульской области «Тульский областной центр образования» Центр дистанционного образования Автор – Юнг Е.А., учитель начальных классов, ЦДО 2020 Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений.

Слайд 2

Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка " Танграм ". В наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам. Сейчас головоломки продают в разных исполнениях – и деревянные, и бумажные, и пластиковые. На плоскости необходимо выкладывать любые фигуры, какие придумаешь или можно использовать образец. При этом нельзя накладывать части, чтобы они перекрывали друг друга. А также необходимо использовать все детали.

Слайд 3

МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА

Слайд 4

ИГРА «ТАНГРАМ» Сколько больших треугольников? Сколько маленьких треугольников? Сколько средних треугольников? Сколько всего треугольников и какого они размера? Два больших два маленьких и один средний Танграм ( кит. 七巧板 , пиньинь qī qiǎo bǎn , букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка , состоящая из семи плоских фигур , которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма , и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

Слайд 5

Правила игры:  В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.  При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.  Элементы фигур должны примыкать один к другому.  Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Слайд 6

Танграм - очень древняя игра – головоломка. Она появилась в Китае более 4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “ Танграм ”. Легенда первая. Разбитая плитка. Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Слайд 7

Ши- Чао - Тю Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши- Чао - Тю ». Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши- Чао - Тю "- квадрат, разрезанный на семь частей.

Слайд 8

http ://festival.1september.ru/articles/626772/ Легенда третья: семь книг Тана . «В записках покойного профессора Челленора , попавших в руки автора, — утверждал Лойд , — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах , каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов». Согласно легенде Лойда , Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа « инь и ян ». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудия труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце , комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора . Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана ». Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро , где две девушки складывают фигурки. Название " танграм " возникло в Европе, вероятнее всего, от слова " тань " (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах им пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. Семь книг Тана

Слайд 9

Танграм , возможно, ведёт своё происхождение от названия вида мебели, появившегося во времена империи Сун ., а в дальнейшем слово превратилась в набор деревянных фигурок для игры. Писатель и математик Льюис Кэрролл считается энтузиастом танграма . У него хранилась китайская книга с 323 задачами. У Наполеона во время его изгнания на остров Святой Елены был набор для танграма и книга, содержащая задачи и решения. Книга Сэма Лойда «Восьмая книга Тан » ( англ. The Eighth Book Of Tan ), вышедшая в 1903 году , содержит вымышленную историю танграма , согласно которой эта головоломка была изобретена 4 тысячи лет назад божеством по имени Тан . Книга включает 700 задач, некоторые из которых неразрешимы. Какую фигуру составили?

Слайд 14

" Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью » М . Гарднер :

Слайд 15

ИГРА “КОЛУМБОВО ЯЙЦО”

Слайд 16

Колумбово яйцо — крылатое выражение, обозначающее неожиданно простой выход из затруднительного положения. Жил-был в 16 веке итальянец Джироламо Бенцони . Он любил путешествовать. И однажды на обеде у кардинала Мендосы он встретил Колумба. Там и произошла эта история.По преданию, когда Колумб во время обеда у кардинала Мендосы рассказывал о том, как он открывал Америку, веке итальянец Джироламо Бенцони сказал: «Что может быть проще, чем открыть новую землю?» В ответ на это Колумб предложил ему простую задачу: как поставить яйцо на стол вертикально? Когда ни один из присутствующих не смог этого сделать, Колумб, взяв яйцо, разбил его с одного конца и поставил на стол, показав, что это действительно было просто. Увидев это, все запротестовали, сказав, что так смогли бы и они. На что Колумб ответил: «Разница в том, господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это на самом деле».

Слайд 17

Название " Колумбово яйцо" очень подходит к предлагаемой головоломке. В ней также приходится долго ломать голову над тем, как собрать из десяти кусочков яйца картинку, а полученное в результате изображение обычно бывает очень простым. Эта загадочная и увлекательная игра относится к классу геометрических конструкторов ( танграмов ). Игра с геометрическими конструкторами способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, конструктивного мышления, комбинаторных способностей.

Слайд 18

ИГРА “КОЛУМБОВО ЯЙЦО ” - э то овал из 10 частей: среди них 4 треугольника( 2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которой округлой формы, 4 фигуры( большие и маленькие),имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.

Слайд 19

. Лучше всего из деталей головоломки " Колумбово яйцо" составлять силуэты птиц (известно 54 различных форм птиц), можно также составить силуэты предметов, людей, животных. Какую фигуру составили?

Слайд 24

Геометрические головоломки – замечательное средство для развития ума, ещё и головоломки можно использовать для создания интерьера: http://www.lobzik.pri.ee/modules/news/article.php?storyid=645

Слайд 25

Мебельная головоломка

Слайд 27

Куб http://www.youtube.com/watch?v=JClq8XIuK6M

Слайд 28

Куби-Гами ( Cubigami ) http://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=nMtgVgv_UXI&text=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B8&_=1417688865574&safety=1 Головоломка - развивающая игра для любого возраста, направленная на усиление пространственного восприятия и воображения.

Слайд 29

Г оловоломки развивают умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику, формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего – то нового, учится терпению и последовательности.

Слайд 30

Что интересного было на занятии? Что особенно запомнилось? Какой композиции вы бы отдали предпочтение ? Почему ?

Слайд 31

Источники: http ://www.golovolomok.net/component / http://yandex.ru/video/search?p=1&filmId=nMtgVgv_UXI&text=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B8&_= 1417688865574&safety=1 http:// www.youtube.com/watch?v=JClq8XIuK6M http:// www.lobzik.pri.ee/modules/news/article.php?storyid=645 http://festival.1september.ru/articles/626772 / Анимация: http://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.mathpuzzle.com%2FInterlockingSpiralsAnimation.gif&uinfo=sw-1525-sh-858-ww-1506-wh-708-pd-0.89552241563797-wp-16x9_1366x768&_=1417717151222&p=2&viewport=wide&text=% D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&pos=60&rpt=simage&pin=1 http:// myweb.rollins.edu/jsiry/Deep_technology_tetrahedron.html http:// animating.ru/avatars/category_25.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Китайская головоломка "Танграм"

Игра "Танграм", как её сделать, как в неё играть, задачи....

Файнворды. Головоломки (слово в предложении)

Суть задания – найти названия объектов или терминов, спрятанных в тексте, если все их буквы идут подряд. Работа такого рода развивает внимание, умение анализировать, формирует «терминологическую зорко...

презентация "Шахматные головоломки для любителей"

Данная презентация поможет учителю организовать решение шахматных головоломок с учащимися, которые серьезно занимаются шахматами....

Презентация для интерактивной доски "Головоломки" 2 класс

Презентация для интерактивной доски "Головоломки" 2 класс...

Игра по русскому языку "Звёздный час". 2-4 классы. Презентация. Ребусы, аннаграммы, головоломки, фразеологизмы.

Игра по русскому языку "Звёздный час". 2-4 классы. Презентация. Ребусы, аннаграммы, головоломки, фразеологизмы. Игру можно использовать как для целого класса, так и для команд....

Презентация "Головоломка. Овал. Написание печатных букв по стрелкам"

Данная презентация используется на уроке письма по УМК Перспектива в 1 классе в добукварный период...

Презентация на тему: "Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с обучающимися начальных классов»

Танграм – в переводе с китайского языка обозначает «семь дощечек  мастерства», а ещё её называют бумажной головоломкой. Эта головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые...