ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Надежда Сергеевна Гусева

 

Гусева надежда Сергеевна

учитель начальных классов МАОУ «Лицей №11 г. Благовещенска», Россия,

г. Благовещенск

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: Развитие словесно-логического мышления является основной задачей реализации содержания начального курса математики и информатики.В статье рассматриваются педагогические условия организации обучения решению логических задач, способствующие успешному развитию словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики

Ключевые слова:  словесно-логическое мышление младшего школьника, обучение решению логических задач, педагогические условия

 

Гуманизация и гуманитаризация школьного образования предъявляют новые требования к процессу обучения математике младших школьников. Это обусловлено, прежде всего, активным сензитивным периодом психического развития детей младшего школьного возраста.

Основной задачей реализации содержания предметной области «Математика и информатика» в  соответствии с ФГОС начального (общего) образования, является развитие у младших школьников словесно-логического мышления.

Вопросы развития словесно-логического мышления учащихся начальных классов в процессе обучения математике широко представлены в психолого-педагогических и методических исследованиях. На сегодняшний день выявлены различные подходы к определению словесно-логического мышления (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.),  выявлены операционный состав, уровни и критерии развития словесно-логического мышления (П.Я. Гальперин и др.), сформулированы особенности и этапы развития словесно-логического мышления у младших школьников, разработана методическая концепция обучения математике младших школьников, в основу которой положена идея развития словесно-логического мышления (Н.Б. Истомина и др.).

Основным средством развития словесно-логического мышления младших школьников, по мнению А.Г. Асмолова, являются логические задачи. Они знакомят учащихся с различными видами логических задач, учат анализировать ситуацию, работать с линейными и разветвленными алгоритмами, устанавливать причинно-следственные связи, описывать процесс в табличной, схематической, словесно-логической формах и виде блок-схем,  строить последовательность умозаключений, приводящих к получению результата.

Однако, как показывает опыт работы, в практике обучения недостаточно используются имеющиеся разработки, связано это с тем, что:

  1. В учебниках, которыми располагают учителя, логические задачи периодически встречаются, но на уроке они используются крайне редко;
  2. Учащиеся испытывают трудности, связанные с недостаточным владением математических понятий и  их логических конструкций;

        Разрешение противоречия между требованиями стандарта начального общего образования и реализацией этих требований в практике обучения младших школьников решению логических задач является целью данной статьи.

Мы считаем, что словесно- логическое мышление младших школьников будет успешным если:

  1. Логические задачи будут систематически и целенаправленно включаться в урок.
  2. Учащимся будут предложены специальные задания на овладение математическими конструкциями логических высказываний.

Для того, чтобы реализовать первое условие, учителю необходимо иметь свою систему  логических задач. Логические задачи в достаточном объеме представлены в тетрадях на печатной основе «Учимся решать логические задачи» (Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова), которые могут быть использованы учителем в качестве дополнительного материала. Система логических задач в учебниках Н.Б. Истоминой представлена такими видами как задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами, задачи про шутников и правдолюбов, задачи на взвешивание, переливание, переправы.

При реализации второго условия, учитель должен подбирать развивающие задания для овладения учащимися логическими конструкциями. Целесообразно использовать задания, в основу которых положен методический прием восстановления готовых рассуждений с пробелами. Так же можно использовать такой методический прием как конструирование высказывания на основе текста задачи; выбор истинного высказывания из предложенных, преобразование некорректных высказываний. Работа с логическими задачами должна быть построена так, чтобы учащиеся сначала смогли самостоятельно найти способ решения, а затем обсудить с одноклассниками. Учитель должен использовать диалогово-дискуссионные формы работы.

Одним из активных средств развития словесно-логического мышления младших школьников ученые называют логические задачи. Однако, сама по себе логическая задача не способствует развитию соответствующего вида мышления. Необходимо создать специальную развивающую среду, в которой логическая задача становится активным действенным средством развития словесно-логического мышления школьника. Такую среду, по мнению Н.Б. Истоминой, обеспечивают обучающие задания, то есть задания, которые создают методические условия для овладения ребенком, как новыми знаниями, так и активным использованием ранее изученных понятий и способов действий в процессе усвоения новых. Эти задания характеризуются вариативностью формулировок, активным использованием методических приемов сравнения, выбора, преобразования, конструирования, моделирования, включением в процесс выполнения заданий приемов умственных действий и логических умозаключений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gusevoy_n._2.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Клёцкина Анна Анатольевна

доцент кафедры педагогики и методики начального образования

ФГБОУ ВО «БГПУ», Россия, г. Благовещенск

ann-kleckina@yandex.ru

Гусева надежда Сергеевна

учитель начальных классов МАОУ «Лицей №11 г. Благовещенска», Россия,

г. Благовещенск

guseva_nadyushka@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Развитие словесно-логического мышления является основной задачей реализации содержания начального курса математики и информатики.В статье рассматриваются педагогические условия организации обучения решению логических задач, способствующие успешному развитию словесно-логического мышления младших школьников на уроках математики

Ключевые слова:  словесно-логическое мышление младшего школьника, обучение решению логических задач, педагогические условия

Гуманизация и гуманитаризация школьного образования предъявляют новые требования к процессу обучения математике младших школьников. Это обусловлено, прежде всего, активным сензитивным периодом психического развития детей младшего школьного возраста.

