Конспект нетрадиционного урока по математике для 1 класса на тему «Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Комарова Людмила Васильевна

Описание материала: представляю вашему вниманию разработку урока математики в 1 классе по теме «Повторение и закрепление изученного материала». Урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по математике в 1 классе (Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2014 «Школа России»).
Данный урок является итоговым уроком (смотром знаний) по теме ««Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач»

Конспект составлен по программе ФГОС.
Цель данной публикации: информирование педагогов, обмен опытом
Задачи: преподавать предмет интересно и доступно, создавать условия для творческой самореализации детей, использовать нестандартные уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект нетрадиционного  урока по математике для 1 класса

на тему «Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач»

Автор методической разработки: Комарова Людмила Васильевна, учитель начальных классов АНОО «Православная классическая гимназия во имя иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино», г. Москва.

Форма проведения:  Урок-путешествие.

Ресурсы урока:

Рабочая программа УМК «Школа России»

Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2016 «Школа России».
Назначение: для учителей начальных  классов.

Цели урока:        

Образовательные:  закреплять знание цифр от 1 до 10 и состава чисел; знание геометрических фигур; упражнять в порядковом счёте, решать простые задачи и  примеры на сложение и вычитание.

Развивающие: способствовать развитию оперативной памяти, образного внимания, познавательной активности; развивать умение ориентироваться в пространстве, правильно определять направление; закреплять умения учащихся работать в сотрудничестве друг с другом, сообща решая поставленные задачи.

Воспитательные: способствовать воспитанию коллективизма, воспитанию уверенности в своих силах; развивать справедливость, ответственность, уважение к мнению товарищей, содействовать формированию дружеских отношений, умение работать командой.

Планируемые результаты обучения.

Предметные: в результате практических действий  определять состав чисел в пределах 10, осознавать принцип построения натурального ряда чисел, сравнивать и упорядочивать числа в пределах 10; образовывать последующее (предыдущее) число путем прибавления (вычитания); воспроизводить последовательность натурального ряда чисел в прямом и обратном порядке от 1 до 10, начиная с любого числа.

Метапредметные:   развить математические способности у обучающихся через игровую деятельность-путешествие в страну волшебной математики;  уметь учащимся формулировать свои мысли в устной форме; понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы решения задачи; высказывать своё предположение, слушать и понимать речь других; договариваться о правилах общения на уроке и во время игры и следовать им; умение работать в команде.

Личностные:  проявлять интерес к математике, осваивать математический язык, задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; проявлять смекалку и находчивость.

Оборудование: слайды-презентация, геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник и их части; карточки с примерами, силуэтные изображения рыбки и мальков, цифры от 1 до 10; лист ватмана с изображением аквариума, конверт с загадками, схематичные изображения рыбок, образец изображения лодки с парусом,
«чудесный мешочек».

                                 

                                               Ход занятия


1. Организационный момент.

-Математика-наука сложная,

Но осилить ее вполне возможно.

Нужно только постараться

И с желанием заниматься.

2.Психологический настрой.

- Похлопайте в ладоши те, кто пришёл в школу с хорошим настроением.

 - Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.

- Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.

Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке! Садитесь!


3. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Сегодня у нас не обычный урок математики, а урок – путешествие.  Мы с ребятами покажем чему мы научились по математике, что нового узнали, что повторили, что закрепили. Мы отправимся в путешествие, в удивительную  волшебную страну Математики. Но это путешествие будет не простое, при этом мы будем решать примеры и закреплять ваше умение прибавлять вычитать числа в пределах 10; повторим состав чисел; последовательность натурального ряда чисел от 1 до 10; будем учиться решать задачи; поработаем с геометрическим материалом. Ребята, готовы? Перед вами 2 команды. Капитаны команд представьте свою команду:

                        1.Вас приветствует команда «Квадрат».

                     2.Вас приветствует команда «Круг».

Проведем разминку. Ребята, посмотрите, пожалуйста на наши овощи и фрукты, которые лежат в корзине. Это… капуста. Какую по форме геометрическую фигуру она напоминает? (Круг)  А картофелина?- (Овал). Морковь – (Треугольник) По каким признакам отличаются фигуры (красный маленький треугольник и большой зеленый круг? Ответ- по трем признакам : цвет, форма, размер). Вспомнили? А теперь в путь!

