Статья "Урок-практикум по математике в начальной школе"
статья по математике (4 класс)

Богатова Ольга Львовна

В данной статье делюсь опытом работы  на уроках математики. Урок-практикум дает положительные результаты , повышает качество усвоения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1statya.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Богатова Ольга Львовна

Урок-практикум по математике в начальной школе

Большое количество различных форм обучения на уроке, его техническая оснащённость сами по себе не гарантируют того, что будет активизирована учебно-познавательная деятельность каждого ученика. По мнению психологов, различные способы объяснения, средства наглядности, применение ТСО, варьирование форм организации урока (индивидуальная, групповая) играют положительную роль в активизации познавательной деятельности обучаемых. Но часто их эффективность довольно невелика и не всегда соответствует тем усилиям, которые затрачивает учитель на их разработку. На таких уроках часто отсутствует живой интерес учащихся к поиску решения поставленных проблем, ребята не успевают понять и осмыслить связи нового материала с ранее изученным.

Проведение уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, воспитывается креативность их мышления, а учитель имеет возможность лучше учесть индивидуальные способности и возможности учеников, позволяют активизировать учебно-познавательную деятельность каждого ученика.

Естественно, проведение таких уроков, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей учеников, требуют от учителя большой подготовительной работы.

 Основным ориентиром в подборе задач для конкретного класса, по моему мнению, должен стать учёт «зоны ближайшего развития» каждого обучаемого ребёнка. К сильным учащимся необходимо предъявлять более высокие требования. Отсутствие повышенных требований к таким учащимся может притупить интерес к учению, вызвать отрицательное отношение к школе, затормозить характерный для них высокий темп психического развития и даже привести к отставанию в учении. В то же время встречаются ребята с низкой обучаемостью. Для таких учеников учителю нужно составить свой список обязательных заданий.

Уроки - практикумы создают в коллективе атмосферу соревнования, ученики с удовольствием и интересом выслушивают идеи, предлагаемые их одноклассниками.

Исходя из имеющегося опыта, я придерживаюсь следующей структуры уроков-практикумов:

−   сообщение темы, цели и задач практикума;

−   актуализация опорных знаний и умений учащихся;

−   мотивация учебной деятельности учащихся;

−  ознакомление учеников с инструкцией выполнения заданий, шкалой оценивания;

−   выполнение работы учащимися;

−   составление отчетов, таблиц;

−   обсуждение, проверка полученных результатов работы.

На уроке-практикуме нужно обязательно учитывать неоднородность классного коллектива, поэтому задания подбираются разного уровня сложности. Учащиеся делятся  на группы в зависимости от выбора уровня сложности учебного материала.

1 группа – высокий уровень сложности

2 группа – повышенный  уровень

3 группа – базовый  уровень

Чтобы обеспечить в такой ситуации равномерную загруженность учащихся, избежать суеты и неразберихи, каждой группе сообщается алгоритм работы:

  1. Определение уровня сложности выбранного задания.
  2. Выбор задания.
  3. Выполнение задания.
  4. Корректировка уровня задания (возможен выбор как более сложного уровня заданий (если выполнил задние легко), так и менее сложного (если задание предыдущего уровня вызывает затруднения).
  5. Проверка результата по эталону.

Каждая группа получает задание разного уровня, первая и вторая группы работают самостоятельно. При необходимости учитель оказывает помощь ученикам третьей группы, испытывающим наибольшие затруднения. После  завершения работы ученики сверяют свои ответы с образцом, при необходимости исправляют ошибки.

После решения всех уравнений ученикам первой группы можно предложить задание повышенной сложности, тем самым можно выявить самого сильного математика в классе.

Таким образом, можно организовать дифференцированное обучение.

Учитель на таком уроке выступает в роли помощника и координатора.

Тема «Уравнения»   4 класс

1.Цели урока:

Образовательные:

совершенствовать умение решать уравнения с опорой на названия  компонентов.

Развивающие:

развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь, познавательную активность,   интерес учащихся к математике.

Воспитательные:  

воспитывать ответственность, взаимопомощь, аккуратность,

самостоятельность, дисциплину, наблюдательность,   умение слушать других.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося;  

развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми.

Предметные:  знать, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»;

различные вычислительные приемы  с многозначными числами.

Метапредметные УУД:

регулятивные: формулировать учебную задачу урока; планировать свою

деятельность,  осознавать то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить;  

познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты, строить логическую цепочку рассуждений.

коммуникативные: уметь слушать, слышать и понимать партнеров по

речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражать свои мысли; уважать в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов.

Оборудование:  карточки с заданиями, карточки с ответами, оценочные шкалы.

2.    Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

На доске:

30 + Х  > 40      450 – 50= 400       80 – Х           600 + Х = 900

Среди данных записей найдите:

а) числовое выражение;

б) буквенное выражение:

в) неравенство;

г) уравнение.

 Что такое уравнение?

 Кто  может  сформулировать  тему  нашего  урока.

 Что значит решить уравнение?

Давайте вспомним названия  компонентов арифметических действий.

3.Мотивация учебной деятельности учащихся.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» -так писал в своих трудах Дьёрдь По́йа — венгерский, швейцарский и американский математик, профессор.  Сегодня на уроке – практикуме мы будем отрабатывать умения решать уравнения. В конце урока вы  можете сразиться  в битве математиков.

4. Ознакомление учеников с инструкцией выполнения заданий, шкалой оценивания.

Вы разделились на группы в зависимости от уровня сложности заданий.

Ваша задача – решить все уравнения  в своей группе, сверить ответы с образцом. Познакомьтесь со шкалой оценивания.

После завершения работы в своей группе можно взять задания другой группы. Участники 1 группы после успешного решения своего задания могут сразиться  в битве математиков, пробуя решить уравнение высокой сложности.

Шкала оценивания

1 группа

Все уравнения решены верно

Вы успешно справились с высоким уровнем сложности

2 группа

Все уравнения решены верно

Вы успешно справились с повышенным уровнем сложности

3 группа

Все уравнения решены верно

Вы успешно справились  с базовым уровнем сложности

1 группа

Уравнение высокой сложности решено верно

Титул «Лучший математик класса»

Задания по группам

1 группа

2 группа

  1. группа

1) 10 401 : 3 – Х=57

1)Х : 25=64 : 8

1) Х+320=80*7

2) Х - 98 =50  031: 3

2)Х – 672=531 : 3

2) Х - 180=240 : 3

3) Х*(270 : 3)=36 000

3)702 : Х=3 *3

3) 400 –Х= 275+25

Ответы

Ответы 1 группа

Ответы 2 группа

Ответы 3 группа

1) Х=3 410

1)  Х=200

1) Х=240

2) Х=16 775  

2)  Х=849

2) Х=260

3) Х=400

3) Х=78

3) Х=100  

Уравнение высокой сложности

(270 -180:Х) : 8=30                                                  

Ответ

Х=6

5. Выполнение работы учащимися.

6. Обсуждение, проверка полученных результатов работы.

Практика работы позволяет утверждать, что описанный выше опыт работы, позволяет добиваться стабильно – хороших результатов обучения.

Литература

1. Урок-практикум по математике. Этапы подготовки. Атоян Зоя Борисовна

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621261/

2. Урок-практикум.

https://studfile.net/preview/4466381/page:2/

3. Методика проведения уроков–практикумов

Это документ с сайта school-collection.iv-edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

Доклад на кафедре учителей начальных классов «Технология проектного обучения на уроках математики в начальной школе»

В докладе представлен опыт  по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках математики в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в обр...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе.

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе....