Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе.
статья по математике (1 класс)
В статье перечисляются методы и различные приёмы на разных этапах урока, которые способствуют развитию творческих способностей на уроках в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе. | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы развития творческих способностей у детей
начальной школы
Традиционное образование - фактологическое, т.е. предполагает передачу обучающимся готовых знаний", в результате чего обучающийся получает сумму знаний, умений и навыков. Однако доказано, что готовые знания, факты ослабляют внутреннюю мотивацию обучающегося и приводят к невостребованности потенциала личности. Новые взгляды на образование заключается в целенаправленном всестороннем развитии творческого потенциала человека. Ранняя диагностика способностей детей и их дальнейшее развитие в творческой деятельности - необходимые условия для формирования полноценной личности, раскрытия личностного потенциала, формирования качеств культурного, духовно развитого и социально активного члена общества.
Творческие способности
Творческое мышление - это просто понимание того факта, что пет ничего особенно хорошего в том, чтобы делать вещи так, как их всегда делали.
Роджер фон Эйх
Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?
Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо.
Творчество подразумевает, что вы сами создаете некую идею, а не заимствуете ее у кого — то. Творческий процесс можно разделить на две фазы: исследовательскую и прикладную. В исследовательской фазе вы оцениваете новые идеи и манипулируете ими. Вы соединяете несвязанные до сей поры материи, создаете новые отношения, ищете необычные образы. Вы пускаете в ход воображение, обыгрываете неожиданные варианты, нарушаете правила, давая возможность идеям откладываться в глубине вашего сознании. В прикладной фазе вы оцениваете и внедряете свои идеи. Вы смотрите насколько она применима, отвечает ли она вашим требованиям. А затем вы воплощаете идею в действие, переводя ее из плоскости «что если» в плоскость «что есть». Обе фазы дополняют друг друга. В фазе генерации вы мыслите широко, в прикладной – более узко.
Творчество - это десять процентов вдохновения и девяносто прошито» потения.
Томас Эдисон, изобретатель
Педагог обычной школы, зажатый тисками базисного плана и все более жестких министерских требований всеобщей стандартизации обучении, имеет мало возможностей для собственного творчества и дли его развитии у своих подопечных. Больше таких возможностей у педагога дополнительного образования. Но учителя могут данными упражнениями пользоваться во время внеурочной деятельности и внимательнее относиться к детям неординарно мыслящим. В большей степени стимулируют творческое самовыражение воспитанников педагоги, имеющие в своем арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Педагогу необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - что важным и достойный процесс, полезный для саморазвития личности,
УПРАЖНЕНИЕ. Что это такое?
В большинстве случаев паши размышления направлены па то, чтобы получить один-единственный правильный ответ. При таким подходе «единственно правильное решение», который внедряется в нас экзаменами, гестами и викторинами, мы привыкаем мыслить блоками: «да-нет, «черное-белое», «правильно-неправильно».
Следствием подобного стиля мышления является то, что при поиске новых идей мы нередко останавливаемся па первом же ответе, удовлетворяющем условию, и не пытаемся двинуться дальше. Первое решение, даже если оно и не является лучшим, часто блокирует наше стремление продолжить поиск. Мы теряем возможность найти лучшее решение.
Например, глядя на рисунок, вы можете скачать, что это две окружности, и на том остановиться. Л можно еще подумать и представить, что это - яичница, сомбреро (вид снизу), глаз альбиноса, орбиты Меркурия и Венеры, поколь лампочки и т.д. Второй рисунок — это медведь лезет на дерево. Это упражнение очень нравится детям. Если вы решили что-нибудь сотворить, не прекращайте поиск. Не исключено, конечно, что девятнадцать из двадцати придуманных вами идей можно будет спокойно отправить на свалку, но помните о том, что Томас Эдисон нашел более двух тысяч способов изготовления лампы накаливания. Если вы продолжите поиск, может быть найдете лучшее решение.
Установление связей
Способность устанавливать связи и соотношения, иногда странные и даже шокирующие,
лежит в основе любого творческого ума - в независимости от области или дисциплины.
Джордж Дж, Зайдель. писатель
УПРАЖНЕНИЕ. Что получится, если соединить лампочку с ручкой?
Крылья и автомобиль? Утюг и пылесос? и др.
