Программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа по математике (3 класс)

Александра Александровна Логинова

Занимательная математика

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zanimatelnaya_matematika.pdf112.72 КБ
Файл zanimatelnaya_matematika.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9  г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

по воспитательной работе

__________/Гудков С.А.

_______        сентября   2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МАОУ СОШ № 9 г. Холмска:

____________ / Е.В.Гололобова

______сентября 2019 г приказ №

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для обучающихся 3Г класса

Срок реализации 2019-2020 год

Классный руководитель: Логинова А.А.

2019-2020 год

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения);

Программа «Занимательная математика» направлена на формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мыслительной деятельности, культуры  умственного труда; развитие высших психических функций. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала,  более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.

 На занятиях внеурочной деятельности в процессе логических упражнений обучающиеся с ОВЗ практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между  понятиями.  Предлагаемые логические упражнения заставляют обучающихся выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у обучающихся с ОВЗ к мыслительной деятельности.

При  реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные обучающимися при изучении письма и развития речи, рисования, чтения и развития речи, окружающего мира и т.д.

Цель программы: развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и его доказательности.

Задачи:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 –  формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся с ОВЗ;

–  формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

 –  формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения; – привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

Место курса в учебном плане:

Данная программа реализуется во внеурочной деятельности. На изучение программы во 2 классе отводится 34 часа (1 ч в неделю).

Планируемые  результаты:

В результате реализации  программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» обучающиеся с ОВЗ должны:

-  научиться  решать  занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи;

- решать логические упражнения;

Обучающиеся  должны уметь:

- самостоятельно вести исследовательские записи,

-систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.

Личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты   изучения   курса «Занимательная математика».

Личностными   результаты:

  • развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного  характера;
  •  развитие   внимательности,   настойчивости,   целеустремленности,   умения  преодолевать трудности;
  • воспитание чувства ответственности, сплоченности коллектива;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 Метапредметные результаты:

  • сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять  изученные способы учебной работы и приёмы вычислений   для  работы с числовыми головоломками;
  • анализировать  правила   игры;
  • действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами;
  • включаться  в   групповую   работу;
  • участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять  полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием;
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы), записи и выполнения алгоритмов;
  • умения выполнять устно  строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Содержание  программы:

  1. Вводное занятие.

Знакомство с работой в группе (для чего нужна внеурочная деятельность, чем обучающиеся будут заниматься на занятиях и как будем работать).

Практическая работа: занимательные задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 10). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт».

  1. Как предметы можно измерять на глаз.

Как развивать глазомер. Измерение предметов сначала на глаз, а потом линейкой. Разъяснение игры «Задумай число», как надо отгадывать задуманное число. 

Практическая работа: упражнения в измерении на глаз (работа в группах). Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Задумай число».

  1. Сравнение фигур.

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Сравнение геометрических фигур в виде «человечков». Что такое ребус и как его можно разгадать.

Практическая работа: упражнения на сравнение фигур. Отгадывание простейших ребусов. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «На 5 больше и на 5 меньше».

  1. Игра «Задумай число».

Объяснение игры. Отгадывание полученного результата основано на знании частного случая свойства вычитания числа из суммы вида: (х+а)-х=а.

Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок».

Практическая работа: игра «Задумай число» (отгадывание результата вычислений). Задачи в стихах на разностное сравнение. Задачи – смекалки. Занимательный квадрат. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Узнай, на которой парте лежит флажок» (решение задач на нахождение уменьшаемого).

  1. Математическая газета.

Объяснение, как составить математическую газету, как подобрать нужный материал для газеты. Объяснение игры «Какая геометрическая фигура исчезла?» (игра содействует развитию у детей внимания, более точного представления о геометрических фигурах и запоминанию терминологии). 

Практическая работа: коллективный выпуск математической газеты. Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?» (развивает логику, внимание, мышление, память).

  1. Загадочные слова.

Чтение загадочно написанных слов, как их разгадать, составление ребусов детьми. Игра «Весёлый счёт». Перед детьми две одинаковые таблицы с числами от 1 до 20. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. Нужно называть числа по порядку и показывать их указкой.

Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задачи – смекалки. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 20).

  1. Весёлые задачки.

Вспоминаем, что такое ребусы и весёлые задачки, как их разгадать. Объяснение игры «Число дополняй, а сам не зевай» (развивает внимание, быстроту мышления).

Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задачи – смекалки. Задачи – шутки. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!».

  1. Любимые фигуры.

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали. Как получить новую фигуру из разрезных частей. Разгадывание весёлых задачек и как их составить. Объяснение игры «Задумай число», игра основана на решении задач на нахождение неизвестного вычитаемого.

Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого).

  1. Экскурсия.

Экскурсия в парк, что можно увидеть в парке и как это применить в нашей деятельности. Объяснение детей, как они составляют занимательные задачки. Виды геометрических фигур. Объяснение игры «Не собьюсь» (игра развивает знание нумерации, внимание, память).

Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение геометрических фигур. Загадки. Игра «Не собьюсь».

  1.  Викторина.

Что такое викторина, для чего она нужна, какие задания можно предложить, как её провести и как принять в ней участие.

Практическая работа: викторина. Турнир «смекалистых».

  1.  Равно, больше или меньше?

Подведение итогов турнира «смекалистых», что получилось и не получилось, как готовиться дальше. Значение отношений «больше, меньше, равно». Какие отношения с ними можно составить.

Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка.

  1.  Весёлые числа.

Проверка знаний нумерации. Счёт по порядку по 1, 2, 3. Как решать занимательные задачи на сложение и вычитание. Объяснение игры «Задумай число».

Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задачи - смекалки. Игра «Задумай число».

  1.  Развитие глазомера.        

Как предметы нужно измерять на глаз. Проведение упражнений для развития глазомера. Составление ребусов. Вспоминаем правила игры «Задумай число».

Практическая работа: упражнения для развития глазомера. Загадки – шутки. Отгадывание ребусов составленных детьми. Игра «Задумай число».

  1.  Наши итоги.

Подведение итогов в решении задач, загадок, ребусов обучающимися, выделение активных и сообразительных ребят. Обучающиеся делятся опытом, как быстро и правильно составлять загадки, ребусы, весёлые задачи.

Практическая работа: коллективная работа по организации классной выставки (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни). Проведение математических игр, изученных ранее.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие

2

2

Как предметы можно измерять на глаз

2

3

Сравнение фигур

4

4

Игра «Задумай число»

4

5

Математическая газета

2

6

Загадочные слова

2

7

Весёлые задачки

4

8

Любимые фигуры

2

9

Экскурсия

2

10

Викторина

2

11

Равно, больше или меньше?

2

12

Веселые числа

2

13

Весёлые числа развитие глазомера

2

14

Наши итоги

2

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Кол-во

 часов

Дата

План

Факт

1.

Вводное занятие.

1

2.

Занимательные задачи на сложение

1

3.

Как предметы можно измерять на глаз.

1

4.

Игра «Задумай число»

1

5.

Сравнение фигур.

1

6.

Геометрические фигуры. Их виды. Животные из геометрических фигур. Что такое ребус?

1

7.

Геометрические фигуры. Животные. Ребусы.

1

8.

Геометрические фигуры. Ребусы.

1

9.

Игра «Задумай число».

1

10.

Сравнение фигур. Задачи-смекалки.

1

11.

Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками.

1

12.

Задачи со спичками. Задачи-смекалки

1

13

Математическая газета.

1

14

Математическая газета.

1

15

Загадочные слова.

1

16

Ребусы. Задачи в стихах на сложение. Задача – шутка.

1

17.

Весёлые задачки.

1

18

Задачи в стихах на сложение.

1

19.

Задача – шутка. Задача-смекалка.

1

20.

Загадки. Ребусы.

1

21.

Любимые фигуры.

1

22.

Геометрические фигуры, их виды, почему их так назвали.

1

23.

Экскурсия.

1

24.

Занимательные задачки.

1

25

Викторина.

2

26

Турнир «смекалистых».

27

Равно, больше или меньше?

1

28

Задачи в стихах. Логические упражнения

1

29

Весёлые числа.  Занимательные квадраты.

1

30

Занимательные задачи.

1

31

Развитие глазомера.  Как предметы нужно измерять на глаз.

1

32

Составление ребусов.

Загадки – шутки. число».

1

33

Загадки, ребусы, весёлые задачи.

1

34

Математический КВН

1

           Используемая литература

1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.

2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост.Е.В.Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.

3.Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.

4.Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...

Программа внеурочной деятельности "Математика вокруг нас"

    Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяетс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"

ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...

Программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"

Программа внеурочной деятельности составлена на 4 года. Содержит пояснительную записку, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование внеурочного зан...

Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...