ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»
рабочая программа по технологии по теме

Удовенко Татьяна Мансуровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»

 

 

«Волшебный мир оригами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»       

                                                                     

Принято на заседании

педагогического совета

«___»_____________2014 года

Протокол №____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУДОД ДДЮТ

____________Л.Ф. Рязанцева

Приказ № ________

от «___»_________2014 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»

«Волшебный мир оригами»

Возраст детей: 7-11 лет

Срок реализации: 3 года

Направленность: социально-педагогическая

Уровень образования: начальное общее

                                                           Составитель: педагог дополнительного образования

                                                             Удовенко Татьяна Мансуровна

г. Новомосковск

2008 год

I. Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа соответствует социально-педагогической  направленности, рассчитана на детей в возрасте

7-11 лет и реализуется в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  предмета «Оригами» в Школе творческого развития «Радуга» МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества. Срок реализации – 3 года, уровень реализации – начальное общее образование. Программа «Волшебный мир оригами» включает в себя различные техники работы с бумагой и другими материалами из бумажной основы, пригодными для изготовления поделок и сувениров в технике оригами.    

Отличительные особенности программы. В состав программы включено календарное планирование, так как изготовление поделок, открыток и сувениров осуществляется к различным праздникам.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

• быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

• быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Одним из видов деятельности, развивающего творческие способности, является конструирование, так как  связано с эмоциональной стороной жизни человека, в которой и  находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. В конструировании проявляются также и многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко -  творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами. 

Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
В каждой стране на эти вопросы находится свой ответ. Для японцев оригами является частью культуры, традиции, истории, философии жизни. Оригами для британцев - еще один вид клубной деятельности, так же как для американцев. Сами фигурки - только повод для общения. Голландцы с их любовью украшать быт симпатичными безделушками используют оригами как чисто прикладное искусство. Даже несложные модели, сделанные из качественной бумаги, в умелых руках голландских домохозяек превращаются в украшение интерьера.

В России свой путь развития. С одной стороны, мы можем заниматься оригами как самостоятельным видом творчества, но знакомство с  возможностями складывания бумаги выявило удивительную особенность этого искусства: оригами можно рассматривать и как прием обучения и развития творческого потенциала ребенка в целом, который способствует:

развитию у детей способности работать руками под контролем сознания, при этом у них совершенствуется мелкая моторика рук, точность движения пальцев, происходит развитие глазомера;
концентрации внимания: заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
стимулированию развития памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
активизации мыслительных процессов: в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным объяснением (объяснение приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
совершенствованию трудовых умений, формированию культуры труда;
• развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса;
развитию композиционных навыков (при составлении тематических композиций);
развитию речи, появлению навыков планирования и  умения последовательно выполнять работу, к чему приводит использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по технологической, пооперационной карте.

Занятия оригами, с точки зрения психологии, получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся.

Кроме того, на занятиях развиваются коммуникативные навыки детей. И последним аргументом в пользу и значимость занятий оригами служит то факт, что единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, независимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что через приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, оказывается влияние на формирование творческой личности и воспитание младших школьников.

Актуальность программы.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. 

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с детьми.

Немаловажен и тот  факт, что занятия оригами позволяют организовать досуг обучающихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Цель данной программы:

формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения младших школьников.

Задачи:
обучающие :

  • формирование пространственных представлений и навыков совершения пространственных преобразований, формирование умений конструировать;
  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • обучение различным приемам работы с бумагой;
  • применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;

развивающие: 

  • гармонизация развития детей, формирование внутренней познавательной мотивации, обогащение и укрепление эмоционально-волевой сферы, социализация ребёнка в процессе осуществления им деятельности, связанной с конструированием из листа бумаги;
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

воспитательные:

  • воспитание интереса к искусству оригами;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Формы и методы обучения.

В технологию включается следующий комплекс методов и приемов:

  • насыщение развивающей среды геометрическими образами;
  • включение терминологических средств математики;
  • использование диалоговой формы проведения занятий;
  • применение опорных чертежей, «базовых форм»;
  • применение стихотворных, сказочных и других форм для целостного сценария действий;
  • стимулирование творчества с помощью тематических занятий;
  • обновление содержания программы.