Многие творческие озарения приходят именно тогда, когда человек пытается соединить две очевидно разнородные идеи и на их основе образовать нечто радикально повое. Иоганн Гутенберг объединил идеи прессов для винограда и для чеканки монет и создал переносной печатный станок, Вильям Гарвей нашел аналогию между насосом и сердцем человека и разработал современную теорию кровообращения.
Братья Райт установили связь между крылом птицы, велосипедом и двигателем внутреннего сгорания и первыми насладились управляемым полетом.
В предложенном вам упражнении можно найти несколько связей. Например, подумать о ручке со встроенным источником света для писания в темноте или представить себе специальную ручку, которая пишет па стекле лампы так, чтобы можно было проецировать разнообразные красивые узоры. Можно представить себе ручку, которая ввинчивается в цоколь для заправки. Какие еще связи вы сумеете найти? Дети могут придумать такое, ч то вам и не придет в голову.
Очень интересно наблюдать за процессом установления этих связей в сознании. Вот вы еще ищете, а в следующий момент - уже нашли идею. Что же произошло между этими двумя событиями? Вы пережили момент «Ага!» Это «Ага!», которое вы испытываете, найдя новую идею, подобно тому «Ого!, которое вы переживаете, обнаружив что-то занятное. И то и другое происходит спонтанно
Слова-триггеры
Представьте себе, что ваш мозг - это огромная библиотека. А ваши воспоминания, опыты, идеи являются романами, повестями, фантастикой, научными монографиями, пьесами, которые разложены по полкам. Многие работы затерялись в плохо освещенных коридорах. Идеи в принципе доступны, но до них трудно докопаться.
Существует несколько способов облегчить доступ к библиотеке вашего опыта. Один из них - это так называемые слова-триггеры, или слова, которые вызывают свежие ассоциации. Просмотрите орфографический или толковый словарь в поисках слов, которые ассоциируются у вас с той идеей, над которой вы сейчас работаете.
Вы можете либо искать до тех пор, пока некое слово не вспыхнет перед вами как озарение, либо открыть книгу наугад, ткнуть пальцем в любую строку и принудительно создать ассоциацию между вашей идеей и тем словом, которое попал ваш палец.
Допустим, вы разрабатываете новую настольную игру, и попали на слово
ЭНЗИМ
Что это может означать для вас? Энзим - вещество белковой природы, которое регулирует биохимические процессы. Это слово может напомнить вам о клетках и микробах. В связи с этим вы начинаете воображать игру, в которой одни игроки являются «микробами», которые должны заразить некие клетки, а другие игроки должны защитить эти клетки. Это слово может навести вас на мысль об одной большой клетке или о целом организме. Поскольку энзимы способствуют осуществлению химических реакций, но не используются в них, вы можете вообразить себе игру, в которой положение игрока не меняется, а меняются только внешние условия. Другой путь: вы можете решить, что слово «энзим» созвучно слову «разим», И представить себе какую-нибудь военную игру.
УПРАЖНЕНИЕ. Какую игру вы придумаете, чтобы сыпать следующие слова: коридор, принц, лампа, тележка, шишка? И т.д.
Разделение и соединение
Есть еще один хороший способ генерирования идей. Он называется анализ атрибутов. При анализе атрибутов создается список свойств, характеристик и параметров той идеи, над которой вы работаете. Затем, в целях
УПРАЖНЕНИЕ. Придумайте двадцать способов применения скрепки, стакан, шарика, кастрюли, ботинка и т.д.
Вещи приобретают значение в зависимости от своего окружения. Например, в офисе скрепки используются для того, чтобы держать вместе письма, договоры и другие документы. В лаборатории та же железка может оказаться частью проводки, которая соединит два кабеля. Вы можете использовать скрепку, чтобы наспех починить разбитые очки, с се помощью взломать замок.
Изменившиеся обстоятельства могут вынудить вас исследовать новые возможности применения известных вещей. Когда вы путешествуете, полотенце становится подушкой, тентом от солнца, маской для защиты от песка, юбкой, сумкой для переноски кинокамеры, корзиной дли белья, «чесалкой» для спины.
Невозможно вызвать процесс творчества по своей воле, невозможно умолить его снизойти на вас, даже давая обеты. На самом деле он придет к вам скорее, когда ваш разум отдыхает, а воображение свободно блуждает.