-На чём можно отправиться путешествовать? (На лодке, на машине, самолёте, корабле, катере.)

-Когда начинается наше путешествие, в какое время суток? (Днём) А сколько всего частей в сутках? (Четыре.) Назовите их. (Утро, день, вечер, ночь)

Задание командам «Закончи предложение»

-Спим …ночью, а делаем зарядку... утром. Завтракаем… утром, а ужинаем... вечером. Луна видна… ночью, а солнце... днём. Ужинаем…вечером, а спим... ночью. Просыпаемся …утром, а спать ложимся... вечером.

  • Каждый садится в свой вид транспорта. Глазки закрыли и мысленно отправляемся в путь.      
  • Изобразите,  как вы полетит, поедете, поплывёте?

Мы оказались около реки все!

  • Прислушайтесь, кто-то плачет!
  • С хвостом, но не зверь.
  • Плывёт под мостом, виляя хвостом.
  • Это рыбка (выставляет силуэтное изображение), её дети-мальки потерялись. Рыбка просит помочь ей найти мальков (и построить их по порядку.) Рыбке грустно, поможем ей? А давайте узнаем, как её деток зовут. А для этого мы с вами задачи решим («Математическая дуэль»):

Слайд 1.

Мишка по лесу идет и 2 ягодки несет

А там, где старая сосна

Видит: и еще одна

Ну, девчонки и мальчишки!

Сколько ягодок у Мишки (3)

2 гусенка и двое утят

В озере плавают, громко кричат

А ну, сосчитай поскорей

Сколько в воде малышей? (4)

4 овечки на травке лежали

Потом 3 овечки домой убежали

А ну-ка, скажи поскорей

Сколько овечек осталось? (1)

3 лягушонка у пруда,1 нырнул: осталось – (2)

( Их зовут - Один, Два, Три, Четыре, Пять)

Рыбка благодарит детей за помощь и прощается.

Мы продолжаем свой путь. На пути могут встретиться много препятствий.  Смотрите, мост! Надо осторожно  пройти по мосту ( понятие «широкий»,

«узкий»).(Разыграть со звуковой игрушкой, какая команда пойдет первой  по мосту)

 4. Физминутка

Все умеем мы считать

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)

Все умеем мы считать, (Хлопаем в ладоши.)

Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте.)

Руки за спину положим, (Руки за спину.)

Голову поднимем выше (Подняли голову выше.)

И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох.)

Подтянитесь на носочках —

Столько раз,

Ровно сколько, сколько пальцев (Показали, сколько пальцев на руках.)

На руке у вас. (Поднимаемся на носочках 10раз.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши.)

Топаем ногами. (Топаем ногами.)

Раз, два, три, четыре, пять, (Прыжки на месте.)

Хлопаем руками. (Хлопаем в ладоши.)

5. Обобщение и систематизация знаний.
- Ребята, мы на большой поляне, в лесу. Давайте поиграем!

-Посмотрите, сколько ёлочек красивых! (понятия «высокий», «низкий»)

-На что похожа ёлочка? (буква-А – «А-шагает по дорожке, широко расставив ножки. Буква может убежать, надо ножки ей связать!») -(связь с РР)

Игра «Цифры потерялись»

(Конструирование цифр: прямой, обратный, порядковый счёт )

-Посмотрите, кого мы встретили - Мишку косолапого. Он недавно научился считать. Проверим его знания. Вот как он считал! Послушайте.
- 1, 3, 5, 7, 9, (на экран проецируется картинка с медведем и цифрами).

Слайд 2.
- А как же Миша научится считать, когда он не ходит в первый класс? Поможем ему? (Вопросы команде «Квадрат» и команде «Круг»):

1. Четко назовите числа от 1 до 5.
2. Назовите числа от 10 до 1.
3. Назовите числа от 3 до 6.
4. Назовите «соседей» числа 7.

- А сейчас, ребята, Миша предлагает поиграть с ним в игру «День – ночь».  Послушайте внимательно задание. Я называю пример и говорю слово «ночь». Вы закрываете глаза и думаете над решением примера. Потом я говорю «день» вы открываете глаза и отвечаете:

- сумма чисел 3 и 4;

-первое слагаемое 5, второе слагаемое 3, чему равна сумма;

-разность чисел 6 и 3;

-уменьшаемое 9, вычитаемое 1, найдите разность.

-Какое действие выполняли с числами?

Дети: Действия сложения и вычитания.

-Вот мы и повторили названия компонентов при сложении и вычитании.
- Молодцы! Вы справились с заданиями Миши косолапого.

Мы продолжаем наше путешествие и встречаем следующего героя – Лисичку.

Слайд 3.

-Лисичка нам предлагает поиграть в игру «Да - нет». Слушаем внимательно правило игры

Конкурс капитанов команд.

- Если из числа вычесть то же самое число, получится ноль (Да).
- Если к нулю прибавить любое число, получится то же самое число  (Да).
- Если из числа вычесть единицу, получится следующее число (Нет).
- Для нахождения суммы используем знак минус (Нет).
- Если к числу прибавить один, получится следующее число (Да).

-Числа расположенные левее числа 6, будут меньше 6 (Да).

Слайд 4.

Итог: Итак, выполняя эту работу мы с вами повторяли порядок чисел, правило прибавления 1 и 0.

Вывод:  - Если из числа вычесть тоже самое число, получится ноль.
              - Если к нулю прибавить любое число, получится то же самое число.

               - Если из числа вычесть единицу, получится предыдущее число.

               - Для нахождения суммы используем знак плюс.

- Если к числу прибавить один, получится следующее число.                                                                         -Числа расположенные левее числа 6, будут меньше 6.

Слайд 5.

       Стук в дверь, заходит Красная Шапочка. В руках корзинка.
Красная Шапочка:
- Добрый день!
Дети:
- Добрый день!
Красная Шапочка:
- Вы меня узнали, дети?
Дети:
- Да!
Красная Шапочка:
- Кто я?
Дети:
- Красная Шапочка.
Красная Шапочка:
- Я иду к бабушке, несу ей пирожки, но заблудилась. Вы мне поможете?
Дети:
- Да!
Красная Шапочка:
- Чтобы выбрать правильную тропу, нужно правильно выполнить задание
(Работа с карточками, письменно)

Слайд 6.

Карточка для учащихся

10-4+2      6+3-5

6+4-8       7+2-3 

Красная Шапочка:
- Только, пожалуйста, решайте без ошибок, а то я опять заблужусь.
(Раздает примеры, дети решают)
- Ну, что у вас получилось? Давайте проверим, (на экране проецируется картинка с правильными ответами).

Слайд 7.

Красная Шапочка:
- Ой, молодцы, теперь я знаю, куда мне идти, я побежала, до скорой встречи.
(Выходит из класса).
5. Геометрический материал.

Продолжаем наше  путешествие! Полетим на самолёте в волшебную страну Математики. (Погода-лётная: тучек, ветра-нет; накачиваем колёса,  расправили крылья, завели мотор, начали отсчёт! 5-4-3-2-1-0 –ПУСК! Полетели!)

-Приземлились. Мы в волшебной стране Математики!

Сюрпризный момент

-Послушайте. Кто-то стучится к нам!

Появление царицы Математики с призами.

Игра «Чудесный мешочек» (на ощупь достают объёмные фигуры)

- (Выложены  геометрические фигуры на столах и положены под большим белым листом.)

- Назовите,  какие фигуры ? (плоские и объёмные-отличие по трём признакам. Прокатали конус –по кругу, цилиндр-по прямой, шар-во все стороны, кубу-мешают углы…)

Слайд 8.
-А Царица  Математики нам приготовил задачу. Давайте покажем, как мы умеем составлять и решать задачи по рисункам.
- Давайте сначала повторим составляющие задачи: условие, вопрос, решения, ответ.
Задача (на экране проецируется картинка воробьёв)

Слайд 9.
Учитель:
На дереве сидело 5 воробушков к ним прилетели еще 2. Сколько стало воробушков на дереве?
- О ком эта задача?
- Сколько воробушков сидело на дереве?
- Сколько воробушков к ним прилетело?
- Сколько воробушков стало?
- Назовите главные слова задачи?
- Как узнать сколько воробушков стало?
- Составьте ответ.

