Путешествие первое. Начало XVII века, город Москва, навигацкая школа
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Танью Оксана Вячеславовна

Тип – урок-путешествие.

         Проект урока разработан поэтапно.

Этап подготовка к игре: изучение источников, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.

Этап проведение игры: создание игровых ситуаций, мозговой штурм, работа с источником информации, работа в группах, выступление, защита результатов.

Этап завершение игры: вывод из игры- анализ, рефлексия- оценка и самооценка работы- выводы и обобщения- рекомендации по выполнению домашнего задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила:

Оксана Вячеславовна Танью

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя школа№6» г. Когалым

Урок математики, 4 класс

Тема: Путешествие первое. Начало XVII века, город Москва, навигацкая школа

Тип – урок-путешествие.

        Проект урока разработан поэтапно.

Этап подготовка к игре: изучение источников, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.

Этап проведение игры: создание игровых ситуаций, мозговой штурм, работа с источником информации, работа в группах, выступление, защита результатов.

Этап завершение игры: вывод из игры- анализ, рефлексия- оценка и самооценка работы- выводы и обобщения- рекомендации по выполнению домашнего задания.

Оборудование: учебник 1 часть (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), компьютер, интерактивная доска, наглядное пособие.

Цель урока: Закрепить умения решать задачи и примеры по теме «Дроби».  Провести виртуальное путешествие по Навигацкой школе.

Задачи:

- систематизировать знания о дробях;

-  сформировать умение решать задачи на нахождение части числа и числа по части;

- отработать сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. 

Формируемые УУД:

личностные результаты:

  • развитие мотивации учебной деятельности;
  • развитие интереса к истории возникновения первой математической школы в России в XVII веке;
  • воспитание у детей чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране;
  • развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

метапредметные результаты:

Регулятивные:

- определение общей цели и путей её достижения;

- планирование своей  деятельности;

- развитие саморегуляции, как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- исправление промежуточных и конечных результатов своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценивание как способность осознать уровень усвоения;

- определение наиболее эффективных способов достижения результатов;

Познавательные:

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

- самостоятельно формулировать ответы с опорой на текст;

- использовать доказательную математическую речь;

- использовать математические знания для решения различных математических задач и оценки полученных результатов.

Коммуникативные:

- развитие способности с помощью вопросов добывать недостающую информацию;

- уметь ясно, точно, грамотно излагать мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других;

- формулировать свои затруднения при выполнении заданий.

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Планируемый результат:

- Предметные

  • Знать способы решения задач на нахождение части числа и числа по его части;
  • Объяснять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Обогащение словарного запаса

     - Метапредметные:

  • Уметь получать информацию из практической деятельности.
  •  Быть толерантным к мнению одноклассников.
  •  Уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

 Форма организации учебной деятельности обучающихся:  групповая, фронтальная

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

  1. Подготовка к игре.

Проектирование моделируемой ситуации и подготовка презентационных материалов

Ребята! Вы любите путешествовать? А можно ли путешествовать во времени? Если можно, то как?

На прошлом уроке вы защищали проекты на тему «Машина времени». От вас поступило много предложений, куда отправиться в путешествие.

Испытаем свои машины?

Приветствие учителя.

Ученики  отвечают на вопросы.

Берут свои модели машины времени.

Личностные Самоопределение к деятельности;

Регулятивные

Планировать учебную деятельность на уроке;

Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности;

Коммуникативные

Умение слышать, слушать и понимать учителя;

Личностные Активизируется самостоятельность, создаётся ситуация успеха;

Регулятивные

Выполняют учебные действия, осуществляют контроль;

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

Личностные. Мотивировать на достижение цели познания;

Коммуникативные

Контролируют действия одноклассников;

Планирование игры

- Слайд 1. На интерактивной доске появляются фотографии: Пётр I, Кремль, Сухаревская башня, корабли на море, дроби

- Как вы думаете, куда мы можем отправиться в путешествие?- Какова тема урока и цели?

Слайд 2. –Садимся в машину времени. И мы уже в Москве.

-А как называют человека, который знакомит с достопримечательностями того или иного города?