Моррис Кляйн, математик
Упражнения на импровизацию
Разминка
Какая последняя творческая идея вас посетила?
Когда вы последний раз воплотили свою творческую идею в жизнь?
Назовите пять наиболее творческих вещей, которые вы сделали.
Вспомните свое детство.
Когда вы в последний раз творчески рискнули? И что произошло? Что плохого могло произойти? И что хорошего?
Проверка гибкости ума
1. У вас есть свечка, коробок спичек и коробочка гвоздей. Вы должны прикрепить свечку к деревянной двери так, чтобы свечка хорошо горела и давала достаточно света для чтения. Обратите внимание на то, как оформляются ваши идеи по мере размышлений.
2.Перечислите все возможные способы измерить высоту здания с помощью барометра.
З. Вы претендуете на должность руководителя рекламной компании. Утром в день собеседования вы решили поместить некую рекламу в такое место, где президент мог бы увидеть ее по дороге на работу. Что это будет за реклама?
Каково должно быть внешнее оформление рекламы, чтобы президент наверняка обратил на нее внимание?
4.Вы знаете, что вам предложат тестовую задачу: как достать теннисным мячик из длинного узкого цилиндра, привинченного к полу. Стандартное решение - налить воды, чтобы мячик всплыл. Но вы узнали о содержании задачи и заранее подготовили дополнительные варианты ответа. Какие именно? Как вы собираетесь достать мячик?
Практика творчества
Выберите любое рутинное занятие, которое вы выполняете регулярно:
приготовление пиши, проведение презентации, подготовка отчета, и придумав те способ сделать это занятие более творческим.
Развитие метафорического мышления
1. Заполните пробелы в сравнениях и метафорах. Вода для корабля то же что ... для…. бизнеса. Цветок вызывает радость, так же как ... гнев. Кран для…. то же, что ... для свободы.
2. Мой дом - это ... Моя работа - это ...
Мой друг - ото... Беспокойство - это ...
Правда - это ... Любовь - это ...
Власть - это ... Идеалы - это ...
Успех - это ... Размышление - это ...
Счастье - это ... Жизнь - это...
Займитесь синтезом
Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в то: чтобы вообразить смешение различных видов восприятия, то есть представить себе способность ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Попробуйте проделать что-то в таком роде.
пахнет слово «участвовать»? Каково па ощупь число семь? Какой вкус у желтого цвета? Какая форма у среды? Какой на вкус закат?
Каков вкус радости?
Каким образом вы
Создадите командную игру с двумя мячами? Переконструируйте человеческое тело?
Переконструируете человеческое лицо? Создадите проект дома, не имеющего прямых стен?
Повседневное творчество
Каждый день принимайте такую позу, какой вы еще никогда не принимали. Каждый день изобретайте новое слово и придумывайте для него значение.
Каждый день выдумывайте новую мысль. Каждый день делайте умственную гимнастику.
В течение месяца каждый день придумывайте новый способ чистить зубы.
Спонтанная иллюстрация
Возьмите ручку и нарисуйте что-нибудь, не задумываясь. Не имея никакого представления о том, что вы собираетесь сотворить, прижмите копчик карандаша к бумаге и дайте ему свободно двигаться. Не думайте о том, что получится - что выйдет, то и выйдет. Сделайте хотя бы пятнадцать рисунков. Что сотворит ваш карандаш?
19
Программирование снов
Сон часто является источником творческих озарений, если вы хотите обдумать что-либо во сне, то, засыпая, держите в уме эту мысль. Вместо того чтобы держать мысленный образ прямо перед собой, дайте ему повернуться то одним боком, то другим - чтобы, когда вы заснете, мысленная картина предстала перед вами во всем многообразии. Когда вы проснетесь утром, вспомните, о чем выдумали, засыпая накануне, и постарайтесь записать. Выплесните мысли на лист бумаги, не вставая с кровати.
Две минуты на творчество
Очень часто наше творческое кровообращение осуществляется намного интенсивнее, когда мы попадаем в безвыходное положение, и нам ничего не остается, как только проявить изобретательность.
Выполните следующие упражнения.
- 3а две минуты придайте своей правой руке максимальное количество
новых положений. А теперь за две минуты произнесите слова «сегодня
вечером», с наибольшим количеством различных интонаций
- 3а две минуты составьте из четырех скрепок различные фигуры,
не допускать разгибания скрепок (зарисуйте длинными овалами
каждую картинку).
