Открытый урок математики в 4 классе по теме: "Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Сапунова Ирина Владимировна

Урок был проведён на муниципальном уровне. Целью данного урока является создание условий для формирования умения решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_4_klass.docx83.63 КБ
Файл individualnaya_karta.docx81.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики

Выполнила: Сапунова И.В. – учитель начальных классов

УМК: «Перспектива»

Класс: 4

Тема: Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

Цель урока: создание условий для формирования умения решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (ОНЗ)

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с решением задач на нахождение неизвестного по двум суммам;

- научить самостоятельно решать  задачи нового типа;

- закреплять вычислительные навыки.

Развивающие:

- уметь анализировать и составлять краткую запись задачи;

- развивать устную речь.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию  познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам;

Личностные:

  • самоопределение;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Метапредметные:

1.Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать;

-  осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

2. Познавательные УУД:

- постановка и формулирование проблемы;

- построение логической цепи рассуждений;

- представлять информацию в виде таблиц.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

Оборудование: учебник, электронное приложение к учебнику, компьютер, телевизор.

Литература: 

  1. Дорофеев Г.В. Математика. Учебник. 4 класс. Часть 1.
  2. Дорофеев Г.В. Математика. 4 класс. Электронное приложение  к учебнику «Математика».
  3. Дорофеев Г.В. Математика. Методические рекомендации. 4 класс
  4. Узорова О.В., Нефедова Н.А.2500 задач по математике. 1-4 классы.

Ход урока:

I. Мотивационный этап. 

- Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

 - Проверьте свое рабочее место, тихо садитесь.

- Я рада  видеть сегодня и вас, ребята, и наших гостей! Давайте настроимся на работу и с хорошим настроением начнем урок.

На партах перед каждым учеником лежит индивидуальная карта. Сверху на свободной строчке подпишите свою фамилию. Все записи мы будем выполнять сегодня только в этих индивидуальных картах.

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности.

Устный счет.

Итак, свою работу мы начнем с устного счёта.

Выполните вычисления.

369 : 9 =           И                                                  

217 : 7 =           Н

68 : 17 =           Р

96 : 16 =           Е

4 * 100 =            А

28 * 10 =            З

50 * 5 =            Е

55 x 10  =            Д

150 * 4 =              А

250 * 4 =              Ч

72 : 3 =                 Е

91 : 7 =                Ш

Запиши в таблицу значения выражений в порядке возрастания, а под ними соответствующие буквы.

- Кто выполнит эту работу на доске?

- Сравните свой результат. Поднимите руки те, у кого получилось то, что написано на доске. В индивидуальных картах в колонке самооценка поставьте галочку или крестик рядом с тем утверждением, которое вам подходит.

- Что мы видим на доске? (тему урока)

Тема урока: «Решение задач»

- А вот над какими задачами мы будем работать, узнаем, продолжив устный счет.

- Итак, на доске и в ваших индивидуальных картах записаны типы задач.

Задачи на приведение к единице (приводим искомую величину к единице) –

Задачи на кратное сравнение -

Задачи на нахождение суммы двух произведений -

- Определите,  к какому типу относятся эти задачи.

Читает вслух один ученик, остальные про себя

1. На 3 улицах 27 домов. Сколько домов на 5 таких же улицах?

2. Бабушке 56 лет, а внуку 8. Во сколько раз бабушка старше внука?

3. Ася купила 3 ручки по 4 рубля и 6 тетрадей по 3 рубля. Сколько денег она заплатила?

4. С одной яблони собрали 3 корзины яблок, а с другой 5 таких же корзин. Всего с двух яблонь собрали 240 кг яблок. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?

- Можем ли мы отнести последнюю задачу к какому – то из представленных типов? (нет)

Проблема: данный тип задач нам незнаком.

-  Сформулируйте цель урока. (познакомиться  с задачами нового типа и научиться их решать)

III. «Открытие» нового знания.

- Итак, последняя задача относится к задачам на нахождение неизвестного по двум суммам. Попробуем её решить и выясним, что же это за  две суммы, которые помогут нам найти неизвестное в этой задаче.

- Сначала запишем эту задачу кратко с помощью таблицы. Найдите её в индивидуальных картах. (учитель демонстрирует заполнение таблицы с помощью    электронного приложения к учебнику)

- О каких величинах идет речь в задаче? (О массе одной корзины, количестве и общей массе).

- Приступим к заполнению таблицы.

1. Сколько корзин яблок собрали с 1 яблони? (3 корзины)

2. Сколько корзин яблок собрали со 2 яблони? (5 корзин)

3. Известна ли нам масса одной корзины? (нет)

4. А что мы знаем про массу корзин? (масса корзин одинаковая)

5. Сколько кг яблок собрали с двух яблонь? (240 кг)

6. Что нужно узнать в задаче? Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет)

- Почему? Что нам неизвестно? (масса 1 корзины)

-Давайте подумаем, как найти массу одной корзины? (без ответа)

- Итак, напомню, что это задача на нахождение неизвестного по двум суммам.

- Какая сумма нам уже известна? Сумма яблок, собранных с 1 и со 2 яблони, выраженная в кг,  т.е. общая масса собранных яблок – 240 кг.

- Какую сумму еще можем вычислить? Можем найти сумму, выражающую количество корзин яблок, собранных с 1 и со 2 яблони.

3+5=8(корзин)

- Итак, зная эти две суммы,  мы можем узнать массу одной корзины?

- Как найти массу одной корзины с яблоками? ( Нужно первую сумму 240 разделить на вторую 8)

240:8=30(кг)

- Зная массу одной корзины, можем ли мы найти массу 3 корзин? Как?

30 х3=90(кг)

- Теперь найдите массу 5-ти корзин.

30х5=150(кг)

- Можно ли массу 5-ти корзин найти другим способом?

240-90=150(кг)

- Итак, существует два способа решения задач на нахождение неизвестного по двум суммам.

- Выразите свое отношение к новой теме (третья колонка в индивидуальных картах)

IV. Физкультминутка.

Видео

V. Первичное закрепление

- Откройте учебники на с. 77, прочитаем  задачу № 2.

Один ученик вслух, остальные про себя

- Запишем задачу кратко с помощью таблицы  в индивидуальных картах.

- О каких величинах идет речь в задаче? (О цене, количестве и стоимости).

- Сколько тетрадей в клетку купили? (6)

- Сколько тетрадей в линейку купили? (8)

- Известна ли нам цена? (нет)

- Что мы знаем о цене этих тетрадей? (она одинаковая)

- Что показывает число 84? (Стоимость 6 тетрадей в клетку и 8 тетрадей в линейку)

- Каков вопрос задачи? (Сколько рублей заплатили за тетради в клетку и сколько – за тетради в линейку?)

-Мы заполнили таблицу данными.

- Кто запишет решение задачи на доске?

Остальные записывают решение в индивидуальных картах.

-Проверим, верно ли решена задача. Для этого полученные результаты (36 и 48) введем в условие и порассуждаем, будет ли сумма 36 и 48 равна 84? (Да, 36+48=84)

-Задача решена верно.

Оцените свою работу на данном этапе урока (третья колонка в индивидуальных картах)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Следующую задачу попробуйте решить самостоятельно

(найдите в индивидуальных картах этап урока – самостоятельная работа, прочитайте задачу внимательно, заполните таблицу данными и запишите 2 способа решения)

В один магазин привезли 8 одинаковых бидонов молока, в другой – 6 таких же бидонов. Всего привезли  560 литров молока. Сколько литров молока привезли в каждый магазин?

- Если у вас возникли трудности с заполнением таблицы и или с решением задачи, можно воспользоваться карточками-помощниками.

- Сравните свое решение с решением задачи, записанным на доске.

Если есть ошибки, исправьте их.

- Оцените свою работу.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

- А сейчас поработаем в парах

- На партах у вас лежат листочки с задачами.

- Выберите задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

1. С одной грядки собрали 4 корзины помидоров, а с другой – 6 таких же корзин. Сколько килограммов помидоров собрали с двух грядок, если в одной корзине 5 кг помидоров?

2. С одной грядки собрали 4 корзины помидоров, а с другой – 6 таких же корзин. Всего с двух грядок собрали 50 кг помидоров. Сколько килограммов помидоров собрали с каждой грядки?

