Подготовка к решению задач в два действия 1 кл
план-конспект урока по математике (1 класс)

Синицина Надежда Викторовна

Данный урок проведён в рамках фестиваля "Открытый урок" 2019 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект36 КБ
Office presentation icon Презентация1.34 МБ
Microsoft Office document icon Самоанализ36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс: 1

Тема урока: «Подготовка к решению задач в два действия» УМК «Школа России»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели: создать условия для закрепления умения решать задачи и изученных видов, проведения подготовительной работы к изучению темы «Составные задачи», развития умения составлять краткую запись задачи, навыков устного счёта, развития внимания, памяти у обучающихся при решении задач; воспитывать умение работать в паре, в коллективе.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся выполнять вычисления в пределах второго десятка с опорой на знание нумерации; использовать математическую терминологию при чтении математических равенств; решать задачи изученных видов, дополнять условие задачи недостающими данными; наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика- партнёра по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии.

Личностные: проявлять уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Здоровьесберегающие: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке; организовать двигательную активность, гимнастику для глаз.

Оборудование:

Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, учебник 1 класс 2 часть, М.И. Моро , «Математика», ШР «Просвещение», карточки.

Для учащихся: учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, магнитики.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

–А теперь посмотрите на экран и повторяйте за мной:  

2 слайд

Мы умные, мы дружные

Мы внимательные, мы старательные

Мы в первом классе учимся

Все у нас получится.

- Какой у нас сейчас урок? (математика)

Математика сложна,
Но говорим с почтением,
Что математика нужна
Всем без исключения!

Ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически мыслить и находить выход из любой ситуации.

- Посмотрите на экран. Какие качества помогут нам повести урок плодотворно и интересно? Уберите лишние:

3 слайд

Быстрота          Уныние

Терпение             Медлительность

Аккуратность   Трудолюбие

 Страх                Внимание

- Проверим готовность к работе:

-Руки? Дети: «На месте!»

-Ноги? Дети: «На месте!»

-Локти? Дети: «У края!»

-Спина? Дети: «Прямая!»

  1. Актуализация знаний

- Выполнив задание на карточке «Арифметическая мозаика», вы узнаете имя сказочного героя.  У каждого ученика карточка с записанными на ней числами. Ученик считает и закрашивает полученное число.

15

Д

4

н

8

й

13

с

12

о

14

ц

19

о

18

р

16

к

3

ф

2

г

10

ю

5

л

7

м

1

у

9

в

17

ш

20

ч

6

я

11

а

-к 10 прибавь 2 (12)

-уменьши 10 на 1 (9)

-увеличь 7 на 3 (10)

-найди сумму чисел 10 и 5 (15)

- вычти 1 из 9 (8)

-найди разность чисел 9 и 2(7)

-какое число идёт при счёте после числа 19(20)

- какое число стоит между числами 15 и 17(16)

-стоит перед числом 20 (19)

- какое число меньше 12 на 1(11).

4 слайд  Проверка:  - Какое слово получилось? (Дюймовочка)

5 слайд  Игра «Собери букет»

Решите цепочку примеров, и вы узнаете, какие цветы любит Дюймовочка:

10 – 6 + 10 – 4 + 8 – 1 – 7 – 8 …(2)

(Подснежник - в переводе с древнегреческого означает молочноцветковый, за белую окраску цветков. Подснежники названы так за очень раннее цветение, происходящее буквально из-под снега. Англичане называют этот цветок снежной каплей или снежной сережкой, а немцы снежным колокольчик.)

  1. Целеполагание

6 слайд

-Тема урока спряталась в шараде.

Нам, ребята, разгадать шараду надо.

Первый слог – предлог,

Второй и третий – летний дом,

А целое, порой, решается с трудом.  (Задача)

– Что такое задача? (Задача – это краткие математические рассказы с вопросом.)  Прочитать в толковом словаре толкование слова задача.(читает ученик)

7 слайд

-Прочитайте слова (условие, вопрос, квадрат, решение, ответ), найдите лишнее слово. Что объединяет эти слова?

- Поставьте их в правильном порядке. (по щелчку) Условие – вопрос – решение – ответ

- Кто может сказать, чем мы будем сейчас заниматься? (Мы будем решать задачи.)

С помощью этих слов сформулируйте задачи урока.

8 слайд

Дополнять…(условие задачи)

Ставить…(вопрос к условию задачи)

Составлять… (краткую запись)

А задачи, ребята, интересно решать.

Из решений можно очень многое узнать.

У каждой задачи свой сюжет.

И надо найти на вопрос ответ.

4.Самоопределение к деятельности

-Дюймовочка приготовила для вас задачи – ловушки.

-Что значит  задача-ловушка?  (в ней не хватает каких-то данных или, наоборот, есть лишние данные)

-Объясните, что в них не так, исправьте ошибки и решите.

 9 слайд

* На кочке сидели 8 лягушек. 2 лягушки прыгнули в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?

* У Димы 5 мячей. А у Вити 10 мячей.

*Мама купила груши. За обедом дети съели 2 груши. Сколько груш осталось?

