ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.
методическая разработка по математике (1 класс)

Тарасова Ирина Николаевна

Важное место в курсе математики начальных классов арифметические действия.

Цели данной разработки:

- формирование у учащихся осознанных прочных навыков сложения и вычитания;

- на конкретном материале показать возможность отработки определённых навыков в игровой форме;

- привитие детям интерес к математике;

- доказать, что правильно организованные дидактическая игра, что является важной функцией в формировании навыка вычислений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ.

Важное место в курсе математики начальных классов занимают. арифметические действия. Это объясняется не только значимостью вычислительных навыков для дальнейшего обучения в средней школе, но и их практической необходимостью в жизни людей. Таким образом, повышение качества обучения математике в начальных классах в значительной мере зависит от прочных вычислительных навыков, сформированных у младших школьников.

Основная задача начального курса математики - формирование у учащихся осознанных, прочных, доведённых до автоматизма навыков сложения и вычитания в пределах 20 и табличных навыков умножения и деления. Осознанность навыков обеспечивается тем, что заучиванию таблиц сложения и вычитания, умножения и деления предшествует знакомство учащихся с вычислительными приёмами, которые используются ими при самостоятельном составлении таблиц.

Прочность и автоматизм навыков достигается в процессе упражнений. Но выполнение однотипных упражнений утомляет детей, поэтому, полезно включать эти упражнения в игровые ситуации, игры.

С этой целью включаю игры и игровые упражнения в урок математики. Среди них «Лесенка», «Молчанка», «Угадай пример», «Круговые примеры», «Математическая эстафета» и т.д.

К играм, которые наиболее часто используют учителя в практике, можно добавить игру, в основе которой лежит так называемый «Магический квадрат». В учебнике математики для 1 класса дети встречаются с магическими квадратами.

При знакомстве с «магическим квадратом» детям предлагается задание: «Сложи числа по строкам, по столбцам, с угла на угол».

Выполнив задание, ученики убеждаются в том, что все найденные суммы равны.

При выполнении следующих упражнений учащиеся могут уже проверять, являются ли данные квадраты магическими.

Целесообразно предлагать задания, последовательно усложняя их.

1. Заполнение пропусков в предложенном магическом квадрате.

1)

4

9

2

5

8

6

Например, в первом квадрате надо записать три числа, во втором четыре, в третьем - пять чисел.

3)

6

3

10

5

2)

7

2

6

10

5

         


  1. Преобразование занимательного квадрата. Например, дан магический квадрат:

5

10

3

4

6

8

9

2

7

Составить подобный квадрат, увеличивая или уменьшая каждое число на несколько единиц. Увеличивая, например, на 3, получим квадрат:

Наблюдения за работой на уроке показывают, что дети с удоволь-ствием выполняют такие задания.

  1. Самостоятельное составление квадрата. Используя карточки с цифрами, например: 1,2,3,4,5,6,7,8,9 составить занимательный квадрат, чтобы сумма была равна 15; используя карточки 4,5, 6, 10, 11, 12, составить занимательный квадрат, чтобы сумма была равна 18 и т.п.

С магическими квадратами можно организовать фронтальную, индивидуальную и групповую работу на уроке. Примеры фронтальной работы:

5

2

2

0

3

6

4

4

1

Вначале дети поочерёдно у доски находят суммы по строчкам, столбцам, с угла на угол, остальные ученики записывают примеры в тетради:

        5+2+2=9        5+0+4=9        5+3+1=9

        0+3+6=9        2+3+4=9        2+3+4=9

                                                                4+4+1=9            2+6+1=9

Сравнивая все полученные результаты, дети сами замечают основное свойство магических квадратов.

Аналогично можно проводить работу по преобразованию квадратов. На дом можно предлагать задание - придумать свои магические квадраты, с которыми учитель организует работу на последующих уроках.


Индивидуально работать с квадратами дети больше всего любят по перфокартам. Перфокарты составляются различной трудности, с

помощью которых проверяются вычислительные навыки сложения и вычитания в 1 классе (см. образец).

Можно использовать на уроке групповую форму работы в сочетании с индивидуальной.