Основной задачей реализации содержания предметной области «Математика и информатика» в  соответствии с ФГОС начального (общего) образования, является развитие у младших школьников словесно-логического мышления.

Вопросы развития словесно-логического мышления учащихся начальных классов в процессе обучения математике широко представлены в психолого-педагогических и методических исследованиях. На сегодняшний день выявлены различные подходы к определению словесно-логического мышления (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.),  выявлены операционный состав, уровни и критерии развития словесно-логического мышления (П.Я. Гальперин и др.), сформулированы особенности и этапы развития словесно-логического мышления у младших школьников, разработана методическая концепция обучения математике младших школьников, в основу которой положена идея развития словесно-логического мышления (Н.Б. Истомина и др.).

Основным средством развития словесно-логического мышления младших школьников, по мнению А.Г. Асмолова, являются логические задачи. Они знакомят учащихся с различными видами логических задач, учат анализировать ситуацию, работать с линейными и разветвленными алгоритмами, устанавливать причинно-следственные связи, описывать процесс в табличной, схематической, словесно-логической формах и виде блок-схем,  строить последовательность умозаключений, приводящих к получению результата.

Однако, как показывает опыт работы, в практике обучения недостаточно используются имеющиеся разработки, связано это с тем, что:

  1. В учебниках, которыми располагают учителя, логические задачи периодически встречаются, но на уроке они используются крайне редко;
  2. Учащиеся испытывают трудности, связанные с недостаточным владением математических понятий и  их логических конструкций;

        Разрешение противоречия между требованиями стандарта начального общего образования и реализацией этих требований в практике обучения младших школьников решению логических задач является целью данной статьи.

Мы считаем, что словесно- логическое мышление младших школьников будет успешным если:

  1. Логические задачи будут систематически и целенаправленно включаться в урок.
  2. Учащимся будут предложены специальные задания на овладение математическими конструкциями логических высказываний.

Для того, чтобы реализовать первое условие, учителю необходимо иметь свою систему  логических задач. Логические задачи в достаточном объеме представлены в тетрадях на печатной основе «Учимся решать логические задачи» (Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова), которые могут быть использованы учителем в качестве дополнительного материала. Система логических задач в учебниках Н.Б. Истоминой представлена такими видами как задачи на установление взаимно-однозначного соответствия между множествами, задачи про шутников и правдолюбов, задачи на взвешивание, переливание, переправы.

При реализации второго условия, учитель должен подбирать развивающие задания для овладения учащимися логическими конструкциями. Целесообразно использовать задания, в основу которых положен методический прием восстановления готовых рассуждений с пробелами. Так же можно использовать такой методический прием как конструирование высказывания на основе текста задачи; выбор истинного высказывания из предложенных, преобразование некорректных высказываний. Работа с логическими задачами должна быть построена так, чтобы учащиеся сначала смогли самостоятельно найти способ решения, а затем обсудить с одноклассниками. Учитель должен использовать диалогово-дискуссионные формы работы.

Одним из активных средств развития словесно-логического мышления младших школьников ученые называют логические задачи. Однако, сама по себе логическая задача не способствует развитию соответствующего вида мышления. Необходимо создать специальную развивающую среду, в которой логическая задача становится активным действенным средством развития словесно-логического мышления школьника. Такую среду, по мнению Н.Б. Истоминой, обеспечивают обучающие задания, то есть задания, которые создают методические условия для овладения ребенком, как новыми знаниями, так и активным использованием ранее изученных понятий и способов действий в процессе усвоения новых. Эти задания характеризуются вариативностью формулировок, активным использованием методических приемов сравнения, выбора, преобразования, конструирования, моделирования, включением в процесс выполнения заданий приемов умственных действий и логических умозаключений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова – М., 2008г.– 152 с.

2. Истомина, Н.Б. Формирование умения рассуждать в процессе решения логических задач / Н.Б. Истомина // Начальная школа. – 2014. – № 7. – C. 87-91.

3. Истомина, Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы/ Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, – 2012. –48 с.

4. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования /С.Л. Рубинштейн – М., 2008.– 328 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников

Презентация  Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников...

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления для младших школьников в виде презентации...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В условиях социально-экономических реформ, происходящих сегодня в России, особую значимость имеет проблема профилактики девиантного (отклоняющего) поведения среди детей младшего и старшего школьного в...

Развитие основ технического мышления у младших школьников

Статья с описанием методических приемов, направленных на развитие технического мышления у учащихся...

Развитие наглядно-образного мышления у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью. Представлено описание и результаты экспериментального исследования наглядно-образного мы...

Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе организации работы с творческими проектами во внеурочной деятельности

Мы выдвинули гипотезу о том, что использование творческих проектов во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов будет способствовать развитию познавательных УУД, если в процессе работы буд...