Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
статья на тему

Ванчук Анна Владимировна

    Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.

Программы по математике  включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.

Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете школы по теме:

 «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

    Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.

Программы по математике  включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для младших школьников довольно сложными.

Эти навыки должны формироваться осознанно и прочно, так как на их базе строится весь начальный курс обучения математике.

На уроках математики  формируются такие приемы логического мышления, как сравнение, обобщение, объединение.

    Что способствует успешной работе по формированию вычислительных навыков?

  • Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • учёт индивидуальных особенностей ребенка, его жизненного  опыта, предметно-действенного и наглядно-образного мышления;
  • использование вычислительных заданий, характеризующихся  вариативностью формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей  и зависимостей;
  • задания, позволяющие развивать гибкость мышления,  математическую речь ребенка, не вызывающие эмоциональной усталости и монотонности в работе;
  •  использование нестандартных приемов в формировании вычислительных навыков
  • ребенок должен непосредственно включаться в поиск путей решения возникшей проблемы (незнакомого вида примеров и т.д.) и путем проб  и мыслительных логических операций формулировать  «свой» способ решения;
  • использование системы диагностических самостоятельных работ для отработки скорости и правильности вычислений
  • использование на уроках  игровых ситуаций, элементов соревнований, различных головоломок, ребусов; использование моделей (графических, символических, предметных);
  • правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений (вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно);

    Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 -10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Необходимое условие формирования вычислительных навыков – это умение учителя организовывать внимание детей.  В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое  в духовный мир ребенка вливается живительный  поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Работая в первом классе,(Ванчук, Вершинина, Зинченко) приходится много думать, искать, творить. В результате родились игры-путешествия: «В цирке», «Почта», «В лесной школе», «Звездное небо», «Рыбалка», «Парашютисты», «Собери поезд», «Проверь Незнайку», «Рыболов», «Собери грибы в лукошко» и другие. Эти игры время от времени повторяются, успешно используются во втором классе.(Суслова, Сафронова, Чакина).  В игру задания превращает метод их проведения – эмоциональность, непринужденность, занимательность. В играх-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке. Всем интересно. Всё больше в практику входят интерактивные игры, игры-тренажёры. («Тачки», «Поймай снежинку», «В гостях у дяди Фёдора», «Найди звезду»).  Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматического навыка математические задания.

Всем известна игра  «магический квадрат» (Орлова, Кайденко, Туфлинская, Михайлова, Онищенко) При знакомстве с «магическим квадратом» детям предлагаю задание: «Сложите числа по строкам, по столбцам, с угла на угол»

7

2

9

8

6

4

3

10

5

Выполнив задание, ученики убеждаются в том, что все найденные суммы равны.

Целесообразно предлагать задания,  последовательно усложняя их. Заполнение пропусков в предложенном квадрате.

Например, в первом надо записать три числа, а во втором четыре.                              

4

9

2

 

5

 

8

6

7

2

           

6

 

10

5

         

  1. Преобразование занимательного квадрата.
  2. Самостоятельное составление квадратов.

    Внесение элемента соревнования превращает работу с магическими квадратами в игру.

     Учебные задания  с нематематической информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков.

   Основной принцип  работы учителей начальных классов – это учение без принуждения, основанное на достижении  успеха, на переживании радости в овладении тем или иным “секретом” счета, на подлинном интересе ученика к предмету.

Как учил выдающийся математик и педагог Д.Пойа, который называл математику школой мышления, учитель на уроках должен:

- учить учащихся догадываться;

- учить учащихся доказывать;

- не навязывать свое мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы".

Данная публикация представляет собой выступление на педсовете по теме " Внедрение новых технологий обучения - основа качественного образования начальной школы". Приложен опыт работы....

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....

Выступление на педагогическом совете школы на тему «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»

Выступление на педагогическом совете образовательного комплекса на тему: «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО» адресовано в первую очере...

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

Выступление на педагогическом совете школы на тему: Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе.

Выступление на педагогическом совете школы на тему: Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к учащимся во внеурочной работе....