Структура занятия:

 ▪  подготовка рабочего места к работе;

 ▪  знакомство с темой занятия, анализ образца; уточнение приёмов

 ▪  изготовления поделки;

 ▪  изготовление поделки по образцу или схеме, показу педагога;

 ▪  физминутка, гимнастика для глаз;

 ▪  анализ готовых изделий (отметить наиболее удачные работы, указать на недостатки и способы их исправления).

В результате освоения программы обучающиеся познакомятся с основами прикладного творчества, смогут  более творчески организовать свой досуг, а также использовать полученные знания и навыки для  самостоятельной творческой деятельности.

В процессе обучения на занятиях оригами дети должны усвоить следующие знания:

- названия базовых форм, термины, условные обозначения в схемах, используемые в оригами,

-правила составления композиций,

-тематику декоративных элементов для изготовления открыток к различным праздникам,

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

В процессе обучения на занятиях оригами дети должны

приобрести следующие навыки и умения:

-складывать базовые формы и изделия из них с опорой на инструкционную схему,

- украшать полученные фигурки декоративными элементами,

-делать поздравительные открытки к разным праздникам, используя различные декоративные элементы с определённой тематикой,

-пользоваться шаблоном для разметки деталей,

-овладеть навыками симметричного вырезания,

         - анализировать образец, анализировать свою работу,
        - составлять композицию из готовых поделок,
        - уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить        игрушку.

Подведение итогов обучения проводится в форме педагогического наблюдения, проведения  выставок, экскурсий, расширяющих кругозор обучающихся.

Работа, выполненная обучающимися оценивается  по уровням освоения программы.

Уровни усвоения программы:

  • 1-й уровень – «минимальный»:

1-5 баллов – работа выполнена с нарушениями технологии, неаккуратно, неровно произведена разметка и вырезаны детали, сгибы сделаны неровно, работа выглядит не эстетично, работа не доделана.

  • 2-й уровень - «базовый»:

5-10 баллов – работа выполнена с соблюдением технологии, но неаккуратно, сгибы сделаны неровно, работа выглядит не эстетично.

10-15 баллов – работа выполнена с соблюдением технологии, но допущены недочеты в сборке или  оформлении.

  • 3-й уровень – «высокий»:

15-20 баллов – работа сделана с соблюдением технологии, аккуратно, выглядит эстетично. В оформление работы внесены творческие элементы.

Способы проверки  результатов освоения программы:

- фронтальный и индивидуальный опросы,

- оценивание этапов работы с бумагой : точность разметки, ровность складывания, ровность линии разреза, точность складывания базовой формы, изготовление элементов украшения, умения грамотно украсить готовую работу.

Первый год обучения.

II.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Общее

количество

часов

Теория

Практика

   1.

Вводное занятие

1

1

-

   2.

Поделки, сделанные в технике оригами.

20

4

16

   3.

Поздравительные открытки

3

1

2

  4.

Поделки из разных материалов.

10

1

9

  5.

Итоговое  занятие

2

0,5

1,5

                                         Итого:

36

7,5

28,5

III.1. СОДЕРЖАНИЕ     ПРОГРАММЫ

1.Вводное занятие (1 час). 

Цели и задачи курса. План занятий. Демонстрация изделий. Знакомство с историей возникновения бумаги и искусства оригами. Современные направления оригами. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности и пожаробезопасности.

         2. Поделки, выполненные в технике оригами ( 20 часов )

Теоретические сведения. Свойства бумаги. Знакомство с терминами, принятыми в оригами (базовая форма, квадрат-основа), знакомство со способами изготовления квадрата - основы,  знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами   складывания.

Знакомство со способами  складывания базовых форм «треугольник», «двойной треугольник», «воздушный змей», «блинчик». Обучение чтению схем изготовления базовой формы и изделий из неё. Правила складывания двухслойной бумаги. Основные правила составления композиций.

      Практическая работа. Изготовление  квадрата-основы, складывание из него базовой формы «треугольник», изготовление из базовой формы поделок, украшение поделок аппликацией. Изготовление изделий на основе базовых  форм «двойной треугольник», «воздушный змей», «блинчик».  Аппликативное украшение готовых изделий. Закрепление умения  правильно составлять композицию. Составление композиций «Бабочки на лугу»,

 «Снегирь на ветке».

           3. Поздравительные открытки. ( 3 ч)

  Теоретические сведения. Формы открыток, их назначение, способы декорирования. Основы цветоведения. Знакомство с основами  техники «квиллинг». Особенности работы с шаблоном. Правила разметки по трафарету.

