ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)
Гусева надежда Сергеевна
учитель начальных классов МАОУ «Лицей №11 г. Благовещенска», Россия,
г. Благовещенск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Развитие словесно-логического мышления является основной задачей реализации содержания начального курса математики и информатики.В статье рассматриваются педагогические условия организации обучения решению логических задач, способствующие успешному развитию словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики
Ключевые слова: словесно-логическое мышление младшего школьника, обучение решению логических задач, педагогические условия
Гуманизация и гуманитаризация школьного образования предъявляют новые требования к процессу обучения математике младших школьников. Это обусловлено, прежде всего, активным сензитивным периодом психического развития детей младшего школьного возраста.
Основной задачей реализации содержания предметной области «Математика и информатика» в соответствии с ФГОС начального (общего) образования, является развитие у младших школьников словесно-логического мышления.
Вопросы развития словесно-логического мышления учащихся начальных классов в процессе обучения математике широко представлены в психолого-педагогических и методических исследованиях. На сегодняшний день выявлены различные подходы к определению словесно-логического мышления (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), выявлены операционный состав, уровни и критерии развития словесно-логического мышления (П.Я. Гальперин и др.), сформулированы особенности и этапы развития словесно-логического мышления у младших школьников, разработана методическая концепция обучения математике младших школьников, в основу которой положена идея развития словесно-логического мышления (Н.Б. Истомина и др.).
Основным средством развития словесно-логического мышления младших школьников, по мнению А.Г. Асмолова, являются логические задачи. Они знакомят учащихся с различными видами логических задач, учат анализировать ситуацию, работать с линейными и разветвленными алгоритмами, устанавливать причинно-следственные связи, описывать процесс в табличной, схематической, словесно-логической формах и виде блок-схем, строить последовательность умозаключений, приводящих к получению результата.
Однако, как показывает опыт работы, в практике обучения недостаточно используются имеющиеся разработки, связано это с тем, что:
- В учебниках, которыми располагают учителя, логические задачи периодически встречаются, но на уроке они используются крайне редко;
- Учащиеся испытывают трудности, связанные с недостаточным владением математических понятий и их логических конструкций;
Разрешение противоречия между требованиями стандарта начального общего образования и реализацией этих требований в практике обучения младших школьников решению логических задач является целью данной статьи.
Мы считаем, что словесно- логическое мышление младших школьников будет успешным если:
- Логические задачи будут систематически и целенаправленно включаться в урок.
- Учащимся будут предложены специальные задания на овладение математическими конструкциями логических высказываний.
Для того, чтобы реализовать первое условие, учителю необходимо иметь свою систему логических задач. Логические задачи в достаточном объеме представлены в тетрадях на печатной основе «Учимся решать логические задачи» (Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова), которые могут быть использованы учителем в качестве дополнительного материала. Система логических задач в учебниках Н.Б. Истоминой представлена такими видами как задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами, задачи про шутников и правдолюбов, задачи на взвешивание, переливание, переправы.
При реализации второго условия, учитель должен подбирать развивающие задания для овладения учащимися логическими конструкциями. Целесообразно использовать задания, в основу которых положен методический прием восстановления готовых рассуждений с пробелами. Так же можно использовать такой методический прием как конструирование высказывания на основе текста задачи; выбор истинного высказывания из предложенных, преобразование некорректных высказываний. Работа с логическими задачами должна быть построена так, чтобы учащиеся сначала смогли самостоятельно найти способ решения, а затем обсудить с одноклассниками. Учитель должен использовать диалогово-дискуссионные формы работы.
Одним из активных средств развития словесно-логического мышления младших школьников ученые называют логические задачи. Однако, сама по себе логическая задача не способствует развитию соответствующего вида мышления. Необходимо создать специальную развивающую среду, в которой логическая задача становится активным действенным средством развития словесно-логического мышления школьника. Такую среду, по мнению Н.Б. Истоминой, обеспечивают обучающие задания, то есть задания, которые создают методические условия для овладения ребенком, как новыми знаниями, так и активным использованием ранее изученных понятий и способов действий в процессе усвоения новых. Эти задания характеризуются вариативностью формулировок, активным использованием методических приемов сравнения, выбора, преобразования, конструирования, моделирования, включением в процесс выполнения заданий приемов умственных действий и логических умозаключений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Клёцкина Анна Анатольевна
доцент кафедры педагогики и методики начального образования
ФГБОУ ВО «БГПУ», Россия, г. Благовещенск
ann-kleckina@yandex.ru
Гусева надежда Сергеевна
учитель начальных классов МАОУ «Лицей №11 г. Благовещенска», Россия,
г. Благовещенск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Развитие словесно-логического мышления является основной задачей реализации содержания начального курса математики и информатики.В статье рассматриваются педагогические условия организации обучения решению логических задач, способствующие успешному развитию словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики
Ключевые слова: словесно-логическое мышление младшего школьника, обучение решению логических задач, педагогические условия
Гуманизация и гуманитаризация школьного образования предъявляют новые требования к процессу обучения математике младших школьников. Это обусловлено, прежде всего, активным сензитивным периодом психического развития детей младшего школьного возраста.
