Реализация поисково-исследовательского проекта «Тело человека» (интегрированный урок)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Литовских Елена Викторовна

Данный урок проводится на основе интеграции трёх предметов: математики, окружающего мира и физкультуры. Урок рассчитан на 40 минут. Технология обучения: развивающее обучение Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litovskih_ped_kopilka.doc397 КБ

Предварительный просмотр:

III Всероссийский конкурс работников образования

«Педагогическая копилка»

 

Тема: Реализация поисково-исследовательского проекта «Тело человека» (интегрированный урок).1 класс.

Литовских Елена Викторовна

МАОУ «Гимназия им. Н. Д. Лицмана»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный урок проводится на основе интеграции трёх предметов: математики, окружающего мира и физкультуры. Урок рассчитан на 40 минут. Технология обучения: развивающее обучение Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Тип урока: построение системы знаний

Формы работы на уроке:

  • самопроверка;
  • взаимопроверка;
  • словарная работа;
  • дидактическая игра;
  • сравнение с образцом на доске;
  • самоанализ;
  • работа в парах, в группах.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся закрепят  умение решать арифметические  задачи.
  2. Учащиеся выполнят практическую работу  с целью определения пульса и дыхания.
  3. Учащиеся повторят игру «Два Мороза»

Оборудование: учебник «Математика» под ред. Э.А. Александровой,  учебник «Окружающий мир» под ред. Е.П.Чудиновой, мультимедийное оборудование, таблички «Структура задачи», песочные часы, таблица «Пульс в разном возрасте»,  плакат «Частота пульса»,  мобильное приложение  Plickers, наглядность для игры «Кто куда приземлится?», кубик для рефлексии.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Планирумые результаты

Методический

комментарий

Предметные

УУД

I.

Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

*Давайте повторим, что такое задача?

*Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

*На доске таблички, составьте в последовательном порядке структуру задачи.

*Как вы думаете, что мы будем закреплять  сегодня на уроке?

Ответы на вопросы учителя

*Задача-это математический рассказ,  в котором есть условие и вопрос.

* Чтобы ответить на вопрос задачи, надо её решить.

*Составление последовательности структуры задачи

Решение

Условие

Ответ

Вопрос

Условие

Решение

Вопрос

Ответ

Постановка учебной задачи

*Сегодня мы будем закреплять  решение арифметических задач

Предметные:

понимание математики как универсального средства познания мира и использование начальных математических знаний для объяснения и описания свойств предметов, процессов и явлений окружающего мира;

Личностные: повышение мотивации и, как следствие, появление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру (и к математике в частности), познавательная активность и инициативность;

Познавательные:

Осуществлять анализ, построение логических связей, Регулятивные:

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: Коммуникативные:

Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

Формулировка учебной задачи детьми.

Работа у доски, ученик составляет последовательность задачи.

 

II.

Решение арифметических задач.

Работа с учебником «Математика».

С.105 з.16

*Каким действием решили задачу?

*Почему?  

*А что вы можете сказать о детях?

Работа с учебником.

Чтение  задачи.

Решение задачи с использованием чертежа в тетради.

1 ученик делает чертёж на доске, другой решает задачу.

Подведение итогов:

*Решили  задачу сложением

* Спрашивается в вопросе ВСЕГО грядок на даче?

* Они молодцы, они помощники, они трудолюбивые, они – радость для родителей.

Предметные: умение использовать различные графические модели (схемы, диаграммы, таблицы и др.) для анализа и оценки количественных и пространственных отношений, интерпретации исходных данных, конкретизации способов действий;

Личностные:

готовность ученика целенаправленно использовать свои знания, умения и способности в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предметов (явлений, событий, фактов) и научной картины мира;

Формируемые УУД.

Познавательные:

Составление задачи, с использованием схемы.

Регулятивные:

Дать оценку учебной деятельности; осуществлять оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные:

Использовать математическую терминологию;

Воспитательный момент при работе с задачей.

III.

Работа тела человека.

  1. Работа с учебником «Окружающий мир». С.90. «Работа сердца человека»

Чтение абзаца учителем. Обратить внимание на фразу в последнем предложении.

«Ритмично гонит кровь»,

По-другому этот процесс можно назвать пульсом.

