ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.
методическая разработка по математике (1 класс)
Важное место в курсе математики начальных классов арифметические действия.
Цели данной разработки:
- формирование у учащихся осознанных прочных навыков сложения и вычитания;
- на конкретном материале показать возможность отработки определённых навыков в игровой форме;
- привитие детям интерес к математике;
- доказать, что правильно организованные дидактическая игра, что является важной функцией в формировании навыка вычислений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.
Важное место в курсе математики начальных классов занимают. арифметические действия. Это объясняется не только значимостью вычислительных навыков для дальнейшего обучения в средней школе, но и их практической необходимостью в жизни людей. Таким образом, повышение качества обучения математике в начальных классах в значительной мере зависит от прочных вычислительных навыков, сформированных у младших школьников.
Основная задача начального курса математики - формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 20 и табличных навыков умножения и деления. Осознанность навыков обеспечивается тем, что заучиванию таблиц сложения и вычитания, умножения и деления предшествует знакомство учащихся с вычислительными приёмами, которые используются ими при самостоятельном составлении таблиц.
Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому, полезно включать эти упражнения в игровые ситуации, игры.
С этой целью включаю игры и игровые упражнения в урок математики. Среди них «Лесенка», «Молчанка», «Угадай пример», «Круговые примеры», «Математическая эстафета» и т.д.
К играм, которые наиболее часто используют учителя в практике, можно добавить игру, в основе которой лежит так называемый «Магический квадрат». В учебнике математики для 1 класса дети встречаются с магическими квадратами.
При знакомстве с «магическим квадратом» детям предлагается задание: «Сложи числа по строкам, по столбцам, с угла на угол».
Выполнив задание, ученики убеждаются в том, что все найденные суммы равны.
При выполнении следующих упражнений учащиеся могут уже проверять, являются ли данные квадраты магическими.
Целесообразно предлагать задания, последовательно усложняя их.
1. Заполнение пропусков в предложенном магическом квадрате.
1) | 4 | 9 | 2 |
5 | |||
8 | 6 |
Например, в первом квадрате надо записать три числа, во втором четыре, в третьем - пять чисел.
3) | |||
6 | |||
3 | 10 | 5 | |
2) | 7 | 2 | |
6 | |||
10 | 5 |
- Преобразование занимательного квадрата. Например, дан магический квадрат:
5 | 10 | 3 |
4 | 6 | 8 |
9 | 2 | 7 |
Составить подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц. Увеличивая, например, на 3, получим квадрат:
Наблюдения за работой на уроке показывают, что дети с удоволь-ствием выполняют такие задания.
- Самостоятельное составление квадрата. Используя карточки с цифрами, например: 1,2,3,4,5,6,7,8,9 составить занимательный квадрат, чтобы сумма была равна 15; используя карточки 4,5, 6, 10, 11, 12, составить занимательный квадрат, чтобы сумма была равна 18 и т.п.
С магическими квадратами можно организовать фронтальную, индивидуальную и групповую работу на уроке. Примеры фронтальной работы:
5 | 2 | 2 |
0 | 3 | 6 |
4 | 4 | 1 |
Вначале дети поочерёдно у доски находят суммы по строчкам, столбцам, с угла на угол, остальные ученики записывают примеры в тетради:
5+2+2=9 5+0+4=9 5+3+1=9
0+3+6=9 2+3+4=9 2+3+4=9
4+4+1=9 2+6+1=9
Сравнивая все полученные результаты, дети сами замечают основное свойство магических квадратов.
Аналогично можно проводить работу по преобразованию квадратов. На дом можно предлагать задание - придумать свои магические квадраты, с которыми учитель организует работу на последующих уроках.
Индивидуально работать с квадратами дети больше всего любят по перфокартам. Перфокарты составляются различной трудности, с
помощью которых проверяются вычислительные навыки сложения и вычитания в 1 классе (см. образец).
Можно использовать на уроке групповую форму работы в сочетании с индивидуальной.
Рассмотрим для примера, как можно познакомить Детей с магическими квадратами в III четверти.
Учитель заранее заготавливает карточки с двумя различными числовыми квадратами. Каждая парта (два ученика) работают по одной карточке (см. образец).
Ученик, сидящий слева, работает с левым квадратом, другой соот-ветственно с правым.
Учащимся даётся задание сложить все числа по строчкам, столбцам, с угла на угол. После того, как каждый выполнит свою работу, сравнивают полученные результаты, совещаясь с соседом, и делают вывод: у каждого получились все суммы одинаковые: у одного - 15, у другого -18. После выполнения работы учитель, обращаясь к классу, говорит: «В чём волшебное свойство такого квадрата?» Дети делают вывод, что у магического квадрата суммы чисел по строчкам, столбиком и с угла на угол одинаковые.
Внесение элемента соревнования превращают работу с магическими квадратами в игру. Преимущество этой игры в её вариантности.
Рассмотрим некоторые игры:
12 | 27 | 6 |
9 | 15 | 21 |
24 | 3 | 18 |
1. Дан квадрат:
Учитель вызывает двоих или троих учеников. Каждый из них должен записать на доске пример, при решении которого сумму можно найти более удобным способом. Победитель - ученик, первый выполнивший задание. Верный ответ: (21+9) + 15
(24+6) + 15
(27+3) + 15
(12+18)+15
Такую игру целесообразно проводить в конце первого года обучения.
- «Кто быстрее?».
Нужно составить магический квадрат из фишек или карточек с числами , если известна сумма. Можно проводить эстафету по рядам на заполнение или преобразование квадратов.
- «Найди моё место».
Дан магический квадрат, в котором некоторые клеточки пустые. Есть карточки с числами 9,4,8,3. Победит тот, кто быстрее расставит все карточки по местам. Включение подобных игр в устный счёт оживляет работу на уроке и способствует формированию вычислительных навыков.
Для организации устных вычислений на уроке удобно использовать решение примеров по кругу, работу с которыми можно начинать с изучения сложения и вычитания в пределах 10.
4. Игра -путешествие.
Учитель сообщает, что сегодня дети на уроке математики отправятся в необыкновенное путешествие. Рассматривая рисунки (см. образец), дети видят, что в домиках «живут» буквы. Путешествуя по определённым правилам от одного домика к другому, можно составить много слов. Чтобы правильно составить слова, задуманные учителем, надо соблюдать следующие правила:
- слова составляются по порядку. Порядок слов записан на крышах домов;
- решаются записанные внизу домиков круговые примеры, в которых ответ предыдущего примера равен первому числу (компоненту) второго примера и т.д.
- круговые примеры надо искать по строчкам, номер которых обозначен на «трубе» предыдущего домика.
В игре побеждает тот, кто раньше всех составит все задуманные учителем слова.
Понятно, чтобы зашифровать азбуку с домиками, учитель заранее придумывает слова, которые дети будут составлять, считает, сколько и каких букв в этих словах, шифрует домики определённым числом данных букв и круговыми примерами.
Не менее интересные игры можно проводить на уроке, используя занимательные рамки и лабиринты.
Важным является то, что рассмотренные игры представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, учитель меньше затрачивает времени на пояснение содержания и правил игры. С другой, постепенно усложнённая игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.
В процессе правильно организованной игры дети незаметно для себя выполняют большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе, что играет важную роль в формировании навыка вычислений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-126616-1352386901.jpg)
Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания
Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-110213-1352143267.jpg)
Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"
В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-337569-1384975035.jpg)
Формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения
Как бегло, осознанно, выразительно научить читать в темпе разговорной речи к концу начальной школы? Из опыта работы....
Доклад.Тема: « Как добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма».
Кого из учителей не волнует тема формирования навыков грамотного письма? Ведь учителя призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться успеха, результатов в этом во...
Формирование прочных навыков устных вычислений
Задания для устного счета на уроках математики в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-445622-1400581689.jpg)
Формирование навыков устных вычислений у младших школьников с нарушениями зрения.
У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности при выполнении математических заданий, и повышение уровня сформированности устных вычислительных навыков возможно путем специально организ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-160753-1355038195.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике включают большой интересный ...