 Практическая работа.  Изготовление открыток различных форм для поздравления с праздниками (Новый год, Пасха, 8 Марта,  День Матери и др.). Декорирование открыток различными элементами из разных материалов. Закрепление навыков работы с шаблоном и трафаретом.

4.Поделки из разных материалов. (10 ч.)

Теоретические сведения. Правила симметричного вырезания. Знакомство с базовой формой  «конус». Знакомство с историями возникновения разных праздников; интересными фактами об особенностях празднования в различных странах. Назначение подарков, сувениров.

Практическая работа. Изготовление подарков и сувениров к различным праздникам с использованием разных материалов. Закрепление умения  работы с нитками, умение использовать шаблоны для  разметки. Закрепление навыков симметричного вырезания. Закрепление навыков работы с шаблоном и трафаретом.

         5. Итоговое занятие. (2ч.)

Практика. Проведение выставки готовых работ, игры с детьми. Подведение итогов обучения.  

К концу первого года обучения обучающиеся должны

знать:

- различные виды бумаги и её назначение;

-правила работы с материалами и инструментами, необходимыми  для занятий оригами, правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- базовые формы «треугольник», «двойной треугольник», «блинчик» и условные обозначения для построения инструкционных схем;

- правила построения композиций;

- способы симметричного вырезания деталей для украшения изделий;

- правила разметки деталей по шаблону;

уметь:

- сложить по схеме с помощью  учителя базовые формы, предусмотренные программой;

- сложить по схеме фигурки несложной формы с опорой на инструкционную схему;

- украсить готовую поделку по образцу;

- работать с несложным шаблоном;

- вырезать несложные симметричные детали.

IV.1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

Сентябрь

1. Вводное занятие. История оригами. Просмотр слайдов «мастера оригами».

2. Базовая форма «треугольник». Стаканчик для игры «попади шариком в стаканчик»

3. Б/ф  «треугольник». Котик (из двух деталей).

4. Б/ф «Треугольник». Щенок (из двух деталей).

Октябрь

1. Б/ф «треугольник». Зайчик с капустой (две детали). Кукла-напёрсток.

2. Б/ф « треугольник». Гусёнок.

3. Б/ф «треугольник». Черепашка.

4. Б/ф «треугольник». Совёнок

5.Б/ф «треугольник». Лисёнок.

Ноябрь

1. Б/ф «двойной треугольник». Бабочка.

2. Б/ф « двойной треугольник. Рыбка.

3. Б/ф «двойной треугольник». Прыгающая лягушка.

4. Подарок ко Дню матери. Открытка для мамы.

Декабрь

Весь месяц проводится работа по изготовлению поделок и сувениров к Новому году.

Мастерская Деда Мороза.

1  Снежинка из  бумаги

2. Поздравительная открытка

3. Ёлочная игрушка «Ангел»

4. Дед Мороз (Снегурочка) из бумаги.

Январь

1. Игровое занятие. Подведение итогов работы за 1-е полугодие.

2. Изготовление фигурки- символа нового года из бумаги (картона)

3. Композиция «Снегирь на ветке рябины». Б/ф «треугольник».Изготовление снегиря.

4.Композиция «Снегирь на ветке рябины». Изготовление фона, деталей, сборка изделия.

Февраль  

1. Б/ф «Трегугольник».Изготовление конверта в технике оригами с открыткой  в форме сердечка.

2. Изготовление подвески –Валентинки.

3. Б/ф « дверь». Автомобиль.

4. Самолёт из картона и бросового материала.

Март

1. Цветок из бумаги в технике оригами

2. Открытка «Нарциссы»

3. Игрушка из ватных шариков «Цыплёнок в яйце»

4. Подвеска «Цыплёнок»

Апрель

1. Корзиночка для пасхального яичка

2. Открытка «Курочка»

3. Базовая форма «Блинчик». Кувшинка на листе

4. Базовая форма «Блинчик». Говорящий лис

Май

1. Базовая форма «Двойной треугольник». Летучая мышь

2.  Б/ф «Блинчик». Говорящий лис.

3.Панно «Лето». Коллективная работа.

4. Итоговое занятие.

Второй год обучения.

II.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН

п/п

Тема

Общее

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Поделки, выполненные в технике оригами.

15

2

13

2.