Словарная работа: ПУЛЬС

 Пульс — толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами.

  1. С.91 Практическая работа: наблюдение за пульсом.

Учитель знакомит с инструкцией определения пульса.

Ответы детей

т.е. (равномерными толчками через определённое время)

Практическая работа: определение своего пульса.

Запись в тетради учащимися пульса  в состоянии покоя.

Запись в тетради своего пульса  после 20 приседаний.

Вывод: пульс после физических нагрузок изменился.

Предметные: Реализовать поисково-исследовательский проект «Работа тела человека»;

Личностные:

понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; 

Формируемые УУД.

Познавательные:

Представление информации в свёрнутом виде (плакат); Регулятивные:

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные:

Строить речевое высказывание в устной форме, Владеть способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Работа над терминами

Дети самостоятельно формулируют вывод

После практической работы

3. Работа с таблицей «Пульс в разном возрасте»

1 столбик: норма 98,88,

2 столбик, но может быть 68 самое меньшее, самое большее 108.

Если пульс бьётся слишком часто или слишком медленно, значит, у человека есть определённые заболевания.

3.Анализ таблицы «Пульс в разном возрасте».

Работа с 1 столбиком таблицы.

Работа со 2 столбиком таблицы.

Учащиеся сравнивают пульс по таблице  у людей в разном возрасте.

Предметные: способность производить измерение (и отмеривание) различных величин, понимать и записывать результаты в форме числа.

Личностные:понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве

Познавательные:

Представление информации в свёрнутом виде (плакат); Регулятивные:

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные:

Владеть способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Работа в парах

4. Создание плаката «Частота пульса» 

Какие причины лишние и их надо убрать?

*От чего зависит  пульс человека?

4.Работа в парах, обсуждение задания.

Лишние:

от внешнего вида человека,

от питания,

от количества прочитанных книжек

Вывод: Пульс отображает наше здоровье. Частота пульса  зависит от: возраста, состояния здоровья, физической нагрузки.

Предметные: Реализовать поисково-исследовательский проект «Работа тела человека»;

Личностные:понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; 

Познавательные:

Представление информации в свёрнутом виде (плакат); Регулятивные:

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные:

Владеть способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

На плакате записаны причины, которые влияют на частоту пульса, надо убрать лишние

IV.

Игра «Два Мороза»

*А сейчас предлагаю вам повторить игру «Два Мороза»

*Ребята выбирают ведущих, проводят игру  «Два Мороза».

Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

Предметные: закрепить правила подвижной  игры «Два Мороза»;

Личностные: Осознавать необходимость беречь своё здоровье;

Формируемые УУД.

Познавательные:

Научатся играть в подвижные игры Регулятивные:

Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности: Коммуникативные:

Владеть способами конструктивного взаимодействия со сверстниками.

Класс выходит в рекреацию, делится на две команды,  2 ведущих говорят слова, дети разбегаются, ведущие должны «заморозить» как можно больше игроков

V.

Решение задач с помощью мобильного приложения  Plickers

Учитель на экране представляет три задачи.

Учитель фиксирует ответы с помощью мобильного приложения.

Дети показывают карточки с ответами.

Предметные: умение использовать различные графические модели

Личностные: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; 

Познавательные:

Представление информации в виде мобильного приложения Plickers Регулятивные:

Принимать  оценку своей деятельности.

Коммуникативные:

Владеть способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

Дети показывают карточки с ответами, учитель фиксирует результаты с помощью мобильного телефона и приложения Plickers 

VI.

Работа в группах.

 Игра «Кто куда приземлится?»

Учитель  предлагает разбиться по группам, выбрать ведущего и того, кто будет озвучивать решение и ответ задачи.

Учащиеся читают задачу, обсуждают её, специальным сигналом оповещают о готовности.

Ведущий и помощник выходят к доске.

Ведущий читает задачу, помощник  соотносит на доске решение и ответ. Озвучивает ответ перед классом.

Дети записывают решение задачи своей группы в тетрадь.

Предметные: овладение математической речью;

Личностные:

готовность ученика целенаправленно использовать свои знания, умения и способности в учении

Познавательные:

 «Чтение» информации, представленной на карточках,

Регулятивные:

Принимать  оценку своей деятельности.

