Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики по теме "Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание вида □ ± 3. Решение задач", 1 класс, УМК «Школа России».
    план-конспект урока по математике (1 класс)

    Афлятунова Кристина Александровна

    Предварительный просмотр:

    УМК «Школа России»

      «Математика»

    1 класс  I полугодие

    Технологическая карта № 8

    Тема (название и кол-во часов)

    Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание вида □ ±  3. Решение задач. – 17 часов

    Цель изучения темы

    • учить решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и ещё…», «столько же, но без…», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
    • учить составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
    • научить прибавлять и вычитать число 3;
    • формировать осознанные и прочные вычислительные навыки.

    Термины и понятия

    «задача», «условие задачи», «вопрос задачи», «решение задачи», «ответ», «равенство», «неравенство»

    Информационно - образовательная среда

    Учебно-методическое сопровождение

    Дидактические материалы

    ИКТ, ЦОР

    Межпредметные связи

    1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч: 1 ч. (стр.104-127)

    2. Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр. 38 - 48)

    3. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.21)

    4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 1 класс (стр.63 - 68)

    1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1 класс (стр.22-26)

    2. М.И. Моро Математика: Наглядное пособие. 1 класс. Таблицы: Составляй и решай задачи.

    3. Веер цифр и математических знаков.

    4. Разрезной счетный материал.
    5. Наборы предметных картинок, печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).
    6. Наборное полотно.
    7. Магнитная доска.

    Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание»: «Задача (условие, вопрос, решение, ответ)». «Решение задач на нахождение суммы и остатка». «Задачи». «Прибавить и вычесть 3».

    Технология (знание приёмов работы с бумагой), музыка (знание приёмов хорового пения), окружающий мир (знание комнатных и дикорастущих растений), изобразительное искусство (знание техники раскрашивания).

    I. Планируемые  результаты изучения темы

    Предметные

    Метапредметные

    Личностные

    Ученик научится:

    1. Выполнять анализ задачи.
    2. Записывать решение и ответ задачи.
    3. Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению.
    4. Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
    5. Выполнять сложение и вычитание                       вида  □ ± 3.
    6. Присчитывать и отсчитывать по 3.

    Ученик научится:

    Познавательные УУД

    • моделировать способы прибавления и вычитания числа 3 с помощью числового отрезка;
    • моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и ещё…», «столько же, но без…», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
    • классифицировать объекты, числа, геометрические фигуры по заданному признаку;
    • определять закономерность построения рядов, содержащих геометрические фигуры;
    • выполнять задания  поискового характера, применяя знания в изменённых условиях.

    Ученик получит возможность научиться:

    • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
    • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов, фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
    • применять знания и способы действий в измененных условиях;
    • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
    • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

    Регулятивные УУД

    • понимать и принимать учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с ним;
    • совместно выделять критерии оценки и оценивать результат работы;
    • контролировать и оценивать свою работу.

    Ученик получит возможность научиться:

    • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
    • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

    Коммуникативные УУД

    • строить простые рассуждения, оформлять их в форме понятных простых логических высказываний;
    • задавать вопросы;
    • работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик»;
    • учитывать разные мнения,
    • договариваться и приходить к общему решению;
    • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

    Ученик получит возможность научиться:

    • применять математические знания и математическую терминологию  при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
    • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
    • совместно со сверстниками ставить задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
    • оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
    • слушать партнёра по общению (деятельности);
    • аргументированно выражать свое мнение.

    Ученик получит возможность формирования:

    1. Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика).

    2. Положительного отношения к математике как предмету изучения.

    3. Начальные представления о целостности окружающего мира.

    4.Учебно-познавательного интереса к новому  учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач.

    5. Осознания себя частью (членом) классного коллектива.

    6. Понимания причин успеха/ неуспеха в овладении учебным материалом.

    7. Способности к самооценке учебной

    деятельности на основе критериев успешности.

    II. Этапы изучения темы

    Название этапа, темы уроков

    Содержание

    Кол-во часов

    Способы действий учащихся

    Достижения учащихся

    Диагностика достижений

    Изучение и первичное закрепление новых знаний

    □ + 3,  □ – 3. Приемы вычислений. Сравнение длин отрезков. Присчитывание и отсчитывание по 3.  Составление таблицы □ ±  3.  

    Изучение приёмов сложения и вычитания путём присчитывания и отсчитывания по 3. Чтение математических выражений разными способами. Составление и решение задач. Сравнивание геометрических фигур. Подбор выражений с одинаковым значением. Работа над составом числа. Составление таблицы сложения на 3 и вычитания из числа трёх. Выполнение заданий на измерение и сравнение длин отрезков. Составление и запись равенств и неравенств.

