Разноуровневые задания для учащихся 3-4 классов
методическая разработка по математике (3 класс)

Каншаева Лариса Айкашевна

Представленный сборник позволит педагогам начальной школы, регулярно занимаясь с детьми, повысить уровень успеваемости и развивать:

- логическое мышление;

-мыслительные операции анализа и синтеза;

           -познавательный интерес;

-самостоятельность;

-адекватную самооценку.

Вариативность сборника позволит ученикам более осознанно усваивать изучаемый материал, не быть пассивными слушателями, а становиться активными участниками урока, но при условии самостоятельного выполнения заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  школа № 42»

город Нижневартовск

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ 3-4 КЛАССА

               Каншаева Лариса Айкашевна,

учитель начальных классов

                                                             

Нижневартовск, 2017 г.

Пояснительная записка

 Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы – её дифференцированное обучение. Актуальность дифференцированного подхода в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности в общем контексте его жизнедеятельности — целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентацией, понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности.

        Понятие “Дифференцированное  ( разноуровневое )  обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени, уровни.

 Цели дифференцированного обучения: организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

 Основная задача: повысить результаты обучения и развивать познавательные процессы, поэтому здесь представлены упражнения для учащихся с  базовыми знаниями предмета на среднем и низком уровне, а также  задания повышенной сложности.

 Инструментарий сборника - это карточки и задания для добровольного выполнения по курсу математики в 3-4 классах с  инструкцией по выполнению и шкалой оценивания. Данная разработка включает трехстороннюю направленность:

                                            1) по этапам учебного процесса;

                                            2) по темам;

                                            3) по уровням успеваемости учащихся.

1)Чтобы в процессе обучения больше влиять  на продвижение учеников в развитии мышления, целесообразно вводить более трудные вопросы и задания на всех этапах обучения. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется при  изучении нового материала; в  дифференцированной домашней  работе; учет знаний на уроке; в  текущей проверке усвоения пройденного материала; самостоятельных работах; на  уроках закрепления.

2) Сборник содержит часть тем  по курсу математики в 3-4 классах и является дополнением к учебнику и другим дидактическим материалам.

3)  По результатам диагностирования класс делим по уровням (низкие, средние, высокие учебные способности) и параллельно предлагаем ученикам самим определять свои возможности – выбор уровня задания (переход на следующий)+ самооценка ( она должна быть адекватной). В случае если ученик не выполняет задание высокого уровня сложности, то действует дальнейшее выявление границы, от которой он начинает самостоятельно работать.

Представленный сборник позволит педагогам начальной школы, регулярно занимаясь с детьми, повысить уровень успеваемости и развивать:

- логическое мышление;

-мыслительные операции анализа и синтеза;

           -познавательный интерес;

-самостоятельность;

-адекватную самооценку.

Вариативность сборника позволит ученикам более осознанно усваивать изучаемый материал, не быть пассивными слушателями, а становиться активными участниками урока, но при условии самостоятельного выполнения заданий.

Критерии оценивания:

 «5»  работа выполнена верно.

«4» допущены 1-2 ошибки.

«3» 1 задание выполнено неверно, либо есть 3-4  ошибки.

«2»  более 5 ошибок.


Изучение нового материала.

ТЕМА: «ВРЕМЯ». 3класс.

Цель: актуализация опорных знаний.

 Инструкция: Вспомни единицы времени. Выбери карточку и реши. Какой уровень ты выбрал?

                     1 вариант        2 вариант

Запиши величины в порядке возрастания:

30 с, 32 ч, 7 лет, 34 мин, 1 век, 10 с

Раздели на группы величины.

1 ч,1 т, 1 мин,1 с, 1 ц, 1 год,1 кг,

 1 см, 1 грамм.

Заполни пропуски

1) 2 ч 10 мин =…мин

2) 1 ч 45 мин =…мин

3) 5ч =…мин

4) 3 ч =…мин

Проверь, верны ли неравенства?

3 ч 10 мин > 310 мин

5 мин 30 с <   330 с

52 ч > 2 сут

1 ч = 60 с

Найди значение выражений:

1) 2 ч 45 мин + 15 мин

2) 3 ч 55 мин + 2 ч 20 мин

3) 4 ч 10 мин – 35 мин

4) 3 ч 50 мин + 5 мин

Найди значение выражений:

  1. 1ч:15мин
  2. 30мин:6
  3. 2сут:4
  4. 2мин 10 с:10 с

1

2

3
ТЕМА: «УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ». 4 класс.