Слайд 10. (схема задачи и решение)

- Ребята вы справились с заданием Царицы Математики. Молодцы!

Царица  Математики раздаёт (палочки-баллы-подсчет очков) медали-сувениры)(Музыка)

6. Контрольно – оценочный этап.
Учитель:
-Что сегодня с вами мы закрепили и повторили? Нужны ли вам эти знания? Где их можно использовать?

7. Рефлексия.

-Вот и закончилось наше путешествие. Мне с вами было интересно путешествовать. Что вам больше всего запомнилось? Что нового для себя узнали? (Дети отвечают)
Молодцы, ребята! Вы хорошо и быстро считали, правильно составляли и решали задачи, примеры; умеете работать с другом, сравнивать и делать правильные выводы.

- Кому на уроке было комфортно от работы, улыбнитесь и  поставьте цели для себя на следующий урок.

Вот и кончился урок.
Снова прозвенел звонок,
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.

    Жюри объявляет результаты и проходит награждение команд.

Анализ урока

      Игра – творчество, игра – труд. В процессе  ДИДАКТИЧЕСКОЙ  игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию

     Нестандартная форма проведения урока способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.

     Урок-путешествие – это одна из наиболее часто используемых мною форм проведения уроков. Как и все дидактические игры, «путешествие» проводится после изучения темы, для отработки умений и навыков, закрепления и обобщения изученного материала.
Класс делится накманды. Мы «путешествуем» по «остановкам» или «станциям», на каждой из которых команды получают задание, а иногда – оценки. В группах выделяются мои помощники, которые заполняют специальные ведомости. В конце «путешествия», учитывая записи в ведомостях, оценивается каждый ученик.

       Для достижения цели использовались методы:

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

Четко прослеживалась интеграция развитием речи, с уроками чтения и окружающего мира.

      В ходе урока были использованы различные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.

      При подготовке к уроку были учтены программные требования и образовательные стандарты.

      Обучение на уроке строится на основе деятельностного  подхода, рефлексивной технологии.

     Весь процесс на уроке представлял собой взаимодействие (учитель-ученик, ученик-ученик).  Это способствует заинтересованности в предмете, дает возможность проявить способности детям, быть активным участником учебного процесса, не бояться высказать свое мнение.

     На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались  различные виды деятельности. Умственные действия опирались  и  подкреплялись  практическими действиями, проблемными ситуациями. Ставилась цель сплотить ребят, учить их работать вместе, сообща, выслушивая мнение других.

           Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь.

        Проведена физкультминутка. Нетрадиционная форма проведения урока способствовала продуктивной деятельности учащихся. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.

     ИКТ использовалось    на  протяжении всего урока. Помогает наглядно представить вниманию обучающихся  практические действия.

     Урок своих целей достиг. Все обучающиеся были охвачены работой.

     Содержание урока соответствовало требованиям ФГОС.

 Выводы и рекомендации:   

1.Продолжать учить детей, применяя инновационные методы   работы.

2.Учить детей выражать свои мысли.

Резюме:

      Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим коллективом. Но слишком частое обращение к нетрадиционным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как приводит к потере устойчивого интереса к предмету. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.
   Уже само применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.

        Такая форма урока, как «Математическая дуэль», позволяет разносторонне развиваться личности учащегося.

      Этот урок-путешествие стал важной частью учебного процесса для учащихся 1 класса.

Методическая разработка по предмету «Математика» рекомендована для работы с учащимися начальных  классов.   Здесь рассмотрен нетрадиционный  вид урока-урок-путешествие «Математическая дуэль».

