Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Планета Знаний"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

Алексеенко Ольга Борисовна

УМК "Планета Знаний". Календарно-тематическое планирование по математике с учётом 6-и дневной рабочей недели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4v_klass.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

9Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Коряжмы»

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор

_______________Е.В. Здравомыслова

Приказ №___ от «___»______2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «Математика»

для базового уровня

класс 4в

срок реализации – 1 год

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы» (УМК «Планета Знаний»): издательство «Астрель», Москва, 2014 год и требований к уровню подготовки обучающихся 4-го класса.

Разработчик программы:

Алексеенко Ольга Борисовна

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

2019 г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике ориентирована на учащихся 4-ых классов. Уровень изучения предмета - базовый. Тематическое планирование рассчитано на четыре учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год. Данное количество часов полностью соответствует варианту авторской программы по математике (Башмакова М.И..), рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов программы можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные:

  • формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
  • формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
  • формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (при измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие:

  • развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
  • развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
  • формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные:

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
  • формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
  • формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.

II. Общая характеристика учебного предмета

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу – он поделен на несколько крупных тем, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько блоков уроков (подтем).

Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается критическая оценка результата, полученного с помощью калькулятора.

Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).

Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках «Учащиеся могут знать» и «могут уметь»).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа курса рассчитана на 136 часов, по 4 часа в неделю.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа  обеспечивает достижение учащимися следующих метапредметных и предметных результатов: 

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;
  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  • умение признавать собственные ошибки;

могут быть сформированы:

  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
  • восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • правильно и уместно использовать в речи  названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
  • сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
  • выполнять арифметические действия с величинами;
  • правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
  • выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
  • выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
  • устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
  • письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
  • проверять результаты арифметических действий разными способами;
  • использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
  • осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
  • понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
  • решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
  • задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
  • распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
  • различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
  • изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
  • строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
  • решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
  • вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
  • прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
  • решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
  • видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
  • решать задачи разными способами.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
  • использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
  • моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
  • сопоставлять разные способы решения задач;
  • использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
  • осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
  • конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
  • сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
  • находить нужную информацию в учебнике.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
  • решать задачи разными способами;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
  • выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
  • находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
  • планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
  • планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
  • выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
  • выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
  • задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.

V. Содержание учебного предмета

Числа и величины (25 ч)

Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.

Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.

Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.

Арифметические действия (35 ч)

Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.

Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи). Действия с величинами.

Текстовые задачи  (40 ч)

Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.

Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объёма работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.

Геометрические фигуры и величины (30 ч)

Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.

Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.

Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.

Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.

Работа с данными (6 ч)

Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).

 «РАССМОТРЕНА»:

на заседании ШМО

протокол № __ от «__» ____2019г.

руководитель__________________

/________________________________/

«СОГЛАСОВАНА»

зам. директора по УВР

___________________

                            / _____________________________/                                                                                              

«___» __________2019г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2019 - 2020 учебный год

Предмет: математика

Класс: 4 «В» класс

УМК: Образовательная система «Планета знаний»

VI. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

Десятичная система чисел.

Сентябрь 16 часов

Классы.

Классы и разряды.

Таблица разрядов.

Сравнение многозначных чисел.

Закрепление изученного. Решение задач на движение.

Закрепление изученного. Решение задач на нахождение периметра и площади.

Входная контрольная работа №1.

Работа над ошибками во входной контрольной работе.

Повторение по теме «Сложение и вычитание разрядных слагаемых».

Сложение круглых чисел.

Сложение и вычитание по разрядам.

Вычитание из круглого числа.

Свойства сложения.

Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях.

Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Закрепление изученного. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Математический тренажер по теме «Многозначные числа. Сложение

и вычитание многозначных чисел».

Октябрь 19 часов

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Работа над ошибками в контрольной работе по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Соотношение между единицами длины (метр и километр).

Решение задач на определение длины пути.

Соотношение между единицами длины (метр и сантиметр).

Соотношение между единицами длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр).

Периметр многоугольника.

Закрепление изученного по теме  «Соотношение единиц длины».

Закрепление изученного по теме «Длина и её измерение».

Матем  Математический тренажёр по теме  «Длина и её измерение».

Контрольная работа №3 по теме «Длина и её измерение».

Работа над ошибками в контрольной работе по теме «Длина и её измерение».

Письменное умножение.

Свойства умножения.

Приёмы умножения круглого числа.

Умножение круглых чисел.

Площадь прямоугольника.

Закрепление изученного. Решение задач на нахождение площади.

Закрепление изученного по теме «Действия с выражениями».

Ноябрь

13 часов

Письменное деление.

Письменное деление на однозначное число.

Свойства деления. Деление круглых чисел.

Нахождение неизвестного компонента умножения и деления.

Закрепление изученного. Решение уравнений.

Закрепление изученного. Решение задач.

Деление чисел, в записи которых встречаются нули.

Деление чисел (случай – нуль в середине частного).

Деление круглых чисел.

Закрепление изученного. Решение задач.

Закрепление изученного «Деление, решение уравнений».

Закрепление изученного. Решение выражений.

Геометрические фигуры.

Декабрь 16 часов

Четырёхугольники.

Решение задач на определение площади и периметра прямоугольника.

Треугольники.

Куб.

Контрольная работа №4 «Действия с многозначными числами. Геометрические фигуры».

Работа над ошибками в контрольной работе по теме «Действия с многозначными числами. Геометрические фигуры».

Повторение, обобщение изученного  по теме «Действия с многозначными числами. Геометрические фигуры».

Центнер.

Соотношения между единицами массы.

Решение текстовых задач на нахождение массы.

Закрепление изученного. Решение текстовых задач на нахождение массы.

Умножение на двузначное число.

Умножение круглых чисел.

Приёмы умножения.

Задачи на движение в противоположных направлениях.

Закрепление изученного «Решение задач на движение в противоположном направлении».

Январь

14 часов

Закрепление изученного «Решение задач на движение».

Умножение на трёхзначное число.

Значение произведения.

Повторение по теме «Масса и её измерение. Умножение многозначных чисел».

Практическая работа по теме «Масса и её измерение. Умножение многозначных чисел».

Контрольная работа №5 по теме «Масса и её измерение. Умножение многозначных чисел».

Работа над ошибками в контрольной работе  по теме «Масса и её измерение. Умножение многозначных чисел».

Единицы площади (квадратный метр).

Единицы площади (квадратный дециметр, квадратный сантиметр).

Соотношения между единицами площади.

Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр).

Закрепление изученного по теме «Площадь и её измерение».

Деление, действие обратное умножению.

Деление с остатком.

Февраль 16 часов

Нуль в середине частного.

Деление многозначного числа на двузначное.

Закрепление изученного по теме «Деление многозначных чисел».

Закрепление изученного по теме «Деление многозначных чисел».

Повторение по теме  «Деление многозначных чисел».

Скорость.

Производительность труда.

Деление на трёхзначное число.

Оценивание результата вычислений.

Закрепление изученного по теме «Деление на трёхзначное число».

Закрепление изученного. Решение задач.

Закрепление изученного по теме «Деление многозначных чисел».

Контрольная работа №6 «Деление многозначных чисел».

Работа над ошибками в контрольной работе по теме «Деление многозначных чисел».

Единицы времени.

Календарь и часы.

Март

12 часов

Закрепление изученного по теме «Время и его измерение».

Закрепление изученного «Время и его измерение». Решение задач».

Контрольная работа №7 «Время».

Работа с таблицами.

Диаграммы.

Планирование действий.

Контроль и проверка знаний по теме «Работа с данными».

Закрепление изученного. Математический тренажер по теме «Работа

с данными».

Чтение и запись чисел.

Сравнение чисел.

Задачи на сравнение.

Масса и вместимость.

Апрель

18 часов

Единицы измерения времени.

Комплексное повторение изученного  по теме «Деление многозначных чисел».

Комплексное повторение изученного  по теме «Время и его измерение».

Контрольная работа № 8 по теме «Числа и величины».

Умножение и деление. Числовое выражение.

Свойства арифметических действий.

Способы проверки вычислений.

Комплексное повторение изученного по теме «Числа и величины».

Комплексное повторение изученного.

Контрольная работа №9 «Арифметические действия».

Распознавание геометрических фигур. Построение геометрических фигур. Свойства арифметических действий.

Измерение длины.

Измерение площади.

Повторение изученного..

Контрольная работа №10 «Фигуры и величины».

Решение задач на стоимость.

Решение задач на движение и производительность.

Решение задач на движение и производительность.

Май

12 часов

Итоговая  контрольная работа №11.

Анализ  итоговой  контрольной работы.  Решение задач.

Решение задач на доли.

Повторение изученного по теме «Умножение многозначных чисел».

Комплексное повторение изученного по теме «Деление  многозначных чисел».

Повторение изученного по теме «Умножение и деление многозначных чисел».

Комплексное повторение изученного по теме «Время и его измерение».

Комплексное повторение изученного по теме «Числа и величины».

Комплексное повторение изученного по теме «Действия с многозначными числами. Геометрические фигуры».

Комплексное повторение изученного. Решение задач.

Комплексное повторение изученного по теме «Умножение и деление многозначных чисел».

Контрольных работ - 11

VII.  Литература

  • М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.2018
  • М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 4 класс. Рабочие тетради № 1, 2. — М., АСТ, Астрель.2018
  • М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Обучение в 4 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель. 2018

Интернет ресурсы:

  • www.pedsovet.su (http://www.pedsovet.su/index/8)
  • www.nayrok.ru(http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=c hermovadim)
  • www.uchportal.ru(http://www.uchportal.ru/index/8)
  • www. pedmir.ru ( http://chermovadim.pedmir.ru/)

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК Планета знаний 1-4 классы

  Курс направлен на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической конце...

Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2...

рабочая программа по математике (УМК"планета знаний) 1 класс

рабочая программа по математике (УМК"планета знаний) 1 класс...

Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" по ФГОС 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" разработана с УУД для 4 класса....

Рабочая программа по математике. УМК "Планета знаний",3 класс

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования, государственного стандарта начального общего образования, авторской программы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова «Мате...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике УМК "Планета знаний" 4 класс ФГОС

Пояснительная записка к рабочей программе  по математике УМК "Планета знаний" 4 класс ФГОС...

Рабочая программа по математике. УМК " Планета знаний", 3 класс

Рабочая программа по математике. 3 класс...