Основной задачей реализации содержания предметной области «Математика и информатика» в соответствии с ФГОС начального (общего) образования, является развитие у младших школьников словесно-логического мышления.
Вопросы развития словесно-логического мышления учащихся начальных классов в процессе обучения математике широко представлены в психолого-педагогических и методических исследованиях. На сегодняшний день выявлены различные подходы к определению словесно-логического мышления (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.), выявлены операционный состав, уровни и критерии развития словесно-логического мышления (П.Я. Гальперин и др.), сформулированы особенности и этапы развития словесно-логического мышления у младших школьников, разработана методическая концепция обучения математике младших школьников, в основу которой положена идея развития словесно-логического мышления (Н.Б. Истомина и др.).
Основным средством развития словесно-логического мышления младших школьников, по мнению А.Г. Асмолова, являются логические задачи. Они знакомят учащихся с различными видами логических задач, учат анализировать ситуацию, работать с линейными и разветвленными алгоритмами, устанавливать причинно-следственные связи, описывать процесс в табличной, схематической, словесно-логической формах и виде блок-схем, строить последовательность умозаключений, приводящих к получению результата.
Однако, как показывает опыт работы, в практике обучения недостаточно используются имеющиеся разработки, связано это с тем, что:
- В учебниках, которыми располагают учителя, логические задачи периодически встречаются, но на уроке они используются крайне редко;
- Учащиеся испытывают трудности, связанные с недостаточным владением математических понятий и их логических конструкций;
Разрешение противоречия между требованиями стандарта начального общего образования и реализацией этих требований в практике обучения младших школьников решению логических задач является целью данной статьи.
Мы считаем, что словесно- логическое мышление младших школьников будет успешным если:
- Логические задачи будут систематически и целенаправленно включаться в урок.
- Учащимся будут предложены специальные задания на овладение математическими конструкциями логических высказываний.
Для того, чтобы реализовать первое условие, учителю необходимо иметь свою систему логических задач. Логические задачи в достаточном объеме представлены в тетрадях на печатной основе «Учимся решать логические задачи» (Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова), которые могут быть использованы учителем в качестве дополнительного материала. Система логических задач в учебниках Н.Б. Истоминой представлена такими видами как задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами, задачи про шутников и правдолюбов, задачи на взвешивание, переливание, переправы.
При реализации второго условия, учитель должен подбирать развивающие задания для овладения учащимися логическими конструкциями. Целесообразно использовать задания, в основу которых положен методический прием восстановления готовых рассуждений с пробелами. Так же можно использовать такой методический прием как конструирование высказывания на основе текста задачи; выбор истинного высказывания из предложенных, преобразование некорректных высказываний. Работа с логическими задачами должна быть построена так, чтобы учащиеся сначала смогли самостоятельно найти способ решения, а затем обсудить с одноклассниками. Учитель должен использовать диалогово-дискуссионные формы работы.
Одним из активных средств развития словесно-логического мышления младших школьников ученые называют логические задачи. Однако, сама по себе логическая задача не способствует развитию соответствующего вида мышления. Необходимо создать специальную развивающую среду, в которой логическая задача становится активным действенным средством развития словесно-логического мышления школьника. Такую среду, по мнению Н.Б. Истоминой, обеспечивают обучающие задания, то есть задания, которые создают методические условия для овладения ребенком, как новыми знаниями, так и активным использованием ранее изученных понятий и способов действий в процессе усвоения новых. Эти задания характеризуются вариативностью формулировок, активным использованием методических приемов сравнения, выбора, преобразования, конструирования, моделирования, включением в процесс выполнения заданий приемов умственных действий и логических умозаключений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова – М., 2008г.– 152 с.
2. Истомина, Н.Б. Формирование умения рассуждать в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 2014. – № 7. – C. 87-91.
3. Истомина, Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы/ Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, – 2012. –48 с.
4. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования /С.Л. Рубинштейн – М., 2008.– 328 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников
Презентация Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/22/picture-168635-1448177978.jpg)
Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников
Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников в виде презентации...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/16/picture-36301-1442390185.jpg)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...
Развитие основ технического мышления у младших школьников
Статья с описанием методических приемов, направленных на развитие технического мышления у учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/30/picture-1167600-1569834090.jpg)
Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/26/picture-1453060-1674722613.jpg)
Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе организации работы с творческими проектами во внеурочной деятельности
Мы выдвинули гипотезу о том, что использование творческих проектов во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов будет способствовать развитию познавательных УУД, если в процессе работы буд...