Описание материала: представляю вашему вниманию разработку урока математики в 1 классе по теме «Повторение и закрепление изученного материала». Урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по математике в 1 классе (Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова – М.: Просвещение, 2014 «Школа России»).
Данный урок является итоговым уроком (смотром знаний) по теме ««Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач»

Конспект составлен по программе ФГОС.
Цель данной публикации: информирование педагогов, обмен опытом
Задачи: преподавать предмет интересно и доступно, создавать условия для творческой самореализации детей, использовать нестандартные уроки
Предмет: Математика 1 класс .
Тема урока: повторение и закрепление изученного материала
Тип урока: урок закрепления знаний

Цель: повторить и закрепить изученный материал
Форма: нестандартный урок- путешествие.
В уроке использованы элементы современных педагогических технологий
- игровая (урок построен в форме игры – путешествия;
- личностно – ориентированная (индивидуальная работа у доски.)
- проблемное обучение (частично – поисковый);
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки);
На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, музыкой, окружающим миром, русским языком.
Принципы: наглядность, доступность, систематичность и последовательность
Планируемые результаты обучения.

Предметные:  считать  различные  предметы, группы предметов; читать, записывать, сравнивать цифры первого десятка; понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание; выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10); решать задачи (в 1 действие); выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи; понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу; низкий, высокий, самый высокий, ниже, выше  и др.); учить детей различать знакомые геометрические фигуры:  круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, находить в окружающем мире предметы, имеющие форму геометрического материала; распознавать, называть геометрические фигуры, находить сходство и различие геометрических фигур.

Метапредметные:   развить  математические способности у обучающихся через игровую деятельность-путешествие в страну волшебной математики;  уметь учащимся формулировать свои мысли в устной форме; понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы решения задачи; высказывать своё предположение, слушать и понимать речь других; договариваться о правилах общения на уроке и во время игры и следовать им; умение работать в команде.

Личностные действия: начальные представления о целостности окружающего мира; осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; осознавать результат учебных действий; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Познавательные действия: проводить сравнение объектов с целью выделения их различий; различать существенные и несущественные признаки; находить и читать информацию, представленную разными способами; выделять из рисунка информацию, составлять по ней задачи с разными вопросами и решать их;
Коммуникативные действия: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь высказывать своё мнение; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Ресурсы: слайды-презентация, карточки с примерами, силуэтные изображения рыбки и мальков (с цифрами от 1 до 10); лист ватмана с изображением аквариума, конверт с загадками. схематичные изображения рыбок, образец изображения лодки с парусом

Литература:

  • В.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.
  • Н.Н. Порожнета. Еще одна технология закрепления и повторения. – журнал «Математика в школе», №1, 1997.
  • Математика. Приложение к газете «Первое сентября»: № 18, 1998 г.; № 36, 45, 1999 г.; № 14, 30, 45, 2000 г.; № 15, 18-20, 23-26, 2001 г.; № 23, 2003 г.; № 44, 45, 2004 г.
  • Предметные недели в школе. МАТЕМАТИКА: Составитель Гончарова Л.В., 2002.
  • Час занимательной математики./ Под ред. Л.Я. Фальке. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме "Закрепление сложения и вычитания в пределах 100"

Урок математики во 2 классе по программе "Школа России".Урок проводится в виде составления устного математического журнала с использованием интерактивной доски....

Урок математики в 1 классе "Закрепление сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач"

Задачи: Образовательные (предметные):Сорершенствование  умений  читать числовые выражения , знания состава чисел первого десятка.Развивать умение применения счета, отыскивая прави...

Урок математики в 1 классе по теме «Обобщение. Сложение и вычитание в пределах 20. Решение примеров.»

Данный урок рекомендуется учителям начальных классов, работающим по УМК "Начальная школа 21 века". На уроке закрепляются свойства сложения и вычитания (перестановка слогаемых, сложение и вычитание с н...

Открытый урок в 1 классе « Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач»

Конспект урока математики "Закрепление.Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач"...

Конспект урока в 1 классе «Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах 10. Решение задач».

Урок - закрепление изученного материала. Проводится в игровой форме....

УРОК МАТЕМАТИКИ 2 класс «Закрепление устных приемов сложения и вычитания в пределах 100. Решение задач».

Урок составлен с использованием технологии уровневой дифференциации и игровой технологии....