3. За два букета, собранных из 7 белых роз и из 5 красных роз, заплатили 600 рублей. Цена цветов одинаковая. Сколько рублей заплатили за каждый букет?

4. За  букет из 7 белых роз заплатили 210 р., а за букет из красных роз – 200 р. Сколько рублей заплатили за оба букета?

- Какая пара уже готова показать результат? (ученики демонстрируют результат с помощью электронного приложения к учебнику)

- Оцените работу своей пары   (третья колонка в индивидуальных картах)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Итак, вспомним, какова тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Поднимите руки те, кто считает, что цель достигнута?

- Итак, мы научились решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам и дома вы порешаете задачи не только нового типа, но и изученные ранее в рабочих тетрадях на стр.72

-А теперь оцените свою работу на уроке

- Обратите внимание на последний этап урока в ваших индивидуальных картах. Вы видите незаконченные предложения. Выберите и подчеркните подходящее слово для каждого предложения.

 http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Всем большое спасибо за работу. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта ученика (цы) 4 класса ___________________________________________

Вид работы

Задание

Самооценка

и взаимооценка

1. Устный счет

Выполни вычисления. Запиши в таблицу значения выражений в порядке возрастания, а под ними соответствующие буквы.

369 : 9 =           И          

217 : 7 =           Н

68 : 17 =           Р

96 : 16 =           Е

4 x 100 =            А

28 x 10  =             З

50 x 5 =         Е

55 x10 =         Д

150 x 4 =           А

250 x 4 =           Ч

72 : 3 =              Е

91 : 7 =             Ш

Определи к какому типу относятся эти задачи.

1. На 3 улицах 27 домов. Сколько домов на 5 таких же улицах?

2. Бабушке 56 лет, а внуку 8. Во сколько раз бабушка старше внука?

3. Ася купила 3 ручки по 4 рубля и 6 тетрадей по 3 рубля. Сколько денег она заплатила?

4. С одной яблони собрали 3 корзины яблок, а с другой 5 таких же корзин. Всего с двух яблонь собрали 240 кг яблок. Сколько килограммов яблок собрали с каждой яблони?

Задачи на приведение к единице –

Задачи на кратное сравнение -

Задачи на нахождение суммы двух произведений -

Справился   самостоятельно

Были затруднения, но

я справился 

Не справился, списал готовый результат с доски 

2. Решение задачи нового типа

Масса одной корзины

Количество корзин

Общая масса

1 яблоня

2 яблоня

Мне всё понятно

Мне не все понятно 

Ничего не понял

3. Закрепление

Цена

Количество

Стоимость

тетради в клетку

тетради в линейку

Решение:

Справился самостоятельно  

 

Были затруднения,

но я справился 

Не справился, списывал готовое решение с доски

4.Самостоятельная работа

В один магазин привезли 8 одинаковых бидонов молока, в другой – 6 таких же бидонов.

Всего привезли  560 литров молока. Сколько литров молока привезли в каждый магазин?

Объём одного бидона

Количество бидонов

Общий объём

1 магазин

2 магазин

Решение:

Справился самостоятельно  

Были затруднения,

но я справился 

Не справился, списал готовое решение с доски

5. Работа в паре

Выберите задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

1      2      3      4

Обведи кружком нужные номера задач

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения,  

но мы справились.

Задание оказалось очень сложным,

мы не справились.

6. Самооценка

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз

урок математики 3 класс на тему задачи на уменьшение, увеличение числа в несколько раз...

урок математики 1 класс ПНШ тема "Задача и ее составные части"

Предмет: Математика         Тема: Задача и её составные частиКласс: 1 классТип урока: закрепление изученного материалаЦель урока:Формировать умение распозн...

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Задачи"

Презентация к уроку математики 1 класс по теме "Задачи"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"

Конспект урока математики 1 класс по теме "Задачи"...

Урок математики 4 класс на тему: «Задачи на движение»

middot;         Научить решать задачи на нахождение времени•          установить зависимость между величинами...

Презентация к уроку математики 3 класс на тему: "Задачи на увеличение числа в несколько раз"

В  презентации представлен материал по ознакомлению с темой: "Задачи на увеличение числа в несколько раз", а также разбор задач....

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...