    10

    Фронтальная работа.

    Ставят учебную задачу. Анализируют по  вопросам учителя «Чему уже научились?», «Что ещё нам нужно узнать?».

    Работают над составом числа 3.

    Обсуждают как можно к числу прибавить 3, как из числа вычесть 3.

    Записывают свои предположения в тетради, доказывают эффективность использованного способа (У - с. 104).

    Читают математические выражения, подставляют необходимые числа и знаки (У - с. 104, 105, 109, 111), (РТ - с. 38, 39, 41).

    Составляют текст задачи по заданным опорным словам и рисунку. Решают задачу, записывают ответ (У - с. 105, 107, 108, 110, 111, 112).

    Распознают геометрические фигуры, называют каждую фигуру из предложенных, делят фигуру на две части таким образом, чтобы получилось два треугольника (У - с. 105).

    Составляют таблицу сложения на 3 и вычитания 3 из числа (У - с. 110, РТ - с. 44).

    Практическая работа

    Измеряют длины отрезков, сравнивают отрезки, записывают результат измерения и сравнения (У - 113, РТ - с. 39).

    Рисуют и продолжают узор (У - с. 106).

    Работа в паре.

    Находят результат выполняемых действий по «цепочке»  (У - с. 104).

    Играют в игры «Составим поезд», «В слова». (У - с. 105, 107).

    Измеряют стороны  геометрических фигур. Сопоставляют полученные результаты. Обсуждают, чем интересны результаты измерений (У - с. 111).

    Самостоятельная работа

    Раскрашивают клетки с выражениями, результаты которых равны 4, 5, 6, 7 в соответствующий цвет (РТ - с. 38, 40).

    Подбирают второе число по заданному первому в состав чисел первого десятка (У - с. 110, 113).

    Определяют, чем похожи и чем различаются узоры (У - с. 111).

    Считают, сколько голубей нарисовал художник (У - с. 113).

    Прибавляют к числу по 3 и вычитают из числа по 3.

    Составляют задачи по заданному рисунку, схеме, условию. Выбирают по условию задачи соответствующие записи.

    Измеряют и сравнивают длины отрезков. Продолжают узор по заданному началу.

    Называют предыдущее число при счёте, последующее число. Знают порядок чисел в ряду. Знают состав чисел первого десятка, таблицу сложения на 3 и вычитания 3 из числа.

    Знают структуру задачи.

    1.Положи перед собой пять треугольников синего цвета и два зелёного. Запиши по получившемуся рисунку все возможные равенства.

    2.Поставь знаки «больше», «меньше», «равно» в следующие неравенства и равенства:

    5…3+3

    4-2…1

    6+2…8

    7…8-2

    3+2…6

    3.Прочитай текст.

    С одного дерева сняли 8 яблок. А с другого на 2 яблока меньше.

    Можно ли считать этот текст задачей? Дополни его так, чтобы получилась задача. Реши её. Запиши ответ.

    4.Продолжи узор в соответствии с его началом:

    0●0●

    5.Найди и выпиши примеры на сложение с ответом 7:

    5-2, 3+4, 5+2, 8-1, 9-2, 1+6, 7-0

    Закрепление новых знаний и освоение способов действий

    Закрепление. Сложение и соответствующие случаи вычитания.

    Закрепление. Решение задач.

    Решение задач. Дополнение условия задачи числом, постановка вопросов, запись решения задачи в таблице.

    Из набора цифр, знаков арифметических действий, «больше», «меньше», «равно» составление равенств, неравенств. Решение задач. Работа по закреплению знаний о составе чисел первого десятка. Нахождение значений выражений. Составление геометрических фигур по заданным частям. Дополнение условия задачи, составление текстов задач, запись условия задачи в таблице.

    Рисование узоров, бордюров по заданному началу.

    2

    Фронтальная работа

    Отвечают на вопросы учителя: «Какой текст можно назвать задачей? Из каких частей состоит задача?»

    Анализируют текст задачи. Определяют условие и вопрос задачи, обсуждают решение задачи. Оформляют краткую запись задачи в виде рисунка, схемы, таблицы. Записывают решение и ответ задачи (РТ –с. 43, 44).

    Составляют верные равенства и неравенства, используя карточки цифр, знаков арифметических действий, знаков «больше», «меньше», «равно» (РТ - с.42).

    Самостоятельная работа

    Заполняют  таблицы по составу числа, «заселяют дома» (РТ - с.42, У - с. 116, 117).

    Закрашивают выражения,  результатом которых являются значения 5, 6, 7,  8 (РТ - с. 43).

    Работа в паре

    Находят значения при увеличении и уменьшении числа на 3. (РТ - с.43).

    Обсуждают как можно разбить на два слагаемых число 7, число 8 (У - с. 114).

    Работают с текстом задачи, находят условие и вопрос.

    Составляют задачи по рисунку, схеме.

    Чертят геометрические фигуры по заданному образцу. Делят фигуры на две части в соответствии с заданием.

    Знают компоненты сложения. Знают таблицу сложения на 1, 2, 3, таблицу вычитания 1, 2, 3.

    Определяют способы быстрого счёта. Знают названия геометрических фигур; состав чисел первого десятка. Знают отличия равенства от неравенства.

    1.Начерти прямоугольник. Проведи в нём один отрезок таким образом, чтобы получилось два треугольника, два четырёхугольника, один четырёхугольник и треугольник.

    2.Запиши два равенства и два неравенства, используя числа 2,4,6,7, знаки арифметических действий и знаки <,>,=..

    6

    2

    3

    1

    5

    3.Подбери недостающие числа в таблицу.

    4.Прочитай задачу. Составь краткую запись в виде схемы и реши.

    Миша и Марина собирали грибы. Миша собрал 4 груздя, а Марина 3 подберёзовика. Сколько всего грибов собрали ребята?

    5.Выберите из набора геометрических фигур только треугольники и раскрасьте их разным цветом:

    ▲○⌂►◊

    Комплексное применение знаний и способов действий

    «Странички для любознательных» - дополнительные задания творческого и поискового характера.

    Решение задач логического содержания. Составление узоров по клеткам в тетради. Дополнение выражений числами и знаками арифметических действий. Выбор способов действий  в решении задач.

    1

    Фронтальная работа

    Наблюдают за изменением количественного состава листьев в каждой рамке. Записывают соответствующие записи под каждой рамкой. Определяют равенство, которое отличается от остальных. (РТ -с.  46, 47)

    Практическая работа

    Составляют треугольник из набора других треугольников, которые предложены (РТ - с. 47).

    Определяют правило, по которому составлены ряды геометрических фигур и дополняют ряд недостающими фигурами (РТ - с. 47).

    Самостоятельная работа

    Продолжают узор по заданному началу (У - с. 119).

    Находят отличия в группе предметов, в наборе геометрических фигур. Сравнивают выражения..

    Составляют из набора геометрических фигур другие фигуры по заданному образцу.

    Знают отличительные признаки равенства от неравенства; принцип составления графического узора; состав чисел первого десятка.

    1.Продолжи узор:

    2.Вставь пропущенные числа:

         1, .., 3, 4, ..,…,7,..,8,…

    3.Поставь необходимый знак арифметического   действия:

    5…2=7, 8…3=5, 9…2=7, 2…4=6, 5…0=5, 4…3=7

    4.Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с.24, 25)

    Обобщение и систематизация знаний и способов действий

    «Что узнали? Чему научились?»

    Отработка навыка в решении задач. Анализ выполненных работ. Выполнение работы над ошибками.

    Фронтальная работа

    Анализируют задания из теста, называют задания, которые вызвали максимальное затруднение.

    Перечитывают задания из теста. Доказывают правильность выбранного ответа.

    Работают с текстами задачи. Выполняют решение, записывают ответ (РТ - с.48), (У - с. 124).

    Работа в паре

    Называют числа, которые необходимо расставить на дистанции, которую проходит лыжник. Объясняют друг другу правильность выбранного числа (У - с. 125).

    Самостоятельная работа        

    Вставляют необходимые числа в выражения, чтобы получились верные равенства. (РТ - с. 48).

    Осуществляют взаимопроверку по представленному  учителем  эталону.

    Составляют верные равенства и неравенства, используя числа 7, 2, 3, 4, 5. (У - с. 29).

    Практическая работа

    Измеряют длину отрезка и ломаной линии. (У - с. 124).

    Объясняют затруднения, которые возникают при усвоении учебного материала. Работают в паре.

    Договариваются с одноклассниками по выбору правильного решения задачи. Составляют верные равенства и неравенства

    Называют числа при сложении с помощью математической терминологии. Измеряют ломаную линию.

    1. заполни таблицу:

    Слагаемое

    3

    6

    7

    Слагаемое

    2

    1

    Сумма

    5

    4

    10

    2. Составь верные равенства, используя числа 3, 4, 7 и знаки арифметических действий. Сколько у тебя получилось примеров?.

    3. Начерти ломаную линию, состоящую из четырёх звеньев, Длина каждого звена должна быть не больше 2 см. Запиши выражение, которое будет соответствовать нахождению длины ломаной линии.

    Проверка и оценка усвоенных знаний и  способов действий

     «Проверим себя и оценим свои достижения»

    Контроль и учет знаний.

    Выполнение заданий теста (У - с.126, 127)

    1

    Фронтальная работа

    Отвечают на вопросы учителя: «Над какими темами мы работали в этом полугодии? Чему вы научились? какими знаниями овладели? Готовы ли вы проверить свои знания? С чего надо начинать работу по проверке знаний?»

    Самостоятельная работа

    Читают задания из учебника (или обращаются к учителю за помощью в прочтении задания). (У - с.126, 127).

    Выбирают правильный ответ.

    Записывают ответы.

    Осуществляют самопроверку.

    Умеют:

    -работать с текстом задания;

    -выбирать правильный ответ;

    -оформлять результаты своей работы;

    -осуществлять самопроверку.

    Знают:

    -приёмы быстрого счёта;

    -правила работы с заданиями тестового характера;

    Оцени результаты своей работы по памятке:

    • Работа, выполненная без ошибок – «Молодец! Ты хорошо потрудился! У тебя хороший результат!»;
    • Работа, выполненная с 1-2 ошибками – «Ты показал хорошие знания, но тебе ещё необходимо повторить изученный материал».
    • Работа, выполненная более чем с двумя ошибками – «Тебе необходима помощь учителя. Ты ещё не все темы усвоил».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

    Обобщающее занятие

    +1, +2, +3. Повторение и обобщение.

    Работа по закреплению материала. Решение задач. Нахождение значений выражений. Подстановка чисел в выражения. Работа с геометрическим материалом.

    1

    Фронтальная работа

    Отыскивают на заданном рисунке кабинки с выражениями, результатом которых являются числа  1, 2, 3. (У - с. 122).

    Анализируют текст задач, находят условие задачи, читают вопрос, высказывают предположение о решении задачи. Выбирают из предложенных вариантов решения верное (У- с.122, 123).

    Практическая работа

    Составляют из счётных палочек геометрические фигуры, обозначенные в задании (У - с. 122).

    Чертят отрезки, сравнивают длины отрезков (У - с.123).

    Групповая работа

    Решают выражения, обсуждают правильность найденных значений. Представляют результат другим группам. Сравнивают получившиеся результаты.

    Индивидуальная работа

    Рассматривают образцы ковриков, анализируют какой  кусочек  необходимо добавить в каждый коврик.

    Фронтальная работа

    Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?», «С какими заданиями ты справился?» «Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?».

    Работают с задачей.

    Выбирают нужное выражение по заданному результату. Чертят и сравнивают

    длины отрезков. Подставляют нужное число в выражение, чтобы получилось верное равенство.

    Называют:

    -части задачи;

    -геометрические фигуры;

    Читают математические выражения разными способами.

    Выполняют задания, следуя предложенной инструкции.

    Выполни задания в тетради «Проверочные работы» (ПР - с. 26).                     

    Коррекция знаний и способов действий

    Для формирования умения осознанно решать задачи целесообразно использовать приём – решение задачи «по цепочке», оформить схему решения задачи на плакате, использовать схематические записи структуры задачи. Чтобы сделать анализ задачи осознанным, следует предлагать учащимся задачи с одним данным, без числовых данных, с лишними данными, с вопросом, который стоит в начале задачи или в середине условия. Для закрепления навыков учащихся используется электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 1 класс: «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание»: «Задача (условие, вопрос, решение, ответ)». «Решение задач на нахождение суммы и остатка». «Задачи». «Прибавить и вычесть 3».

    III. Рефлексия педагогической деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России".

    Технологическая карта урока русского языка по теме: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне". 2 класс УМК "Школа России"....

    Технологическая карта по математике Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Работа над ошибками 3 класс Батищева Н.А

    Технологическая карта по математике Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Работа над ошибками 3 класс Батищева Н.А...

    Технологическая карта урока математики Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Контрольная работа 3 класс Батищева Н.А

    Технологическая карта урока математики Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Контрольная работа 3 класс Батищева Н.А...

    Конспект урока по теме: Письменные вычисления: сложения вида 32+8, вычитание вида 40-8 (2 класс). УМК Школа России

    Цели деятельности учителя: познакомить детей с записью вычисления столбиком и правильно их объяснять; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать логическое мышление и умен...