-Пусть сегодня я для вас буду гидом.

Слайд 3.-Именно здесь по приказу Петра I открылась Навигацкая школа.

-Как вы думаете, чему учили в этой школе?

-Это первая русская общеобразовательная школа. Здесь учили письму, счёту, чтению, навигации.

-Что такое навигация? -Сравните свои высказывания с определением из словаря. (Навигация-  это

1. Судоходство, мореплавание.

2. Время года, когда по климатическим условиям судоходство возможно.
3. Научная дисциплина, занимающаяся вычислением пути корабля и способов определения места корабля в море.
Слайд 4.Навигацкую школу поместили в одной из самых высоких зданий старой Москвы- в Сухаревскую башню, с которой можно было наблюдать и изучать звёздное небо

Слайд 5. – Познакомьтесь с первым учителем этой школы – Леонтий Филиппович Магницкий. Автор первого русского учебника математики.

Слайд 6. - Учителя этой школы учили будущих офицеров прокладывать путь кораблей  по карте

- Хотите узнать больше об учениках и преподавателях этой школы? - Давайте проведём вместе с ними несколько дней.

Предполагают маршрут путешествия

Формулируют тему урока и цели

-Гидом

Ученики рассматривают слайды презентации.

Ученики отвечают на вопрос

Ученики отвечают на вопрос

Ученики сравнивают своих высказываний с понятием из словаря

Ученики рассматривают слайд презентации

Виртуально знакомятся с автором первого учебника математики

Ответы детей на вопрос

  1. Проведение игры

Создание игровых ситуаций

Слайд 7. –Прочитайте распоряжение начальника Навигацкой школы адмирала Фёдора Алексеевича Головина.

«Каждому гардемарину надлежит принять участие в учениях. Во время оных следует:

  1. Изучить предписание.
  2. Выполнить задание от лучших учеников школы.
  3. Собрать карту».

- Ну что готовы пройти учения? Тогда вперёд.

Слайд 8. – Прочитайте предписание

 «Разбейтесь на 3 команды. Выберите командира, распределите роли.  Получите задание.

За качественную работу командиры будут получать баллы в виде жетона и фрагмент карты. Она понадобится вам при прохождении учения в полевых условиях на следующем уроке. В конце путешествия подведите итоги выполненной работы, посчитайте количество набранных баллов. И выберите команду- победителя. Желаю успехов!»

Слайд 9. – Получите первое задание у выпускника Навигацкой школы  Семёна Челюскина. В  будущем это полярный мореплаватель. Прославился тем, что открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

«Уважаемые ребята! Расположите дроби в порядке убывания, и вы узнаете, кем вы сегодня будете»

    4       4        4       4       4

  180    188   200   108    98

    Е       М       А     Д      А

  4        4       4       4       4     4

100    208    218   89    228  280

  Р       Р        И     Г      Н      Ы

- Какое слово у вас получилось?

- Кто такие гардемарины? (Если вопрос вызвал затруднение, то обращаемся к словарю)

-Слайд 10. Так называли учеников Навигацкой школы. С французкого языка гардемарин — означает морская гвардия. Я вас поздравляю. Сегодня вам всем присвоено это звание.

- Подведём итог 1 конкурса.

-Какова цель задания?-Удалось ли правильно собрать слово?-Вы сделали всё правильно, или были ошибки, недочёты? -Какое правило вы использовали при выполнении этого задания- Оцените свою работу.

За это команда получает жетон и  фрагмент карты .

-Слайд 11. Следующее  задание получите от Алексея Чирикова- мореплавателя, который один из первых исследовал северо-западное побережье Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

«Уважаемые гардемарины! Помогите моей команде собраться в кругосветное путешествие. Ответьте на вопросы блиц-турнира. (Даёт критерии оценки) Чья команда быстрее поднимет руку и скажет правильный ответ, получает жетон за каждую решённую задачу. У кого больше жетонов – тот и  победитель.

-Слайд 12. - «Моя команда в путешествие взяла географические и навигационные карты. Географических  карт 300 штук, навигационных 5/10 от географических карт. Сколько навигационных карт взяла моя команда?

-Слайд 13. - Я спросил капитана :«Сколько он имеет в своей команде людей?»- он ответил: «Налицо 9 человек, то есть 1/3 команды, остальные в карауле». Сколько людей в карауле?

-Слайд 14. - В мореплавание нужно взять компасы и звёздный глобус. Нам выделили 15 рублей. За компасы заплатили 3/5 этих денег, а за большой звёздный глобус- 2/3 оставшихся денег. Сколько стоит звёздный глобус?

-Слайд 15. - Сколько миль останется нам проплыть, если в первый день мы проплывём 2/7 всего намеченного пути, а намеченный путь составляет 140 миль?»

- Подведём итоги.

 -Какова цель задания?-Удалось ли правильно решить все задачи?-Какая задача вызвала затруднение?-Какие правила вы применяли?- Оцените свою работу.

Капитаны получите жетоны и фрагмент  карты.

-Слайд 16. Следующее задание вам предлагает русский учёный географ, картограф и историк; один из основоположников отечественной географической науки Иван Кириллов.

  «Уважаемые гардемарины! Многие ученики Навигацкой школы дроби называли «ломаные числа», подумайте в группах и ответьте на вопрос ПОЧЕМУ? (даёт критерии оценки) Та команда, которая с ответом была ближе всех к истине получает жетон.

Подведём итоги: -Какова цель задания?-Удалось ли ответить на поставленный вопрос?-Какое понятие вы должны знать?- Оцените свою работу. Капитаны получают жетоны и 3 фрагмент карты. 

-Слайд 17. Так как нам нужно возвращаться обратно в будущее, то выполняем последнее задание. Его предлагают нам исследователи берегов Северной Америки Михаил Гвоздев и Иван Федоров.

«Уважаемые гардемарины! Расшифруйте слово, и вы узнаете, какую ещё науку преподавали в Навигацкой школе. (Даёт критерии оценки) 

П   108/160 + (92/160 – 46/160)=

Р 1-5/13 + 4/13 =

И   8/160 + 0 + 79/160=

А   49/60 – (29/60+ 11/60)=

А  1 – 4/13-7/13=

Р   29/60+ 5/54+11/54=

- Кто из вас знает, что такое рапира?

-Слайд 18. Рапира-  старинное колющее оружие. В Навигационной школе преподавали «рапирную науку»: учили будущих офицеров сражаться на рапирах. 

Подведение итогов: -Какова цель задания?-Удалось ли правильно решить примеры?-Какое правило вы применили?- Оцените свою работу. Капитаны получают жетон и фрагмент карты

Читают распоряжение начальника Навигацкой школы адмирала Фёдора Алексеевича Головина.

Класс делится на 3 группы, выбирается капитан, распределяются роли в команде, получают задание.

Ученики рассматривают слайд презентации

Ученики получают карточки с дробями. Командир первой команды читает задание.

«Мозговой штурм»- работа в группе

 

Проверка по ключевому слову «Гардемарины»

Ученики рассматривают слайд. Знакомятся с понятие гардемарины

Ученики подводят итог выполненного задания, оценивают себя, команда- победитель получает жетон.

Командир второй  команды читает задание.

Учащиеся  отвечают на вопросы блиц- турнира.

Проверяют по эталону, оценивают по критериям.

300:10 · 5 = 150 (шт)

9·3-9=18 (ч)

15-15:5·3=6 (руб.)

6:3 ·2=4 (руб.)

140: 2·7-140=350 (в)

Ученики подводят итог. Капитаны получают за каждое верно выполненное задание 1жетон и

фрагмент карты.

Рассматривают слайд презентации

Командир 3 команды читает задание

«Групповая дискуссия» работа  выполняют в группе.

Предположение детей.

Ученики подводят итог. Капитаны получают жетон и фрагмент карты.

Рассматривают слайд презентации

«Мозговой штурм» работа в группах

Проверка по ключевому слову

45     9      154     87     12    2

60    60   160     160    13    13

Р       А      П       И      Р     А

Ученики отвечают на вопрос

Рассматривают слайд презентации и знакомятся со словом рапира.

Подводят итог. Капитаны получают жетон и фрагмент карты

Познавательные.

Поиск нужной информации, принятие информации;

Коммуникативные Планировать и согласовывать выполнение совместной деятельности, распределять роли;

Регулятивные оценивать результаты деятельности (своей, команды);

Коммуникативные Взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывая позицию собеседника;

Личностные Понимать роль математических действий в жизни человека;

Познавательные анализировать, сравнивать, группировать;

Коммуникативные

Умение слышать, слушать и понимать учителя;

Личностные Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве;

Регулятивные

Планировать учебную деятельность на уроке;

Познавательные Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач;

Коммуникативные

Высказывать свою версию решения, предлагать способ её проверки;

Личностные принимать причины успеха и неудач;

Регулятивные

Планировать учебную деятельность на уроке;

Коммуникативные

Умение слышать, слушать и понимать учителя;

Личностные Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению задания;

Регулятивные

Планировать учебную деятельность на уроке;

Предметные Предметная готовность к предстоящей деятельности;

Коммуникативные

Умение слышать, слушать и понимать учителя;

Познавательные.

Поиск нужной информации, принятие информации;

Регулятивные. Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют контроль, вносят коррективы в свои действия;

Коммуникативные .

Учитывают разные мнения, контролируют действия партнёра. Формируют собственное мнение;

Личностные. Формируют способность к самооценке. Проявляют интерес к новому;

Личностные:

 - осознают собственные мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;

Познавательные:  осознают способы и приёмы действий при решении учебных задач;

Коммуникативные: работа в группах;

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, члена команды);

4 Завершение игры. Рефлексия

-Слайд 19. Молодцы, все задания выполнили. Садимся в машину времени и возвращаемся в класс.

Подведём итог всей игры:- Какую цель ставили перед собой? – Достигли ли мы цели?- Проанализируйте свои действия, как участников игры. -С какой информацией вы поделитесь с друзьями, родителями?- Капитаны, посчитайте жетоны. Объявляется победитель сегодняшней игры- путешествия. Сложите фрагменты карты.

-Слайд 20. Вы собрали карту маршрутов Великой Северной экспедиции. Капитаны приберегите её до следующего урока.

-Слайд 21. Прочитайте четверостишие. Какую из строчек вы выбираете для себя. Оцените свою работу на уроке.

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!

Домашнее задание. Стр. 52 №4, стр.54 №2

Ученики подводят общий итог игры, анализируют свои действия, как участников игры.

Капитаны считают жетоны.

Вся команда складывает фрагменты карты.

Рассматривают слайд презентации

Регулятивные. Оценивают свои достижения.

Личностные. Уметь оценивать результат своей работы.

Прогнозирование изменений модели в зависимости от действий игроков.

Основные трудности

Способы преодоления

Затруднение в формулировании цели урока

Совместный анализ моделируемой ситуации и определение проблемы, формулирование цели и задач совместно

Затруднение в правильности выполнения заданий

Совместное исправление ошибок

Возникновение избыточного эмоционального напряжения

Создание группы психологической поддержки

Несогласие части участников с итогами игры

Рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры

Эмоциональная подавленность ряда участников

Провести послеигровую консультацию

Используемые источники:

1. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. – Издательство МИРОС МАИК.

2. Селевко Г.К. Игровые технологии // Школьные технологии.

3. Учебник 1 часть, авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких.

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в  задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

 _______________________________                                                                    _______________________________-

                            подпись                                                                                                    расшифровка подписи

                                                                                                                                           «      » _________________2015


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возвышение Москвы. История основания города Москвы.

Исторические события, связанные с обединением земель вокруг Москвы. Программа Л.В.Занкова....

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме: "Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"

Презентация к уроку литературного чтения по теме:"Москва начала XIX века. И.А.Крылов "Слон и Моська"...

"Российская империя в XVII веке" проверочная работа по окружающему миру

Предлагаю вашему вниманию проверочные работы по окружающему миру (история) 4 класс...