Рассмотрим для примера, как можно познакомить Детей с магическими квадратами в III четверти.

Учитель заранее заготавливает карточки с двумя различными числовыми квадратами. Каждая парта (два ученика) работают по одной карточке (см. образец).

Ученик, сидящий слева, работает с левым квадратом, другой соот-ветственно с правым.

Учащимся даётся задание сложить все числа по строчкам, столбцам, с угла на угол. После того, как каждый выполнит свою работу, сравнивают полученные результаты, совещаясь с соседом, и делают вывод: у каждого получились все суммы одинаковые: у одного - 15, у другого -18. После выполнения работы учитель, обращаясь к классу, говорит: «В чём волшебное свойство такого квадрата?» Дети делают вывод, что у магического квадрата суммы чисел по строчкам, столбиком и с угла на угол одинаковые.

Внесение элемента соревнования превращают работу с магическими квадратами в игру. Преимущество этой игры в её вариантности.

Рассмотрим некоторые игры:

12

27

6

9

15

21

24

3

18

1. Дан квадрат:

Учитель вызывает двоих или троих учеников. Каждый из них должен записать на доске пример, при решении которого сумму можно найти более удобным способом. Победитель - ученик, первый выполнивший задание. Верный ответ:   (21+9) + 15

  (24+6) + 15

   (27+3) + 15

                                                   (12+18)+15

Такую игру целесообразно проводить в конце первого года обучения.

  1. «Кто быстрее?».

Нужно составить магический квадрат из фишек или карточек с числами , если известна сумма. Можно проводить эстафету по рядам на заполнение или преобразование квадратов.

  1. «Найди моё место».

Дан магический квадрат, в котором некоторые клеточки пустые. Есть карточки с числами 9,4,8,3. Победит тот, кто быстрее расставит все карточки по местам. Включение подобных игр в устный счёт оживляет работу на уроке и способствует формированию вычислительных навыков.


Для организации устных вычислений на уроке удобно использовать решение примеров по кругу, работу с которыми можно начинать с изучения сложения и вычитания в пределах 10.

4. Игра -путешествие.

Учитель сообщает, что сегодня дети на уроке математики отправятся в необыкновенное путешествие. Рассматривая рисунки (см. образец), дети видят, что в домиках «живут» буквы. Путешествуя по определённым правилам от одного домика к другому, можно составить много слов. Чтобы правильно составить слова, задуманные учителем, надо соблюдать следующие правила:

  1. слова составляются по порядку. Порядок слов записан на крышах домов;
  2. решаются записанные внизу домиков круговые примеры, в которых ответ предыдущего примера равен первому числу (компоненту) второго примера и т.д.
  3. круговые примеры надо искать по строчкам, номер которых обозначен на «трубе» предыдущего домика.

В игре побеждает тот, кто раньше всех составит все задуманные учителем слова.

Понятно, чтобы зашифровать азбуку с домиками, учитель заранее придумывает слова, которые дети будут составлять, считает, сколько и каких букв в этих словах, шифрует домики определённым числом данных букв и круговыми примерами.

Не менее интересные игры можно проводить на уроке, используя занимательные рамки и лабиринты.

Важным является то, что рассмотренные игры представляют собой систему. С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, учитель меньше затрачивает времени на пояснение содержания и правил игры. С другой, постепенно усложнённая игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.

 В процессе правильно организованной игры дети незаметно для себя выполняют большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе, что играет важную роль в формировании навыка вычислений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания

Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...

Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"

В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...

Формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения

Как бегло, осознанно, выразительно научить читать в темпе разговорной речи к концу начальной школы? Из опыта работы....

Доклад.Тема: « Как добиться результатов в формировании прочных навыков грамотного письма».

Кого из учителей не волнует тема формирования навыков грамотного письма? Ведь учителя призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться успеха, результатов в этом во...

Формирование прочных навыков устных вычислений

Задания для устного счета на уроках математики в начальных классах...

Формирование навыков устных вычислений у младших школьников с нарушениями зрения.

У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности при выполнении математических заданий, и повышение уровня сформированности устных вычислительных навыков возможно путем специально организ...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...