Цель: актуализация опорных знаний.

 Инструкция: Используя алгоритм, вычисли значение. Выбери пример и реши. Какой уровень ты выбрал?

                     1 вариант        2 вариант

1    1234 x 1                                                        1    2143 x 1

      12134 x 2                                                             12234 x 2              

2     2314 x 4                                                  2     2314 x 4  

       25134 x 4                                                              24531 x 4

3     6891 x 7                                                   3     7586 x 5

       6891 x 70                                                               7586 x 50

                     

Дифференцированная домашняя работа.

ТЕМА: « ЗАДАЧИ: ЦЕНА. КОЛИЧЕСТВО. СТОИМОСТЬ». 3класс.

Цель: развитие умения решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости.

                                                                                1 вариант

Задача. Метр шелка стоит 20 р., а метр ситца -5 р. На платье нужно 3 м шелка или 2 м 50 см ситца. Сколько шелка и ситца нужно на 1 платье?

1 уровень.  Реши задачу по действиям.

2 уровень.  Запиши решение задачи выражением.

3 уровень.  Из какой ткани платье будет дороже и на сколько?

                                                                   2 вариант

Задача Упаковка из 3 булочек стоит 6 р. Сколько булочек можно купить на 24 р.?

Уровень 1)Запиши условие задачи в таблице, реши задачу.

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

Уровень 2)Реши задачу выражением.

Уровень 3)Реши задачу устно. Составь обратную задачу на нахождение стоимости и реши её.

ТЕМА: «ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ». 4 класс.

Цель: развивать умение решать задачи на движение.

                                                                                1 вариант

Задача. Поезд прошел без остановок 420 км со скоростью 70 км/ч, после остановки на 14 минут прошел еще 300 км со скоростью 75 км/ч. Какое расстояние он преодолел?

1 уровень Реши задачу по действиям. Какая величина в условии лишняя?

2 уровень Запиши решение задачи выражением.

3 уровень Какое расстояние прошел поезд обратно?

                                                                               2 вариант

Задача Автомобиль проехал 180 км за два с половиной часа. Вычисли его скорость.

Уровень 1)Запиши условие задачи в таблице, реши задачу.

Скорость

Время

Расстояние

Уровень 2)Сделай к задаче чертёж, реши задачу.

Уровень 3)Реши задачу устно. Составь обратную задачу на нахождение времени и реши её.

Учет знаний на уроке

ТЕМА: СМЫСЛ ДЕЛЕНИЯ.3 класс

Цель: установление взаимосвязи между компонентами умножения и деления, рациональные способы вычислений.

Инструкция: Прочитай выражение. Назови компоненты действия. Выбери уровень сложности. Поставь прогностическую, а затем итоговую самооценку.

1 уровень. Найди значение, используя данные равенства:

        24-8-8-8=0-----24:8=*                        10-2-2-2-2-2=0-----10:2=*

        24-6-6-6-6=0—24:6=*                        10-5-5=0-------------10:5=*

2 уровень. Найди значение, используя данные равенства:

        5Х9=45                        6Х9=54                        7Х9=63

        45:5=                                54:6=                                63:7=

        45:9=                                54:9=                                63:9=

3 уровень. Докажи, не выполняя вычислений, что значения выражений в каждом столбике одинаковы.

        9х7+9+5=                        8х6+8+3=

        7Х9+9+5=                        8Х7+3=

        9Х8+5=                        7Х8+3=

ТЕМА: ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ В ВЫРАЖЕНИЯХ.3 класс.

Цель: знакомство с правилами  выполнения действий в выражениях.

1 уровень. Чем похожи примеры? Расставь порядок действий. Объясни.

           72-9-3+6                       27-3+2-6                          48-6+7+8

           72:9х3:6                       27:3х2:6                           48:6х7:8

2 уровень.  Расставь порядок действий. Составь 1 пример и вычисли его.

          ▲+▲:▲+▲х▲-▲                ▲х▲(▲+▲)-▲                                            

 3 уровень. Расставь порядок действий. Вычисли.

         18+360:90+6х8-50            630:70+(20-5)-(9+6)       5х4+(3+19)-10        

                                                         2 вариант

1 уровень. Проверь, одинаково ли значение выражений в каждой паре?        