Коммуникативные:

Владеть способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками.

На доске «Парашютисты» с решениями задач, внизу ответы, надо соотнести  решение задачи с правильным ответом. От каждой команды выходят по 2 человека: один читает задачу, другой на доске соотносит правильный ответ и решение

VII.

Рефлексия. Приём «Рефлексивный кубик»

Учитель напоминает правила работы с кубиком. Выбрасывает кубик.

Учащиеся берут кубик с выпавшей им фразой, озвучивают и заканчивают фразу.

Теперь я знаю… (от чего зависит пульс)

Сегодня на уроке я повторила… (как решать задачи и структуру задачи)

Сегодня на уроке мы выполняли (задачи с помощью программы  Plickers)

Предметные: умение описывать результаты исследований в знаковой и словесной формах;

Личностные: способность оценивать и характеризовать собственные знания по предмету

Формируемые УУД.

Познавательные:

Осуществлять анализ, построение логических связей, Регулятивные:

осуществлять оценку взаимодействия в совместной деятельности.

Коммуникативные:

Строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

Учащиеся самостоятельно подводят итог урока,

Список литературы:

1.Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского  языка. –М.ОО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.-С.631

2. Таблица «Пульс в разном возрасте»  https://medknsltant.com

3. Игра «Два Мороза» https://bosichkom.com

4. Plickers:  https://www.plickers.com 

5. Игра «Кто куда приземлится?» М.И.Моро, С.В.Степанова. Математика. Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. – М..Просвещение.1999.С.83

Приложение 1

Работа с мобильным приложением Plickers

Задачи

1.В секции занимались 5 мальчиков и столько же девочек. Сколько детей занималось в секции?

A) 8

B) 10

C) 9

D) 11

2.Школьники поливали грядки. После того, как они полили 8 грядок, им осталось полить 9 грядок. Сколько грядок должны были полить школьники?

A) 15

B) 16

C) 17

D) 18

3.В первом тайме футболисты забили 4 гола, а во втором на 1 гол меньше. Сколько  голов забили футболисты во втором тайме?

A) 5

B) 6

C) 3

D) 7

Образец карточек для мобильного приложения  Plickers

Приложение 2

Игра «Кто куда приземлится?»

Группа 1

Слон дышит с частотой 10 раз в минуту, а собака на 15 раз больше. С какой частотой в минуту дышит собака?

Группа 2

Пульс человека 60 ударов в минуту, а у лягушки на 30 ударов в минуту меньше. Какой пульс у лягушки?

Группа 3

У паука  пульс 60 ударов в минуту, а у слона  на 40 ударов в минуту меньше. Какой пульс у слона?

Группа 4

У ребёнка в организме 3 литра крови, а  у взрослого  на 2 литра  больше. Сколько литров крови в организме у взрослого человека?

Группа 5

Мужское сердце бьётся примерно 70 ударов в минуту. А женское на 8 ударов больше. Какой пульс у женщин?

«Парашютист»

Приложение 3

Таблица «Пульс в разном возрасте»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья. Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека.

Тема: Строение тела человека и главные правила сохранения здоровья.Цели: Показать, что здоровье человека - его важнейшее богатство. Познакомить с внешним и внутренним строением тела человека. Совместн...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

Поисково-исследовательская деятельность учителя и ученика как важное средство реализации развивающих идей ФГОС НОО

Говоря об эффективности использования поисково-иссследовательской деятельности, необходимо прежде всего сказать о том, что начальная школа - основа успешности всей школьной жизни. Там, где учитель, та...

Урок - проект "Зимняя сказка" (интегрированный урок)

Открытый урок - проект по русскому языку. Формы работы обучающихся парные и групповые. На уроке использованы следующие технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, сотрудничества,игровые. Урок расчитан на 2 ...

Интегрированный урок по окружающему миру Тема: «Строение тела человека»

Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе. Тема "Строение тела человека" Программа "Школа России"...

Материал к интегрированному уроку музыки и английского языка в рамках реализации проекта "Другой урок".

Материал к интегрированному уроку музыки и английского языка  "Урок для маленьких леди и джентльменов" поможет учителю вызвать интерес к английскому языку, смотивирует к творческой деят...

"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)

В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...