Открытки к праздникам

4

1

3

3.

Поделки из разных материалов

15

2

13

4.

Итоговое  занятие

2

0,5

1,5

                               Итого:

36

5,5

30,5

III.2. СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ

  1. Поделки, выполненные в технике оригами (15 часов)

Теоретические сведения. Понятие о модульной сборке. Закрепление знаний о способах складывания базовых форм. Обучение чтению схем базовых форм и изделий из них.

Практическая работа. Складывание базовых форм и изделий из них. Закрепление умения составлять композиции с использованием сложенных фигурок, дополнительных деталей и фона. Составление композиций с использованием изготовленных ранее фигурок. Украшение поделок аппликативным способом.

  1. Открытки к праздникам. (4   ч.)

Теоретические сведения. Знакомство с интересными фактами из истории праздников. Рассказы о праздновании некоторых праздников у других народов. Знакомство со способами расположения декоративных элементов на открытке.

Практическая работа. Изготовление праздничных открыток поэтапно: подготовка основы-фона,  украшение основными (объёмными) и дополнительными декоративными элементами. Изготовление усложненных открыток к различным праздникам. Усовершенствование навыков изготовления открыток.

  1. Поделки из разных материалов.  ( 15   ч.)

Теоретические сведения. Знакомство с различными материалами и их свойствами (гофрированная бумага, ватные диски, калька, салфетки, гофрированный картон, трубочки для коктейлей, проволока). Организация поэтапной работы. Правила работы по инструкционной карте. Понятие о технике торцевания. Способы анализа поделки на основе образца (из каких материалов сделано, в какой последовательности, какими декоративными элементами украшено).

Практическая работа.   Усовершенствование навыков работы с бумагой. Закрепление навыков симметричного вырезания. Изготовление усложненных поделок с применением  различных материалов.

Развитие умения создавать поделки  из различных материалов, следуя словесным инструкциям и показу педагога. Украшение поделки деталями по образцу, собственному замыслу.

  1. Итоговое занятие. (2 часа)

Теория. Подведение итогов работы за год. Награждение лучших обучающихся.

Практика.  Организация  итоговой  выставки, игр, викторин.

К концу второго года обучения дети должны

знать:

- названия базовых форм, изученных за год;

- правила составления композиций;

- тематику декоративных элементов для изготовления открыток к различным праздникам;

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

-свойства различных материалов;

- правила создания композиции.

уметь:

-складывать базовые формы и изделия из них с опорой на инструкционную схему;

- украшать полученные фигурки декоративными элементами;

-делать поздравительные открытки к разным праздникам, используя различные декоративные элементы с определённой тематикой;

- правильно пользоваться шаблоном для разметки деталей;

- овладеть навыками симметричного вырезания;

         - анализировать образец, анализировать свою работу;
        - составлять композицию из готовых поделок;
        - уметь красиво, выразительно, эстетически грамотно оформить        игрушку.

IV.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

Сентябрь

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Б/ф. «треугольник». Закладка для книг.

2.Закладка для книг в технике оригами.

3. Панно «Котёнок на окошке»

4. Игрушка для театра из бумаги по выбору детей.

Октябрь

1. Открытка ко дню учителя.

2. Композиция «рыбки в аквариуме».Изготовление рыбок в технике оригами из различных базовых форм.

3. Композиция «Рыбки в аквариуме». Изготовление фона, деталей, оформление готовой работы.

4. Подвеска «Птицы» из бумаги. Разметка по шаблону.

Ноябрь

1. Композиция «Цветное дерево». (Из полосок гофрированной бумаги).

2. Композиция «Весёлые мышки» из бумаги и картона.

3.Фея из разных материалов.

4. Открытка ко Дню Матери.

Декабрь

1. Подвеска «Снеговик»

2.Изготовление фигурки – символа нового года в технике оригами.

3. Ёлочка из бумаги и ажурных салфеток.

4. Новогодняя открытка .

Январь

1. Игровое занятие. Подведение итогов работы за полугодие.

2.Композиция «Птичья столовая». Изготовление птиц в технике оригами.

3.Панно «Зима». (Изготовление фона)

4. Панно «Зима». Изготовление  фигурок животных и птиц в технике оригами.

Февраль

1. Украшение «Сердечко»

2. Кораблик из картона и бросового материала (спичечные коробки)

3. Базовая форма «Воздушный змей».Композиция «Моряк на кораблике».

4. Объёмный цветок из бумаги в подарок маме.

Март

1. Композиция «Цветы»

2. Панно «Весна»

3. Аппликация «Пудель»

4. Б/ф «Блинчик». Подставка для пасхальных яиц.

Апрель

1. Базовая форма Двойной треугольник». Ракета.

2. Поделка из бумаги и картона «Весёлые пришельцы»

3. Открытка для ветерана ко Дню Победы.

4. Групповая работа «праздничный салют»

Май

1. Поделка из бумаги «волшебная палочка». Изготовление звезды из бумаги. Разметка по шаблону.

2. Базовая форма «Треугольник». Корона.

3. «Коробочка «Санбо» в технике оригами.

4. Итоговое занятие в игровой форме.

Третий год обучения.

II.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН

п/п

Тема

Общее

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Поделки, выполненные в технике оригами.

19

1

18

2.

Открытки к праздникам

2

-

2

3.

Поделки из разных материалов

13

1

12

4.

Итоговое  занятие

2

0,5

1,5

                               Итого:

36

2,5

33,5

III.3. СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ

  1. Поделки, выполненные в технике оригами.(19 час)

Теоретические сведения. Понятие о кусудаме. Закрепление знаний о способах складывания базовых форм. Повторение способов складывания изученных базовых форм. Самостоятельное чтение схем базовых форм.

Практическая работа. Усовершенствование умений складывания базовых форм. Закрепление умения составления композиции с использованием сложенных фигурок, дополнительных деталей и фона. Составление композиций с использованием полученных фигурок по собственному замыслу. Украшение поделок  по собственному замыслу.

  1. Открытки к праздникам. (2   ч.)

Теоритические сведения. Закрепление знаний о способах расположения деталей на открытке.

Практическая работа. Изготовление праздничных открыток на основе полученных знаний по собственному замыслу.

  1. Поделки из разных материалов.  ( 13   ч.)

Теоретические сведения. Закрепление знаний о шаблонах, трафаретах, конструктивных схемах, модульной сборке.         Закрепление знаний о цветоведении.

Практическая работа. Самостоятельное изготовление поделок из различных материалов с помощью шаблонов, трафаретов, конструктивных схем. Оформление по собственному замыслу. Коллективные работы.

  1.   Итоговое занятие. (2 часа)

Теория. Подведение итогов. Награждение лучших обучающихся.

Практика. Проведение итоговой выставки, викторины.

К концу третьего года обучения дети должны

знать:

- названия базовых форм, изученных за год,

-правила составления композиций,

-тематику декоративных элементов для изготовления открыток к различным праздникам,

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

уметь:

-складывать базовые формы и изделия из них с опорой на инструкционную схему,

- украшать полученные фигурки декоративными элементами,

-делать поздравительные открытки к разным праздникам, используя различные декоративные элементы с определённой тематикой,

-самостоятельно пользоваться шаблоном для разметки деталей,

-владеть навыками симметричного вырезания,

         - анализировать образец, анализировать свою работу,
        - составлять композицию из готовых поделок,
        - уметь красиво, выразительно, эстетически грамотно и самостоятельно оформить        игрушку.

IV.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗГОТОВОЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ

Сентябрь

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Закладка для книги в технике оригами.

2.Кленовые листья.

3. Карандашница. Базовая форма «Дверь». Изготовление мадулей.

4. Карандашница. Изготовление основы карандашницы. Сборка и украшение изделия.

Октябрь

1. Поделка «Большая стрекоза» из бумаги и картона.

2. Панно из квадратных модулей. Изготовление модулей разных цветов согласно схеме в технике оригами.

3.Панно из модулей. Сборка изделия по схеме.

4. Простая  кусудама из модулей «двойной треугольник». Изготовление модулей.

Ноябрь

1.Простая кусудама . Сборка и украшение изделия.

2. Подарок для мамы. Цветочное панно. Изготовление модулей из б/ф «треугольник»

3. Поделка «Кораблик в бутылке» в технике аппликация из разных материалов.

4.Украшение- подвеска «Рождественский венок».Изготовление модулей в технике оригами из б/ф «двойной треугольник».

Декабрь

1. Украшение-подвеска «Рождественский венок» Сборка и украшение изделия.

2.Маски-шапочки в технике оригами.

3. Ёлочка из картона и ватных дисков.

4. Новогодняя поздравительная открытка.

Январь

1. Поделка из бумаги и картона «сани Деда Мороза». Разметка по шаблону.

2. Итоговое занятие за полугодие.

3.Изготовление фигурки-символа нового года..

4. Композиция «Тропический остров». Изготовление фона, пальмы в технике аппликация..

Февраль

1.Композиция «тропический остров». Изготовление черепашки, кораблика, рыбок в технике оригами из различных базовых форм.

2.Игрушка для пальчикового театра в технике оригами..

3. Самолёт из бумаги в подарок папе.

4. Панно «Защитникам отечества».

Март

1. Шкатулка из бумаги в подарок маме.

2.Открытка к 8 Марта.

3. Панно «Весна».

4. Блокнот из бумаги.

Апрель

1.Рамочка для фотографии. Изготовление модулей в технике оригами.

2.Рамочка для фотографии. Сборка и украшение изделия.

 3. .Корзиночка для пасхального яичка.

4. Коллективная работа. Панно «С Днем Победы»

Май

1. Подвеска «Звезда» из модулей, выполненных в технике оригами.

2. Насекомые из бумаги, выполненные в технике оригами.

3.Шляпы из бумаги.

4. Итоговое занятие в игровой форме.

IV. Методическое обеспечение программы.

 Условия реализации.

  • Учебные столы и стулья
  • Выставочные стенды
  • Инструкционные карты,
    демонстрирующие
    процесс складывания изделия
  • Схемы складывания изделий
  • Журналы и книги по оригами
  • Альбом для лучших работ
  • Конверты для незаконченных работ
  • Белая бумага
  • Цветная бумага тонкая
  • Цветная бумага плотная
  • Двухсторонняя цветная бумага
  • Цветной картон
  • Коробки для обрезков
    цветного картона
  • Гофрированный картон
  • Резные бумажные салфетки
  • Металлизированная бумага
  • Клей - глиттер
  • Гофрированная бумага
  • Панчи (фигурные дыроколы)
  • Степлер
  • Линейки
  • Треугольники
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Стирательные резинки
  • Фломастеры
  • Трафареты с кругами
  • Клеенки
  • Ножницы
  • Клей ПВА
  • Кисточки для клея
  • Бумажные салфетки
  • Коробочки для мусора

   Данная программа предусматривает работу в двух направлениях: развитие технологической грамотности и развитие творческих способностей.

В основу данной программы положены следующие технологии:

-ориентированная практика,

-развивающее обучение.

Материал изучается от простого к сложному.

В технологию включается следующий комплекс методов и приемов:

  • насыщение развивающей среды геометрическими образами;
  • включение терминологических средств математики;
  • использование диалоговой формы проведения занятий;
  • применение опорных чертежей, «базовых форм»;
  • применение стихотворных, сказочных и других форм , а так же музыкального сопровождения для целостного сценария действий;  
  • стимулирование творчества с помощью тематических занятий;

В образовательном процессе используются различные формы занятий:

  • традиционные: комбинированные и практические занятия;
  • рассказы, беседы, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

 словесный  (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
•  
наглядный  (показ видео - материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

-исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.


Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповой – организация работы в группах;
 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

На  занятиях используются  мотивационные элементы:  соревновательные моменты, побуждение к изготовлению подарков своими руками  близким людям.

Для занятия декоративно-прикладным творчеством требуется не только овладение конкретными техническими приёмами того или иного народно промысла, но и знание основ композиции и умение фантазировать. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Творческая деятельность развивает чувства детей, способствует оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание.

Творческая деятельность развивает личность ребёнка, помогает ему усваивать моральные и нравственные формы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Творческая деятельность развивает эстетическое чувство ребёнка. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее.

Воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека, которая развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Этот период наиболее благоприятен для развития образного мышления и воображения. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, уменьшается способность фантазировать, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке, обедняется личность.

          Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности. Для выполнения этой задачи педагог должен помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике модульного оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.

Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.

Способы проверки  результатов:

- фронтальный и индивидуальный опросы,

- оценивание этапов работы с бумагой : точность разметки, ровность складывания, ровность линии разреза, точность складывания базовой формы, изготовление элементов украшения, умения грамотно украсить готовую работу.

Дидактический материал сформирован в приложениях по годам обучения. Каждая папка содержит :

  • дидактический материал по каждой теме,
  • материалы для беседы,
  • материалы для показа.
  • образцы изделий
  • основные понятия и термины
  • схемы основных базовых форм

V. Литература

  1. Агапова И., Давыдова М. 100 лучших оригами для детей. -  М.: Лада, 2008
  2. Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона.- М.: Лада, 2008
  3. Афонькин С.Ю. Библиотека оригами. Игрушки. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002
  4. Афонькин С.Ю., АфонькинаЕ.Ю.  Игрушки из бумаги.-  М.: Литература, 2001
  5. Афонькин С.Ю., АфонькинаЕ.Ю. Цветы и вазы оригами.-  С-Пб.: Кристалл, 2002
  6. Афонькин С.Ю., ЛежневаЛ.В. Оригами и аппликация. -  С-Пб.: Кристалл, 2005
  7. Богатова И.,32 оригинальные модели оригами. -  М.:  Мартин,  2008
  8. Выгонов В.В. Трехмерное оригами.-  М.: МПС,  2004
  9. Выгонов В.В., Столярова С.В. Автомобили и оружие. Модели для мальчиков. -  М.: АСТ-ПрессКнига, 2008
  10.  Галанова  Т.В. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия.- М.:АСТ-Пресс СКД,  2008
  11.  Гарматин А.А. Волшебный мир оригами.- М.: Владис,  2008
  12.  Гарматин А.А., Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги.- Ярославль : Академия развития, 2006
  13.  Журнал «Коллекция идей».
  14.  Иванова Л. Цветы оригами для любимой мамы.- М. : АСТ, Сталкер, 2005
  15.  Новикова И.В. Большой альбом поделок из бумаги.- Ярославль: Академия развития,  2010 г.
  16.  Сержантова Т.Б.100 праздничных моделей оригами. – М.:  Айрис –Пресс, 2010г.
  17.  Сержантова Т.В.  366 моделей оригами.
  18.  Соколова С. Азбука оригами. Изд. «Экомо», 2007
  19.  Соколова С. Оригами. 240 лучших проектов. Изд.дом «Домино», С-П, 2007
  20.  Тарабарина Т..И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: Академия развития, 2001
  21.  Чащихина З.М. Оригами-до. Модульное оригами.- М. : Эксмо, 2002
  22.  Черутти П.Н. Фантазии из бумаги.- М. : Книжный клуб «Клуб семейного досуга»,  2006
  23.  Шапиро А. Бумага, или секреты знакомых предметов.- М: Агенство Образовательного сотрудничества, 2007
  24.  Янушко Е.А. Волшебная бумага.- М.:  Мозаика-Синтез,  2007

Интернет-ресурсы: http://stranamasterov.ru/gallery, http://oriart.ru/

Четвёртый год обучения.

I.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ    ПЛАН

п/п

Тема

Общее

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Поделки, выполненные в технике оригами.

17

2

15

2.

Открытки к праздникам

4

1

3

3.

Поделки из разных материалов

13

1

12

4.

Итоговое  занятие

2

2

-

                               Итого:

36

6

30

II.4. СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ

1.Поделки, выполненные в технике оригами.(17 час)

Теоретические сведения. Знакомство со способами складывания базовых форм. Повторение способов складывания изученных базовых форм. Обучение чтению схем базовых форм и изделий из них. Закреплять умение составлять композиции с использованием сложенных фигурок, дополнительных деталей и фона.

Практическая работа. Складывание базовых форм и изделий из них: закладки «цветок», зонтика, рыбок, кусудамы  «роза», лошадки, акулы, морского котика, журавлика. Составление композиций с использованием полученных фигурок. Украшение поделок аппликативным способом.

  1. Открытки к праздникам. (4   ч.)

Теоретические сведения. Познакомить с интересными фактами из истории праздников. Рассказать о праздновании некоторых праздников у других народов. Познакомить со способами расположения декоративных элементов на открытке.

Практическая работа. Изготовление праздничных открыток поэтапно: подготовка основы-фона; украшение основными (объёмными) и дополнительными декоративными элементами.

  1. Поделки из разных материалов.  ( 13  ч.)

Теоретические сведения. Познакомить с различными материалами и их свойствами (гофрированная бумага, ватные диски, калька, салфетки, гофрированный картон, трубочки для коктейлей, проволока). Развивать умение проводить  анализ поделки на основе образца (из каких материалов сделано, в какой последовательности, какими декоративными элементами украшено).