         17+(4х3)х2-8                   8х(4+3)+6-4

         17+4х(3х2)-8                   8х4+(3+6)-4

2 уровень.  Расставь арифметические действия (+ - :х). Составь 1 пример.

       ■3■1■2■          ■2■3■1■        ■3■2(■1■)           ■2(■1■)3■

3 уровень. Разгадай правило, по которому составлены примеры. Вычисли.

        9х5-6х4:8 → 45-6х4:8 → 45-24:8 → 9+18-8

Текущая проверка усвоения пройденного материала

ТЕМА: «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ ПЛОЩАДИ И ПЕРИМЕТРА» 4 класс

 Цель: развитие умения решать задачи на нахождение площади и периметра, соотносить единицы измерения длины и площади. 

1 уровень.  Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

 2 уровень.  Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?” 

3 уровень. Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”

 ТЕМА: «ПЛОЩАДЬ И ПЕРИМЕТР» 4 класс

Цель: проверить умение соотносить единицы измерения длины и единицы измерения площади, сравнение величин.

1 уровень. Сравни величины. Зачеркни пары, которые нельзя сравнить.

                        360см__26см                6дм__100м                52м__26дм

                       13см__57см          17кг___17м                  32м__180м

2 уровень.  Соедини равные величины.

                     (2х3)дм______7дм

                700см_______6дм

                300см_______3дм

                708см________3дм

                30см_________70дм8см

3 уровень. Реши задачу. Начерти второй прямоугольник.

а

в

S

1)           6см

?см

42см

2)        одинак.

      ?,на 3см меньше

?

Самостоятельная работа.

ТЕМА: СКОРОСТЬ. ВРЕМЯ. РАССТОЯНИЕ.4 класс

Цель: развивать умение решать задачи на движение; закреплять знания взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием.

                                                Работа №1

Задача: Скорость автомобиля 90км/ч. Какое расстояние он проедет за 4 часов?

1 уровень.  Реши задачу, с помощью таблицы.

2 уровень.  Реши   задачу   устно,   составь   обратную   задачу   на   нахождение времени и реши её.

3 уровень. За сколько времени он проедет это же расстояние, если его скорость будет на 30км/ч меньше?

                                                Работа №2        

1 уровень.  Лыжник шёл 3 часа со скоростью 12 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, скорость которого 6 км/ч?

2 уровень.  Лыжник шёл 3 часа со скоростью 12 км/ч. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, скорость которого в 2 раза меньше скорости лыжника?

3 уровень. Лыжник за 3 часа прошёл 36 км. Сколько времени понадобится, чтобы пройти такое же расстояние пешеходу, если его скорость в 2 раза меньше скорости лыжника?                                                                                                                 Работа №3(встречное движение)

1 уровень.  Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда 35 км/ч, скорость другого - 70 км/ч. Найдите расстояние между городами.

2 уровень.  Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда - 30 км/ч, а другого на 35 км/ч больше. Найдите расстояние между городами.

3 уровень.  Из одного города в другой одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились через 9 часов. Скорость одного поезда 35 км/ч, а другого в 2 раза больше. Найдите расстояние между городами.

                Работа №4 (противоположные направления)

1 уровень.        Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Один автобус шёл со скоростью 60 км/ч, а другой - со скоростью 80 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 3 часа?

2 уровень.  Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Один из них шёл со скоростью 60 км/ч, а другой на 20 км/ч больше. На каком расстоянии друг от друга будут находиться автобусы через 3 часа?

3 уровень.  Из одного села одновременно в противоположных направлениях вышли два автобуса. Какое расстояние будет между ними через 3 часа, если каждый час они удалялись друг от друга на 140 км?

 Работа №5(движение в обратном направлении)

1 уровень. Расстояние до стадиона 1200м мальчик прошел за 15 минут. На обратный путь он потратил на 5 минут больше. С какой скоростью шел мальчик обратно?

2 уровень.  Велосипедист от города до дачи ехал 3 часа со скоростью 12км/ч, а на обратный путь он затратил 4 часа. На сколько км/ч  велосипедист изменил свою скорость?

3 уровень.  Расстояние между пристанями 150км  теплоход прошел за 6 часов.  На обратном пути его скорость увеличилась на 5 км/ч .За какое время теплоход пройдет весь путь туда и обратно?

Работа №6

1 уровень. Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?

2 уровень.  Составь обратную задачу.

3 уровень. Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Уроки закрепления

ТЕМА: ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ. 3 класс.

Вариант: 1

Цель: установление соотношений между единицами времени, закрепить умения сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.

Инструкция: Выбери уровень сложности и реши.

Уровень 1

1) Запиши в порядке убывания: Сутки, век, секунда, неделя, месяц, минута, час.

2) Заполни пропуски:         3 ч =…мин                3 года = …мес                                                                         2 ч =…мин                2 года =…мес.

                                  4 ч =…мин                7 сут. =  нед.

3) Проверь, верны ли неравенства?

3 ч 10 мин > 310 мин                5 мин 30 с <   330 с

52 ч > 2 сут.                                1 ч = 60 с

Уровень 2

1) Рассмотри запись, можно ли разбить на группы величины? Что лишнее?

1 ч,1 т, 1 мин,1 с, 1 ц, 1 год,1 кг, 1 см, 1 грамм.

2) Переведи в часы         7200 с =…ч        180 мин =…ч

10 сут =…ч                3 сут 2 ч =…ч

420 мин =…ч        3600 с =…ч

3) Сравни именованные числа (< > = )

7 мин 15 с…445 с                        8 ч 18 мин…7 ч 78 мин

9 ч 12 мин…563 мин                2 ч 12 мин…7200с

Уровень 3

1) Запиши величины в порядке возрастания:

30 с, 32 ч, 7 лет, 34 мин, 1 век, 10 с

2) По какому признаку записаны величины? Продолжи правило.                                                3 ч                4 ч                5 ч

180 мин

10800 с

3) Найди значение выражений:

2 ч 45 мин + 15 мин                        3 ч 50 мин + 5 мин

3 ч 55 мин + 2 ч 20 мин                2 ч 15 мин – 45 мин

4 ч 10 мин – 35 мин                        1 ч 30 мин  + 1 ч 30 мин

Вариант: 2

Цель: установление соотношений между единицами времени, отработка умения сравнивать, складывать и вычитать именованные числа.

Инструкция: Выбери уровень сложности и реши.

Уровень 1

1) Запиши в порядке убывания:

Сутки, век, секунда, неделя, месяц, минута, час.

2)Заполни пропуски:         1 ч =…мин                2 года = …мес

2 ч =…мин                5 лет =…мес.

8 ч =…мин                72 ч =…сут.

3)Проверь, верны ли неравенства?

2 ч 10 мин >210 мин                4 мин 30 с <300 с

70 ч >3 сут.                                 1 мин = 60 с

Уровень 2

1) Рассмотри запись, можно ли разбить на группы величины? Что лишнее?

1 мин, 1 ц, 1 ч, 1 мес, 1 т 1 век, 1 грамм, 1 м, 1 кг.

2)Переведи в часы:  10800 с =…ч                240 мин =…ч

7 сут =…ч                1 сут 7 ч =…ч

120 мин =…ч                3600 с =…ч

3) Сравни именованные числа (< > = )

5 мин 15 с…445 с                4 ч 22 мин…4 ч 20 мин

6 ч 40 мин…400 мин                1 ч 52 мин…3660с

Уровень 3

1) Запиши величины в порядке возрастания:

80 с, 24 ч, 6 лет, 1 мин, 2 век, 2 с

2) По какому признаку записаны величины? Продолжи правило.                                 2 ч                4 ч                5 ч

120 мин

7200 с

3) Найди значение выражений:

1 ч 35 мин + 15 мин                5 ч 55 мин + 5 мин

4 ч 50 мин + 2 ч 20 мин                3 ч 35 мин – 40 мин

2 ч 20 мин – 35 мин                2 ч 30 мин  + 2 ч 30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по русскому языку. 2 класс

Разноуровневые задания по русскому языку. 2 класс...

Разноуровневые задания по русскому языку 4 класс

Работа содержит практические материалы для проверки знаний, умений и навыков по русскому языку....

Разноуровневые задания по русскому языку. 3 класс

В данном материале представлены дифференцированные задания, предназначенные для проведения проверочных работ по основным разделам по русскому языку для 3 класса....

Разноуровневые задания по математике для 3 класса

Разноуровневые задания по математике...

Разноуровневые задания для учащихся 1-2 классов

Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «Я». Применение разноуровневых заданий  помогает у...

Разноуровневые задания по русскому языку 3 класс (к УМК «Школа России»)

Сборник разноуровневых заданий по русскому языку для учащихся 3 класса.Задания распределены по уровням: от простого к более сложному....