З. На рисунке три фрагмента. За две минуты составьте как можно
больше узоров с использованием только этих трех фрагментов.
Если вы ожидаете неожиданного, то и не найдете ого.
Гераклит, философ
Упражнения для развития творческих способностей у дс гей ни занятиях:
1. «Конструкция»
листок на всех целый, на который дети по очереди приклеят свои кусочки не зная, что задумал изобразить первый ребенок. Последний скажет, что получилось в итоге и сравнить с тем, что задумал первый.
2. «Три словечка»
Педагог говорит три любых слова например: кот, мяч, самолет, каждый ребенок старается придумать предложение, используя эги слова. Например: Кот летел на самолете за мячом.
Кот играл мячом в самолете.
На мяче кот летел, как самолет. И т.д.
3. «Каракули»
Взять ручку, поставить и центр листочка, закрыть глаза, и произвольно водить но листочку, непрерывную линию в течение 15 сек., затем внимательно посмотреть какой образ видно» выделить его.
4. «Сочинение загадок но алгоритму»
Можно сочинять загадки, описывая признаки предмета но -таблице:
Какой? | Что такое же? |
Алгоритм:
1. Выбрать объект,
2. Заполнить левую часть таблицы, ответив на вопрос: «Какой?»
3. Заполнить правую часть таблицы: «Что такое же?»
4. Вставить слова -связки «….но не...»
5. Прочитать готовую загадку: Белый, по не снег, сладкий, но не мед.
5. «Рисовалка»
Двое детей берут одну ручку, ставят в центр листа и рисуют одновременно, что - то, что сказал им педагог на ухо разное. И смотрим, что получилось.
6. «Рифмочка»
Подбери рифму к слову. Например: овечка - свечка - сердечко.
7. «Как сказать иначе?»
Отыскать как можно больше синонимов к словам:
Глупый: бестолковый, недалекий, тупой, тупоголовый, безмозглый......
Важный: весомый, значительный, существенный, принципиальный......
Печальный: скорбный, угрюмый, тоскливый, грустный......
Друг: приятель, товарищ, коллега, компаньон
Испуганный: охваченный страхом, струсивший, боязливый, обеспокоенный.....
Смешной: забавный, комичный, потешный, уморительный, веселый, остроумный....
Привлекательный: обаятельный, восхитительный, зовущий, манящий, соблазнительный, притягательный.....
Самоуверенный: самонадеянный, знающий себе иену, бесцеремонный......
8. «Полный спектр.»
Отгадать героя скалки, задавая вопросы на которые можно ответить только «Да или нет», по прямых вопросов задавать нельзя (например - Это кошка?)
Полезные советы
Творчество - это замечательное качество, которое делает нас новаторами и мыслителями. Оно - конечная цель для того художника, который заключен и каждом из нас.
СОВЕТ 1. Не останавливайтесь на первом же правильном решении. Возьмите себе за правило заглядывать чуть-чуть дальше и копать чуть-чуть глубже.
СОВЕТ 2. Устанавливайте взаимосвязи. Используйте метафоры, сравнения и аналогии для генерирования новых идей. Ищите материалы вне сферы своих обычных интересов.
СОВЕТ 3. Творя -рискуйте. Если вы собираетесь выдвинуть оригинальную идею - оригинальную для вас,
нужно сделать что-то совершенно отличное от того, что вы обычно делаете. Это означает, что нужно вторгаться в неизведанные области и предпринимать попытки сделать что-то новое. Не бойтесь облачить свой ум в охотничий костюм.
СОВЕТ 4. Прозрения, порывы вдохновения и творческие скачки воображения могут произойти в любое время и в любом месте - в ванне, за обедом, в момент пробуждения. К сожалению, очень часто они развеиваются также быстро, как и появляются. Будьте готовы зафиксировать их, как только они появились: набросать рисунок или сделать заметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе и во внеурочное время
Доклад прослушивался на заседании педагогичекого совета....
Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».
Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в рамках учебных предметов, но и на результаты освое...
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе
Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие -одна из важнейших и основных задач воспитания и развития....
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе
Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для тв...
«Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе».
отчет по самообразованию...
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе
Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе...