Научно методические материалы.Задания
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Гайдай Любовь Анатольевна

Учебные задания, разработанные на основе типовых задач программы формирования / развития универсальных учебных действий на уроках в начальных классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задания по предметам31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

_____________«Средняя общеобразовательная школа №66 р.п. Бердяуш»___________

Научно-методические материалы

Учебные задания, разработанные на основе типовых задач

(программы формирования универсальных учебных действий модельных региональных основных образовательных программ

начального общего образования)

Подготовила: Гайдай Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория,

МАОУ «СОШ №66, р.п.Бердяуш»,

 Челябинская область.

г. Сатка

2019 год

В данном материале представлены учебные задания, разработанные на основе типовых задач программы формирования / развития универсальных учебных действий на уроках в начальных классах. Универсальные учебные действия (УУД) – это способность учащихся развиваться и усваивать новые знания самостоятельно путём приобретения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия, как известно, подразделяются на четыре вида: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. Работая по ФГОС уже не первый год, я глубоко убеждена, что требования к урокам значительно изменились. И учебные задания должны сделать урок более деятельностным, продуктивным, интересным. Данные задания способствуют формированию УУД.

Для достижения цели необходимо формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, что находит своё отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Выготский Л.С., Асмолов А.Г., Леонтьев А.Н. и другие).

Начальная школа является «фундаментом» дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого этапа во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях образования. Формирование универсальных учебных действий – процесс длительный и упорный. Формировать учебные действия нужно систематически, последовательно и на всех учебных предметах и во внеурочной деятельности. Регулятивные УУД формируются в процессе их многократного повторения (вначале под руководством учителя). Формирование познавательных УУД связано с содержанием учебного материала и способов его преобразования и применения. Личностные, регулятивные и коммуникативныеУУД формируются в основном через взаимодействие участников образовательного процесса с использованием специальных форм и методов организации учебной работы.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход. Поэтому, следующие  виды заданий рекомендую для включения в работу.

  1. Для формирования познавательных УУД:

- использование знаков, символов;

- логические задания, решение задач (приём «задача - не задача»);

- проблемная задача, задача с недостающими данными;

- ситуативная задача, творческое задание;

- таблицы, схемы,

- задания вида: «найди отличия», «что изменилось?», «на что похоже?»;

- составление и работа с диаграммами;

   2)  Для формирования коммуникативных УУД:

- задания вида: «задай вопрос по картинке, по ситуации», «оцени товарища», «продолжи ответ», «спроси у учителя», «предложи задания», «работай в паре»;

- чтение «цепочкой»;

- групповая работа;

- «распредели роли»;

- «отгадай, о ком речь»?

- «выбери отвечающего».

  3) Для формирования регулятивных УУД:

          - составление плана действий;

-  заучивание в классе;

- предположи решение;

- предупредительный диктант;

- преднамеренная ошибка;

- деформированный текст;

- «полубуква», «зеркало»

- поиск информации.

 4)  Для формирования личностных УУД:

- листы достижений;

- самооценка деятельности;

- творческое задание;

- проектная работа;

- подведение итога урока;

- выступления «хочу сообщить»;

- театрализация.

Задания представлены в таблице.

Предмет

Задание

УУД

Математика

1-2 класс

Задание №1.

Укажи примеры с ответом 9.

10-1        5+3       9-1

9-0          0+9       3+7

8-1          5+4       7+2

Познавательные

Задание №2

К числу 4 прибавить столько же. Выбери, кто будет отвечать.

Коммуникативные

Задание №3.  

В компьютерном классе занимались 10 детей: четверо из них мальчики, остальные девочки. Сколько девочек в классе? Объясни выбор действия.

Познавательные

Задание №4.

Сложением (+) или вычитанием (-) будешь решать задачу? У Оли 3 наклейки, а у Ани 2 наклейки. Сколько всего наклеек у девочек?

Изобрази графически.

Регулятивные

Задание №5.

На катке было 4 мальчика и 3 девочки. Это задача? Почему? Дополни так, что бы задача решалась вычитанием.

Познавательные

Задание №6.

Верно или неверно определено неизвестное число? Отметь верные (+)

9+   =14 (5)            +3=        11 (8)

7+= =14 (6)            +4=13 (8)

Регулятивные

Задание №7.

Укажи выражения, значения которых содержат 4 десятка.

36+3         48-6      100-51

35+5         50-2      70-(30+1)

Познавательные

Русский язык

1-2 класс

Задание №1.

Продиктуйте слова своему товарищу (или классу)

I вариант. В_рона, м_ро_, л_пата, к_н_ки

II вариант. М_сква, уч_ни_, т_тра_ь, п_нал.

Коммуникативные

Задание №2

Впиши в предложение подходящие по смыслу слова из сказок. Выбери себе уровень.

Уровень 1. Посадил ….. …… . Волк опустил …. в ….. .

Уровень 2. Ловись, …., и мала, и велика. Девочка взяла самую большую …. и похлебала из самой большой …. .

Личностные

3 класс

Задание №3.

Расположи предложения так, чтобы получилось стихотворение, объясни орфограммы, расставь знаки препинания.

Не набрать мне столько за год

В лес ходила я с Мариной

Набрала подружка ягод

За черникой и малиной

Охарактеризуй подружку.

Регулятивные

3-4 класс

Задание №4.

Впиши в предложения-загадки подходящие по смыслу имена прилагательные. Какие грамматические признаки можно определить?

….матрёшка, ….сердечко. (Малина)

Шёрстка …., а коготок …. . (Кошка)

Познавательные

Задание №5.

Творческое изложение.

Кошка и котята.

У кошки шесть котят. Они живут на печке. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Кошка кормит их своим молоком.

Скоро глазки у котят откроются. Малыши подрастут. Мать научит их ловить мышей. Они сами будут находить себе пищу.

План.

  1. Что надо сначала сказать о котятах?
  2. Как ведут себя слепые котята?
  3. Чему научит кошка котят?
  4. Как будут жить котята без матери?

Слова для справок: находить, скоро, подрастут, молоко, откроются, ловить, шесть.

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Задание №6

Составьте из слов предложения, чтобы получились пословицы, объясни их смысл. (Работа в паре)

Почёт, рядом, труд, живут, и.

Матери, лучше, сердце, солнца, греет.

Мастерство, в, почёте, всегда.

Коммуникативные

Задание №7

Исправь ошибки.

Душистый сирень, субботняя вечер, красное платок, верный подруга, железная дверь, топлёное кефир.

Регулятивные

Задание № 8.

Спиши вставляя нужные слова, составь схему.

Витя … увидел гнездо … . (воробьёв, Воробьёв)

Коля … слушал пение … . (петухов, Петухов)

Познавательные

Личностные

Литературное чтение

1класс.

Задание №1.

Обучение грамоте. Сказка теремок. Театрализация. Дети сами выбирают роли, сами говорят текст, выбирают реквизит. По окончании дети придумывают свой вариант конца сказки.

Коммуникативные

Личностные

3-4 класс

Задание №2.

Работа с текстом.

В.Даль. «Русская смекалка».

Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень.

Как его убрать?
Не знали тогда подъёмных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужик землю - и дорога готова. Вот так просто русский человек трудное дело сделал.

Придумать вопросы к тексту. Предложить тему проекта. Вариант применения в нашей местности.

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Окружающий мир

3класс

Задание №1

Карточка. Впиши пропущенные слова.

Одежда хорошо  сохраняет тепло нашего _________, потому что в ней содержится воздух, а воздух _______ ________тепло.

Карточка.

Вода входит в состав любого _______. Она содержится во всех частях ________.

В плодах (арбузе, апельсине) много _________. Этот ___ - вода с растворёнными в ней различными ____________________. В телах _______ вода обычно составляет больше _______ массы. Много _________ и в теле человека.

Что бы ты посоветовал членам своей семьи для поддержания здоровья? Допиши ___________________________

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Задание № 2.

Прочитай. Составь задания по теме «Растения». Придумай памятку, как беречь природу. Нарисуй знаки сохранности деревьев.

Выросла на опушке стройная кудрявая берёзка. Точно зимний снег, белеет стройный её ствол.
Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная. До осени еще далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья.
Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол. Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки.
Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в баночку прозрачный сок.

Личностные

Регулятивные

2 класс

Задание №3.

Найди группу растений, в которой перечислены только деревья.

      сосна, дуб, клён, орешник

      осина, берёза, ель, ясень

       лиственница, рябина, сирень, липа

Познавательные

Регулятивные

Задание №4.

Закончи определение:

«Хвоя – это….»

      иголки на сосне и ели,

      иголки на хвойных растениях,

      узкие, в виде иглы, листья хвойных растений.

Познавательные

Регулятивные

Задание №5

Ребятам из 2-В класса надо было перечислить этажи (ярусы) леса, начиная с верхнего. Вот их ответы. Проверь и прокомментируй.

Коля расположил так: деревья, кустарники, травы.

Лена расположила так: кустарники, травы, деревья.

Олег расположил так: травы, кустарники, деревья.

Кто выполнил верно?

Личностные Познавательные

4 класс

Задание №6

Составь план своего безопасного маршрута «Дом - школа», помести дорожные знаки. Проведи по этому маршруту своего товарища.

Коммуникативные

Личностные

Используемые источники:

1. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»: пособие для учителя / ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.

2. «Типовые задачи формирования универсальных учебных действий». Л.Н.Чипышева. Сайт ЧИППКРО

3. Планируемые результаты начального общего образования ., под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.

4. http://skazrus.my1.ru/load/26-1-0-556

5.  http://skazrus.my1.ru/load/26 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"

Разрабатывая проблему формирования самоконтроля  младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:·        Самоконтроль поведен...

Научно методическая разработка «Система работы воспитателя в группе продленного дня по развитию связной речи у обучающихся»

Данная научно-методическая работа  раскрывает роль работы по развитию речи у обучающихся с нарушением зрения. Включает в себя ситему работы по диагностике и развитию связной речи детей в гр...

Инновационное развитие воспитания: научно-методические основы и механизмы реализации

Последнее время слово "инновация"  в образовании употребляется слишком часто. Конечно, можно  обновить содержание образовательных программ, но при этом нельзя будет ...

Научно- методическая статья. Тема: "Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами"

Работа учителя-воспитателя с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами на уроке и внеурочное время...

Научно-методическая статья о духовно-нравственном воспитании в ГПД.

Духовно-нравственное воспитание – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качест...

Научно-методическая статья по ознакомлению учащихся с жостовской росписью.

Работа педагога с детьми при организации занятий по знакомству с жостовской росписью строится исходя из следующих задач обучения: 1. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, ув...

Педагогическое призвание.Международный научно-методический конкурс. Тема научно-методической работы "Механизмы мотивации на внимательное изучение темы при выполнении домашнего задания"

В связи с загруженностью детей учебным процессом. внеурочной деятельностью и посещением различных кружков, у них не остается достаточно времени для качественного выполнения домашнего задания.Поэтому у...