Общеобразовательная программа по дополнительному образованию "Планета счетоводов"
рабочая программа по математике (1, 2 класс)

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_planeta_schetovodov.docx82.7 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 806»

121351,  Москва, ул. Полоцкая, дом 21

ИНН 7731173523

КПП 773101001

ОГРН 1027700507306

Тел.(495) 417 – 92 – 20

Факс: (495) 416 – 04 – 20

Е-mail:school_806@mail.ru

Сайт: sch806.mskobr.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Название дополнительной общеразвивающей программы

«Планета счетоводов»

Направленность

техническая

Уровень

ознакомительный

Возраст обучающихся

7-9 лет

Срок реализации программы

1 год

Объем программы

36 часов

Форма организации процесса обучения

очная, групповая

Ф.И.О., должность разработчика программы:

Педагог дополнительного образования Кубышкина С.В.

Москва, 2020 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка

1.1.

Введение

2

1.2.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

2

1.3.

Цель и задачи реализации программы

3

1.4.

Принципы и подходы к реализации программы

3-4

1.5.

Категория обучающихся

5

1.6.

Срок реализации и объем программы

5-8

1.7.

Формы организации образовательной деятельности

8

1.8.

Режим занятий

6-9

  1. Содержание

2.1.

Учебный (тематический) план

8-11

  1. III. Организационно-педагогические условия

реализации программы

3.1.

Методические материалы. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

12

3.2.

Дидактические материалы

12

3.3.

Материально-технические условия реализации программы

12

3.4

Кадровое обеспечение реализации программы

12

Список литературы

13

Приложение

14-15

Расписание занятий

15

I.        Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1. Введение

Программа кружка «Планета счетоводов» относится к технической направленности по дополнительному образованию.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 г.;  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

1.2.Актуальность  и педагогическая целесообразность программы

Программа определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

1.3. Цель и задачи реализации программы

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли

1.4. Принципы и подходы к реализации программы

1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
2.Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4. Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5. Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 37 занятий.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.
 
1.5.Категория обучающихся

Программа ориентирована на воспитанников 7-9 школьного возраста.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

1.6. Срок реализации и объем программы

Дополнительная образовательная программа «Планета счетоводов» рассчитана на один год обучения, 36 учебных часов.

1.7. Формы организации образовательной деятельности

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 45 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

практико-ориентированные учебные занятия;

творческие мастерские;

тематические праздники, конкурсы, выставки;

семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Ожидаемые результаты

и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

простое наблюдение,

проведение математических игр,

опросники,

анкетирование

психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

II.        Содержание

2.1. Учебный (тематический) план

Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

лекция

П/ р

С/ р

Дата проведения

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

1

Определение интересов, склонностей учащихся.

2. Счет.

1

1

презентация «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

1

устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах.

1

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

1

работа с алгоритмами

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

1

составление математических ребусов

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

1

решение теста -кроссворда

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

1

работа с алгоритмом

9. Решение ребусов и логических задач.

1

1

самостоятельная работа

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

1

составление схем, диаграмм

11. Загадки - смекалки.

1

1

составление загадок, требующих математического решения

12. Игра «Знай свой разряд».

1

1

работа с таблицей разрядов

13. Обратные задачи.

1

1

работа в группах «Найди пару»

14. Практикум «Подумай и реши».

1

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса.

1

инсценирование задач

16. «Газета любознательных».

1

1

проектная деятельность

17.Решение нестандартных задач.

1

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18.Решение олимпиадных задач.

1

1

решение заданий повышенной трудности

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

1

решение заданий повышенной трудности

20. Школьная олимпиада

1

1

решение заданий повышенной трудности

21. Игра «Работа над ошибками»

1

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

22.Математические горки.

1

1

решение задач на преобразование неравенств

23. Наглядная алгебра.

1

1

работа в группах: инсценирование

24.Решение логических задач.

1

1

схематическое изображение задач

25.Игра «У кого какая цифра»

1

1

творческая работа

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

27.Задачи с многовариантными решениями.

1

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

1

Работа в парах по решению задач

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

1

составление знаковых систем

31.Задачи с многовариантными решениями. Продолжение

1

1

индивидуальная работа

32.Математический КВН

1

1

работа в группах

33. Отработка заданий КВН

1

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

34.Решение нестандартных задач.

1

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

35.Решение олимпиадных задач.

1

1

решение заданий повышенной трудности

36.Решение задач игры «Заврики»

1

1

решение заданий повышенной трудности

  1. Методические материалы. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Результат реализации программы «Планета счетоводов» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

3.2.      Дидактические материалы:      

- иллюстрации;

- фотографии;

- видео – аудиозаписи

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

3.3. Материально-технические условия реализации программы:

тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножниц

3.4. Кадровое обеспечение реализации программы

Для реализации программы и образовательного процесса с воспитанниками должен работать педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника.

Список литературы

1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

Ссылки на сайт.

https://uchi.ru/

https://infourok.ru/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Приложение 2. Расписание занятий на 2020 учебный год

День недели

Время работы

1

Понедельник

14.00-15.00

2

Четверг

14.00-15.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы Народные инструменты СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГИТАРА КЛАССИЧЕСКАЯ ШЕСТИСТРУННАЯ срок реализации : 5 -7 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Ямальская детская музыкальная школа»Мыскаменское отделение Разработчик: Ермолович Л.Г.СПЕЦИАЛЬНОСТЬГИТАРА КЛАС...

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ДОМРА Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Народные инструменты» Срок реализации 5 -6 лет

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей«Ямальская детская музыкальная школа»Мыскаменское отделение Разработчик: Ермолович Л.Г. СПЕЦИАЛЬНОСТЬДОМРА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной Программы «Фортепиано» (8-9-летний срок обучения)

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1.Область применения программы. 1.2. Место учебного предмета в структуре дополнительной пре...

Адаптированная общеобразовательная программа 1 дополнительного и 1 основного класса для коррекционной школы с ОВЗ

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной...