Конспект урока по математике. Программа - "Школа России". 1 класс. Тема урока - "Прибавить и вычесть число 4. Решение задач"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Князькова Наталья Викторовна

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема -  "Прибавить и вычесть число 4. (Второй урок по этой теме.)  Решение задач". Обучающиеся повторяют состав чисел в пределах первого десятка, закрепляют приёмы прибавления и вычитания числа 4, учатся анализировать и решать задачи, работают с геометрическим материалом. Конспект разработан для проведения урока в классе с достаточно хорошей математической подготовкой обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики.  1 класс.

Н.В. Князькова, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»,

г. Реутов Московской области.

Тема: «Прибавить и вычесть число 4. Решение задач»

Цель:  закрепление умения прибавлять и вычитать число 4 разными способами

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять приёмы сложения и вычитания числа 4.
  • Формировать умение анализировать и решать арифметические задачи.
  • Совершенствовать навык каллиграфического письма.
  1. Развивающие:
  • Развивать познавательную активность учащихся.
  • Совершенствовать уровень развития математической речи. 
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Развивать мышление, внимание, память.
  1. Воспитательные:
  • Формировать ответственность, усидчивость, познавательный интерес, аккуратность при выполнении записей в тетради и на доске.

Оборудование:  учебник «Математика» 2 часть М.И.Моро, рабочая тетрадь, сигнальные карточки для оценивания ответов детей, веер с цифрами, зелёные ручки для самопроверки, таблица и варианты решения №5 с. 9 на экране.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала  (второй урок по теме).

   Ход урока.

1) Организационный этап.

Прозвенел опять звонок,

Начинаем мы урок.

Будем все внимательны,

Будем рассуждать.

И примеры, и задачи

Мы научимся решать.

2) Постановка цели и задач урока.

Учитель. Откройте учебник на странице 9. Рассмотрите материалы урока.

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Дети. Будем решать задачи, находить значения выражений. Повторим состав чисел. Будем работать с геометрическим материалом.

Учитель. Молодцы. А ещё мы повторим приёмы сложения и вычитания, какого числа? (4)

3) Актуализация знаний.

Индивидуальные задания (3 человека – к доске):

а) «заселить» домики: состав чисел 4, 6, 8.

                                                                                           

б) Найти значение выражения разными способами:

5 + 4 =

 

     в)  Найти значение выражения разными способами:

9 – 4 =  

Чистописание – цифра 4.

Подготовка к устному счёту:

Какое число получится, если к числу прибавить 1? Вычесть один?

Какое число получится, если из числа вычесть предыдущее?

Как можно прибавить к числу 3? Как разными способами  вычесть 4?

Сколько единиц в одном десятке?

Устный счёт (дети используют веер с цифрами):

5 увеличить на 3;

из семи вычесть 1;

найти сумму девяти и одного;

6 уменьшить на 2;

найти разность пяти и трёх;

из восьми вычесть 7;

6 увеличить на 4;

из десятка вычесть 5 единиц.

К какому числу нужно прибавить 3, чтобы получить 7?

Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получить 5?

На сколько 5 больше двух?

Какое число на 2 больше шести?

Проверка индивидуальных заданий:

а) Используем сигнальные карточки:

правильно – синий цвет;

неправильно – красный.

б) и в) Обучающиеся сами объясняют вычислительные приёмы:

5 + 4                                    5 + 4                                 5 + 4                                     

5 + 2 + 2                         5 + 3 + 1                        5 + 1 + 3

9 – 4                                     9 – 4                                    9 – 4                                                 

9 – 2 – 2                          9 – 3 – 1                         9 – 1 – 3

Учитель. Какой способ вы считаете самым удобным?

4) Закрепление пройденного материала. Решение задач.

Учитель. Прочитайте задачу №1 с. 9.

Обсудите в парах, какие здесь главные слова.

Прочитайте задачу выразительно, выделяя голосом главные слова.

Какие слова будем использовать для краткой записи задачи?

Записываем в тетради.

Купила – 10 яиц.

Съели – 4 яйца.

Осталось – ?

Нарисуем схему к задаче (на доске).

                      10

        съели                          ост.  

           4                        ?                        

Учитель. В этой задаче нужно найти целое или часть?

Как найти часть? (Чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть).

Назовите решение задачи.

10 – 4

Как можно отнять 4?

Самостоятельно найдите значение этого выражения и запишите ответ задачи.

Проверка.

Физкультминутка.

Конь меня в дорогу ждёт,

Бьёт копытом у ворот.

Быстро на коня вскочу,

Не поеду, полечу.

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок.

Там, за дальнею рекой,

Помашу тебе рукой.

№2 с. 9. Составляем задачу.

На подносе было 10 пирожков, а в тарелке на 4 меньше. Сколько пирожков было на тарелке?

Учитель. Что значит «на 4 меньше»?

Выполняем рисунок (ученик – на доске, все остальные – в тетради).

Учитель. Как будем решать задачу? Почему?

Запишите решение и ответ.

Проверка. Прочитайте решение. Как отнимали 4? Какой вычислительный приём использовали? Скажите полный ответ задачи.

№3 с. 9 – выполняем устно.

А теперь записываем в тетрадях только решения задач, можно без наименований. Ответ записывать не нужно.

Учитель читает каждую задачу 1 раз.

У Саши 5 солдатиков, а у Вовы на 3 больше. Сколько солдатиков у Вовы?

Ира помыла на 4 тарелки больше, чем Маша. Сколько тарелок помыла Ира, если Маша помыла 6 тарелок.

Из класса вышли 3 мальчика и  4 девочки. Сколько детей вышли из класса?

Самопроверка. Используем зелёные ручки.

№4 с. 9 – первый столбик.

Читаем выражения по-разному и находим их значения:

6 минус 3;

из шести вычесть 3;

найти разность шести и трёх;

уменьшаемое 6, вычитаемое 3…        

Второй столбик – решаем самостоятельно.

Проверка.

Читаем каждый пример: «К сумме чисел пяти и трех прибавить 1». Называем результат. Отвечаем на вопрос: «Сколько всего прибавили к пяти?» (4) Каким способом прибавляли 4?

Аналогично разбираем остальные примеры.

Заполняем таблицу (на экране) – устно, по цепочке.

Учитель. Какое правило нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?

(Чтобы найти слагаемое, нужно из суммы вычесть другое слагаемое.)

слагаемое

2

1

4

слагаемое

4

2

СУММА

8

7

9

10

6

Работа с геометрическим материалом.

№5 с.9 – дети обсуждают в парах, предлагают варианты решения. Демонстрируем на экране.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Чем мы занимались сегодня на уроке?

Кто понял, как прибавлять 4 (вычитать 4) – поднимите синий круг.

Кто не понял – красный.

Кому было интересно – поднимите синий круг.

Кому трудно – красный.

Используемые  ресурсы:

Чикунова Любовь Геннадьевна «Сайт воспитателя детского сада»

«Физкультминутки и пальчиковые гимнастики». 27.01.2015 г.