* У Светы 10 кукол, а у Лены на 2 куклы меньше. На сколько кукол меньше у Лены, чем у Светы?

10 слайд

-Решите задачу:

Дюймовочка собрала для ласточки 10 зёрнышек пшеницы и 7 зёрнышек овса. (Задачу решить нельзя, потому что нет вопроса)

- Дополните задачу вопросом, чтобы она решалась так: 10+7,        10-7

(Дети дополняют вопрос задачи и указывают решение)

11 слайд

-Решите вторую задачу:

Дюймовочка увидела на полянке 8 жёлтых бабочек. Сколько бабочек стало? (В условии не хватает данных)

- Дополните условие задачи, чтобы она решалась так:

8-2,               8+2

(Учащиеся дополняют условие и указывают решение)

 -Какие компоненты необходимы для того, чтобы решить задачу?     (Условие и вопрос)

        

5.Работа по теме урока

Работа по учебнику.

Откройте учебники на с.60 найдите №1. Что там? (задачи).

  • Посмотрите на первую задачу. Прочитайте ее. Каких данных нам не хватает для того, чтобы решить задачу? (нам неизвестно, сколько было открыток в киоске сначала)

Давайте представим, что в киоске сначала было 14 открыток. Как мы будем решать эту задачу?

  • Посмотрите на вторую задачу. Прочитайте ее. Каких данных нам не хватает для того, чтобы решить задачу? (нам неизвестно, на сколько больше туристов в другой группе)

Давайте представим, что во второй группе на 3 туриста больше, чем в первой. Как мы будем решать эту задачу?

  • Посмотрите на третью задачу. Прочитайте ее. Каких данных нам не хватает для того, чтобы решить задачу? (нам неизвестно, сколько лет сестре)

Давайте представим, что сестре 2 года. Как мы будем решать эту задачу?

Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали: раз, два, три.

Ручками похлопали:  раз, два, три.

Вправо ниже наклоняйся.

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем. Поморгаем

И решать мы начинаем.

- Найдите №2.

- Прочитайте задачи.

– Чем они похожи?

- Как вы думаете, связаны ли они между собой?

- Прочитайте еще раз первую задачу.

- Что в задаче известно?

- О чем спрашивается?

- Как будем решать эту задачу?

- Посмотрите на вторую задачу и прочитайте ее.

- О чем говорится в условии?

- Каков вопрос задачи?

- Какие слова, по вашему мнению, являются главными?

- Сколько книг было у Тани?(14)

- Сколько книг она подарила?(1)

- Сколько книг у нее осталось? (Это нужно узнать)

Запись:

Было – 14 к.

Подарила – 1 к.

Осталось - ?

- Каким действием будем решать задачу?

- Почему?

- Запишите решение.

14-1=13(к.)

Ответ: 13 книг осталось у Тани.

(решение задачи дети записывают в тетради. Ответ первой задачи проговаривают.)

-Теперь посмотрите очень внимательно на эти 2 задачи, они связаны между собой. Чем похожи эти задачи?

- Как можно сделать из них 1 задачу? Что можем убрать из первой задачи, а что из второй? (Из первой-вопрос, а из второй - часть условия)

6.Закрепление изученного материала 

а)Творческое задание:

- Ребята приготовили свои цепочки задач. Вам нужно из двух задач сделать одну.

- Чья задача была самой интересной?

- Решите эту задачу. (Ученик решает у доски с краткой записью)

б)- Сейчас вы будете работать в парах. У вас есть карточки. На них 2 задачи. Вам нужно их прочитать, сделать из этих задач одну задачу и решить ее.

- Что мы убираем из первой задачи, а что из второй? (Из первой- вопрос, а из второй - часть условия)

1) В вазе было 3 красных яблока и 7зелёных. Сколько всего было яблок в вазе?

2) В вазе было 10яблок. За обедом съели 5яблок. Сколько яблок осталось в вазе?

(решают дети на карточках)

7.Итог:

- Чему учились на уроке? (Дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи, составлять краткую запись)

 

-Продолжите фразу:  (на доске)

- я могу……

- я научился….

- я хочу…..

8. Рефлексия.

- Вспомните, какие цветы любит Дюймовочка. (подснежники)

- У меня на доске – подснежники. Поставьте магнитики на:

-Раскрытый цветок если урок понравился, вы справились со всеми заданиями, довольны собой.

- Полураскрытый – если урок понравился, но задания были не такими уж легкими, вам было трудно, но вы справились.

 - Закрытый  - если задания на уроке оказались слишком трудные. Вам нужна помощь!

- Ребята, у которых магнитики на закрытом цветке, не расстраивайтесь, мы с вами учимся, в следующий раз все обязательно получится, только нужно постараться.

Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие. Я говорю вам всем сегодня: « Молодцы! Спасибо за урок!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Тема: «Подготовка к решению задач в два действия» (1 класс) Синицина Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5г. Кольчугино

Слайд 2

Мы умные, мы дружные Мы - внимательные, мы – старательные. Мы в первом классе учимся и всё у нас получится!

Слайд 3

Быстрота Терпение Аккуратность Страх Уныние Медлительность Трудолюбие Внимание

Слайд 4

Арифметическая мозаика 15 Д 4 н 8 й 13 с 12 о 14 ц 19 о 18 р 16 к 3 ф 2 г 10 ю 5 л 7 м 1 у 9 в 17 ш 20 ч 6 я 11 а

Слайд 5

Игра «Собери букет» 1 2 3 4

Слайд 6

Шарада ЗА НА ИЗ

Слайд 7

Условие, квадрат, ответ, решение, вопрос Расставьте в правильном порядке Условие Вопрос Решение Ответ Прочитайте слова, найдите лишнее слово:

Слайд 8

Дополнять… Ставить… Составлять… условие задачи вопрос к условию задачи из цепочки задач одну задачу

Слайд 9

На кочке сидело 8 лягушек, 2 лягушки прыгнули в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду? У Димы 5 мячей, а у Вити 10 мячей. Мама купила груши. За обедом дети съели 2 груши. Сколько груш осталось? 4. У Тани 10 кукол, а у Лизы на 3 куклы меньше. На сколько кукол у Лизы меньше, чем у Тани? Задачи-ловушки

Слайд 10

Решение задач Дюймовочка собрала для ласточки 10 зёрнышек пшеницы и 7 зёрнышек овса. Дополните задачу вопросом, чтобы она решалась так: 10 – 7 = 3 10 + 7 = 17

Слайд 11

Решение задач Дюймовочка увидела на полянке 8 жёлтых бабочек. Сколько бабочек стало? Дополните условие задачи, чтобы она решалась так: 8 – 2 = 6 8 + 2 = 10



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики, проведенного в 1 классе 14.03.2019 г.

Тема урока: «Подготовка к решению задач в два действия» УМК «Школа России»

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цель: создать условия для закрепления умения решать задачи и изученных видов, проведения подготовительной работы к изучению темы «Составные задачи», развития умения составлять краткую запись задачи, навыков устного счёта, развития внимания, памяти у обучающихся при решении задач.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование нравственных качеств личности: целеустремленности, самостоятельности, трудолюбия.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

а) познавательные:

  • развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и знаний;
  • развитие умения искать, выделять и моделировать информацию;
  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать аналогии.

б) регулятивные:

  • формирование умения выделять и формулировать познавательную цель и ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • развитие умения работать с информацией.

в) коммуникативные:

  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в устной форме;
  • формирование умения работать в статичных парах, в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции в совместной деятельности.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке;

- закреплять умение решать задачи изученных видов, дополнять условие задачи недостающими данными;  

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у учащихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос,  стимулировала желание узнать больше. На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Ученики смогли самостоятельно определить тему урока и учебные задачи.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
           Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности обучающихся, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке
. Для воспитания интереса к учёбе и предмету присутствовали межпредметные связи (с уроком окружающего мира, русского языка).

На уроке были использованы следующие формы и  методы обучения: словесные (устное сообщение, диалог); наглядные (мультимедийная презентация); методы устного и письменного контроля и самоконтроля; практические (преобразование «цепочки» задач в одну задачу).
          Использовала различные формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, самостоятельная. На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению).

С целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы на индивидуальных карточках, которые содержали задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока: ответы на вопросы учителя; устный счет; «арифметическая мозаика»; решение задач изученных видов.

Использованы такие виды контроля, как: ученик - ученик (при работе в парах); самоконтроль и взаимоконтроль; ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом).

В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу.

          Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Перегрузки обучающихся на уроке не было, так как проведена динамическая пауза и физминутка для глаз; чередование письменных и устных заданий.

В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности.

 Целей урок достиг, что подтверждают осознанные ответы обучающихся на итоговые вопросы по теме урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика, 1класс. "Повторение. Подготовка к решению задач в два действия"

Урок математики в 1 классе по теме "Повторение. Подготовка к решению задач в два действия" с использованием устройства MIMIO....

"Повторение. Подготовка к решению задач в 2 действия"- конспект урока математики

quot;Повторение. Подготовка к решению задач в 2 действия"- конспект урока математики в 1 классе УМК "Школа России"...

Тема урока. Связь между суммой и слагаемыми. Подготовка к решению задач в 2 действия.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:Как называются числа при сложении?Как связаны слагаемые и сумма между собой?Сколько примеров на вычитание можно составить к примеру на сложение?...

Повторение изученного по теме «Числа от 11 до 20. Нумерация». Подготовка к решению задач в два действия.

Урок математики 1 класс .создать условия для закрепления состава изученных чисел; формирования умения сравнивать числа; развивать навыки устного счёта;  продолжать пропедевтическую работу по теме...

Повторение изученного по теме «Числа от 11 до 20. Нумерация». Подготовка к решению задач в два действия.

создать условия для закрепления состава изученных чисел; формирования умения сравнивать числа; развивать навыки устного счёта;  продолжать пропедевтическую работу по теме «Задача»; со...