Практическая работа. Изготовление поделок из различных материалов.

Развивать умение на практике создавать поделки из различных материалов следуя словесным инструкциям и показу педагога. Украшение поделки деталями.

  1. Итоговое занятие. (2 часа)

Занятия  проходят  в форме развлечения с использованием игр, викторин. Подведение итогов работы за год в форме выставки.

К концу четвёртого года обучения дети должны

знать:

- названия базовых форм, изученных за весь период обучения,

-правила составления композиций,

-тематику декоративных элементов для изготовления открыток к различным праздникам,

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

уметь:

-складывать базовые формы и изделия из них с опорой на инструкционную схему,

- украшать полученные фигурки декоративными элементами,

-делать поздравительные открытки к разным праздникам, используя различные декоративные элементы с определённой тематикой,

-пользоваться шаблоном для разметки деталей,

-овладеть навыками симметричного вырезания,

         - анализировать образец, анализировать свою работу,
        - составлять композицию из готовых поделок,
        - уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить        игрушку.

IV.2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Сентябрь

1. Закладки для книг в технике оригами.

2. Кленовые листья в технике оригами. Базовая форма «Воздушный змей» (изготовление модулей)

3. Кленовые листья в технике оригами. Базовая форма «Воздушный змей» (сборка и украшение изделия)

4. Открытка ко Дню учителя.

Октябрь

1. Зонтик из модулей в технике оригами. Базовая форма «Треугольник» (изготовление модулей)

2. Зонтик из модулей в технике оригами. Базовая форма «Треугольник» (сборка и украшение изделия)

3. Кольцо для игры в мяч, катапульта в технике оригами.

4. Шар-кусудама «Роза» . Базовая форма «катамаран». Изготовление модулей.

Ноябрь

1. Шар-кусудама «Роза» . Базовая форма «катамаран». Сборка и украшение изделия.

2. Звёздочки  в технике оригами.

3. Панно в подарок маме. Изготовление фона и рамки.

4. Панно в подарок маме. Изготовление деталей, сборка композиции.

Декабрь.

1. Ёлочная игрушка «Домик».

2. Изготовление игрушки-символа нового года в технике оригами.

3. Снежинка из модулей в технике оригами. Базовая форма «Воздушный змей»

4. Новогодняя открытка.

Январь.

1. Итоговое занятие за полугодие.

2. Тоннель «Зима». Изготовление каркаса-тоннеля.

3. Тоннель «Зима». Изготовление деталей поделки, сборка изделия.

4. Снежная птица счастья (из ажурных бумажных салфеток).

Февраль.

1. Базовая форма «Рыба». Акула.

2. Открытка «Сердечко» в технике оригами.

3. Открытка для папы.

4. Коллективное панно «Богатыри».

К концу четвёртого года обучения дети должны

знать:

- названия базовых форм, изученных за весь период обучения,

-правила составления композиций,

-тематику декоративных элементов для изготовления открыток к различным праздникам,

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

уметь:

-складывать базовые формы и изделия из них с опорой на инструкционную схему,

- украшать полученные фигурки декоративными элементами,

-делать поздравительные открытки к разным праздникам, используя различные декоративные элементы с определённой тематикой,

-пользоваться шаблоном для разметки деталей,

-овладеть навыками симметричного вырезания,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

Дополнительная общеобразовательная программа "Волшебный сундучок"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный сундучок» художественной направленности доступна для  обучающихся 6-11 лет без предъявления требований к уровню п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

Дополнительная общеобразовательная программа По декоративно-прикладному искусству и народным промыслам"Волшебные узоры"

Дымковская сказочная странаЗолотая хохломаЧудо Филимоновских свистулекСине-голубое чудо ГжелиВеселый городецКаргопольские игрушкиЖестовский букет...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Сказочный мир оригами»

Программа предполагает работу с детьми, совместной работы детей с руководителем, а так же самостоятельной творческой деятельности. Данная программа даёт возможность расширить содерхание образования де...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мир оригами»

Программа «Мир оригами» содействует развитию пространственного мышления, воображения и фантазии учащихся,  способствует раскрытию творческого потенциала личности....

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная ленточка»

Программа  «Волшебная ленточка» для 4 класса является модифицированной программой по художественной направленности.С распространением электронных и компьютерных технологий на второй п...